Кумыкский мир

Культура, история, современность

Шевкалы русских и восточных летописей

В 2007 году исполнится 680 лет с первого упоминания в Тверской летописи и русских былинах Шевкала, золотоордынского посла, с именем и родом коего в литературе принято связывать титульное имя и царский род кумыкских правителей.


В разных летописях под обобщенным именем "шевкалы" и персонифицированным "Шевкал" известны как кумыкские правители (одна из древнейших на Кавказе правящих династий), так и отдельные личности, оставившие заметный след в исторической памяти разных народов Кавказа и России.

Факт, что наиболее ранние упоминания шевкалов содержат русские летописи, хорошо запечатлевшие многовековые взаимоотношения Руси и Золотой Орды, а также различных "татарских ханств" - государственных образований, возникших на ее этнотерриториальной базе после распада этой великой державы в 15-16 веках.

В русских летописях впервые Шевкал (он же - Чолхан, он же - Щелкан) фигурирует в связи с антиордынским восстанием в Твери 1327 г. Этим событиям посвящена летописная "Повесть о Шевкале".

В интерпретации историка Н. Карамзина (см.: История государства Российского. Том 4. Гл.8) события эти выглядят следующим образом:

"В [1327 г.] явился в Твери Ханский Посол, Шевкал, сын Дюденев и двоюродный брат Узбека, со многочисленными толпами грабителей. Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах, но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам.... Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия. Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцов Ордынских.... Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами: Тверь, Кашин, Торжок были взяты, опустошены со всеми пригородами; жители истреблены огнем и мечем, другие отведены в неволю."

В исторической песне о Щелкане Шевкал назван и по отчеству (отцу) - Дудентьевич. Песня эта содержит и другую важную информацию: ранее этот же Шевкал некоторое время находился и в земле Литовской, где "брал он дани не выходы, царские невыплаты, с князей брал...".

Возникает вопрос, а где же находилось удельное владение самого Шевкала? В более поздних русских источниках известны термины "земля Шевкалова", "Шевкальские цари" под которыми подразумеваются кумыкские правители и их владения на Северном Кавказе. Отметим, что и одна из летних ставок Узбека находилась в те эпохи на месте нынешних Кавминвод.

Далее. Известен Щейдяков - посол "с сотоварищи" в Москву от "Шавкал" ("Шавкал-мырза"), который фигурирует в посольских книгах московских царей за 1533-1549 гг.

Словарь Ефрона и Брокгауза (СПб. 1894. Т.Х11. С. 124) содержит очень важную информацию по генеалогии русских дворян Загоскиных. Согласно генеалогии "этот дворянский род происходит от татарина Шевкала Загоря (Закарья -?) из Золотой Орды, пришедшего в 1472 г. к Ивану III и получившего вотчины в Новогородской земле". Эту же информацию содержит биография Загоскиных, помещённая в РБС (VII, с. 152). В ней сообщается, что Загоскины происходят от Шевкала Загора, вышедшего в 1472 года из Золотой Орды к Ивану III, в крещении названного Александром Айбулатовичем и получившего в имение село Рамзай в Пензенской губернии. Из этого рода много воевод, а также писатель, автор первого русского исторического романа "Юрий Милославский". Конечно, как правильно указывает молодой историк Ю. Идрисов, первым обративший мое внимание на этот факт, "обладая минимумом знаний о личности Загоря", мы пока не можем утвердительно ответить на вопрос, происходил тот из рода наших шаухалов. Но, тем не менее, можно быть уверенным, что процесс накопления фактов и сведений когда-нибудь позволит нам ответить и на данный вопрос.

Наиболее раннее упоминание имени или титула Шевкал в восточных источниках содержится в огузском эпосе "Китаб-и Дедем Коркуд", время зарождения которого исследователи относят к 11-12, а время письменной фиксации к 14-15 векам.

Как установил турецкий историк Фахреттин Кырзыоглу, в "Китаб-и Дедем Коркуд" фигурирует как из один главных героев эпоса - царь кумыков-кипчаков - "Аладжа Атлы Шевкал-и Мелик" (обладатель розового коня Шевкальский царь", отождествляемый им с кумыкским шаухалом. В пользу такого отождествления говорит и тот факт, что в летописи Тимура (см.: Nizamuddin Sami. Zafername. Ankara.1987.S. 200) говорится о завоеванной Тимуром области "Гази Кумуклук вилаети" в составе владений хана Золотой Орды - Тохтамыша на Северном Кавказе. Правителем этой области здесь также назван "Шавкал" или "Шоокал". "Бунларын реиси олан Шавкал" (Бывший их правителем Шавкал) - говорится в этой летописи.

Думается, что в приведенных случаях "Шевкал", за исключением, быть может, огузского эпоса, (этимологии не будем касаться) употребляется в качестве имени собственного, а не в качестве титула. Хотя, должен сказать, что в последующем она могла превратиться и в отантропонимическое титульное наименование кумыкских правителей, связанных, как позволяют судить исторические источники, своим происхождением с золотоордынскими ханами. Ведь мировая история знает немало случаев, когда имя того или иного правителя для его потомков становилось титулом (Карл - король).

В пользу такой версии происхождения титула кумыкских правителей говорит и тот факт, что, начиная со второй половины XVI века и вплоть до второй трети XVIII в. для обозначения титула Тарковских правителей в проанализированных известным лингвистом, кандидатом филологических наук Г.-Р. Гусейновым русских и кумыкских источниках употребляется в 99 процентах случаев слово "шевкал" ("шефкал", "шавкал", "шафкал"), а не форма "шамхал". Последнее лишний раз свидетельствует о более позднем, вторичном происхождении данной формы, на что еще указывал В.В. Бартольд.

В связи с изложенным вряд ли можно отрицать наличие некой неразрывной связи между именем собственным "Шевкал" и титулом кумыкских правителей "шаухал". Тем более, что исторические источники прямо указывают на "татарское (от ханов Золотой Орды) происхождение" кумыкских правителей - шаухалов Тарковских (Эвлия Челеби, Мехмет Эфенди, "Гюлбин-и ханан").

Следует сказать и о том, что, начиная с XVI века слово "шевкал" служит не только для обозначения титула правителей, но выступает еще одним из названий кумыков, что отражает разные стадии генезиса и эволюции данного термина. Так, в ноябре 1567 г., после постройки русских крепостей в Кумыкии, сородич кумыкских правителей, крымский хан Девлет-Гирей, выражая свое недовольство строительством крепости на Овечьих водах, сообщал в Москву, что "шевкальцы - мусульмане, а при отцах и при дедах, и при дядьках наших от тех мест и по ся места меж нас с ними ссылка живет, и люди к нам ходят, а наши люди к ним ходят, в дружбе и любви ведемся...шевкалы... де вера, наша вера, и нам служить, и нам - де за них не стояти грешно".

Из всего изложенного видно, что Имя в истории, однажды возникнув, со временем может превратиться в название царского или княжеского титула и, наоборот, есть немало случаев, когда титул со временем превращается не только в имя собственное, но и в название целого народа. Представляется, что в случае с кумыкским историческим термином "шавхал" (шевкал, шавкал) русских и восточных летописей мы сталкиваемся именно с таким стадиально-эволюционным процессом взаимопревращений: Шевкал (имя собственное прародителя кумыкских правителей) - шевкал (титул кумыкских правителей) - шевкальство (название этнополитического образования кумыкских шевкалов) - шевкальцы (подвластный шевкалам кумыкский народ).

Размещено: 11.10.2006 | Просмотров: 3028 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.