Кумыкский мир

Культура, история, современность

Нажмутдин БАММАТ, которого мы потеряли, которого обрели

English

От переводчика.

Имя Нажмутдина Баммата, всемирно известного ученого и дипломата, родившегося и воспитывавшегося в Париже в семье политэмигранта-кумыка Гайдара Бамматова из сел. Капир-Кумук Темир-Хан-Шуринского округа Дагестанской области Российской империи, вошло во многие энциклопедии, вышедшие в последние десятилетия во многих странах (Франция, Швейцария, Англия, Турция и др.).

В 2001 году под эгидой ЮНЕСКО вышла его книга "Ислам и Запад: межкультурные диалоги", привлекшая немалое внимание в Европе к его уникальной личностной роли в современной истории Ислама и к его богатому интеллектуальному наследию.

Но мы в Дагестане мало, что знаем об этом. Вот почему я и решил предложить вниманию наших читателей статью Ассема Акрама, парижского афганца, попытавшегося вновь осмыслить и оценить роль в интеллектуальной биографии современного мира Ислама и Запада. Думаю, что она поможет многим из нас несколько восполнить имеющийся информационный вакуум в наших знаниях, связанных с изучением и оценкой культурного наследия нашего народа.

К.А.

Нажмутдин Баммат в семейном портрете

Родился 8 Декабря 1922 в Париже. Его отец, Хайдар Баммат, родился в г. Темир-Хан-Шура, что Северном Кавказе, в 1890. Хайдар Баммат был одним из отцов-основателей Северокавказской независимой республики, провозглашенной в период распада Российской империи в 1917. Он занимал ключевые посты в правительстве этой республики, будучи в первом правительстве этой республики Министром Иностранных Дел, затем председателем Временного Правительства, которое было образовано в конце недолговечной независимости Северного Кавказа и Дагестана.

Борясь сначала против царских войск, затем против большевиков, наследники имама Шамиля были обречены на поражение и изгнание. Так Хайдар Баммат оказался в 1921 г. в Париже, где продолжал начатую борьбу уже другими средствами, впоследствии полностью отдав себя изучению и пропаганде Ислама и исламской цивилизации.

Вот в этой благородной семье и родился Нажмутдин в Париже.

Несомненно, все лучшие семейные традиции и ценности унаследовал от своего отца и Нажмутдин. Несомненно, семья сыграла значительную роль в становлении его личности и его активной жизненной позиции, мировоззренческих ориентаций.

Для нас афганцев интерес представляет тот факт, что судьба Х.Баймата была связана и с нашей страной. В 1925, король Афганистана Амануллах предоставил Хайдару Баммату афганское гражданство и позже, в 1939 г., при Захир-шахе Хайдаре Баммату было оказано высокое доверие: он стал послом Афганистана в Берне (Швейцария) и Париже.

Нажмутдин, таким образом, имел двойное или даже тройное гражданство (идентичность): европеец, афганец, мусульманин. Так как сам Кавказ лежит между Европой и Азией, между Востоком и Западом. Нажмутдин стал связующим звеном между Востоком и Западом, между исламской и христианской религиями.

На перекрестке культур

Вся профессиональная карьера Нажмутдина была связана с ЮНЕСКО (UNESCO). По инициативе афганского правительства он был делегирован в нее для работы в 1949 и оставался там до самой своей смерти, где он представлял OIC - Организацию Исламская Конференция. Объем его работы в UNESCO фокусировался в знание культур. Макаминан Макагиансар (Makaminan Makagiansar), представитель Правительства Индонезии в совете представителей Объединенных наций в панегирике, посвященном ему, писал, что "Н. Баммат отличался глубинными, фундаментальными знаниями в области культур и как никто другой, быть может, понимал универсальность данного феномена, являющегося подосновой способности жить, творить и осваивать мир. Он также искренне был убежден, что нет в мире малых или больших культур, народов; каждый из них, равный в достоинстве своем другим, требует равного отношения, и каждый из них представляет мощный резерв цивилизации...".

В утверждении концептуальных основ такого культуровосприятия, при подготовке и принятии Декларации Принципов Культурного Сотрудничества Общей Конференцией ЮНЕСКО в 1966 году Н. Баммат сыграл ключевую роль. В этой Декларации впервые было признано положение о том, что "каждая культура имеет достоинство и самоценность, которые должны учитываться и охраняться всем международным сообществом". Эта Декларация, принятая ЮНЕСКО, была тем более важной, поскольку она стала фундаментом для много других деклараций и резолюций конференций и ее основные идеи в дальнейшем воспроизводились во всех проектах сохранения всемирного наследия.

Понять и защитить Ислам

Нажмутдин Баммат, изучал Римское право на юридическом факультете Лозаннского университета (Швейцария), мусульманскую теологию в университете "Аль-Азхар" в Каире, социальные науки в Кембридже (Англия) и Париже в Сорбонне. Он свободно владел 15 языками и использовал свои знания, идеи в своей работе в ЮНЕСКО. Он активно продвигал свои идеи через статьи, конференции и позже в телевизионных программах.

Он был признанным специалистом в области Ислама и исламской цивилизации как на Западе, так и на Востоке. Н. Баммат и сам де-факто являлся дву-культурной личностью и обладал несколькими культурными идентичностями. Мусульманин, выросший и воспитанный в христанско-европейской культурной среде, он, блестяще, как никто другой, использовал интеллектуальные инструментальные средства Запада для его улучшения и для того, чтобы Ислам был понят и принят Европой.

Такие названия его научных работ как "Исламская мысль о Западе", "Взаимовлияния Восточного и Западного мышления", "Отражения Ислама ", "Вечный Ислам и Ислам Завтра", " Значение Рамадана, "Универсальность Ислама", "Ислам и Запад: межкультурные диалоги", "Города Ислама: архитектурные лики и истоки", "Лики Ислама" (в соавторстве с отцом Х. Бамматом) и т. п. сами за себя говорят о том значимом интеллектуальном вкладе, который внес Н. Баммат в самосознание своей эпохи как на Западе, так и на Востоке.

Следует отметить и то, что Н. Баммат был не просто элитарным, кабинетным ученым, интер-культурным теоретиком, бесконечно оторванным от повседневных проблем жизни людей, напротив, он любил людей, высоко ценил общение и хотел быть полезным всему обществу. Его цель была - максимальное сужение сферы незнания, он стремился к расширению аудитории своих идей и мыслей, поскольку остро чувствовал, что общество, в котором он жил, имело немало исламофобских заблуждений, мешавших адекватной оценке и правильному восприятию Ислама в Европе и во Франции в отдельности.

В течение более чем двух десятилетий, вплоть до начала семидесятых годов Франция импортировала дешевый труд из своих прежних колоний Северной Африки, чтобы обеспечить свой высокоскоростной рост. Это отразилось на демографической ситуации. Французское поражение в Алжире в 1962 и экономический кризис от 1973 подогревал среди части французов антимусульманские, исламофобские настроения. Н. Баммат был всерьез озабочен этой ситуацией.

Ученый-профессионал Н. Баммат посещал мечети, творил молитву рядом с верующими и не переставал делиться с ними своими знаниями и учить, что их собственная культура не менее значима, чем западная и именно ею они могут защититься от некоторых вредных влияний Запада. Но задача не состоит в том, чтобы мусульмане отгородились в своей культурной скорлупе, напротив, им необходимо открыться миру, адаптироваться и модернизироваться.

Советское вторжение в Афганистан: поворотный пункт

К концу 1970-х и начала 1980-х годов Нажмутдин Баммат достиг вершины своей славы. В ученом мире, особенно в области исламских, межкультурных, межрелигиозных исследований ему не было равных. Он был востребованным непререкаемым ученым авторитетом и признанной общественной фигурой. Он был широко известен в исламском мире. К нему проявляли интерес во многих исламских странах и неоднократно делались лестные предложения, от которых мало кто отказался бы. Так, например, Турция, не раз предлагала ему стать своим послом, но он каждый раз отказывался, хотя и питал глубокие искренние свои симпатии к этой единственной в мусульманском мире светской стране. Он до конца своей жизни оставался верен однажды сделанному им выбору, он не отказался от своего афганского гражданства и гордился им.

Когда в декабре 1979 г. Советский Союз, чтобы спасти рушащийся прокоммунистический режим, ввел свои войска в Афганистан, Баммат испытал сильнейшее потрясение: это напомнило ему события, происшедшие много десятилетий назад на его кавказской Родине. История повторяется. Теперь и Афганистан становился жертвой той же самой великодержавной страны. Нажмутдин безоглядно вступил в защиту суверенитета Афганистана, чьим гражданством все эти годы пользовался и использовал все свое влияние в Европе и во всем мире с тем, чтобы осудить советское вторжение и поддержать движение Афганского Сопротивления.

Подозрительная смерть

В начале утра 16 января 1985 г. в парижскую полицию был вызван мой отец, ранее до этого бывший послом Афганистана во Франции, для опознания трупа одного афганского гражданина. Это оказался труп Нажмутдина Баммата. Отец хорошо был знаком с Бамматами. Полиция нашла наш номер телефона из книги адресной книги. Выяснилось, что труп Н. Баммат нашли ночью в вагоне парижского метро :

В официальном сообщении от 7 февраля 1985 г. причина смерти Н. Баммата объяснялась как последствие сердечного приступа и острой легочной недостаточности. Это - следовательно, естественная смерть. Его брат, его друзья, его коллеги, его поклонники, все оплакивали скоропостижную кончину и невосполнимую утрату. От нас ушел человек редкого ума и недюжинных способностей, обладавший несомненной харизмой.

Тогда, в момент смерти Н. Баммата, мы почти все согласились с официальной формулировкой "естественная смерть", содержащейся в медицинском заключении о вскрытии. Но позже, год спустя, от надежного источника в компетентных органах мне удалось узнать, что фактически Нажмутдин Баммат умер не естественной смертью, а был отравлен! Я был в шоке. Оказывается, патологоанатомы, вскрывавшие его труп, обнаружили на его теле отметку иглы, темным пятном выделявшуюся на его шее. Но информация эта по требованию органов была тогда скрыта и засекречена!. Даже его родной брат Тимур Баммат, единственный член его семьи, не подозревал об этом и не догадывался о действительной причине смерти своего брата. Это более, чем вероятно, что Нажмутдин стал жертвой КГБ. В разговоре со мной Тимур Баммат сказал, что, если это так (т.е. Нажмутдин был специально умерщвлен), то это не первый случай, когда КГБ действует в отношении его родственников подобным образом. Еще прежде были предприняты аналогичные попытки с целью физического уничтожения их отца Хайдара Баммата, одна - в 1930 г., другая - в 1950 году:

Имя и наследие Нажмутдина Баммата

Наследие это значительно и значимо. Имеется достаточно оснований, чтобы говорить об уникальности этого наследия. Нажмутдин Баммат был подлинным представителем Афганистана и всего исламского мира. Он был их защитником и проповедником, пожертвовавшим своей жизнью во имя их благополучия и процветания.

Конечно же, многогранная и многозначная фигура Нажмутдина Баммата, его по сей день должным образом не оцененные личные интеллектуальные вложения в развитие современной мысли, заслуживает большего внимания, более объемных исследований, чем просто статьи.


Об авторе.

Ассем Акрам (1965), окончил Сорбонский университет в Париже. Здесь же защитился, доктор наук, историк, социолог, живет. Некоторое время находился на дипломатической службе Афганистана в Париже, ныне с семье живет и работает в США. Автор двух книг по истории.


На заметку

Гайдар Бамматов женился в Париже на дочери Тапы Чермоева, бывшего председателя Горского правительства Зайнаб. Она родила ему двух сыновей. Первенца своего Гайдар нарек Нажмутдином по имени своего отца, а второго в память о брате Темир-Булата, погибшего в годы гражданской войны в Дагестане - Тимуром. Оба сына Гайдара и Зайнаб получили прекрасное образование и оба преуспели в науках. Тимур, умерший несколько лет назад в Париже, был авиаконструктром, одним из разработчиков франко-британского "Конкорда".

А что касается ближайших корней и культурных генов Бамматов, то надо отметить, что отец Гайдара - Нажмутдин Бамматов, принадлежал к военной интеллигенции кумыков; начал службу в 1872 г., прослужил 26 лет "беспорочной службы", подполковник, штабс-офицер. Последние должности: нач. Таркинского участка Т-Х-Шуринского округа Даг.области, помощник Начальника Андийского округа, с. Ботлих.

О себе он в 1908 г. писал: "Я, кавказец, прослуживший беспорочно 26 лет и продолжающий служить. Отец мой Зияуддин Бамматов 35 лет беспорочно прослужил в Казачьем семейном полку.(ЦГА РД. Ф.2.Оп.1. Д. 139.Л.1. 1908 г.)

Сыновья: Темир-Болат - в Военно-медицинской академии (СПб.)- 1 курс; Гайдар - в СПб. университете - юрфак. - 1 курс.

Нажмутдин о сыновьях: "Лишить же высшего образования детей, прекрасно окончивших курс гимназии и весьма успешно продолжающих учиться и в вузах империи, считаю преступлением".

Н. Бамматов скоропостижно скончался 21 июня 1908 г. посланный для производства дознания в Ункаратль-Дидоевский участок Андийского округа

Размещено: 30.08.2006 | Просмотров: 3853 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.