Кумыкский мир

Культура, история, современность

Дагестан: государство и национальная печать

Национальная печать Дагестана появилась вместе с его государственностью и существовала (правда, когда как) все эти долгие годы благодаря этой государственности. Напомню, в следующем году, например, наша кумыкская газета будет отмечать свой 90-летний юбилей! И вспомним, что до революции при прежнем политическом режиме ни один из народов Дагестана не имел и не мог иметь своей национальной газеты. На то были объективные и субъективные причины.

Истории этого вопроса мы коснулись в предыдущих своих публикациях на страницах нашей газеты. Сегодня же хотелось бы обозначить нынешние проблемы национальной прессы и ее взаимоотношений с обществом и государством.

Правильная оценка этих проблем нам представляется крайне важной для определения стратегии этнокультурного развития, информационной политики и степени адекватности СМИ вообще, и национальных СМИ в частности, стратегическим и тактическим интересам народов Дагестана.

Сегодня национальная печать, как известно, переживает не самые лучшие времена. С этим в первую очередь связаны падение из года в год тиражей и читабельности газет (кстати, не только национальных) и сужение их аудитории не только в городах, но и в сельской местности. Достаточно, например, сказать, что если в 1985 году численность подписчиков четырех основных национальных газет в среднем составляла более 20 тыс. человек, то к нынешнему году она не превышает 9-10 тыс. Так, например, "Ёлдаш" ("Ленин ёлу") с 1985 года по 2006 год потеряла более 8 тыс. своих читателей, т.е. около 60 процентов их прежней численности. "Замана", соответственно, - более 11 тыс, т.е. более 60 процентов прежней численности, "Гьакъикъат" ("Багьараб байрах") - более 22 тыс., т.е. более 65 процентов. "Лезги газет" - более 7 тыс., т.е. около 45 процентов. Если быть откровенными, то надо признать, что при сохранении существующих тенденций говорить всерьез о радужных перспективах национальной прессы вряд ли возможно.

Причин этому немало. С чем же это связано? В первую очередь (и это главное!) - национальные языки, на которых она функционирует, находятся на пути стабильного угасания из-за сужения сферы их употребления и утраты некоторых своих прежних социальных функций. Кроме того, изменился и сам рынок информационных услуг и его конъюнктура. И хотя в реально наступивший информационный век динамично растет роль не только электронных, но и печатных средств массовой информации, выполняющих функцию механизма воздействия на ход национального развития, мы в республике еще должным образом, как мне представляется, не определились с нашей дальнейшей стратегией этнокультурного развития. Это хорошо дает о себе знать и в сфере деятельности СМИ как особой сферы, влияющей на сохранение и развитие национальной общности, поддержание этнокультурного баланса в многонациональном дагестанском обществе. Отсюда вытекают и наши первоочередные задачи на настоящий момент.

  1. Необходимым представляется разработать правовые основы и нормативные документы для стимулирования и развития национальных СМИ (а может быть, необходимо разработать и принять республиканский закон "О государственной печати в РД" или же "О национальных языках в средствах массовой информации РД").
  2. Должен быть разработан механизм экономического взаимодействия национальных (этнических) СМИ и госструктур управления, бизнеса. Понятно, что этнические СМИ, с одной стороны, не могут существовать без государственной и благотворительной поддержки, а с другой - без денег рекламодателей. Вместе с тем, большинство (если не все) этнических изданий не имеют базу потребителей, вполне достаточную для рентабельного существования. Отсюда яснее ясного: этнические СМИ существовать и функционировать за счет самофинансирования, т. е. получая доходы от рекламы, как другие издания, не смогут. Не выверенные решения в этой области могут нанести им непоправимый вред и стать дестабилизирующим внутриэтническую ситуацию в республике фактором.
  3. Необходимым представляется проработать на государственном уровне вопрос кадрового обеспечения этнических СМИ. В настоящий момент они испытывают острый кадровый "голод" и решать эту проблему по принципу "спасение утопающих - дело самих утопающих", как это иногда некоторые предлагают, мягко говоря, легкомысленно. Тут нужен государственный подход.

Сказать следует и о том, что ожидания, связанные с открытием в одном из наших университетов отделения журналистики, применительно к этническим СМИ не оправдались. На повестку дня, видимо, выдвигается открытие отделения этнической журналистики на ФДФ ДГУ.

Думается, что эту проблему невозможно откладывать в долгий ящик, ибо, если имеющийся кадровый "голод" в этнических СМИ не будет в ближайшее время утолен, то не сегодня, так завтра в них некому будет работать. Нехватка квалифицированных, современно работающих этнических журналистов уже сегодня осложняет положение дагестанских СМИ на медийном рынке. Расширяется маргинализованная читательская, слушательская и зрительская аудитория лиц с пониженным национальным самосознанием и неразвитыми этнокультурными, информационными интересами и потребностями. Поэтому работа СМИ, занимающихся информационным обеспечением дагестанского возрождения, требует значительных материальных ресурсов, глубоких знаний, четкого определения приоритетов. Требуется повышение компетентности кадров в вопросах национальной культуры, истории. Этнологическая подготовка населения должна начаться с ликвидации этнологической безграмотности журналистов и управленческих кадров медиа-структур.


Газета "Ёлдаш"
№31 04-08-2006

Размещено: 05.08.2006 | Просмотров: 3455 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.