Кумыкский мир

Культура, история, современность

Некоторые сведения об инструментальной народной музыке кумыков

Настоящая статья представляет собой краткий очерк, посвященный инструментальной музыке кумыков. В ней говорится только о тех инструментах, которые достаточно широко распространены и в наши дни.

Наиболее часто встречающимися музыкальными инструментами у кумыков являются бубен (теп), агач-кумуз и гармоника1) (аргъан), которая встречается у многих народов Кавказа, у осетин, чеченцев, грузин и др. Конечно, агач-кумуз является более старым инструментом, гармоника появилась в России только в середине прошлого столетия, и только позднее на Кавказе.

В настоящее время из струнных инструментов наравне с агач-кумузом большой популярностью пользуются такие русские народные инструменты, как мандолина, мандола, домра, балалайка, гитара.

У агач-кумуза удлиненный совкообразный корпус и гриф с пятью-шестью ладками. Обычно это трехструнный инструмент, но встречается и двухструнный (струны используются жильные или металлические). Настраивается агач-кумуз по-разному. Например, в работе Г. А. Гасанова "Кумыкские йыры и сарыны"2) упоминается агач-кумуз с настройкой в терцию и секунду (например: b, des, еs). В статье В. Кривоносона "Музыкальное творчество кумыков"3) даются другие настройки в приму и чистую кварту (например: d, d, g.), в большую секунду и чистую кварту {например: e, fis, a). В нашей практике встречались агач-кумузы с такой настройкой, как в кварту и квинту (например: d, g, d), или, при наличии двух струн, - по квартам (например: d, g).

Наигрыши на агач-кумузе представляет собой бурдонирующее двухголосие.

У кумыков агач-кумуз используется как солирующий и как аккомпанирующий инструмент. Как правило, он сопровождает мужское сольное и ансамблевое пение. Реже сопровождает свое пение агач-кумузом женщина.

Помимо агач-кумуза наиболее распространенным музыкальным инструментом кумыков, как уже было сказано, является гармоника. Игрой на гармонике сопровождается чаще всего женское сольное или ансамблевое пение, и только иногда мужское, хотя виртуозами игры на гармонике являются обычно мужчины. Гармоника очень часто сопровождает народные танцы кумыков.

Обычно гармоника у кумыков встречается в следующем строе:

Звукоряд правой клавиатуры:

Каждая клавиша правой клавиатуры соответствует одному звуку, независимо от сжатия или растяжения мехов.

Басы, одинаково звучащие при сжатии и растяжении мехов, бывают такими:

Нам встретилась гармоника с басами, имеющими разницу в звучании при сжатии и растяжении мехов. Этой гармонике, как сказала нам ее владелица Апаева Патив Яхъяевна (1919 г. рождения, с. Бабаюрт), почти сто лет.

Инструментальная музыка у кумыков встречается как сопровождающая пение, танцы и как музыка для слушания. Агач-кумуз чаще всего сопровождает пение сольных йыров (как правило, песни эпические исторического и героического содержания), исполняемых обычно мужчинами. Помимо того на агач-кумузе сопровождают лирические песни и такмаки. В йырах вокальная мелодия является главной, а роль агач-кумуза состоит в краткой тональной поддержке - отсюда звучание его имеет чисто фрагментарный характер.

Такая фрагментарность реже наблюдается при сопровождении сарынов и шуточных песен в сопровождении гармоники.

Как самостоятельная инструментальная музыка у кумыков встречаются следующие формы: музыка лечебная, программная, изобразительная.

Примером врачевательной мелодии у кумыков может служить так называемый "Чартлама-кюй"4). Этот наигрыш, исполняемый обычно на агач-кумузе. имел целевое назначение: он должен был успокоить боль от нарыва на кости в том случае, когда всякие лекарственные средства были уже бессильны.

Монотонный ритм, спокойное мелодическое движение, приятная мелодика наигрыша, приглушенное звучание действуют на слушателя успокаивающе.

Следующий образец - инструментальный наигрыш5) , связанный с бытовавшей традицией приглашения гостей на свадьбу. Во двор, где должна была состояться свадьба, собирались родители, ближайшие друзья и родственники жениха (или невесты). Выводили празднично убранных коней (обычно не менее двух, трех). Кони, как правило, были самыми лучшими, красивыми и "учеными". Под определенный наигрыш, исполняемый на гармонике, эти кони "танцевали" (ходили по кругу на задних ногах). Для этих целей использовались одни и те же дрессированные кони, для которых этот наигрыш служил сигналом. Затем кто-либо из друзей или родственников на этих конях совершал объезд села и соседних сел с объявлением о предстоящей свадьбе и приглашением гостей, после чего кони опять "танцевали" во дворе, и начиналась свадьба.

Под наигрыш, называемый "Марш-кюй" или "Ёл-кюй" ("Дорожная мелодия"), завершается свадебное пиршество и проводы гостей.

Его мелодия служила напоминанием для гостей - не только на свадьбе, но и вообще на каком-либо торжестве - о том, что пора расходиться.

Особое место в инструментальном народном творчестве кумыков занимают условно именуемые "программные" пьесы, в которых музыка иллюстрирует рассказываемую историю. Обычно наигрышам программного характера предпосылаются рассказы какой-то определенной истории или события, а затем следует музыка, которая является либо эмоциональным откликом на происшедшее событие, либо иллюстрацией рассказанного сюжета.

Примером эмоционального переживания события является инструментальный наигрыш на агач-кумузе. называемый "Гелиш меши оьлген-кюй" (буквальный перевод: "Мелодия на смерть невесты (жениха)". Вначале рассказывают случай следующего содержания: в один из дней перед предстоящей свадьбой жених пришел в гости к своей невесте и застал ее мертвой. В состоянии крайнего горя жених взял любимый агач-кумуз и, выйдя в другую комнату, на инструменте имитирует плач по любимой.

Хочется отметить совершенно потрясающую выразительность этого "плача". Исполняемый "плач" воспринимается как печальная повесть о горькой утрате, настолько здесь музыкальное интонирование близко речевому. Поражают глиссандирующие интонации плача, создающие ощущение безысходности. Такие же инструментальные "плачи" существуют в казахском инструментальном народном творчестве6).

Аналогичная история рассказывается от лица невесты, у которой умер жених. В этом случае применяется другой наигрыш.

Следующий образец инструментального наигрыша - это иллюстрация определенного сюжета. Называется этот наигрыш "Мелодия двух ругающихся жен". Объясняется он так: две жены одного мужа бранятся по очереди, вначале "старшая", затем "младшая" (в нижнем регистре как бы передается голос старшей, в высоком - младшей).

Следует отметить, что многие формы музыкально-инструментального кумыкского народного творчества составляют параллель с казахским. Даже название инструментальных наигрышей у казахов и кумыков одинаково - "кюй". Интонационно и ритмически близки также кумыкские и казахские программные инструментальные наигрыши. Кстати, и строй казахской домбры почти такой же, как у кумыкского агач-кумуза.


Примечания:

  1. Гармоника, проникшая в Россию в 40-х гг. XIX и., быстро получила широкое распространение. По имеющимся сведениям, для народов Кавказа гармоники производились обычно вятскими мастерами (см. Г. Благодатов. "Русская гармоника", Ленинград, Госмузиздат, 1960 г.).
  2. Муз. фонд СССР, Москва.
  3. Журнал "Советская музыка", 1938 г. № 8, стр. 33-46.
  4. Чартлама - нарыв на кости.
  5. Этот наигрыш имеет несколько названий:
    "Ат юрютеген кюй" - мелодия, ведущая коней;
    "Ат айландырагъан кюй" - Мелодия, заставляющая танцевать коней;
    "Ат чапдырагъан кюй" - Мелодия скачек коней.
  6. Л. Жубанов. Струны столетий. Алма-Ата, 1958. 162

Размещено: 15.09.2006 | Просмотров: 6151 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.