Кумыкский мир

Культура, история, современность

Просветители Дагестана

На фотоснимке запечатлены шесть педагогов, которые были гордостью Дагестана в начале XX века. В первом ряду сидят (слева направо) Абдул-Кадыр Алкадарский, Эдхем Фейзи, Магомед-Кади Дибиров (ал-Карахи), во втором ряду (слева направо) Абдурахман Исаев, Мамед-Казим Алекберли, Шавки Бектора.

В 20-30-е гг. они работали в системе Народного Комиссариата просвещения; преподавали в Буйнакском педтехникуме, издавали научно-педагогический журнал "Маариф ёлу" (Путь просвещения). Но мало кто ныне знает о них что-либо, и могут узнать их на данной фотографии. А ведь люди-то были интересные, замечательные и немало потрудившиеся на ниве дагестанского просвещения. Но кто же они, давайте, познакомимся!

...Итак:

Первый в первом ряду - Абдулкадыр Алкадарский - человек известный в Дагестане, из знаменитой семьи ахтынских интеллектуалов. Он - один из первых педагогов Дагестана, выпускников Горийской учительской семинарии. После завершения учебы там вернулся в родной Дагестан и устроился учителем русского языка в Ахтах. Затем переехал в Дербент, преподавал в городском училище. В 20-30-е гг. преподавал в Касумкенте в школе крестьянской молодежи. Он - один из разработчиков нового алфавита для народов Дагестана на латинографичной основе, автор учебников для школ.

Второй в первом ряду - Эдхем Фейзи, по национальности - турок из Румынии. Был выпускником Сорбонского университета (Париж), прибыл в Дагестан в 1924 г. по приглашению Дж. Коркмасова. Он редактировал журнал "Маариф ёлу" (орган Наркомпроса Дагестана), преподавал в Буйнакском педтехникуме (1930). Выступал в каждом номере упомянутого выше журнала с серьезными научными статьями. В конце 30-х годов его имя исчезло со страниц журнала. Судьба его нам неизвестна.

Третий в первом ряду - Магомед-Кади Дибиров (ал-Карахи), один из общественных деятелей периода революции, входил в "Милли Комитет".

Первый во втором ряду - Абдурахман Исаев, в 20-е годы работал инспектором Накомпроса Дагестана, преподаватель математики пединститута и автор учебников.

Вторым во втором ряду стоит Мамед-Казим Алекберли. После ухода Эдхема Фейзи он стал редактором журнала "Маариф ёлу", к тридцати годам получил ученую степень доктора филологических наук. В 1932 г. журнал был закрыт, М. Алекберли приглашен в Баку на должность секретаря ЦК Компартии Азербайджана по агитации и пропаганде. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян.

Последним в этом ряду стоит Шавки Бектора (1888-1961). По национальности - крымский татарин, окончил Венский университет, сотрудничал с Дж. Коркмасовым в Стамбуле. Талантливый поэт, просветитель и педагог. Из семьи крымских эмигрантов в Румынии (1774 г.). Приехал в Дагестан в 1924 году вместе с Шавки Бектора по приглашению Дж. Коркмасова. Преподавал иностранные языки в Буйнакском педтехникуме. Часто печатался на страницах журнала "Маариф ёлу" с научными статьями. В 1926 г. был участником I Тюркологического съезда в Баку, сторонник единой грамматики и латинизации тюркских алфавитов. В 1927 г. по приглашению Туркменского правительства переехал в Ашхабад, где преподавал языки в учительском институте. В марте 1932 г. Бектора он был арестован ГПУ по обвинению в "принадлежности к секретной националистической организации туркмен" и приговорен к 10 годам заключения. Провел в заключении и ссылке в общей сложности 24 года, в годы хрущевской оттепели в 1956 г., получив разрешение на воссоединение с семьей, выехал в Турцию. Здесь он был избран председателем Крымско-татарского национального центра. Умер в 1961 г., похоронен в Эдирнекапы (Стамбул). В 1965 г в Анкаре издана книга воспоминаний Шавки Бектора под названием "Volga Kizil Akarken" ("Течет река Волга:").

Велик талант этого крымскотатарского писателя и просветителя, но еще более восхищает в нем его человеческая стойкость, мужество и достоинство, с которым он, крымский татарин и турецкий гражданин, в 1918 году безоглядно кинулся возрождать родную культуру в Крым, разбуженный революцией к новой жизни. Затем он отстаивал право тюркских народов на самосознание, работая педагогом в Крыму, Дагестане и Туркменистане и, в конце концов, выдержал 24 года лагерей и ссылок. Впрочем, частью своей судьбы Шавки Бектора считал и долю тюркских народов - с болью он пишет о расстрелах в Туркменистане, установлении колхозов, депортации крымских татар с родины. Книга его в 2003 г. вышла и на его родине, в Симферополе, и стала настоящим откровением для его соотечественников:

Вот такие люди стояли у истоков светского образования в Дагестане.


Источник:
газета "Ёлдаш/Времена" 29.09.2006

Размещено: 22.10.2006 | Просмотров: 4711 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.