Кумыкский мир

Культура, история, современность

Происхождение этнонима "къумукъ"

Относительно происхождения этнонима къумукъ "кумык" существует несколько противоречивых предположений. Большинство исследователей (А. Бакиханов, С.А. Токарев, А.И. Тамай) склоняется к признанию связи между этнонимами къумукъ и кимак, известными в средневековой кыпчакской среде.

Я. А. Фёдеров и другие его сторонники связывают этноним къумукъ с наименованием высокогорного лакского селения Казикумух, являвшегося длительное время резиденцией кумыкских шамхалов.

Б.А. Алборов связывает этот этноним со словом къум "песок".

I. Этноним къумукъ и его отношение к ойкониму Къази-къумукъ.

Как известно, селение Казикумух или Кумух нагорного Дагестана еще в VI-Х вв. н. э. являлось резиденцией хазарских правителей и позднее кумыкских шамхалов. Арабо-хазарские войны VIII-IX вв. н. э. и угроза завоевания со стороны арабов и иранцев вынудило хазарских правителей основать свою ставку в нагорном Дагестане, где они создали и хазаро-тюркскую династию.

В период вторжения на кумыкские земли золотоордынских татар, наследники хазар в XIII в. н. э. вновь перенесли резиденцию в Кумух, основав здесь казикумухское шамхальство, правящая верхушка которого, вероятно, была кумыкоязычной. Поэтому перенос шамхальской резиденции из Тарков в Кумух следует рассматривать как дань исторической традиции.

О кумыкском происхождении первых казикумухских шамхалов свидетельствует не только происхождение самого термина шамхал (кумыкское шавхал = чагатайский шагъавул "правитель"), но и ряд других обстоятельств, из которых наиболее важным можно считать следующие:

  1. Автор XV в. Назим-ад-Дин Шами называет Казикумухское шамхальство Гази-Кумуклук. Следует обратить особое внимание на морфологическое оформление этого названия, оно содержит в своем составе специфичное кумыкский показатель -лукъ, оформляющий многие имена и названия местностей. Это обстоятельство свидетельствует и кумыкском происхождении самого ойконима Кумук и Кумуклук;
  2. На шамхальском кладбище в Кумухе на могильной плите Ильдар-шамхала, сына Сурхай-шамхала, как отмечает Л.И. Лавров, имеется четырёхстрочная надпись на кумыкском языке, относящаяся к 1635-1636 гг. (А.Р. Шихсаидов). Следовательно, в Кумухе еще в XVII в. Сохранялись традиции кумыкского языка, иначе объяснить происхождение этой надписи именно на шамхальском кладбище просто невозможно;
  3. О кумыкском происхождении шамхальской династии Кумуха свидетельствуют также имена шамхалов, которые в основном имеют кумыкское происхождение. Так, например, в надписи из селения Худуц упоминается имя шамхала Ахсибар (XIV в.). Оно состоит из кумыкского прилагательного акъ/диал. ахъ "благородный; белый" и древнего хазаро-кумыкского этнонима сибар, отмеченного в средневековом Дагестане. Из истории Дагестана известно, что савиры/сабиры/сибары вошли важным компонентом в состав древних кумыков;
  4. Другие домусульманские имена надписей селения Худуц также тесно связаны с кумыкским языком, ср. Багътар < кум. Багъатур, Батыр; Будалай < кум. имя собственное мужское Будалай; Чупан < кум. имя Чобан и т.д. Причем все эти элементы документально зафиксированы и в древнекумыкско-хазарском языке, ср. хазарское багъатур "названия титула", чупан "помощник господина", будал "герой, богатырь". Остальные имена, упоминаемые в различных письменных источниках Дагестана также связаны именно с кумыкским языком, ср. Къубас - кум. къуба "олень", Малыч =кум. малчы "скотовод, пастух".
  5. В XIV в. историографы Тимура Низам-ад-Дин Шами и Шараф-ад-Дин-Йезди сообщали о правителе "области Гази-Кумуклук и войска Аухар" - Шаукале, выступившего в 1396 г. против войск Тимура. Значимость этого сообщения заключается в том, что антропоним или титул Шаукал, приводимый историографами, дается в той фонетической форме, которая сохраняется именно в кумыкском языке - шавхал, но не в лакском (шанггъал). А в сочетании с названием Гази-Кумуклук, оформленным специфично кумыкским показателем -лук и названия области Аухар, восходящего к хазарскому этнониму авгъар, это сообщение приобретает особую значимость. Вывод из этого и других аналогичных исторических сведений однозначен: династия казикумухских шамхалов имеет древнекумыкское происхождение;
  6. В надмогильном памятнике шамхальского кладбища селения Кумух зафиксировано имя Будай-шамхал/Бугдай-шамхал - XVI в. Это имя является исконно кумыкским, ср. современное мужское имя Будай, Будайхан, встречающееся и в других тюркских языках;
  7. Впервые Кумух как государственная единица (в форме Гумик) упоминается в источниках в IX в. (Баладзори). В них же отмечается и другое название этой области в виде Туман, что немаловажно, так как этноним тюмен известен не только у кумыков, но и далеко за пределами Дагестана, ср. узбекское къара-тума, киргизское акъ-тума, тувинское тума-т. Это обстоятельство опять-таки свидетельствует о кумыкском вкладе в лакский этногенезис.

II. История и этногенезис кумыков тесно связаны не только с местными культурами, но и со скифо-гунно-булгарскими элементами.

По нашему мнению, этноним къумукъ был представлен еще в скифском мире. В этом отношении представляет интерес скифское имя Гнур - имя отца Иданфирса, родственника наиболее известного скифского царя Анахарсиса (V-IV вв. до н. э.). Интерес к скифскому имени Гнур вызван тем обстоятельством, что более полная форма этого слова в виде этнонима гунуг-ур отмечена на территории Дагестана в IV в. н. э. (Артамонов М.И.).

По нашему мнению, компонент гунуг- в составе булгаро-гуннского этнонима гунуг-ур и стяженный вариант гну- в составе скифского варианта гну-р<-гунугур и являются первыми упоминаниями этнонима къумукъ "кумык". Чередование согласных -м- = -н- широко распространено в тюркских языках. Вариант гунуг- в форме кынык представлен на территории туркмен, азербайджанцев, турок и кыпчаков.

Этноним гунуг- представлен также в составе гуннского этнонима гуннуг-ундур, древнейшее упоминание о котором содержится в работе М. Хоренского и датируется II в. до н. э. и локализуется на территории Северного Кавказа и Дагестана.

В период арабо-хазарских войн (VII-VIII вв.) древнее хазарское племя гуннуг-ундур-т проникло, видимо в нагорный Дагестан и образовало здесь поселение Хуннугундарт с главенствующими хазарскими родами Сураката и Кагара. Постепенно название Хуннугундарт сократилось за счет утраты ряда своих компонентов и закрепилось в форме Хундарт, которая сохранилась в грузинском названии этого поселения. Впоследствии в аварском языке отпадет и компонент -арт и оставшаяся часть этнонима в виде Хунз- приобретает форму Хунз-ах, где формант -ах обычный аварский оформитель ойконимов.

Таким образом, мы установили, что хронология и связи этнонима къумукъ тесно связаны со скифо-хазарскими элементами I тыс. до н. э. - II/IV вв. н.э.

Какова же этимология собственно самого термина къумукъ? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить, что этническое самосознание древних племен или родов обуславливало дихотомический принцип возникновения этнонимов по правилу "свои, люди, человек" = "не свои, чужие". Поэтому, как отмечают этнографы, древнейшими этнонимами были обычные слова, означавшие "люди, человек, народ" (Я.В. Чеснов).

Это важное положение этнонимии и этнографии подтверждается многими этнонимами современных народов, ср. кеты<-кет "человек", ненец<-ненэц "человек", удмурт<-уд мурт "новые люди" и т.д.

В этом аспекте мы полагаем, что этноним къумукъ также построен по этому принципу и состоит из корневого элемента къум-/къун с древним исходным значением "человек, род, представитель рода" и форманта -укъ имеющего собирательное значение.

Наша гипотеза подтверждается наличием в тюркских языках различных производных со значениями, бликими к понятию "человек, род", ср. кумыкское архархаичное, турецкое къума "родственница", древне-тюркское кун "человек". Древность этого корня подтверждают данные родственных урало-алтайских языков, ср. монгольское хун/хум "человек", финноугорское коми "человек".

Таким образом, мотивационная структура этнонима къумукъ подтверждается данными не только одних тюркских языков, но и этнографическим материалом, и типологическим параллелями урало-алтайских языков.


Источник:
кн. К.С. Кадыраджиев. Проблемы сравнительно-исторического изучения кумыкского и тюрского языков.
Махачкала, ДГПУ, 1998 - 366с.

Размещено: 03.06.2006 | Просмотров: 5712 | Комментарии: 4

Комментарии на facebook

 

Комментарии

оставил комментарий 28.07.2012, 03:20
Comment
В казикумухском шамхальстве никогда не существовало кумыкских шамхалов, шамхалы там всегда происходили из арабского рода потомков пророка Мухаммеда с примесью лакских и других наций, но считавших себя лакцами! Длительное время столица кумыков Тарки входила в казикумухское шамхальство и платила ему дань, пока шамхальство не распалось и его остаток не перенесли в сам Тарки.
Nasdaq оставил комментарий 29.07.2012, 10:37
Comment
Что за чушь Казикумух являлся резиденцией хазарских правителей и позднее кумыкских шамхалов, вы сами хоть верите в эту фантастику,вам самим не смешно.Слишком не реальные вещи не придумывайте!
оставил комментарий 30.07.2012, 17:01
Comment
NasDag ты по своим умозаключениям выводы не делай, а изучай общепринятую историю. То что тут написано вашими псевдоучеными ни в одном серьёзном научном обществе не будет принято как полный бред! Такое чувство что они свои жалкие степени кандидатов наук в метро купили! Приведи хоть один достоверный источник(т.е. не написанный кумыкскими авторами) о том, что кази-кумух был резиденцией хазарских и далее кумыкских правителей?! Что два степных народа потеряли в далёких для себя горах? Где Лакия и где кумыкские земли?! Вы бы хоть придумали, что ваши резиденции находились на даргинских или аварских землях, это было бы хоть как-то правдоподобно, так как они намного ближе к вам, но нет, вам оказывается очень понравилась далёкая, каменистая и неплодородная земля Лакии))) Тюркского присутствия в кази-кумухе как и не было так и нет, есть несколько тюркских надписей на могилах, но это говорит только о том, что в те времена меж национальным языком в дагестане был тюркский.
AntiBred оставил комментарий 30.07.2012, 17:28
Comment
"В 1642 году шамхал Сурхай (1640—1667) сделал город Тарки своей столицей. «Лакское узденство посчитало это оскорблением древней столицы»[82]. В Кази-Кумухе правителем избирается Алибек II, который создаёт независимое Казикумухское ханство. Впоследствии титул «шамхал» переходит к князьям из шамхальской ветви в Тарках, где образуется независимое Тарковское шамхальство. Все шамхальские ветви в Дагестане связывались с Кази-Кумухом и шамхал Сурхай отколовшись от Кази-Кумуха потерял свою политическую власть в большей части Дагестана"

Вот после смерти Сурхай шамхала в Тарках и начинаются кумыкские независимые шахалы происходящие из местной ветви.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.