Кумыкский мир

Культура, история, современность

Исследование "Тарихи Эндирей (История Эндирея)"

Предисловие переводчика и комментатора

Эндирей - кумыкское селение в Хасавюртовском районе РД, вплоть до 1990 г. носившее официальное наименование Андрейаул, - один из древнейших и крупных населенных пунктов Северного Дагестана, которому в исторической литературе посвящено немало строк. Известно также несколько отдельных работ разных авторов краеведческого и историко-литературного характера1). В 1980 году обнаружен нами, в двух списках, текст одного из интересных сочинений по истории Эндирея2), написанный в традициях старинных тюркских исторических преданий.

Список X. Насурова. В составе сборной рукописи3), принадлежащей жителю сел. Эндирей - Хункеру Насурову (род. в 1905 г.), на сс. 129-132 имеется список произведения под названием "История Эндирея" ("Эндирейни таварихи"), на кумыкском языке. Текст переписан в 1966 году Х.Насуровым на аджаме, то есть арабографическим письмом, со старой, по его словам, рукописи.

Список А.Атавова. Обнаружен в рукописной тетради, представленной автору этих строк в 1980 г. жителем г.Хасавюрта Атаем Атавовым (1903-1986 гг.). Последний переписал текст с чьей-то тетради в 1968 г. на кириллице. Список А.Атавова имеет заглавие: "История кумуков" ("Къумукъланы историясы"4)).

В литературе это сочинение более известно под названием "Тарихи Эндирей" ("История Эндирея").

Это небольшое по объему произведение создал эндиреевец Адильгерей Исмаилов (1882-1971 гг.) Время его создания, по мнению журналиста и историка-краеведа Б.Атаева - 30-е годы XX в. (Атаев Б. Летопись Кумыкии. Махачкала, 2002, с.145, 157, 165. На кумык, яз.).

Более или менее полных сведений об авторе - Адильгерее Исмаилове - пока не удалось обнаружить в литературе5). В рукописи А.Атавова, перед интересующим нас текстом и после него, имеются исторические песни (йыры), видимо, сочиненные тем же А. Исмаиловым, и которые мы здесь не приводим6). Однако текст одной из этих исторических песен интересен тем, что в нем прославляется некий герой по имени Шабазхаджи7), родом из сала-узденей8) Исмаиловых (по отцовской линии) и из фамилии Кылычулу, то есть Клычевых (по материнской линии). Видимо, автор происходил из упомянутого сала-узденского рода, который действительно существовал в Засулакской Кумыкии и был особенно известен в XIX столетии.

Список Х.Насурова и список А.Атавова почти идентичны. Разница между ними заключается в том, что в тексте первого: 1) сочинение озаглавлено как "История Эндирея", а в списке А.Атавова - "История кумуков"; 2) автором произведения назван "Адильгерей, сын Абдурашита", без указания фамилии; 3) проведено сравнение древнего Эндирея ("города Балха") - со Стамбулом; 4) имеется единственная дата, которая упоминается в самом начале текста.

Местонахождение автографа сочинения пока не выявлено.

Сочинение "Тарихи Эндирей" касается истории Засулакской Кумыкии. В нем речь идет главным образом о средневековом Эндирее; оно содержит некоторые интересные этнографические и историко-географические сведения, а в самом конце - о событиях позднейшего времени (сер. XIX в.).

В основу настоящего перевода текста "Тарихи Эндирей" положен список А.Атавова [...].

См. также приложение: Арабографический текст (факсмиле со списка Х.Насурова)


Примечания к предисловию.

1) См., например: Фатуев Р. Эндери // Дыхание гор: Легенды. М., 1969, с. 189-226; Атаев Б. Из истории Эндирея// "Дружба". Махачкала, 1977, №1, с. 96-101; Аджаматов Б. Святыни-зияраты древнего Эндирея. Махачкала, 1998, а также газетные публикации П. Хлопкова, К.М. Алиева, А.Г. Магомедова, Б. Гаджимурадова, Г. Яковчука, Т. Салаватова, Д. Атаева, Г. Керимова, М. Муцалханова и других авторов.

2) В местной периодической печати упоминалось о существовании аульной хроники Эндирея. Сообщение о рассматриваемом здесь сочинении и его краткую характеристику см.: Оразаев Г.М.-Р. "Тарихи Эндирей", с. 59-60; Его же. Нововыявленные материалы, с. 39.

3) Фотокопию сборной рукописи X.Насурова см.: РФ ИИАЭ, ф.ЗО, оп. 2, д. 57.

4) Кумыкский текст сочинения см.: РФ ИИАЭ, ф.1, оп.I, д. 572,инв. 7105.

5) Известно, что он был дважды репрессирован в годы тотальной коллективизации в стране - в 1927 и 1935 гг.; долгое время (до 1959 г.) проживал в Казахстане.

6) Текст одной из них опубликован Б. Гаджимурадовым в газ. "Ёлдаш", от 25 июля 1997 г., с. 18. На кумык, яз.

7) В архивных источниках 60-70-х годов XIX века упоминается подпоручик Шабазхаджи Исмаилов, уздень из сел. Эндирей (ЦГА РСОА, ф. 12, оп. 4, д. 46, л. 2; ГА РД, ф. 105, оп. I, д. 47, 232). Тексты вышеупомянутых стихов см.: РФ ИЯЛИ, ф. 9, оп. I, д. 423, инв. 7573, л. 79-81.

8) Сала-уздень (сала-оьзден) - представитель дворян не княжеского происхождения (у северных кумыков).


ЭНДИРЕЙНИ ТАВАРИХИi)

Текст в транслитерации.

(по списку А. Атавова)

 

ИСТОРИЯ ЭНДИРЕЯi) 1)

Перевод на русский язык

(по списку А.Атавова)

Яшдан берли таварихлеге кёп къарап - тюрк тилде болду, татар тилде болду, ногъай тилде болду, къырым-татар тилде болду - шоланы кёп тюнтюп юрюгенмен. Шолай шолагъа иштагьлы болмакъгъа гёре, кёп алда гетген уллу адамлар булан да лакъырларым да кёп болады. Шогъар гёре, эндирейли Исмаилов Адилгерей шуланы язаман, мен билеген къумукъ миллетни аслулары нечик гелген ва оьзлер нечик гелген халкъ экенин гьалигилер билсин, унутмай гележек наслугъа да къалсын деп.

 

С детских лет я увлекался историческими сочинениями (таварих), написанными на турецком, татарском, ногайском, крымско-татарском языках и частенько обращался к ним. Из-за такого интереса к ним у меня бывало и много личных бесед с пожилыми людьми, ныне уже ушедшими из жизни. Поэтому [я], Исмаилов Адильгерей из Эндирейа, пишу эти [строки] о том, что я знаю о кумукском народе (миллет) и о его становлении, чтобы [об этом] знали нынешние и чтобы это осталось незабытым и для будущих поколений.

Къумукъланы тахшагьары [болгъан] - гьалиги Эндирей деп айтагъан юрт. Шо заманда шону аты Балх болгъан. Дагьы ерде юрт бир юрт да болмагъан. Сувлар гьали йимик бой алып акъмагъан, тёбенги авлакълагъа яйылып къала болгъан, кёллер-къамушлукълар болуп.

 

Главным городом (тахшахар) [засулакских] кумуков было нынешнее селение, которое называется Эндирей3); а в древностиii) он назывался: Балх4). В других местах5) не было ни одного населенного пункта. Реки [в те времена] не текли по нынешним их руслам, а разливались по степям, превращаясь в озера и камышовые заросли.

Шо заманда къумукълар чапгъынлыкъ булан яшагъанлар.

 

В то время кумуки принимали участие в набегах6).

Эсги Яхсайны орнунда къалмукълар болгъан. Булар къумукълар булан душман болгъан. Шо заманда Эндирейден бир оьзден гиши бир бийни оьлтюрюп, къалмукъ хангъа барып сыйынып яшагъан. Къалмукъ хан да муну, бийни оьлтюрюп гелген деп, бугъар бек инанып, муну нёгер этип юрюте болгъан.

 

На месте Старого Аксая (Эсги Йахсай)7) обитали калмуки8), они были [тогда] не в дружественных отношениях с кумуками. В то время один уздень9) из Эндирейа убил бийа и приютился у калмукского хана. И калмукский хан, очень доверившись ему за то, что он убил [эндиреевского] бийа10), сделал его [своим] нёгеромiii)11).

Шо заманда къумукълагъа башчылыкъ этеген бийлер болгъан. Шолар шогъар хабарлар да йибере болгъан: ханны оьлтюрюп гелсенг, сенден биз гечебиз деп.

 

В то время во главе кумуков12) стояли бийи, которые посылали ему известия: "Если ты вернешься [к нам], убив хана, то мы простим тебя".

Шо заманда шо къанлы кёп заман тергеп юрюп юрюген. Артда да бир онг гелгенде, шо ханны оьлтюрюп къачып, къумукъ бийлени уьстюне барып Эндирейни тёбен ягъында токътап, бийлеге адам йиберген, "гьали мен сиз айтагъанны этип гелдим" деп. Шо заманда бийлер шогъар бек рази болуп, оьзлер шону уьстюне гелип, гечме де гечип, оьзлер булан Эндирей шагьаргъа алып гетгенлер.

 

Тот кровник (къанлы) долгое время выслеживал хана. И, наконец, найдя удобный момент, убил его13) и сбежал. Прибыв к кумукским бийам, он остановился в нижней части Эндирейа и отправил человека к бийам [с известием]: "Я пришел, исполнив то, что вы мне сказали". Бийи, будучи весьма им довольны, сами вышли к нему [навстречу], простили его и привели с собой в город Эндирей.

Андан сонг къумукълар къалмукълагъа чапгъунлар эте туруп, шоланы бузгъанлар. Шолар шондан къачмагьа башлагъанлар. Къумукълар шоланы къувалай туруп юрюген, алдын Яхсай-сув акъгъан ерге етгинчеге. Шоланы шондан оьтгерип, къумукълар къайтгъанлар. Гьали бусагьатда да шо ерге "Къалмукъ оьтген" деп айталар.

 

После того кумуки, совершая частые нападения на калмуков, [в конце концов] нанесли им поражение. [И] те стали убегать оттуда. Кумуки шли на них, оттесняя до того места, где раньше текла река Йахсай-сув14). Прогнав их за нее, кумуки вернулись обратно. И поныне то место называют "Калмук-отген"15).

Андан сонг бир бийни баш этип, шо къалмукълар къойгъан юртгьа Эндирейден кёп халкъны да гёчюрюп, Ташгечив деп шо юртгьа ат да къойгъан.

 

После того в селение (йурт), оставленное калмуками, переехало много людей из Эндирейа и во главе их назначили одного бийа. А то селение назвали Ташгечив16).

Андан сонг, ерлер ачылып, къамышлар-сувлар аз болгъан сонг, Кёстек де салынгъан, Эндирейден бир бийни баш да этип.

 

После того как открылись земли, уменьшились камыши и воды17), был основан Костек18) [и] во главе его был назначен один бий из Эндирейа.

Эндирей кёп уллу шагьар болгъан: бир башы Чумлуда, биревю башы Гюен-ерде, гьалиги Киназ-ёлну тёбен ягъында.

 

Эндирей был крупным городом: один его предел находился в Чумлу19), а другой край [в местности] Гюен ер20), в нижней части нынешней Княжеской дороги (Киназ-йол)21).

Урлангъан атны-оьгюзню, [шагьарны] биревю ягъында минип-егип юрюй болгъан.

 

Потерявшегосяiv) [в одной части города] коня или быка впрягали или ездили на нем верхом в другой части22).

Эндирейде къутас байлагъан бир минг атлы гьар заман гьазир тургъан, гьар гюн къувун десе чыкъмагьа.

 

В Эндирее постоянно находилась тысяча всадников с привязанными кутасами23), готовых в любой день выйти по тревоге.

Къутас деген зат - атны ялындан этген зат болгъан, шёшгени къанын сибиреген, сувгъа сукъса чайылып къалагъан болгъан. Шону яхшы атлыгъа тюгюл эсе такъмагъанлар.

 

Кутас изготовляли из конской гривы. [Он предназначался] для вытирания крови с сабли, а если его окунуть в воду - он [вновь] становился чистым. Его привязывали только лучшим всадникам24).

Андан сонг, сувлар бой алып, авлакълар таза болуп, башгъа къачылыкъ юртлар да салынгъан.

 

Впоследствии, когда реки обрели свои [нынешние] русла, поля очистились, степи освободилисьv) [от воды], были основаны и прочие окрестные селения25).

Алдын къумукълар айгъыр ат болмаса минмеген, гючлю бола деп. Сонг яшавгъа тартып, бичмеге башлагъанлар, юрютмеге къыйынлы бола деп.

 

В старину кумуки не садились на других коней, кроме как на жеребцов (айгъыр ат), считая последних более выносливымиvi). В дальнейшем, став более хозяйственными, они стали их кастрировать26), потому что трудно с ними возиться.

Эндирейге Шамилни, Къазимугьамманы асгери нече керенлер чапгъунлукълар этсе де, гирип болмагьанлар. Шамилни найыбы буртунайлы Къайырбек кёп асгери булан гелип дав этген. Шонда Къайырбекни де оьлтюртюп, сюегин де алып болмай къайтып гетгенлер.

 

Хотя войска [имама] Шамиля27) и Казимухаммы28) несколько раз совершали нападение на Эндирей, однако, они не смогли войти [в аул]. Наиб29) Шамиля Кайырбек из Буртунайа30 с большим войском прибыл туда и сражался. Однако Кайырбек был там убит и [войска] ушли обратно, не в силах забрать даже тело погибшего...31)


Примечание.

i) Атай Атавовну къолъязмасында бу асарны аты <Къумукъланы историясы> деп гёрсетилген.


 

Примечание.

i) В списке Х.Насурова первое предложение предваряется следующими словами: "История Эндирейа начинается в 1200-м году по христианскому летосчислению"2).

ii) Букв.: "в то время".

iii) В тексте : нугир.

iv) Букв.: "сворованного".

v) Букв.: "очистились, стали чистыми".

vi) Букв.: "сильными".


Комментарии.

1)

Рассматриваемое историческое сочинение, известное в литературе больше как "История Эндирея" ("Тарихи Эндирей"), в списке А.Атавова имеет такое заглавие - "История кумуков" ("Къумукъланы историясы").

При этом, этноним, известный в русском написании как кумыки, в данном сочинении (как и в сочинении "История Кавказа и селения Карабудахкент") указан в форме кумук - по самоназванию этноса "къумукъ".

2)

Это предложение является, видимо, конъектурой составителя другого списка - Х.Насурова. Достоверных сведений, подтверждающих именно эту дату, у нас нет.

В этой связи привлекает особое внимание сведения немецкого путешественника Я.Рейнеггса, побывавшего в этих краях в конце XVIII века. В своем историко-топографическом описании он отмечает: "За 1200 лет (то есть в конце VI века - Г.О.) оной город был известен под именем Бальк, его почитали тогда столицей Тесте-Кипчака (Дешт-и Кыпчак. - Г.О.), ибо в нем имел свое пребывание монгольский князь или гакан-башенг..." (Дагестан в известиях русских и западно-европейских авторов XIII-XVIII вв. Махачкала, 1992, с.253). Однако, и эти сведения Я.Рейнеггса не подтверждены достоверными источниками.

По крайней мере, путешественник Рубрук в 1253 г. отмечал существование Эндирея.

3)

Эндирей (Эндрей, Эндери) - кумыкское, а с 1990 г. и официальное, название бывшего селения Андрей-аул. Оно считается первым по времени появления крупным кумыкским селением в Терско-Сулакском междуречье. Первое упоминание в русских источниках относится к 1587 г. - в форме Индили (см.: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. М., 1889, вып. т.1,с.ЗЗ). В конце XVII века там поселился Солтанмут (Султанмахмуд), основатель княжеской династии засулакских кумыков. Вплоть до XVIII в. (1722 г.) оно играло главенствующую роль в этом микрорегионе. О старом Эндирее см. также наш коммент. 4.

О происхождении топонима существует ряд весьма разноречивых мнений и предположений, согласно которым этот населенный пункт:

  • а) назван по имени одного казака или беглого донского казачьего атамана из "Ермаковых скопищ" - Андрея, якобы основавшего новое село (по другим версиям - нашедшего в 1554 г. на западных берегах Каспия опустевший каменный городок), в котором поселился сам первым и "в свое имя назвал" (Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979, с.162-163, 247; Болтин И.Н. Примечания на Историю древния и нынешния России г.Леклерка. СПб., 1788, т.I,с.48,343-344; Шидловский Ю. Записки о Кизляре//Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1843, ч.4, с.191; Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках // "Кавказ". Тифлис, 1848, №40).
    Первым эту версию выдвинули, кажется, И.Гербер и В.Н.Татищев и вслед за ними повторил их - И.Н. Болтин (но последний опубликовал ее в печати раньше, пользуясь рукописными материалами В.Н.Татищева).
    Однако некоторые современные исследователи склонны видеть в топониме Андрей (Андреева деревня, Андрееве, Андрейаул) "искаженное русскими название кумыкского аула Эндери" (см.: Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. О месте первоначального расселения гребенских казаков// Сов. этнография. М., 1972, № 3, с.37). Впрочем, об этом же писали еще раньше авторы ХVIII-ХIХ вв. - Г.Ф.Миллер, И.Л.Дебу, А.П. Верже и другие (см.: Гербер И.Г. Известие о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекою Курою народах и землях и о их состоянии в 1728 году//Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие.СПб., 1760, июль-октябрь, с.41,примечание Г.Ф.Миллера; Дебу И.Л. О Кавказской линии. СПб., 1829, с.94; Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859, с.130). Следует отметить также, что утверждение В.Н.Татищева и И.Н.Болтина не документировано и противоречиво;
  • б) назван по имени русского охотника Андрея, якобы жившего здесь (предание жителей Эндирея, зафиксированное нами в 1980г.). Предание это, по всей вероятности, имеет позднейшее происхождение и является книжным заимствованием;
  • в) назван по имени "армянина Андрея, видимо, первого поселенца", так как тут первоначально проживали якобы армяне (эрмелилер). (Наш полевой материал, 1983 г.; см. также: Кирюхин В.С. Русский прозаический фольклор в Дагестане и на Северном Кавказе. Махачкала, 1980, с.170). Однако, известно, что армяне были поселены на Северном Кавказе лишь в начале XVIII века, а населенный пункт же под названием Эндирей существовал, по крайней мере, еще в XVI веке - во времена Солтанмута;
  • г) назван по имени калмыкского военачальника Эндирея, который якобы "остался там жить. Имя этого Эндирея и закрепилось за аулом" (по местному преданию; см. в кн.: Кумыкский фольклор /Сост. А.М. Аджиев. Тбилиси, 1999,0.130-131). Однако известно, что калмыки появились на Северном Кавказе позже - впервые лишь в 1630-х годах;
  • д) назван по имени одного кумыкского князя из Тарковского шамхальства - Эндери, который якобы был владельцем земли на этом месте. (Сообщение местного краеведа Г.Яковчука);
  • е) назван по имени правителя ("начальника") древнего дагестанского города Балха - Андрей, Эндир или Эндирей ("Дербенд-наме", список 1099/1687-8 г.: ОР РНБ, Дорн 541, л.24 б; см. также текст Румянцевско-го списка, л.4а,12а, и сведения немецкого путешественника Я.Рейнеггса - в кн.: Дагестан в известиях..., с.253-254);
  • ж) назван, по мнению краеведа и журналиста Б.Гаджимурадова, именем основателя этого селения - Эндера, который являлся предком Салор-Казана - героя тюркского эпоса "Китаби Дедем Коркут". (Б.Солтан. Корни "Балука" глубинные // "Ленин ёлу", газ. от 18.05.1991, с. 2. На кумык, яз.)
  • з) назван по имени Индербая, человека из племени тюменов, который якобы предав своих соплеменников, помог гюенам уничтожить их (предание местных жителей; Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961, с. 193-194);
  • и) образован от двух кумыкских лексических основ индыр//инныр "ток, гумно, место для молотьбы урожая" и ай "месяц"; то есть топоним означает -"месяц молотьбы", так как жители этого села во времена монголов якобы убирали хлеб по ночам, опасаясь нападения врагов (предание местных жителей; Берже А.П. Указ, раб., с. 130; Гаджиева С.Ш. Материальная культура кумыков ХIХ-ХХ вв. Махачкала, 1960, с.34; Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. О месте, с.37; Лавров Л.И. Топонимические заметки // Кавказский этнографический сборник. М., 1980, т.7, с.211);
  • к) образован от словосочетания эндир бай//индыр бай "богатый обмолот" (Гаджиева С.Ш. Материальная культура, с.34);
  • л) образован от основ эн и дарай//дерей (виды шелковой ткани), так как среди главных предметов торговли в этом селе в средневековье якобы были шелк и шелковые ткани (см.: Таймасханова Т.Г. К истории ойконима Эндирейаул//Тезисы докладов к конференции, посвященной 20-летию со дня организации Даг. филиала Географич. общества СССР. Махачкала, 1979, вып. 12, с. 113). Это предположение, однако, не согласуется с сообщением Эвлия Челеби, посетившего этот "город" в XVII в. и написавшего о том, что в одежде эндиреевцев "совершенно отсутствует шелк, ибо они ... шелка совсем не носят" (Эвлия Челеби. Книга путешествия. М., 1979, вып.2,с.115); трудно представить, однако, что они не носили шелка, а лишь продавали его;
  • м) образован от двух тюркских основ эн//эни "широкий" и дере "долина", то есть - "аул, расположенный в широкой долине". (Газетное сообщение лингвиста К.Ш.Микаилова; Атаев Б. Из истории Эндирея // "Дружба". Махачкала, 1977, № 1, с.96. На кумык, яз.);
  • н) берет начало от сочетания двух фарсидских слов: эн "ширина" и дару "ворота". (Атаев Б. Край равнинный - Кумыкия. Махачкала, 1996, с. 123);
  • о) возводится к монгольскому слову ундэр "высокий"; "возвышенность, высота", так как в прошлом это село якобы располагалось на возвышенности (Таймасханова Т.Г. Указ, раб., с.114);
  • п) происходит от иранского слова эндерун "внутренний" (газетное сообщение языковеда А.Г.Магомедова);
  • р) является этнопононимом, связанным с древним тюркским этнонимом эндер (Кадыраджиев К.С. Географическая локализация и генезис этнотопонима Эндер // Тезисы докладов к конференции, посвященной 20-летию со дня организации Даг. филиала Географич. общества СССР. Махачкала, 1979, вып. 12, с. 116; Его же. К этимологии некоторых кумыкских топонимов // Ономастика Кавказа. Орджоникидзе, 1980, с. 122). К.С.Кадыраджиев относит его к булгарскому пласту топонимики Дагестана;
  • с) является реликтом древнейшего хазарского топонима Семендер. Как считает историк М.И.Артамонов, исходя из созвучия, название аула Эндери "можно принять за единственный пока реальный остаток древней хазарской столицы Семендера". Мнение это высказалось ранее Б.Малачихановым, а также поддержано Г.С.Федоровым. (Артамонов М.И. Очерки древней истории хазар. Л., 1937, с.97; Федоров Г.С. К вопросу о местонахождении столицы Хазарского каганата - г.Семендера // Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 1975, вып. 2, с.307);
  • т) соотносится, по мнению краеведа Г.Керимова, с древнетюркским словом андырай "граница". Вероятно, - пишет он, - что Эндирей в далекие времена находился на границе с другими племенами и поэтому получил такое наименование. Следовало бы отметить, однако, что такая семантика самого слова andiraj сомнительна и в словаре оно указано с соответствующей пометкой (см.: Древнетюркский словарь. Л., 1969, с.44).

Можно бы привести и другие варианты объяснений ойконима. Однако из-за обилия попыток его толкований проблема происхождения названия этого известного села только усложняется. Здесь как нельзя более подходит высказывание В.А.Никонова о том, что "надежность этимологии обратно пропорциональна их количеству" (Никонов В.А. Этнонимия // Этнонимы. М., 1970, с.25).

Впрочем, замечено, что чем древнее населенный пункт, тем, как правило, более затемнена семантика его названия и тем больше существует версий о его происхождении. Так же обстоит с названием Эндирей.

Источники подтверждают, что Эндирей (Андреева деревня, Андрие, Андрейаул, Ондреево, Эндери) был довольно большим и укрепленным городом. Так, Эвлия Челеби в 1666 г. описывает его как "древний стольный город падишаха Дагестана" (Эвлия Челеби. Указ, раб., вып.2,с.111). Однако, первоначальное местоположение его указывается на р. Койсу (Сулак), и лишь впоследствии - на р. Акташ. Так, В.Н.Татищев писал, что этот населенный пункт "прежде был построен на левом берегу реки Койсы древними жители из великаго каменья, котораго доднесь много в целости" (Татищев В.Н. Указ, раб., с.162). Известные путешественники сер. XVII века указывают этот населенный пункт ("город Эндери", "деревня Андре") именно на берегу Койсу (см. напр.: Witsen N.K. Noord en Oost Tartarye. Amstredam, 1692, t.2, s.447; Эвлия Челеби. Указ, раб., вып.2,с. 114; Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906, с.453, 508).

4)

Балх - древнедагестанский город-крепость. Историки М.А.Казембек, А.Я.Гаркави и некоторые другие отождествляют его с хазарским городом Баланд-жаром, существовавшим в раннее средневековье на территории Северного Дагестана. Так, Казембек читал в тексте сочинения ат-Табари - Булкер (Bulkher/Bulker) или Балк/Белк (Balkh/Belkh). Он полагал, что название Беленджер (Belenjer) появилось вследствие небрежности переписчиков и из-за непонимания, в которое впали географы IX в. (Derbend-Nameh, or the History of Derbend:. By Mirza A. Kazem-Beg. SPb., 1851, с.480-482,616; Гаркави А.Я. Существовала ли у хазар столица под названием Баланджар// Известия имп. Русского археологического общества. СПб., 1878, т.9, вып.2-3, с.271; Артамонов М.И. История хазар. Л. 1962, с.184).

Большинство исследователей, надо отметить, не согласны с мнением о тождестве Балха и Баланджара и локализуют последний в совершенно различных регионах Северного Кавказа и Дагестана (см.: подробнее об этом: Котович В.Г. О местоположении раннесредневековых городов Варачана, Беленджера и Таргу // Древности Дагестана. Махачкала, 1974, с. 196-220). Исследования М.Г.Магомедова показали существование в раннее средневековье не только нескольких городов с таким названием, но и "страны Беленджер", располагавшейся в долине р.Сулак (Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983, с.28-36,46-52).

В одном из арабоязычных источников XII в. упоминается "Балх Лакза, находящийся в чаще лесов" (Масуд ибн Намдар. Сборник рассказов, писем и стихов. М., 1970, л. 139 б - по факсимиле рукописи; Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда Х-ХI вв. М., 1963, с.113-114). Возможно, это сообщение свидетельствует о существовании другого, южнодагестанского Балха, в конце ХI-начале XII века. Отождествлять "Балх Лакза", упоминаемый у Масуда ибн Намдара, с Балхом (Эндиреем) нашего источника нет достаточных оснований. Ибо раннесредневековый Лакз, известный по арабским источникам, занимал, по мнению многих исследователей, лишь территорию южной части Дагестана и северо-восточной оконечности Азербайджана, присамурские районы (см.: Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964, с.26,49; Шихсаидов А.Р. Вопросы исторической географии Дагестана Х-Х1У вв.: (Лакз, Гумик) // ВИИД, с.65-81; История Дагестана. М., 1967, т.1, с.124,186), в то время как наш Балх (Эндирей) локализуется на севере - в Терско-Сулакском междуречье. Тем не менее упоминание Масудом ибн Намдаром некоего лакзского Балха представляет интерес для исторической географии края, если учесть, что этот автор был весьма хорошо осведомлен о политико-административном устройстве южной части Дагестана того времени. Сведений же из других, независимых источников, подтверждающих существование Балха в Южном Дагестане, у нас нет. Следует, однако, принять во внимание мнение тех исследователей (например, И.Г.Гербера), которые считают, что под именем Лезгистан (а это персидское обозначение арабского названия - Лакза) имеется в виду не только Южный Дагестан, а "разумеются разные землицы и народы, например, тавлинцы, акушинцы, кубинцы, курелы, дагестанцы, джары, кумыки, хайтаки, табасарань и другие, которые живут в Кавкасских горах, или под оными, к востоку, к Каспийскому морю" (Гербер И.Г. Господина полковника Гербера примечания к Географии Российской X века, господином профессором Байером сочиненной // Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие. СПб., 1760, октябрь, с.313; см. также: Гербер И.Г. Известие, с.110). Я.Д. Лазарев также пишет о термине лекзи, "составляющем у армян, персиян, татар и грузин общее название всякого горца, какого бы то ни было племени и общества, если только он из Аварии, Акуши, Анды, Кази-Кумуха, Кюры (Самурской страны), Табасарана, Кара-Кайтага, Цахура, Шамхальского владения и даже из Кумыкской плоскости" (Лазарев Я. О гуннах Дагестана. Тифлис, 1859, с.9). В таком случае понятие Лезгистан, существовавшее в раннем средневековье и понятие Дагестан, появившееся в более позднее время, идентичны (см.: Берже А. Краткий очерк путешествия по Дагестану // "Кавказ". Тифлис, 1862, №1-3, с.17) и, естественно, отпадает необходимость связывать рассматриваемый нами топоним только с Южным Дагестаном. Следовательно, у Масуда ибн Намдара могла идти речь о Балхе, расположенном в северной части Дагестана, то есть о древнем Эндирее, который действительно был некогда "промеж гор и лесов лежащею деревнею" (см.: Гербер И.Г. Известие,с.41).

Когда же появился и где именно, в каком месте Северного Кавказа располагался Балх? Точного, то есть обоснованного, ответа пока нет. А имеющиеся сведения следующие.

Как утверждается в тексте Румянцевского списка "Дербенд-наме", город под названием Балх построил (или отстроил заново) на реке сасанидский шах Нуширван, то есть Хосров I Ануширван (см.: "Дербенд-наме"). В тексте другого списка этого сочинения, изданного М.А.Казембеком, также сообщается, что Балх, в числе других крепостей Дагестана, был восстановлен Ануширваном по повелению его отца - Кавада I (см.: Derbend-Nameh, с.460). Таким образом, появление Балха на Кавказе или его восстановление связывается не позднее чем с серединой VI века. Согласно текстам некоторых арабоязычных списков "Дербенд-наме", город Балх располагался на реке Ихран, а люди того города были из Хурсана (Саидов М.-С., Шихсаидов А.Р. "Дербенд-наме": (к вопросу об изучении) // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980, с.28-29; см. также с.55-56).

Согласно утверждению А.Бакиханова, Балх также существовал еще во времена Ануширвана, то есть в VI веке: до появления арабов в Дагестане, на правом берегу Сулака располагался город Балх, "крепость коего была к северу на противоположном берегу, с некоторыми другими крепостями, расположенными до владения Гамри. Нуширван поставил в них гарнизон из племени тумана (ср. с этносом "тюмен": в коммент. 3, пункт з - Г.О.) или же там водворенного и из среды их избрал правителя по имени Туман-шах" (Бакиханов А.-К.-А. Гюлистан-Ирам. Баку, 1926, с.34. Точка зрения А.Бакиханова основана на материалах " Дербенд-наме").

М.А.Казембек полагает, что Belkh или Balkh (Белк или Балк), то есть старый Эндирей, лежал на 3 мили южнее нынешнего Эндирея (Derbend-Nameh, с.482). В примечаниях к русскому изданию "Дербенд-наме" М.А.Алиханов-Аварский также высказывает мнение, что существовали два Эндирея в Дагестане: нынешний Эндирей, "называвшийся Кюльбахом, и другой, более древний, лежавший, по преданию, верст на 15-20 южнее первого и иногда называемый Балхом" (Тарихи Дербенд-наме. Тифлис, 1898, с.49; см. также с.44). По сведениям В.Н.Татищева, кумыки построили новую деревню "от старой 25 верст к Кизляру" (Татищев В.Н. Указ, раб., с. 163), то есть к северу.

Однако археолог Д.М.Атаев писал о раннесредневековом булгарском городе Эндирее, располагавшемся, по его мнению, в 2 км к северо-западу от современного Эндирея. Это так называемое Андрейаульское городище, в котором проф.М.Г.Магомедов склонен, однако, видеть древний хазарский город Вабандар (см.: Атаев Д.М., Магомедов М.Г. Андрейаульское городище // Древности Дагестана. Махачкала, 1974, с.138; Магомедов М.Г. Указ, раб., с.149).

Древний город Балх упоминается также в старинном кумыкском "Сказании о битве при Анжи" ("Анжи-наме") в связи с событиями в период завоевания арабами хазарского города Анжи, VI-VIII вв. (см.: Хрестоматия по дореволюционной кумыкской литературе / Сост. С.Алиев и М.-Г.Акаев. Махачкала, 1980, с.29; Алиев С. Путешествие в историю кумыкской литературы // "Дружба". Махачкала, 1974, № 3, с. 103. На кумык, яз.).

Согласно дагестанским народным преданиям, именно селение Эндирей называли прежде Белх, Балх или Балкъ-шагьар, то есть "город Балх" (Derbend-Nameh, с.480-483, примеч.17, 19; Бахтомов И. Чирка, или аул Чиркей // "Кавказ". Тифлис, 1863, № 29; Тарихи Дербенд-наме, с.44). По кабардинским же преданиям, на берегу р.Малки (старое тюркское название ее - Балх) были города Малкана или Балх (Ногмов Ш. История адыхейского народа. Нальчик, 1982, с.45; Ковалевский П.И. Кавказ. СПб., 1914, т.1, с.50).

Существуют и другие мнения о локализации Балха (Эндери).

Что касается семантики старого наименования, то, вероятнее всего, она связана с древнетюркским словом монгольского происхождения balyq//baliq, означающим "город; крепость". (Об этом слове см.: Древнетюркский словарь, с.80,81,644; Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1978, с.59; Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий, т.4,с. 1166, 1495,1498; Бартольд В.В. Балык//Сочинения М., 1965, т.З. с.492). С этим же словом связывал ойконим Балх Б.Малачиханов. По его мнению, это наименование, "имея нарицательный вообще смысл, относилось к Эндери, определяя его характеристику как крупного поселения, имевшего влияние на большую округу" (Малачиханов Б. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане // Ученые записки ИИЯЛ: Серия историческая. Махачкала, 1965, т. 14, с.199).

Согласно же С.Ш.Гаджиевой, топоним Балх - от кумыкского слова балыкъ, являющегося нарицательным для обозначения рыбы. По ее мнению, это название могло произойти от одного из основных (в свое время) занятий местного населения - рыболовства и существовать параллельно с первым названием -Эндирей (Гаджиева С.Ш. Материальная культура, с.34-35).

В принципе та же мысль выражена краеведом Б.Гаджимурадовым: мол, один из удобных для рыболовства судоходных заливов Каспийского моря некогда доходил до местности Кизил-яр, находящегося вблизи нынешнего Эндирея. Поэтому, населенный пункт, построенный на берегу залива, люди и назвали Балыкъ, т. е. "Рыбный" (Б.Солтан. Указ, раб., с.З).

Вполне допустимо (и такому явлению можно найти немало аналогий), что относительно большой по территории и влиятельный на всю северо-восточную округу Кавказа населенный пункт Эндирей мог быть назван ранними тюркоязычными племенами нарицательным именем балх, то есть "город", для особого выделения среди мелких, окружающих его населенных пунктов. А впоследствии же, с выпадением этого древнетюркского слова из активного употребления, или со сменой этносов в этом крае, оно вполне могло быть воспринято местным населением уже как бывшее собственное наименование города и, соответственно, породить известное предание о древнем названии Эндирея как Балх.

Видимо, этим возможным обстоятельством объясняется то, что Балх как наименование древнего Эндирея встречается только в преданиях местных народов, главным образом - кумыков, и в сочинениях местного происхождения, но не встречается в иноязычных, в том числе русских, документальных источниках.

5)

Речь идет здесь о территории Терско-Сулакского междуречья (Къумукъ-Тюз). Об истории кумыков Эндирея и о появлении новых аулов в его окрестностях см. также: Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1895, с.228-229, 239, 245; Алибеков М. Адаты кумыков // Дагестанский сборник. Махачкала, 1927, с.74; Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала, 1993, с. 32-37 .

6)

Ср.: Олеарий А. Указ, раб., с.494; Гербер И.Г. Известие, с.41.

7)

Старый Аксай (см. о нем далее в коммент. 16).

8)

Калмыки впервые появились на Северном Кавказе в 30-х годах XVII века. В 1664 г. калмыки совершили повторный поход из-за Волги на Северный Кавказ к русскому Терскому городку, но были разбиты.

События, упоминаемые в "Тарихи Эндирей", не датированы, в связи с чем затруднительно соотнесение их с конкретными фактами из истории кумыкско-калмыкских отношений. Следует обратить внимание на следующие несколько моментов из истории, подтверждающих достоверность недатированных сведений нашего источника. Войны калмыков во главе с их ханом Аюкой с дагестанцами, кумыками, кабардинцами, относятся к 80-м годам XVII в. и 1719 г. (Пальмов Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. Астрахань, 1922, с.24,62; Позднеев А. Калмыки //Энциклопедический словарь / Изд. Ф.Брокгауз и И.Ефрон. СПб., 1895, т.14 (27), с.59; Атаев Б. Калмыки // "Ёлдаш", газ. от 20 окт. 1992). Имя этого хана отражено в топониме Аюкю-Тюбе - названии холма недалеко от Эндирея.

Относительно калмыков, осевших на Северо-Восточном Кавказе, известно, что царское правительство переселило часть калмыков на Куму и Терек во второй половине XVIII в. (Санджиев Б.С. Калмыкская АССР // Сов. историч. энциклопедия. М., 1965, т.6, с.862). О кумыкско-калмыкских взаимоотношениях в XVII в. см. еще: Шихалиев Д.-М. Указ, раб., с.25-26, 31; Пальмов Н. Указ, раб., с.5-10,27; Русско-дагестанские отношения... Махачкала, 1958, с. 170-173 и сл.; Гаджиева С.Ш. О старинных песнях кумыков // "Дружба". Махачкала, 1960, № 4, с.62-64; РФ ИИАЭ, ф.1, оп.1, д.60, инв. 1187, лл.157,192-196,207,282-283.

9)

Уздень (кумык, оьзден) - у засулакских кумыков: дружинник князя (Лобанов-Ростовский М.Б. Кумыки, их нравы, обычаи и законы. Махачкала, 2002, с.24, 35-38; Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961, с.109).

10)

Бий - кумыкская форма общетюркского социального термина бек/бег "князь". В контексте идет речь об эндиреевском князе.

11)

Нукер (монг. "друг", "свободный человек"; "дружинник") - в кумык, языке: нёгер "слуга, дружинник"; "телохранитель хана".

12)

Речь идет о кумыкском населении Эндирея. Известно, что кроме них, в этом селе в XVII в. проживали и другие, родственные кумыкам этнические группы - бораганы (брагуны), тюмены, гюены, терекемейцы, которые со временем вошли в состав кумыков.

13)

Сведения об убийстве калмыкского хана эндиреевцем не подтверждается достоверными источниками. Возможно, в данном эпизоде отразился в искаженном виде другой известный факт - убийство последнего ногайского князя Башик-Баз-Камбулата эндиреевскими феодалами в XVII в. (см.: Головинский П.А. Кумыкские ногаи //Сборник сведений о Терской области. Владикавказ, 1878, вып. 1, с.314; Кужелева Л. Ногайцы//Ученые записки ИИЯЛ. Махачкала, 1964, т.13. Серия историческая; Оразаев Г. "Прошение кумыкских ногайцев" 1860 г. как историко-этнографический источник // Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв. Махачкала, 1989, с.68).

14)

Аксай (кумык. Яхсайсув, чечен. Ясси ) - река, протекающая на востоке Чечни и по западной части Северного Дагестана. (О старом русле Аксая см.: Книга, глаголемая Большой Чертеж М., 1846, с.244-245).

15)

Къалмукъ-оьтген (кумык, "[место, где] калмыки прошли", "Калмыкский переход") - местность близ сел. Герменчик Бабаюртовского района РД, на р. Аксай. (Салаватов Т. "Сенгерлер" откроет свою тайну/ / "Ленин ёлу", газ. от 12 окт. 1965 г., с.4. На кумык, яз.).

16)

Таш-Кичу (кумык. Ташгечив "Каменный брод") находился близ нынешнего сел.Аксай Хасавюртовского района. (О нем: Мохир М. Аксай (или Ташкичу) // СМОМПК. 1893, вып.16, с.30; Гаджиева С.Ш. Материальная культура, с.37-38).

Итак, вторым после Эндирея крупным кумыкским селением в Терско-Сулакском междуречье был Ташгечив, возникший, очевидно, во второй половине XVII века. (Краевед А.Аджиев считает, что Старый Аксай был основан еще раньше - в 1590 г. на правом берегу р.Аксай князем Алибеком и населен эндиреевцами (Аджиев А. Работа историко-краеведческого музея// Из опыта работы учителей истории школ Дагестана. Махачкала, 1964, с.39; см. также: Берже А. Чечня, с. 136). В конце XVII в. возникло третье крупное селение этого микрорегиона - Аксай (Яхсай), известное после событий 1825 года как Старый Аксай и разрушенное в том году. Оно находилось недалеко от Герзельаула, в 18 км от современного места расположения сел.Аксай. (Берже А. Чечня, с. 133; Семенов Н. Указ, раб., с.242). Жители Старого Аксая были переселены в упомянутом году в Ташгечив, который впоследствии стал именоваться новым Аксаем.

Бывший Ташгечив, ныне Аксай (Яхсай) - крупнейшее кумыкское селение в Хасавюртовском районе Дагестана.

17)

Сохранились предания и некоторые письменные источники, свидетельствующие о наличии "больших вод" - многочисленных озер и болот с камышовыми зарослями в низовьях и междуречье Терека и Сулака еще около четырех веков назад. Имеется довольно обширная научная и особенно научно-популярная литература по данному вопросу (см., например: Колебания увлажненности Арало-Каспийского региона в голоцене. М., 1980; Бартольд В.В. К истории Дербента // Сочинения. М., 1963, т.2, ч.1, с. 786-787; Алексин А., Гумилев Л. Хазарская Атлантида// Азия и Африка сегодня. М., 1962, № 2, с. 52-53. Ср. также со сведениями о повышении уровня вод на Тереке в 1725 г. и затоплении части Терского городка -Абсияхкента - в "Тарихи Кызларкала" и других источниках; Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII в. М., 1982, с. 32).

Отголоски факта о том, что часть Северо-Восточного Кавказа была дном моря в не столь уж отдаленную историческую эпоху, можно найти и поныне в легендах и преданиях жителей этого региона. См., например: "А ниже Щедрина когда-то вода шла тоже, где Каргалинка, там морское дно было, а после высыхания ее создались громадные пески"; "Это была действительно Жилая Коса, рыболовецкий поселок. Море отошло на 40-50 км от этого поселка...". (Кирюхин В.С. Русский прозаический фольклор в Дагестане и на северном Кавказе. Махачкала, 1980, с. 169, 174).

18)

"Город Костек" упоминается в "Тарих Дагестан" (Шихсаидов А.Р. Дагестанская историческая хроника "Тарих Дагестан" Мухаммада Рафи // Письменные памятники Востока: Историко-филологические исследования. Ежегодник 1972.М., 1977,с. 109). Очевидно, тут имеет место анахронизм. Считается, что Костек основан Алишем Хамзином - потомком Айдемира, сына Солтанмута Эндиреевского, в начале XVIII в. (Шихалиев Д.М. Указ, раб., с.33-34, 37; М-ов. Селение Костек // Терские ведомости. Владикавказ, 1900, № 152; Селение Костек // Терские ведомости. Владикавказ, 1904, № 149). Впервые упоминается в русских источниках под 1732 г. Существует также мнение, хотя и ничем не подтвержденное, о том, что на месте Костека в конце XVI в. русскими была построена крепость Койсу, впоследствии разрушенная, а в древние времена - города Гулибахи (Гелбах) и Киссим Кале (Кызылкала), так как "некоторые и почитают Костек остатками оных" (см.: Дагестан в известиях..., с.255; Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний... СПб., 1809, с.409). Старый Костек находился, согласно преданиям местных жителей, в 5 км от нынешнего места расположения села. (Наш полевой материал, 1983 г.: РФ ИИАЭ,ф.1, оп.1, д.598,инв.7571).

19)

Чумлу - (кумык. "Кизиловое") урочище между сел. Дылым Казбековского района Республики Дагестан и сел. Эндирей.

20)

Гюен-ер (кумык. "Гюенская земля"). Отметим, что в историко-этнографической литературе часто упоминаются в связи с Эндиреем общество под названием Гюен//Гуэн (см.: АКАК, 1904,т.12,с.1242) и микротопонимы, содержащие этот этноним в качестве компонента. Например, Гуен-отар на Кумыкской равнине (Шихалиев Д.-М. Указ, раб., с.38; Гаджиева С.Ш. Кумыки, с. 195), Гуенсызакъ (см. в нашем коммент. 21), Гюен къабурлар - название старого кладбища недалеко от Эндирея (наш полевой материал, 1980 г.), квартал Гуэнь//Гуен в Эндирее (Шихалиев Д.-М. Указ, раб., с.23,50; Феодальные отношения в Дагестане XIX- начала XX в. М., 1969, с.87; Ковалевский П.И. Указ, раб., т.1,с.169). Более того, по сведениям Н.Семенова, ногайцы называли сел.Эндирей XIV-XV столетий "Гуэнской крепостью" - Гуэн-кала (Семенов Н. Указ, раб., с.237,457), видимо, по названию одного из обитавших в нем племен. Некоторые видят в гуэнах остатков гуннов (СМОМПКД893, вып.17, отд.З, с.XIII), другие авторы говорят об их якобы чеченском происхождении (Семенов Н. Указ, раб., с.237,457; Ковалевский П.И. Указ, раб., тЛ,с.169). По Вейденбауму же, "гуэны... не отличаются от кумыков..., но сохранили только особое название" (Вейденбаум Е.Г. Начало гуэнской песни // СМОМПК, 1893, вып. 17, отд. 3, с.58-59). Жили эти племена вначале в Салатавии - на территории современного Казбековского района Дагестана (Гаджиева С.Ш. Материальная культура, с.33).

21)

Киназ-ёл ("Княжеская дорога") - так называют кумыки Хасавюртовского района главную дорогу микрорегиона. По рассказам местных жителей, древний город Эндирей простирался от Чумлу (см. коммент. 19) до шоссе близ нынешнего сел. Карланюрт. (Наш полевой материал, 1980 г.). Достоверность такого предания возможно усмотреть, в частности, в наличии старых кварталов Эндирея под названиями Уллучумлу "большое Чумлу", Гуенсызакъ "линия, черта гуенов", Эсгиюрт "старое село" и других (см.: Гаджиева С.Ш. Кумыки, с.200).

22)

Это гиперболизированное сообщение, по мысли автора сочинения, очевидно, должно свидетельствовать о большой величине территории, занятой древним городом Эндиреем. В 1980 г. нами записана в сел.Эндирей легенда; суть ее сводится к следующему: житель этого города смог отыскать своего потерянного быка лишь через год - в другой части огромного города.

Конкретных же данных о величине древнего Эндирея сохранилось крайне мало. "В сравнении с [другими] городами страны Дагестан он может считаться крупным, хотя [вообще-то] не велик... Здесь тысяча крытых землей домов, с садами и виноградниками", -свидетельствует турецкий путешественник, посетивший Эндирей в 1666 году (Эвлия Челеби.Указ. раб., вып.2,с.113-115). Как сообщает один из участников похода Петра I в 1722 г., тут насчитывалось тогда 3000 дворов (см.: Походный журнал 1722 года. СПб., 1855, с.99).

Однако в том году этот большой "азиатский город с многочисленным населением и обширною торговлею", как его называл Н.Семенов (см. его: Туземцы..., с.229), был полностью разрушен. В дальнейшем он был отстроен: уже в 1786 г. путешественник Я.Рейнеггс называет то же количество - 3000 дворов. Однако впоследствии размеры села были не столь велики: в 1821 г. - до 1500 дворов, к 1896 г. - 700 дворов (Магомедов Р.М. Легенды и факты о Дагестане. Махачкала 1969, с.80-81; Гриценко Н.П. Социально-экономическое развитие Притеречных районов в XVIII -первой половине в XIX в. Грозный, 1961, с.72; Семенов Н. Указ, раб., с.228; Зейдлиц Н. Список населенных мест Терской области по состоянию к 1874 году. Тифлис, 1878, № 599; Кумыки // Энциклопедический словарь / Изд. Ф. Брокауз и И.Ефрон. СПб., 1896, т. 17 (33), с. 14; Дагестан в известиях..., с.253). Ныне в сел.Эндирей насчитывается более 5 тысяч человек.

23)

Кутас - пучок белого конского волоса, который привязывался к головному убору (шлему) всадника или к шее лошади для украшения, в качестве султана. (Савваитов П. Описание старинных царских утварей. СПб., 1896, с.15-16). Очевидно, во время боевых действий он мог служить в качестве инструмента для чистки холодного оружия всадника от крови, грязи.

Слово къутас в современном кумыкском языке вышло из активного употребления. Оно зафиксировано в фольклоре; см. пословицу: Бийи бийик болса, къулу къутас болур (Османов М. Ногайские и кумыкские тексты. СПб., 1883, с.118), т.е. "если князь велик, то слуга - его украшение".

24)

То есть, тысяча всадников с кутасами, находившиеся в Эндирее,- все были "лучшими всадниками", отборным отрядом конных бойцов.

Примечательно, что Эвлия Челеби в 1666 г. упоминает о том, что "дагестанский шамхал" Султан-махмуд, находившийся в своей резиденции Эндери и распоряжающийся десятью тысячами воинов, дал крымскому хану Мухаммед-Гирею IV для его сопровождения "тысячу отборных воинов" (Эвлия Челеби. Указ, раб., вып. 2, с. 114, 116). В ногайской эпической поэме "Мурза Эдыге" воспет золотоордынский хан Узбек: "Почетную стражу его составляли тысяча кутасоносцев, садившихся на тысячу аргамаков" (Семенов Н. Указ, раб., с.425,458). Очевидно, число 1000 служит в этих текстах, как и в "Тарихи Эндирей", не для указания точного количества воинов. Скорее всего оно употреблено в традиционном смысле - для указания наличия достаточно большого количества отборных воинов у князя. Другое традиционное число - "300" - упоминается в местном предании, обратившемся в поговорку: "Эндрей выслал на войну триста всадников на пестрых лошадях" (см.: Семенов Н. Указ, раб., с. 244).

25)

В тексте: къачылыкъ юртлар. По историческим документальным данным, раздел Кумыкского владения на три части - Эндиреевский, Аксаевский и Костековекий уделы - произошел при внуках Солтанмута, то есть в XVII-XVIII вв. (см.: Феодальные отношения..., с.85). Однако в данном тексте речь идет о сёлах, относительно позднее появившихся на Кумыкской равнине. По мнению некоторых исследователей, селения Засулакской Кумыкии, кроме Эндирея, Аксая и Костека, основаны главным образом переселенцами и беглецами из названных трех селений, причем вновь образованные мелкие окрестные ("провинциальные") сёла и хутора называли качылыками (къачылыкъ от кумыкской глагольной основы къач - "убегать". См.: Атаев Б. Из истории, с.96). Существуют и другие мнения о его происхождении.

О слове качылык см.: Мохир М.В. Кумыкско-русский словарь // СМОМПК. 1893, вып. 17, отд.З, с.75; Лаудаев У. Чеченское племя // ССКГ. 1872, вып. 6, отд. 1, с.20,21,52; Сатыбалов А.А. Социально-политические термины тюркоязычных документов эпохи феодализма в некоторых языках Северо-Восточного Кавказа // Ученые записки ИИЯЛ. Махачкала , 1958, т. 5, с. 190; Гашимов Ч.М. Из истории взаимоотношений Дагестана с Чечено-Ингушетией в XVI-XVIII вв. // Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и народами Кавказа. Махачкала, 1982, с.56.

26)

Обычай кастрирования жеребцов известен издавна и у других народов, в частности, у калмыков (см.: Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773, ч.1, с.479-480).

27)

Речь идет здесь о неудачном штурме мюридами Шамиля аула Эндирей 30 сентября 1843 г. и нападении на крепость Внезапную, находящуюся у Эндирея, в апреле 1844 г. Оба раза мюриды Шамиля потерпели поражение от отряда полковника В.М.Козловского (АКАК. 1884, т.9, с.879-882; Ореус И.И. Кавказские войны // Энциклопедический словарь / Изд. Ф.Брокгауз и И.Ефрон. СПб., 1894, т.13-А (26), с.859). Неудачный набег отрядов Шамиля на Эндирей имел место и зимою 1853 г. (Майков П.М. Шамиль // Русский биографический словарь. СПб., 1905, т.22, с.504-505,509).

28)

Речь идет о первом имаме Дагестана и Чечни Газимухаммеде из Гимры (1795-1832), более известном в русских источниках XIX в. под именем Кази-Мулла. Он совершил нападение на крепость Внезапную в 1831 г. и осадил ее. (Пружановский К.И. Кази-Мулла. (Гази-Магомет) // "Кавказ". Тифлис, 1847, №30; Мухаммед Тахир. Три имама. Махачкала, 1990, с. 4-13; Хайдарбек Гиничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки / Пер. Т.М.Айтберова. Махачкала, 1992, с. 57-66).

29)

Наиб - (араб, на\'иб "замещающий"; "заместитель") здесь: уполномоченный Шамиля, осуществлявший военно-административную власть на определенной территории его имамата.

30)

Кайырбек (или Гъаирбег) из Буртуная - салатавский наиб имама Шамиля (АКАК. Тифлис, 1885, т.10, с.526,546,547,565; Гаджиев Б. У подножья Салатау. Махачкала, 1973, с.49; Казиев Г. , Ахмедзияутдинов Т. Чиркей. Махачкала, 1976, с.21-22; Павленко П. Шамиль. Махачкала, 1990, с. 167).

Буртунай - селение в Салатавии, ныне Казбековском районе Республики Дагестан.

31)

Этим эпизодом заканчивается текст "Тарихи Эндирейа" в обоих списках (Х.Насурова и А.Атавова). Возможно, что данное сочинение существует в более полных вариантах; однако, таковые нам пока не известны.


Источник:
Г. М.-Р. Оразаев. Исторические сочинения Дагестана.
Изд.дом "Эпоха", Махачкала,2003.

Размещено: 13.10.2006 | Просмотров: 11054 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.