Кумыкский мир

Культура, история, современность

Тайна гравюры Адама Олеария

Любому, кто хоть однажды интересовался историей первопрестольной шаухалов Тарковских - "городом шевкальским начальным Тарки" - непременно попадалась на глаза занимательная картинка, изображающая на фоне средневекового города нашего три группы людей. Латинская надпись на гравюре поясняет, что это - "Tarku - главный город в Дагестане".

Эта загадочная гравюра, впервые опубликованная в 1649 г., кочевала по страницам исторических книг, - всем известная и никем не понятая,- единственный документ, позволяющий судить о внешнем облике Тарков середины XVII столетия. Он зримо подтверждает: ничто не вечно под луной,- под сокрушительной пятой времени исчезают даже, казалось бы, вечные строения, когда-то составлявшие неповторимое лицо городов:

Немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий, посетивший 370 лет назад наш край и его главный в то время город Тарки, дал в своем сочинении "Путешествие в Московию. Через Московию в Персию и обратно" не только один из рельефных европейских портретов жизни и быта нашего народа, но и запечатлел на своей гравюре исторически достоверный визуальный образ Тарков и его окрестностей. И стоит ли после этого удивляться тому, что работа Олеария, оставаясь историческим документом, продолжает волновать нас больше, чем поэма.

Мы были бы презренными манкуртами, потерявшими времен связующую нить, если бы пренебрегли нынешней юбилейной датой и не воздали вполне заслуженных им почестей этому замечательному германцу. Мы должны быть ему бесконечно благодарны...


Адам Эльшлегер (псевдоним - Олеарий) появился в наших краях впервые в 1636 году, когда, проездом в Персию, он остановился в Тарках, и, по своему обыкновению, вознамерился подробно осмотреть город, сделать его описание и зарисовки. Возвращаясь спустя три года в Голштинию, Эльшлегер вновь провел в Тарках еще несколько дней и проследовал дальше на Терек, Астрахань и далее - Москву.

Адам Олеарий был необычайно разносторонним и талантливым - дипломат и математик, придворный библиотекарь и художник, знал многие языки, в том числе русский и фарси (персидский). Перевел на немецкий стихи великого персидского поэта Саади, составил словарь персидского языка.

Но главная заслуга Эльшлегера в другом. После возвращения на родину он написал книгу о своем путешествии под псевдонимом Адам Олеариус. Книга Эльшлегера обрела огромную популярность. Выйдя в Шлезвиге в 1639 году, она была переиздана в 1656, 1663 и 1671 годах, затем вышла в 1796 году в Гамбурге, переведена на французский, голландский и другие языки. На русском языке "Путешествие секретаря Голштинского посольства Адама Олеария из Москвы в Персию и обратно" впервые была издана в 1868 году и затем несколько раз переиздавалась. Последнее из дореволюционных изданий - вышедшее в 1906 году в типографии А. С. Суворина.

Несколько десятков страниц в своей обширной книге Олеарий посвятил нам, кумыкам ("дагестанским татарам"), Дагестану ("особой татарской области"), его тогдашней столице. Книгу свою он снабдил несколькими рисунками, среди которых есть и изображение Тарков, - то самое, благодаря которому мы имеем возможность видеть историческую панораму Тарков во время проезда Эльшлегера.


К сожалению, качество перевода текста А. Олеария и качество воспроизведения его гравюры в книгах, которыми мы пользовались, готовя данную статью к печати, желает много лучшего. Думается, что, располагая оригиналом книги и гравюры А. Олеария, а также пояснениями самого автора, мы могли бы еще более определенно и рельефней изложить заданную тему.


А. Олеарий: "Тарку - это главный город в Дагестане. Он лежит в высокой местности, на склоне и между гор, среди обрывистых скал:".


Каким же предстает историческая панорама Тарков в гравюре Адама Олеария? Обратимся к ней. В левом углу - небольшое конное войско, возвращающееся после похода в Тарки с предводителем впереди. Все всадники в папахах, в кумыкских черкесках-чепкенах (угадывается) и с пиками.


А. Олеарий: "Они ездят верхом или ходят обыкновенно защищенные бронею, щитом и шлемом, нося стрелы, лук и дротики"


В центре - люди в широкополых шляпах, камзолах, туфлях на высоких каблуках и со шпагами - явно европейцы - члены делегации, прибывшей в Тарки. Рядом с ними на равнине, перед Тарками ("в ровном поле близ свежего ключа".- авт.) нарисован, видимо, разбитый ими походный лагерь (помечен латинской буквой - I), состоящий из многочисленных походных палаток и окруженный повозками:. Третья группа - из четырех вооруженных пиками и саблями фигур. Один из них (тот, что на коне и в папахе) указывает на того, кто облачен в войлочный плащ, накинутый на плечи, и дает ему какое-то поручение. Третий, сидящий (тоже с пикой, саблей и луком), наблюдает за передвижениями войск и иностранцев. Это явно сторожевой (или таможенный) пост тарковцев на возвышении, скорее всего, на Анжи-арке, ибо прямо под ним бушующий Каспий и парусник на берегу, над которым колышется два флага.


А. Олеарий: "Они ходят в длинных серых и черных кафтанах, сделанных из плохого сукна, а поверх надевают грубый войлочный плащ. На голове у них шапки, сшитые четырехугольником из куска черного сукна. Эта одежда показана на рисунке, представляющем город Тарку".


На заднем и дальнем плане на горном склоне - Тарки, с трех сторон окруженный обрывистыми скалами. В самом центре - дома тарковцев с окнами-глазницами, обращенными к морю, плоскими крышами, амфитеатром возвышающиеся друг над другом. Над ними виден схематически выполненные очертания трех явных дворцовых построек, видимо, принадлежащих тарковской знати (А. Олеарий в своей книге перечисляет их поименно). Ниже шаухальского дворца еле заметно просматриваются контуры таркинской соборной мечети. Слева от центра на одном, можно сказать, с ними уровне и несколько ниже прорисованы еще три группы домов, объединенных каждая как бы в один отдельный комплекс. Можно догадаться, что это также дома Тарковских княжичей. Справа, на господствующей возвышенности, мы видим, скорее всего, дворец-крепость самого Сурхай-шаухала Тарковского (помечен латинской буквой С), с которым встречались в Тарках голштинские послы. Дворец внушителен и над ним "развивается" флаг - атрибут шаухальской власти. Выше шаухальского дворца, под самым утесом, висящим над всеми Тарками, - еще группа домов, видимо, один из его кварталов (Чагар-аул). А еще выше, над Чагар-аулом, над обрывистым краем горы видна сторожевая башня. За чертой Чагар-аула, правее, но тоже под самой горой, Олеарием изображена еще одна группа домов, один из которых (видимо, княжеский) явно возвышается над всеми остальными. Можно догадаться, что здесь изображен один из отселков Тарков - Амирханкент (помечен латинской буквой D), где княжил Амирхан, сын Эльдар-шаухала. О посещении послами дома Амирхана (князя Эмир-хана) и ответном визите Амирхана к ним Олеарий сообщает отдельной строкой. Ниже Амирханкента, почти у подошвы Тарки-тау, мы видим еще одну группу домов (помечен латинской буквой Е), один из которых так же возвышается над всеми остальными. К этой группе домов примыкает виноградный сад, обнесенный плетневым забором. Здесь угадывается другой отселок Тарков - Кяхулай-Торкали:

Однако для структурной полноты описания Тарков и его изображения на данной гравюре не хватает лишь двух штрихов - Олеарием не прорисованы каменные стены, ограждающие Тарки, как в Дербенте, с юга и севера. Ведь о существовании таковых пишут и грузинский посол Кирилл (1604 г.), и Петр Первый (1722 г.), и Якоб Рейнеггс (1783 г.), и академик Фальк (1790-е гг.). Их видели еще в 30-е годы ХХ века старожилы этих мест. О них писали советские археологи (Башкиров, Магомедов и др.).

А ведь о них, еще в 1604 году, грузинский посол, старец Кирилл, например, сообщал: "Городище Тарки в Кумытцкой земле от морского берегу версты з две, изстари город бывал каменной, стоит на горе: и на той горе на самом верху стоит башня каменная: На той же горе Двор шевкалов, палаты каменные и избы. Да тут же: позади шевкалова Двора башня другая каменная да городище старое. С дву сторон горы стена была каменная:".

Загадка, однако же, заданная Олеарием. Более того, и в тексте своего сочинения он прямо констатирует "город лишен стен и лежит совершенно открыто". Что же могло случиться со стенами? История молчит. Но загадке этой, наверное, можно дать такое объяснение. Каменные стены Тарков, существовавшие во времена первошаухалов (XVI-начало XVII в.), к моменту посещения Тарков голштинским посольством (1636 г.) были настолько разрушены, что Олеарий на них просто не обратил внимания. Кстати, о них здесь не пишет и Эвлия Челеби (1666 г.), дающий в своем "Сеяхат-наме" подробное описание Тарков. Но, однако же, возникает еще один вопрос: когда же они могли быть разрушены? Ответ один: поздней осенью 1604 года, когда многотысячная армада русских воевод Бутурлина и Плещеева брала "сильно укрепленный" этот кумыкский город в ходе упорного боя и штурма.

С 1636 года прошло 370 лет, многое изменилось в Дагестане за это время неузнаваемо, но неизменным осталось "прекрасное местоположение" Тарков и его значение, говоря современным языком, в транспортном коридоре России "Север-Юг". Здесь, в притарковской долине, где когда-то разбивали свой походный лагерь "голштинские послы", и откуда, обозревая и любуясь, рисовал (получилось, что для истории!) неповторимый облик Тарков Адам Олеарий, вырос большой современный город - столица Дагестана Махачкала. И приезжали и приезжают сюда нынешние сородичи Адама Олеария, проходят по широким его проспектам, поднимаются на Анжи-арку, откуда открывается та же картина Тарков, которую запечатлел в 1636 году их далекий любознательный и пытливый предок. И появляется психическое или физическое ощущение, что происходящее в настоящий момент уже когда-то происходило и еще в будущем не раз будет происходить. И сам Адам Олеарий - в своей широкополой шляпе, в камзоле, плаще, высоких ботинках и со шпагой - еще вернется на улицы нашего города, как сегодня в нашу память.

Опубликовано:
газета "Ёлдаш"/ "Времена". 18 августа 2006 г.

Размещено: 01.09.2006 | Просмотров: 5240 | Комментарии: 7

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Gatchina оставил комментарий 19.06.2011, 10:08
Comment
Дополнение и уточнение.
Адам Олеарий в 1636 году приплыл на корабях посольства в Терки и оттуда отплыли в Персию. У аула Тарки посольство пребывало с 16 апреля по 12 мая 1638 года, возвращаясь(по суше) из Персии(Иран) в Московию (Россию). Тогда же были выполнены и рисунки Дербента, Тарки, Терки. Первое издание книги выпущено в 1647 году в городе Шлезвиге, и в этом издании были размещены гравюры, выполненные по его рисункам, в том числе и гравюра вида Тарки. В этом году удалось отснять часть (с ксерокопии книги 1647 г. издания) страниц , с гравюрами, текстом и картами. Гравюры снимал в целом и пофрагментно, чтобы удобнее было изучать. Надеюсь, в будущем, отснять книгу полностью.
raxa оставил комментарий 22.06.2011, 08:56
Comment
Здешние Дагестанцы, равно как и бойнаки и живущие более к северу люди, именуется кайтаками.За Тарку в горах к западу находятся еще другие, которые зовутся кумуки или кази-кумуки; каждое из этих племен имеет особых своих государей. Прокомментируйте да пожалуйста это высказывание Адама Олеария.
Gatchina оставил комментарий 23.06.2011, 07:07
Comment
raxa ... Адам Олеарий под кайтаками подразумевает кумыков. А кази-кумуки - лакцы.В тот период резиденцией шамхалов были Кумух и Тарки, в 1640-е годы шамхалы потеряли власть над Кумухом, там образовалось отдельное Казикумухское ханство.
raxa оставил комментарий 23.06.2011, 11:20
Comment
я с вами не соглашусь. резиденцией шамхалов был город Кумук который по преданию один из древнейших в дагестане и лишь крымской ханшей из-за ее притеснения была названа Кафир-Кумук, он как раз таки и находится к западу от тарков
Gatchina оставил комментарий 25.06.2011, 19:44
Comment
В левом углу изображён отряд из Бойнака. Корабль и группа справа - это традиционное для гравюр того периода дополнение. Вокруг лагеря посольства повозки расположены вагенбургом, с пушками между ними. За всё время нахождения посольства под Тарками они опасались, и не безосновательно, нападения с целью ограбления посольского отряда.
Некоторые фрагменты гравюры разместил в альбоме "История", в фотогаллерее сайта.
Gatchina оставил комментарий 25.06.2011, 19:59
Comment
raxa ... Можете конечно не соглашаться, но целые поколения шамхалов были похоронены на кладбищах в Кумухе и Тарки. Фото надмогильных плит с этих кладбищ известны в истории. Можете ли Вы представить фото родового кладбища Вами любимого Кафыр-Кумуха, чтобы не быть голословным или указать иные источники ?
raxa оставил комментарий 25.06.2011, 23:10
Comment
город (кафир)-Кумук по преданию туземцев один из самых древнейших в дагестане в котором со времен Чопан шаухала имели место пребывания некоторые шаухалы. ( рассказ кумыка о кумыках Шихалиев Девлет-Мирза). и могилы которые найдены в кумухе они к 17 веку относятся, а где они были до 17 века?! Камиль Алиев в одной своей статье приводил что кавказовед Тимофей Макаров в свой книге Кумыкский округ писал что именно нынешний Кафир-Кумух был первой резиденцией.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.