Кумыкский мир

Культура, история, современность

И построили они Джума-мечеть в Бойнаке...

Автор публикации - Зайнутдин Магомедов, заслуженный работник культуры РД, директор музея имени У.Буйнакского (село Уллубийаул).

Предания, которые я не раз слышал от разных лиц и достоверные факты, которые я почерпнул из исторических источников о нашем ауле, рисуют нам весьма занимательную и увлекательную его историю, главными героями которой выступают близнецы-братья Зубаир и Укаил Тарковские.

Их отец, родной брат шаухала Абу-Муслима Тарковского, Шах-Вали погиб в 1851 г. в неравном бою с оружием в руках защищая свою вотчину аул Уллу Бойнак от шамилевских мюридов. "Ни он, ни жители аула, вспоминал позже Хаджи-Мурад, возглавлявший этот грабительский набег, не хотели сдаваться. "Дом его был взят штурмом, и сам он был убит с оружием в руках, жена, трое детей и служители их взяты в плен...". Среди захваченных и уведенных Хаджи-Мурадом детей были как раз малолетние Зубаир и Укаил и их мать Шавла, сестра табасаранского бека, полковника Юсуфа Карчагского

Пленников-бойнакцев грабитель взял с собой и двинулся в Табасаран. Вблизи селения Чирах, увидев преследующий его отряд русских, Хаджи-Мурад спасся бегством. "Пять дней спустя, по приезде моем, явились ко мне трое мюридов и объявили, что Шамиль требует с меня 2 тысячи пятьсот рублей, дорогую шубу и стамбульское ружье, принадлежавшее Шах-Вали. - рассказывал Хаджи-Мурад Лорису-Меликову. - Все просимое я отдал им, сверх того, отправил 4 лошади, пленных детей Шах-Вали..".

Дальше события разворачивались по известному в нынешние годы сценарию: за возвращение детей от родственников Шах-Вали потребовали огромный выкуп, который был им одним не под силу. И тогда подключился весь бойнакский джамаат. Он продал общинные земли под названием "Герей-Тюз" карабудахкентцам, а родственники Шах-Вали на вырученные деньги и свои сбережения приобрели сах золота, который доверенные люди доставили имаму самых правоверных. Дети Шах-Вали были спасены:. Когда, по происшествии 155 лет, читаешь об этом, то с горечью констатируешь: до чего же в нашей истории все плохое повторяется?! И праправнук Укаил-бека, Камиль Мирзабеков (сын Абдуразака), будучи похищенным нынешними промысловиками киднепинга, точь-в-точь повторил судьбу своего предка:

Но вернемся к героям нашей зарисовки.

Случай этот навсегда омрачил жизнь Зубаира и Укаила. Они не были злопамятны, но помнили это, помнили и ту людскую солидарность, которую проявила во имя их спасения родная сельская община.

Дальнейшая их жизнь складывалась более или менее благополучно. Зубаир-бек верой и правдой служил российскому государству, которому еще в XVII веке присягали его предки-шаухалы. Не отставал от него и Укаил-бек. Зубаир-бек дослужился до чина полковника. 25 ноября 1914 года, когда в Дагестан прибыл Его Императорское Величество государь император Николай II, Зубаир-бек Тарковский находился во главе дагестанской депутации, встречавшей государя на дербентском вокзале с хлебом-солью на деревянном блюде. Тарковский приветствовал императора по-кумыкски. "Великий Государь, - торжественно произнес Тарковский, - дагестанцы беспредельно счастливы лицезреть и низко поклониться своему горячо обожаемому царю на родной дагестанской земле. Мы счастливы, Государь, что тебе угодно было призвать из сынов Дагестана в ряды храброй и доблестной русской армии два полка, которые ныне проливают кровь свою за царя и родину".

Приняв хлеб-соль от рук Зубаир-бека Тарковского, император поручил передать населению о своей уверенности в преданности и верности ему дагестанского народа, радуясь, что два полка дагестанцев (одним из этих полков, кстати, командовал в то время полковник Нух-Бек Тарковский, приходящийся родственником) храбро и стойко сражаются на Западе, царь выразил благодарность за выраженные населением чувства и свое удовольствие видеть дагестанцев.

В духе верности российскому престолу и государству Зубаир-бек воспитал и своих сыновей: Шах-Вали, корнета Нижегородского драгунского Его Величества полка (1916), достойно носившего имя своего знаменитого деда, Умалат-бека, названного в честь героя Кавказской войны, персонажа кавказской повести А. Бестужева-Марлинского "Аммалат-бека" и Султан-Азиз-бека, чиновника особых поручений при Военном губернаторе Дагестанской области генерал-лейтенанта С. Вольского (1916). Верными традициям своих предков оставались и сыновья Укаил-бека Тарковского Гайдар-бек, Сулейман-паша (его внуком является А. Мирзабеков, экс-премьер-министр Дагестана) и Джамалутдин.

Оба брата (и Зубаир-бек, и Укаил-бек) умерли еще до революции, но до своей смерти они оба успели совершить еще одно богоугодное дело. Рассказывают, что они перед самой революцией, совершившие паломничество в Мекку, в знак благодарности джамаату сел. Уллу Бойнак взялись на свои средства за строительство новой соборной мечети в Уллу Бойнаке. Для этого пригласили самых лучших каменных мастеров в Дагестане из Тарков. Укаил-бек будто бы сказал Зубаир-беку: "Ты, брат мой, построй само здание мечети, а я пристрою ей минарет такой высоты, что с его высоты будет виден Губден по ту сторону Буйнак-тау. И он будет такой красоты, что им и в целом нашей мечетью будут восхищаться не меньше, чем Тадж-Махалом в Индостане". Так ли это было, или нет, я утверждать не берусь, но могу сказать, что соборная мечеть, одна из красивейших во всем Дагестане, ими в своем родном ауле была возведена. Но она вплоть до 90-х годов ХХ века не имела своего минарета. Говорят, его строительству помешала начавшаяся революция и пришедшие впоследствии к власти большевики. Во всяком случае, доподлинно и всем известно, что она до 1956 года, как и многие мечети в нашем крае, мягко говоря, использовалась не по ее прямому культовому назначению. И только по настоянию верующих, не желавших смириться с этим, в 1956 году мечеть была возвращена народу, истосковавшемуся по вере предков.

Необходимо сказать и том, что в день открытия новой соборной мечети Зубаир-бек-хаджи было подарено несколько священных книг на арабском, которые по сей день свято хранятся там как мусульманские раритеты. Они с автографами Зубаир-бека Тарковского. Их по моей просьбе прочитал наш имам Теллей-Хаджи Казиханов. На титульном листе одной из них собственной рукою Зубаир-бека начертаны следующие слова:

 

"Шу китапны мен Шах-Вали Тарковскийни уланы Зубаир-бек-Хаджи Тарковский Уллу Бойнакъны Жума-межитине вакъкъу (савгъат) этемен, шу заманда мунда къадиликни юрютген Магьамат-Сайытны ва Будун Баксанны шагьатлыгъы булан. Китапны къарамагъа ва къолламагъа ярар межитден тышгъа чыгъармагъан гьалда, чыгъаргъан гишиге уллу гюнагь болар".

 

...А почти рядом с мечетью, на сельском кладбище, в последней обители своей, покоится прах Зубаир-бека и его брата Укаил-бека. Их покой здесь стерегут две богато орнаментированных надмогильных стелы, соединенные с сундукообразными каменными основаниями.

Лицевую часть поверхности каждого из памятников украшает грушевидный медальон, что сближает их с памятниками "шамхальского стиля". Надпись на центральной части памятника называет имя погребенного "Зубаир-бек-Хаджи Тарковский". Надписи на вертикальных полосах П-образного обрамления содержат в себе изречения из Корана.

И приходят в дни поминовений (уллу гечелер) бойнакцы к их могилам, чтобы благодарными сердцами прислониться к стелам их памяти - безмолвным свидетелям истории - и произнести сокровенное: "Аллагь рагьмат этсин сизге, агъалар!"

Размещено: 23.09.2006 | Просмотров: 4102 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.