Кумыкский мир

Культура, история, современность

Описание гражданского быта кумыков 1843 года.

  1. Описание происхождения князей, разделения кумыкского народа на классы и отношения одного сословия к другому.
  2. Прежний образ управления.
  3. Старшие князья в настоящее время.
  4. Права поземельной собственности.
  5. Права князей.
  6. Права первостепенных, второстепенных и третьестепенных узденей.
  7. Чагары.
  8. Рабы (кул).
  9. Азаты.
  10. Духовенство.
  11. О суде по адату у кумыков.
  12. Право канлы.
  13. Воровские дела.
  14. Отношение отца к детям и обряд сватовства.
  15. Отношение мужа к жене.
  16. Наследственное право, духовные завещания и опека.
  17. Добавление: Сведения по программе об адате или суде у кумыков.
  18. Добавление: Сведения о величине калыма согласно определению адата у кумыкских народов 1849 года.
  19. Добавление: Сведения о штрафах, налагаемых согласно определению адата у кумыкских народов 1849 года.

См. также:
Гаджиева С.Ш. Предисловие [к публикации сочинений о кумыках М.Б. Лобанова-Ростовского]
Лобанов-Ростовский М.Б. Кумыки, их нравы, обычаи и законы

Для удобства читателя орфография и синтаксис текста приближены к современным нормам. В тексте присутствует ссылки типа "как и у чеченцев", так как приводимым текстам в источнике предшествовало описание чеченского племени. (Прим. ред.)


Описание происхождения князей, разделения кумыкского народа на классы и отношения одного сословия к другому.

1. Обширная плоскость, заключающаяся между Тереком и Сулаком и отделенная от Чечни Качкалыковским хребтом, была обитаема прежде разными племенами, выселившимися из гор. Как управлялись эти племена прежде, составляли ли они один народ или каждое общество имело свои законы, свои условия, определить трудно, хотя с вероятностью полагать можно, что до прихода еще побочных детей шамхала Тарковского (джанков), все эти племена соединились уже в одно общество и составляли один народ.

2. После, как известно из преданий, народ, наскучив беспорядком, вызвал из Шамхальства Тарковского джанков, побочных детей шамхала, которые пришед с дружинами, завоевали землю кумыков. К этой же эпохе относится происхождение у кумыков беев или князей.

3. До прихода джанков из Шамхальства Тарковского весь кумыкский народ разделялся на узденей или дворян или рабов.

4. Рабы подразделялись на два класса: личных рабов (кул), над которыми господин имел право жизни и смерти, и крепостное сословие, или чагаров, которые были так же рабы, но участь их была обеспечена добровольными условиями, заключенными между им и господином, - условия эти, будучи потом освящены временем, оставались нерушимыми.

5. С приходом же джанков существующий порядок вещей изменился. Завоеватели разделили между собою всю землю, оставив лишь неприкосновенными владения тех узденей, которые по богатству и силе имели большой вес в народе, или кои то заслужили показанною ими в разных случаях преданностью новым пришельцам.

6. Прочие же уздени были лишены поземельной собственности, сохранили один титул дворянства и некоторые личные права, соединенные с этим званием.

7. Те фамилии джанков, которые разделили между собой земли, получили название потом беев.

8. Узденя, сохранившие свои владени, при этом перевороте, названы первостепенными узденями; остальная же части узденей, лишенная поземельной собственности, составила класс второстепенных узденей.

9. После прихода джанков и завоевания ими кумыков выселение из гор на Кумыкскую плоскость продолжалось. Так как все земли были уже разделены, то приходящие вновь поселенцы должны были селиться на землях, принадлежащих владельцам.

10. Это привело к взаимным условиям вновь пришедшего переселенца с прежним владельцем.

11. Последний требовал от первого, чтобы он платил ему известную подать и работал на него известное число дней в неделю.

12. Владелец брал с него обязательство, чтобы как сам он, так и семейство его и дети, раз поселившись на земле, не переходили уже на другое место.

13. Новые эти выходцы получили название чагар; в отличие от тех чагар, о которых сказано выше и кои произошли от рабов, они названы первостепенными. Таким образом, чагары разделились на два класса: первостепенных и второстепенных.

14. Существенное различие в правах упомянутых классов заключается в том, что господин имеет" полную власть над второстепенным чагаром. Господин может его наказывать по усмотрению и даже продать.

15. Над первостепенным же чагаром такой власти он не имеет. Собственность первостепенного чагара неприкосновенна.

16. Если бы первостепенный чагар не соблюдал всех условий, которые он обязан сохранять в отношениях к своему господину, то к выполнению их господин может принудить его не иначе как посредством суда.

17. Из вольноотпущенных, называемых у кумыков, как и у чеченцев, азатами, впоследствии составился третий класс дворянства, который получил название третьестепенных узденей.

18. Таким образом, весь кумыкский народ разделился на следующие классы: князей, узденей первостепенных, второстепенных и третьестепенных, чагар первостепенных и второстепенных и, наконец, рабов.

[Начало]

Прежний образ управления.

19. Главная власть в народе, до появления наших войск, заключалась в руках князей.

20. Из княжеских фамилий в каждой из больших деревень кумыкских, так, например: в Аксае, Костеке, Андрееве, составлялся особый совет.

21. Членами в него выбирались из каждой фамилии по одному князю, который по летам и делам имел вес в народе. Эти князья назывались старшинами.

22. Обязанность этого совета заключалась в назначении судей для разбирательства дел по адату. В судьи же могли выбираться не только князья, но и уздени всех степеней, лишь бы лицо, выбранное Я судьи, пользовалось уважением в народе по своим поступкам и летам. Сверх этой обязанности на княжеском совете лежали распоряжения по всем требованиям и службам, касающимся деревни.

23. Под непосредственным начальством совета состояли бегаулы, или выборные; десятники, исполняющие все приказания совета.

24. Важные дела решались на общем собрании, на которое собирался весь народ за исключением рабов.

25. К делам, решавшимся собранием, должно отнести наложение штрафов за преступления, судимые по адату.

26. У кумыков, как в народе, стоящем на высшей ступени гражданской образованности сравнительно с чеченцами, штрафы за преступления несколько значительнее; но штрафы эти не определены раз и навсегда законом, а зависят от того положения, которое по известному случаю сделано будет на мирской сходке. Таким образом, в течение известного периода времени, заключающегося между двумя мирскими сходками, за такие-то преступления существуют такие-то штрафы.

27. Если по какому-нибудь случаю штрафы эти найдены будут или слишком большими, или малыми, то вновь делается мирская сходка, на которой определяются новые штрафы до следующего общего собрания.

28. За строгим выполнением условий, определяемых на этих собраниях, обязаны были наблюдать старшие князья.

[Начало]

Старшие князья в настоящее время.

29. В настоящее время кумыкские деревни: Аксай, Костек и Андреева, управляются каждая только одним старшим князем, утверждаемым правительством.

30. Старший князь назначает судей для разбирательства по адату; на нем лежит также обязанность раскладки общественных повинностей, которые он взимает посредством выборных десятников.*)

31. Одним словом, старший князь составляет теперь как бы первую ступень судебной и исполнительной власти и, в случае притеснений и несправедливости сего стороны, обиженные могут жаловаться приставу и высшему начальству.

*) В деревне Андреевой учрежден был особый суд для - разбирательства воровских дел и тяжб между андреевцами; но ныне он потерял совершенно свое назначение, и в этом суде делается одна лишь раскладка общественных повинностей.

[Начало]

Права поземельной собственности.

32. Первые выходцы на Кумыкскую плоскость селились семействами или племенами. Каждый выходец, то есть уздень, селился с домом своим и рабами на том месте, где он находил удобным.

33. Когда народонаселение увеличилось, то произошло, что плуги разных семей начали съезжаться на пашнях, и это привело к определению границ между разными владениями.

34. Из вышеуказанного следует, что первое разделение земель у кумыков было по фамилиям. Потом джанки, завоевавшие этот край, разделили всю землю между собою, оставив неприкосновенными владения только некоторых узденей; но и после прихода джанков разделение земель по фамилиям осталось, ибо дети и потомки завоевателей, не деля между собою земель, владели оными вместе.

35. После, однако, независимо от общего владения, образовалось и частное. Князь или уздень покупал какую-нибудь землю, или она переходила ему по завещанию; так что, независимо от той земли, которою он владел вместе с членами своей фамилии, он приобретал особый участок земли, составлявший его нераздельную собственность. Потом многие князья получали в награду земли от русских.

36. У кумыков теперь существует два рода поземельной собственности: общее владение, то есть земли, принадлежащие целой фамилии, и частное, составляющее собственность одного только лица.

37. Владетели как той, так и другой, по большей части, князья или первостепенные уздени.

[Начало]

Права князей.

38. До прихода русских войск князья пользовались большими правами. Особа князя считалась неприкосновенною и оскорбивший его подвергался сильному гонению.

39. Если князь обвиняем был в обидах, сделанных узденю, в особенности второстепенному или третьестепенному, то штраф, которому подвергался князь, был весьма мал, а в некоторых случаях оного даже и вовсе положено не было.

40. С чагарами ни князья, ни уздени никогда не судились; в случае же обиды от последних чагар жаловался своему господину, а тот имел уже дело с обидчиком.

41. Многочисленное число рабов окружало князя. Чагары, живущие на его земле, платили ему оброк и известное число дней в неделю обрабатывали его поля.

42. От оброка этого не избавлялись также второстепенные и третьестепенные уздени, жившие на княжеских землях, и хотя они не несли барщины наравне с чагарами, но при сгоне на общие работы, как то: сенокосы, и пр., обязаны были выходить.

43. В военном деле каждый князь имел свою дружину, состоящую из преданных ему узденей и живущих на его землях чагар. С нею ходил князь на войну и в набеги. В дружине княжеской служили и второстепенные уздени.

44. С приходом русских княжеское достоинство утратило свой вес и влияние на народ. Законы русские, укротив своеволие князей, уничтожили их права, основанные на одном насилии; дружины княжеской более не существует.

45. Впрочем, сохранился еще обычай, что уздени вступают на службу к князю; но служба эта не что иное, как один пустой обряд. Уздень, вступивший в службу князя, по требованиям его должен являться к нему, а во время поездки князя куда-нибудь обязан ему сопутствовать.

46. Если князь вступает в милицию, то с ним зачисляется в оную и уздень, состоящий у него на службе.

47. По большей части служат князьям первостепенные уздени, не богатые поземельною собственностью, в вознаграждение за что они пользуются от князя участками земли.

48. Княжескому достоинству у кумыков воздавались особые почести. В присутствии князя уздень не смел садиться, пока тот не пригласит его.

49. Когда князь садился на лошадь, первостепенный уздень не обязан был держать ему стремя, ежели только при этом не находился второстепенный или третьестепенный уздень. Если же был налицо младший, то обязанность подводить лошадь князю и держать стремя лежала на сем последнем.

50. Кроме этих почестей, существовали и другие им подобные. Ныне хотя и воздаются иногда почести князьям, но их можно назвать скорее произвольными знаками уважения, чем обязанностью.

51. Впрочем, и до сего времени князья составляют высшее сословие у кумыков: князь никогда не вступит в брак с дочерью узденя; равно как и последний никогда не может получить в замужество княжеской дочери.

[Начало]

Права первостепенных, второстепенных и третьестепенных узденей.

52. Первостепенные уздени составляют второй класс в народе после князей.

53. Все они имеют собственные земли, чагаров и холопей.

54. Если какая-нибудь из фамилий первостепенных узденей не имела земли, то общество обыкновенно отводит оной участок.

55. Первостепенный уздень никогда не занимается полевыми работами; в звании его это считается предосудительным.

56. Если первостепенный уздень, по бедности и дурному поведению, потеряет всякое уважение в народе и, дабы поддержать свое состояние, будет вынужден зарабатывать свой хлеб, то он исключается из своего сословия и поступает в разряд второстепенных узденей.

57. Из второстепенных и третьестепенных узденей мало кто имеет собственные земли. По большей части они живут на землях, принадлежащих князьям и первостепенным узденям, на известных условиях, то есть платят первым в год известную подать; сверх того, выходят на сгон, то есть на сенокосы и прочее; барщины же не отправляют.

58. Второстепенный и третьестепенный уздени имеют всегда право оставить ту землю, на которой живут, и перейти к другому хозяину.

59. Второстепенный уздень, если приобретет состояние и землю, может сделаться первостепенным узденем.

60. Брак между двумя помянутыми сословиями допущен.

61. Третьестепенный уздень никогда не может поступить в разряд второстепенных узденей, хотя бы он приобрел поземельную собственность.

62. Он не может женить сына своего на дочери последнего и тот не согласится, чтобы сын его взял дочь третьестепенного узденя.

63. Как второстепенный, так и третьестепенный уздень, могут иметь холопов.

[Начало]

Чагары.

64. В настоящее время большая часть чагар выводит свое происхождение от чагар первостепенных, и по этому случаю у многих князей и узденей идет тяжба с чагарами. Чагар первостепенный может иметь холопов и существенная разница в правах третьестепенного узденя и чагара есть та, что чагар хотя б он был и первостепенный, не имеет права, не откупившись, оставить землю того хозяина, у которого он живет.

[Начало]

Рабы (кул).

65. Рабы у кумыков находятся в тех же отношениях к своему господину, как и у чеченцев; то есть господин имеет над ним право жизни и смерти. Рабы произошли, как и у всех горских народов, из ясырей, то есть невольников.

[Начало]

Азаты.

66. Азатами называются вольноотпущенные. Отпуская на волю своего раба, господин обязан всегда дать ему письменный документ, засвидетельствованный кадием и двумя свидетелями.

67. Если господин отпускает раба за деньги, то деньги откупившимся рабом отдаются обыкновенно кадию, который, удержав из них десятую долю, то есть закат, возвращает господину по совершении уже вольной.

68. Дети вольноотпущенных зачисляются в дворянское достоинство и составляют класс третьестепенных узденей.

69. Изложив, таким образом, права всех состояний и отношений одного сословия к другому, остается сказать, что разница, существовавшая прежде в состояниях, более и более изглаживается и, за исключением князей и первостепенных узденей, которые по богатству своему имеют вес в народе, сохранили тем и некоторые права, разница в правах между прочими сословиями народа более и более уничтожается.

70. Чагары ныне часто имеют тяжбы с второстепенными и третьестепенными узденями и нередко случалось, что они разбирались даже с первостепенными узденями и даже самими князьями. В штрафах за преступления, положенных на последних собраниях, прежней разницы между сословиями не существует. Как князь, так и уздень и чагар, за известное преступление платят почти одну и ту же пеню.

[Начало]

Духовенство.

71. У кумыков, как и вообще у всех магометанских народов, духовенство составляют муллы и кадии.

72. Каждый из вольных сословий может вступить в духовное звание; для этого нужно, чтобы он приобрел известные познания, т. е, умел читать и писать по-арабски, знал алкоран и толкование оного.

73. Были примеры, что в духовное звание поступали даже рабы; разумеется, что в том случае господин, видя, что раб его приобрел нужные сведения для духовного звания, давал ему свободу.

74. Если отец желает, чтобы сын его сделался духовным, то обыкновенно отдает его к известному мулле или кадию, который обучает его наукам. Когда он приобрел нужные познания и откроется свободное место, тогда общество избирает его в муллы, а из мулл уже по достоинствам и уважению, которое он заслужит, может в народе сделаться, наконец, и кадием.

75. Ныне в каждой большой кумыкской деревне, Аксае, Костеке и Андреевой, имеется по одному кадию и несколько мулл.

76. Кадий отправляет обряды богослужения и соединяет, кроме того, в своем лице власть судебную по делам, касающимся наследства, завещаний и опеки, которые у кумыков, как и у чеченцев, разбираются по шариату.

77. Муллы отправляют одни духовные обряды.

78. В случае болезни кадия, должность его занимает один из мулл, по выбору жителей.

79. Духовному званию у кумыков не предоставлено особых прав. Конечно, всякий мулла, как избранный обществом, пользуется более или менее уважением; но особенных почестей никаких ему не отдается.

80. Избранный в муллы по-прежнему продолжает обрабатывать землю, если только он ее имеет, ездит на войну, ходит в набеги, как и всякий мирянин.

81. Если у муллы идет тяжба с мирянином, то он судится с ним по адату в тех делах, которые подвержены разбирательству адатом; в делах же по наследству, завещаниям и опеке, он разбирается шариатом.

82. У кумыков муллы и кадии, независимо от подаяний, получаемых ими при погребениях, получают от общества содержание из добровольных пожертвований. Каждый дом, смотря по богатству, дает мулле по 1 руб., по 2 и даже по 3 в год.

83. Кроме того, некоторые муллы и кадии имеют доход от заката, который дают из доходов набожные люди (из него мулла может удержать третью долю), а также на десятой доли от процента, который торговцы получают от капитала и товаров*). Впрочем, по большей части, хозяин раздает сам закат бедным, а если получает это иногда мулла, то в таком только случае, когда мулла пользуется особой его доверенностью и уважением. Тогда возлагается на совесть муллы удалить в мечеть из части заката, приходящейся на его долю.

*) По правилам магометанской религии, 1/10 доля должна отдаваться в мечеть, не только от процентов, но и капитала, хотя бы хозяин его не прирастил и по совести сознается, что он о том не прилагал особых попечений.

[Начало]

О суде по адату у кумыков.

84. Кумыки выводят происхождение своего адата из деревни Эрпели, лежащей в шамхалъстве Тарковском. Кумыкский адат во многом сходствует с чеченским, и в нем точно так, как в последнем, невозможно отыскать определительности прав, строгости в постановлениях и точности в> условиях жизни общественной.

85. Здесь права сильного также часто имеют место; наказаний за преступления нет и существуют одни штрафы, т. е. денежные пени.

86. Понудительной власти к исполнению, положенной обычаем или законом, также никакой не имеется, а потому почти по большей части уголовных преступлений, как то: убийство, насилие, не существует суда, и предоставленное каждому в этом случае право кровомщения, или канлы, заменяет слабость закона.

87. У кумыков общество подразделен на сословия, но бесполезно было бы искать точности в отношениях одного сословия к другому и определительности в правах каждого состояния. Князья и первостепенные уздени сильны потому, что богат и имеют земли. Прежде в руках князей сосредоточивалась вся власть; первостепенные уздени имели также сильное влияние на народ; как того, так и другого, никто не смел оскорбить и особы их почитались неприкосновенными.

88. Но за неисполнение знаков уважения, определенного обычаем в отношении и князю или узденю, а также за обиды им нанесенные, не существовало никогда определенных наказаний. Князья в то время слишком были сильны для того, чтобы искать защиты их в законе, и если кто князя оскорблял, князь сам его наказывал, не прибегая к суду.

89. Точно так же уздень, по мере богатства и уважения, которым сам пользовался, и силы того князя, которому служил, имел более или менее влияния, и обиды, ему нанесенные, не проходили безнаказанно.

90. Из сказанного следует, что судили бы весьма ошибочно, если бы в разделении кумыкского народа на классы полагали открыть признаки гражданской образованности. Право сильного всегда имело место у кумыков, и кумыкские князья всеми мерами поддерживали это право и, опасаясь оков для власти своей, противились введению в своем народе положительных законов.

91. Если после мы и открываем у кумыков некоторое уравнение в правах сословий, усиление штрафов за преступления и другие незначительные улучшения в законодательстве, то это приписывать должно влиянию, произведенному русскими.

[Начало]

Право канлы.

92. Выше было сказано, что по главным преступлениям, как то: убийству, насилию и проч., имело место право канлы. У кумыков оно допускалось на тех же основаниях, что и у чеченцев, и существовали также условия примирения. Ныне уголовные преступления судятся русскими законами.

93. Когда князья были в силе, то часто случалось, что кровь чагара, пролитая князем, оставалась без отмщения, в особенности, если последний принадлежал такому господину, который был не в состоянии бороться с князем.

94. Случалось даже, что князь безнаказанно умерщвлял второстепенных и третьестепенных узденей. Для человека образованного такие беспорядки власти кажутся непостоянными; но они весьма естественны в том обществе, где все решалось правом сильного.

[Начало]

Воровские дела.

95. Воровские дела у кумыков подчинены адатному разбирательству судей, которых для разбирательства назначает старший князь.

96. Если же какая-нибудь из тяжущихся сторон найдет лицеприятие в назначении судей, то обыкновенно прибегает с жалобою к приставу и высшему начальству.

97. За исполнением приговора судей наблюдает старший князь.

98. Обряд суда по адату у кумыков тот же, что и у чеченцев, и вообще у всех племен Кавказа.

99. Для обвинения необходимо, чтобы истец представил двух свидетелей.

100. Свидетели должны быть мужского пола, совершеннолетние, и не могут быть рабского сословия.

101. В случае, если истец не найдет свидетелей, то ответчик, для полного своего оправдания во взводимом на него обвинении, обязан представить 12 свидетелей из своей деревни, которые бы присягнули, что знают его за человека хорошего поведения.

102. За лжесвидетельство у кумыков так же, как и у чеченцев, штрафа не положено.

103. Иногда случается, что доносчик имеет дело с ответчиком. Если судьи найдут улики, приведенные первым, достаточными к обвинению, то обиженный получает удовлетворение, не присутствуя в суде. Доносчика же наградить за открытое им преступление предоставляется лицу, получившему удовлетворение вследствие его показаний.

104. Чтобы решить дело, надо, чтобы судьи единогласно произнесли приговор. В случае разногласия между судьями, старший князь обязан назначить других судей для разбирательства.

105. В прежние времена князья не разбирались ни с узденями, ни с чагарами. Большая часть узденей служила в княжеских дружинах. Чагары жили на их землях и платили им подать. Потому, в случае обиды, нанесенной каким-либо князем узденю, последний жаловался тому князю, у которого он состоял на службе, и тот уже имел дело с обидчиком.

106. Точно так же и чагары, в случае притеснения, прибегали под защиту своего хозяина; если же чагар принадлежал бедному узденю, то последний ходатайствовал за него у князя, которому служил, и князь вступался за чагара.

107. В настоящее время разбираются с князьями не только уздени, но и чагары.

[Начало]

Отношение отца к детям и обряд сватовства.

108. У кумыков власть отца более уважается, чем у чеченцев, и хотя она не простирается на жизнь сына, но отец всегда сохраняет влияние над ним, пока жив.

109. Отец - полный властелин своего имущества, и сын не имеет никакого права требовать, при жизни отца, выдела себе части из имения.

110. От отца совершенно зависит отделить ему ту часть имения, которую он заблагорассудит.

111. Дочери вполне подчинены отцу, пока находятся у него в доме, и выходят замуж по воле отца.

112. Дочерям, по адату, хотя и не предоставлено никакого права участвовать в дележе имения, но, как отец полный хозяин своей собственности, то он обыкновенно выделяет из имения часть и дочерям, руководствуясь при этом постановлением из шариата, то есть он не может дочери уделить более третьей части той доли из имения, которая приходится на каждого брата.

113. Ежели по смерти отца дочери остаются незамужними, то старший брат (агаси) или ближайший родственник обязаны их содержать у себя и выдать замуж.

114. Обряд сватовства у кумыков тот же, что и у чеченцев. Когда отец согласится засватать дочь свою, то жених делает девушке подарок, смотря по состоянию; например, какой-нибудь князь дарит невесте своей 100 рублей серебром и богатый шелковый платок. После того невеста считается уже сговоренною, и жених должен заплатить калым ее отцу.

115. Калым по замужестве возвращается отцом дочери и составляет неотъемлемую ее собственность.

116. Жених тайно имеет право видеться со своею невестою, но если они встретятся при чужих, то приличие требует, чтобы они не говорили друг с другом.

117. Жених у кумыков, как и у чеченцев, имеет право всегда оставить невесту и дозволить ей выйти за другого; но сама собою сговоренная девушка не может отойти от жениха, хотя бы он женился на другой, и должна ожидать, чтобы он освободил ее, ибо без того никто не решится взять ее за себя.

118. Прежде у кумыков существовал страшный обычай, который сохранился еще и поныне в Надтеречных чеченских деревнях, похищать девушку из дома родителей и таким насильственным образом принуждать ее к браку; но теперь это выводится и уже давно примера этого не было.

[Начало]

Отношение мужа к жене.

119. Имущество, принадлежащее жене, неприкосновенно; без ее согласия муж не имеет права им распоряжаться.

120. Если бы муж вздумал принуждать свою жену к уступке принадлежащей ей собственности, то она прибегнуть может к родственникам своим и просить их защиты.

121. Во всем же остальном у кумыков так же, как и у чеченцев, жена подчинена мужу. Она должна работать на него, сносить безропотно наказания и во всех своих поступках оказывать ему раболепное уважение.

122. В правах кумыкских власть мужа над женою не ограниченнее, даже чем у чеченцев. Нередко случалось, что муж умерщвлял жену, если только убеждался в ее неверности, и родственники не мстили ему, признавая наказание, полученное неверною от руки ее супруга, справедливым.

123. Муж может развестись с женою, когда захочет; но тогда она отходит от него со всем своим имуществом. Если бы жена отошла от мужа против его согласия, то калым и приданое должна оставить у него.

[Начало]

Наследственное право, духовные завещания и опека.

124. Наследственные дела у кумыков решаются, как и у чеченцев, по шариату и так же, как у последних, в некоторых случаях имеет место и адат.

125. Адат совершенно устраняет от наследства женский пол. По шариату дочь должна наследовать третью долю той части имения, которая достается каждому брату. Как отец полный хозяин в своем имении, то, дабы обеспечить дочь, он сам награждает ее по усмотрению.

126. В случае же, если бы отец помер, не дав ничего дочери, то, несмотря на закон по шариату, который допускает ее к наследству, она не получает ничего из имения, а от брата уже, к которому она поступает в дом, зависит составить ей приданое.

127. Впрочем, права наследства у кумыков одинаковы с правами наследства, существующими в Чечне.

128. Равно для духовных завещаний и для опеки существуют те же правила, ибо правила эти взяты из шариата, который у обоих народов одинаков.

[Начало]

Добавление: Сведения по программе об адате или суде у кумыков.

1. Кумыкский народ разделен на следующие классы: на князей, узденей первостепенных, второстепенных, третьестепенных, чагар первостепенных, второстепенных и, наконец, рабов.

2. Наследственные права всех сословий одинаковы, за исключением рабов, которые у кумыков, как и у чеченцев, не имеют собственности.

3. В наследственных делах и при разделе имения кумыки руководствуются теми же правилами, что и чеченцы.

4. У кумыков власть отца более уважается, чем у чеченцев, и хотя она не простирается на жизнь сына, но отец всегда сохраняет влияние над ним, пока жив.

5. Отец - полный властелин своего имущества, и сын не имеет никакого права требовать при жизни отца выдела себе части из имения.

6. От отца совершенно зависит выделить ему ту часть имения, которую он заблагорассудит.

7. Дочери вполне подчинены отцу, пока они находятся у него в доме и выходят замуж, по воле отца.

8. Дочерям по адату хотя и не предоставлено никакого права участвовать в дележе имения, но как отец полный хозяин своей собственности, то он обычно выделяет из имения часть и дочерям, руководствуясь при этом постановлением из шариата, то есть он не может дочери дать более третьей части той доли из имения, которая приходится на каждого брата.

9. Если по смерти отца дочери остаются незамужними, то старший брат или ближайший родственник обязаны содержать их у себя и выдать замуж.

10. Имущество, принадлежащее жене, неприкосновенно; без ее согласия муж не имеет права им распоряжаться, и если бы он вздумал принуждать свою жену к уступке принадлежащий ей собственности, то она прибегнуть может к родственникам своим и просить их защиты.

11. Во всем же остальном у кумыков так же, как и у чеченцев, жена подчинена мужу. Она должна работать на него, сносить безропотно наказания и во всех своих поступках оказывать раболепное уважение.

12. В правах кумыкских власть мужа над женой не ограниченнее даже, чем у чеченцев.

13. Нередко случалось, что муж умерщвлял жену, если только убеждался в ее неверности, и родственники не мстили ему, признавая наказание, полученное неверною от руки ее супруга, справедливым.

14. За неповиновение князьям и узденям особых наказаний не существует.

15. Наказание за преступления нет, а существуют одни штрафы, то есть денежные пени.

16. Судей для разбирательства назначает старший князь. Обряд суда при разбирательстве происходит так, как и у чеченцев.

[Начало]

Добавление: Сведения о величине калыма согласно определению адата у кумыкских народов 1849 года.

1. Величина калыма между кумыкскими князьями существует следующая: если выходит в замужество девица, то калыма платится ей 720 рублей серебром; а если вдова - вполовину того, то есть 360 рублей.

2. Между узденями, также если выходящая в замужество будет девкою, то платится ей калыма 100 рублей серебром; если же вдова, то вполовину, то есть 50 рублей серебром

3. Между чагарами - по условию их хозяев.

4. Между людьми крепостного сословия калыма не водится, кроме того только, как по согласию покупателя и владетеля холопки.

[Начало]

Добавление: Сведения о штрафах, налагаемых согласно определению адата у кумыкских народов 1849 года.

1. Смертоубийцы, по сделанному смертоубийству, должны тотчас удалиться из места жительства. Семейство же остается на месте и, делая родственникам честь (юалум), посылает 13 рублей серебром; сверх того, все родственники бежавшего делают складку, по степени родства, по 2 рубля, по 1 рублю, по 50 копеек, по 25 копеек серебром и так далее, и собранную таким порядком сумму отсылают родственникам убитого.

2. Если не успеют помириться с противниками, то, в случае встречи с убийцей, убивают его и тем прекращается вражда. Если помирятся, то также вражда прекращается.

3. Если останется после убитого малолетний сын, то по достижении совершеннолетия, он имеет право требовать удовлетворения от убийцы, и тогда последний должен удовлетворить наследника 100 рублями серебром, лошадью со всем убором и делать угощение.

4. Следующего же по закону удовлетворения за убийство (под названием диат, по которому определяется взыскание с убийцы 100 верблюдов) между ними не случалось.

5. Если случается, что родственники внесли юалум, а кто-либо из родственников убитого убьет родственника убийцы, тогда с этого убийцы взыскивается штраф 200 рублей серебром за нарушение миролюбивого договора.

6. В случае нанесения ран, если рана будет такого свойства, что необходимо будет лекарское пособие, тогда нанесший рану платит в общество 50 рублей серебром штрафа, удовлетворяет лекаря и делает угощение раненому.

7. Если же рана не опасна, а только будет кровь, тогда взыскивается 5 рублей серебром и делается раненому угощение.

8. За нанесение обид и оскорблений старшим лицам, как-то: князьям, почетным старикам или уважаемым в народе людям, взыскивается штраф - один бык.

9. За прелюбодеяние и насилие замужней жены платится мужу 100 рублей серебром, а все прочие, как за смертоубийство; если же девка или вдова, тогда уплачивается как калым, то есть девке 100 рублей, а вдове 50 рублей серебром и угощение.

10. Если уздень или холоп будет обвиняться в прелюбодеянии с холопкою другого хозяина, тогда взыскивается с него 50 рублей серебром и отдается хозяину холопки.

11. В случае воровства скота со двора или конюшни, с вора взыскивается 50 рублей штраф, с возвращением уворованной скотины или же уплатою стоящей цены.

12. Если воровство сделано из табуна или подножного корма, то взыскивается с вора 25 рублей штрафа, и таким же родом возвращается хозяину скотина или уплачивается за оную стоящая цена.

13. Если произойдет воровство из кошары баранов, то есть так: если два или три человека украдут одного барана, то каждый из них платит по 30 рублей серебром штрафа и независимо того за барана.

14. Таким же образом, если человек десять украдут несколько баранов, то за баранов платят стоимость их, а штраф - по 30 рублей каждый участник.

15. Если сделается таковое воровство со двора или конюшни княжеской, то с вора взыскивается штраф под названием туруз (то есть в десять раз больше другого жителя), 70 рублей серебром.

 


Опубликовано:
Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Ч. II. Одесса, 1883 г.

Размещено: 10.10.2006 | Просмотров: 4384 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.