Кумыкский мир

Культура, история, современность

Концепция федерализации Дагестана.

Проект конституционной реформы

Существующее унитарное устройство Республики Дагестан создает неравноправные условия народам образующим нашу республику и постоянно стимулирует межнациональную конкуренцию. Поскольку властные структуры при унитарной конституции имеют только одно звено принятия решений (одну руководящую должность), то контроль этого звена одним народом практически ставит все другие народы в зависимость, так как они лишаются доступа к власти.

Никто не может отрицать, что А.Даниялов - бывший первый секретарь обкома партии, создал преимущества аварцам, а М.С. Умаханов - даргинцам и т.д. Эта практика повторяется и в низовых звеньях в масштабе всего Дагестана. Каковы бы ни были личные качества руководителя, нельзя ставить судьбу народа в зависимость от отдельного человека, тем более другой национальности. Опыт показывает, что только национальная представительная структура на профессиональной основе (в нашем случае Национальный Совет) может представлять и защищать национальные интересы.

Анализ причин неэффективной работы государственных органов учреждений, предприятий и т.д. однозначно приводит к выводу, что основная причина неэффективности и отсутствия прогресса - нерешенность национального вопроса. Отрицание собственных интересов народов Дагестана на официальном государственном уровне, невозможность решать их в рамках существующей государственно-правовой системы, приводит к тому, что эти интересы реализуются нелегально, отсутствие государственных структур представляющих интересы наций ведет к возникновению "теневых национальных кабинетов". Это является основной причиной коррупции и высокой преступности в Дагестане.

Исторически народы Дагестана никогда не имели общую унитарную государственность, а такое унитарное образование как просуществовавшее немногим более 70 лет ДАССР, создавалось большевиками исключительно насилием и поддерживалось страхом. В настоящее время в условиях демократизации неизбежен возврат к естественному, существовавшему на протяжении тысячелетий состоянию т.е. восстановление автономных форм государственности народов Дагестана при сохранении его целостности.

В свое время "объединение" народов Дагестана в так называемый дагестанский народ сопровождалось физическим уничтожением национальных элит, разрушением национальных культур и традиций; попыткой искусственно создать общедагестанскую культуру, которая фактически привела к всеобщему снижению уровня культуры. В настоящее время происходит процесс воспроизводства национальных культур, что естественно ведет к возрастанию национального фактора. Таким образом, прогресс и развитие республики в общественном, политическом и экономическом отношении сопряжен с ростом национального самосознания. Искусственное торможение процессов национального возрождения есть в то же время торможение общественного прогресса, политических и экономических реформ.

Понятийный аппарат и законодательная основа по вопросам национально-государственного устройства

Современная этнология и законодательство Российской Федерации по вопросу национально-государственного устройства, разрабатываемого в последнее время Верховным Советом, выделяют следующие основополагающие понятия, без уточнения сущности которых невозможно конструктивно обсуждать вопросы национально-государственного устройства: народ, нация, национальное самоопределение, малочисленный народ, национальное меньшинство.

Говоря о законодательной основе мы имеем в виду прежде всего новейшие законодательные проекты Российской Федерации, находящиеся в стадии разработки, обсуждения и принятия; и международно-правовые акты, необходимость соблюдения которых признана нынешним руководством России.

НАРОД - население того или иного географического региона взятое без учета этнического (социально-психологического и культурного) разнообразия и выражающее сходство, единство биосоциальных, экономических потребностей и интересов. Так, например, можно говорить о народе Дагестана в единственном числе, но неверно говорить о "дагестанской нации".

НАЦИЯ - наиболее интегрированная внутренне однородная в этническом отношении общность людей, объединяемая наряду с общностью территории проживания, экономических потребностей, также общностью социально-психологических, культурных особенностей и потребностей; обычаев и традиций, искусства, языка, религии, национальных интересов и национального достоинства.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - процесс интеграции и структурной самоорганизации этнически однородного сообщества. Национальное самоопределение сопровождается постановкой трех крупных задач: о национальных органах власти, о национальной собственности, о национальной культуре. Целью процесса национального самоопределения (или иначе национального движения) является переход к состоянию самоуправления т.е. формирование национальной государственности, которая может быть реализована с различной степенью свободы: от культурной автономии до полного суверенитета.

Процесс Национального самоопределения (кроме обладания необходимым минимумом людских и пространственно-природных ресурсов) предполагает наличие собственного внутреннего духовного потенциала, воли к самоорганизации и самовоспроизводству национального государственного образования и национальной культуры. Международные правовые акты предусматривают следующие основные критерии и условия способности народа к самоопределению и самоутверждению себя в качестве нации:

а) установление исторически подтверждаемого факта происхождения данного народа на данной территории т.е. является ли данный народ КОРЕННЫМ НАРОДОМ;

б) наличие ТЕРРИТОРИИ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ;

в) наличие ВОЛИ К НАЦИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ, что подтверждается референдумом.

В настоящее время ВС РФ разработал проект закона "О национальной автономии в Российской Федерации", который впервые открывает конституционный путь восстановления (создания) государственности в форме автономии в составе Российской Федерации для этносов утративших (не имевших) свою национальную государственность.

МАЛОЧИСЛЕННЫЙ НАРОД - этническая общность, проживающая на территории своего традиционного расселения и насчитывающая менее 50 тысяч человек. Понятие малочисленный народ конституируется проектом Закона Российской Федерации "Основы правового статуса малочисленных народов Российской Федерации".

НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО - часть народа, проживающая в инонациональной среде ЗА ПРЕДЕЛАМИ территории его традиционного расселения, но продолжающая сохранять самобытность, язык, культуру, традиции и другие этнические особенности этого народа.

ВС Российской Федерации разрабатывает самостоятельный закон о национальных меньшинствах.

В соответствии с международно-правовыми документами НАРОД независимо от его численности обладает правом на самоопределение, а НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО такого не имеет.

Принципы федеративного устройства Дагестана

1. Дагестан уникальный регион со сложным национально-территориальным составом, поэтому государственное устройство (конституция) также должна иметь соответствующий уровень сложности и национально-государственного многообразия.

2. Решение национального вопроса в условиях современного Дагестана сводится к перераспределению власти, к передаче значительной доли власти самим народам. До сих пор эту задачу безуспешно пытались решать при помощи подбора и расстановки кадров в соответствии с численностью наций, что естественно привело к ущемлению всех кроме наиболее многочисленного. Справедливое распределение власти между народами и сохранение целостности Дагестана возможно на основе зтно-территориального принципа формирования государственности.

3. Народы, проживающие в Дагестане, не одинаковы по своему статусу, есть нации, т.е. потенциальные субъекты Федерации: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, азербайджанцы; ногайцы, терско-казаки, малочисленные народы: аккинцы, рутулы, агулы, цахуры; национальные меньшинства: русские, таты, евреи и т.д.

4. В настоящее время уже 4 народа Дагестана заявили о желании самоопределиться путем создания национально-территориальных образований: кумыки, лезгины, ногайцы, терско-казаки.

Аварцы, даргинцы, лакцы практически имеют национально-территориальные образования, самостоятельность которых обеспечивается географическим расположением.

Однако, в силу того, что унитаристская политика максимальной централизации государственной власти, проводившаяся большевиками в Дагестане, привела к концентрации на территории Кумыкии экономических, культурных центров, а также и населения из разных регионов Дагестана, вследствие организованного переселения их, они относятся к идее федерализации с необоснованной настороженностью. Однако, именно осознание собственных НАЦИОНАЛЬНЫХ интересов приведет их в ближайщем будущем к признанию неизбежности, к пониманию полезности и для них федерализации с учетом и согласованием интересов друг друга.

5. Геополитическая карта Дагестана включает 4 региона: территория севернее реки Терек - Ногайская степь, центральная равнинная и предгорная территория - Кумыкия, центральная горная территория - собственно Дагестан, южная территория - Лезгистан.

Представление о том, что можно управлять общественно-политическими и социально-экономическими процессами в этих регионах резко отличающихся по географическим, климатическим, народно-хозяйственным, демографическим социально-психологическим и другим особенностям, исходя из единых принципов и единообразной законодательной системы - это иллюзия. По крайней мере указанные 4 геополитических региона должны получить автономию и законодательную самостоятельность.

6. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕГИТИМНОЙ ВЛАСТИ В ДАГЕСТАНЕ:

6.1. Нации (т.е. народы имевшие свою государственность на территории Дагестана в прошлом, имеющие территорию компактного проживания и заявившие о своем желании самоопределиться по итогам референдума) должны получить возможность создать национально-государственное образование - АВТОНОМИЮ в составе Дагестана и России. При этом

создаются Национальные Советы (Милли Маджлисы) и Национальные Администрации.

6.2. Малочисленные народы получают право на создание НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОНОВ и законодательно закрепленное право (квоты) на представительство в Маджлисе Народов Дагестана.

6.3. Национальные меньшинства получают право на культурную автономию.

7. ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ДАГЕСТАНЕ.

Итоги последнего референдума показали, что прямая приватизация земли в наших условиях невозможна. Причина торможения земельной реформы все та же: нерешенность национального вопроса. Приватизацию следует провести в три этапа:

7.1. На первом этапе в ходе федерализации и создания национально-территориальных автономий, определяются ЭТНИЧЕСКИЕ ЗЕМЛИ т.е. определяются границы национально-территориальных автономий. Национальная собственность на этнические земли означает исключительное право данного народа на создание национальной государственности на этой территории.

7.2. На втором этапе Национальные Советы определяют принадлежность земель тем или иным населенным пунктам т.е. определяют границы ОБЩИННЫХ ЗЕМЕЛЬ (земли джамаата). При этом в ходе образования национальных районов устанавливаются и узакониваются границы ЗЕМЕЛЬ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ.

Общинная собственность на земли джамаата означает административную подчиненность данной территории местным органам власти (местной администрации) формируемым данной общиной.

7.3. На третьем этапе местная администрация осуществляет приватизацию т.е. выделение земель в собственность отдельным лицам с определением ЧАСТНЫХ ЗЕМЕЛЬ.

8. ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРНОЙ РЕФОРМЫ В ДАГЕСТАНЕ:

8.1. Попытка искусственного создания "дагестанской культуры" не удалась, поскольку ничего кроме электического набора элементов культур народов Дагестана не породила. Если народам Дагестана и суждено когда-то интегрироваться в единую нацию с единой культурой, то это может произойти только в процессе длительного добровольного взаимодействия культур реально существующих наций.

8.2. Подавление национальных культур, вызванное стремлением создать новую интернациональную унифицированную Дагестанскую культуру, перевело их в статус этнографической экзотики. Жизнеспособные национальные культуры были вытеснены из сферы государственной жизни, а культивируемая в качестве государственной культуры "интернациональная культура" оказалась нежизнеспособной, то есть не способной выполнять основное назначение культуры окультуривать и цивилизовывать человека.

Подавление национальных культур не ведет к возникновению "интернациональной культуры" как утверждали идеологи партии, а ведет к снижению общего уровня культуры.

8.3. Национальная культура народа на территории его традиционного расселения получает конституционный статус, т.е. является государственным делом, а вне территории традиционного расселения - является частным делом граждан этой национальности, которые имеют все права на культурную автономию и могут реализовать ее на принципах общественного самоуправления.

8.4. Культурная автономия означает право народа самостоятельно определять вопросы своей жизни: обычаев и традиций, искусства, языка, религии и т.д. через свои органы самоуправления, которые могут создаваться в соответствии с Законом об общественных объединениях.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИИ ДАГЕСТАНА

Высшие органы власти.

1. Высшим представительно-распорядительным органам власти Республики Дагестан является - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, который формируется путем избрания одного члена Госсовета от каждой автономии.

Член Госсовета обладает правом вето при принятии решений Госсовета.

Для ведения заседаний Госсовета и осуществления представительско-церемониальных функций избирается председатель Госсовета сроком на год.

2. Высший орган власти - МАДЖЛИС НАРОДОВ ДАГЕСТАНА формируется путем совместного заседания Национальных Советов, депутатских групп от Национальных районов и Махачкалинского территориального района.

Спикер Маджлиса назначается Госсоветом из числа членов Госсовета.

3. Высший орган исполнительной власти - ПРАВИТЕЛЬСТВО ДАГЕСТАНА формируется премьер-министром. Премьер-министр назначается Госсоветом из числа членов Госсовета и утверждается Маджлисом Народов Дагестана.

4. Высший орган судебной власти - ВЕРХОВНЫЙ СУД формируется путем избрания судей от национально-территориальных избирательных округов. Председатель Верховного Суда назначается Госсоветом из числа членов Госсовета и утверждается Маджлисом Народов Дагестана.

Органы власти автономии.

5. Высшее должностное лицо национальной автономии - ГЛАВА НАЦИОНАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ избирается от данной автономии сроком на 3 года.

6. Законодательный орган - НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ (Милли Маджлис) формируется путем избрания депутатов от территории данной Автономии на профессиональной основе. Избрание депутатом несовместимо с занятием должности на государственной службе и с предпринимательской деятельностью. Норма представительства в Национальные Советы устанавливается единой для всего Дагестана.

7. Исполнительный орган - АДМИНИСТРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АВТОНОМИИ формируется Главой Национальной Автономии.

8. Судебный орган - СУД НАЦИОНАЛЬНОЙ АВТОНОМИИ формируется путем избрания судей от территории Автономии.

Органы власти Национального Района.

9. Высшее должностное лицо - ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА избирается от территории национального района.

10. Представительный орган - СОВЕТ (Маджлис) НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА формируется путем избрания депутатов (на непрофессиональной основе) от территории Национального Района. Норма представительства утверждается единой для всех Национальных Районов на территории Дагестана.

Одновременно избираются депутаты в Маджлис Народов Дагестана в соответствии с квотой установленной для данного района.

11. Исполнительный орган - АДМИНИСТРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА формируется Главой Администрации.

12. Судебный орган - СУД НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА формируется путем избрания судей от территории района.

13. Город Махачкала образует отдельный территориальный район. Статус района и порядок формирования органов власти определяется отдельным законом.

Местные органы власти.

14. Высшее должностное лицо - ГЛАВА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ избирается от населенного пункта или группы населенных пунктов.

15. Волеизъявление народа на местном уровне осуществляется прямым путем: на собраниях и сходах или конференциях от группы населенных пунктов.

16. Местная администрация формируется Главой Местной Администрации.

МЕХАНИЗМ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ

1. Федерализация государственных структур в Дагестане теоретически может осуществиться двумя вариантами: снизу и сверху.

Федерализация снизу предполагает постепенное усиление влияния и авторитета народных движений с одновременным падением авторитета официальных властей. Это может привести к смене существующей власти и приходу к власти народных движений. В последнее время мы наблюдали подобный сценарий в Чечне, Таджикистане и Азербайджане и, к сожалению, везде такой вариант смены власти сопровождался кровопролитием.

2. Дагестан уникален своей национально-территориальной сложностью и именно в силу этой сложности он представляет собой более устойчивую (позитивная сторона) и консервативную (негативная сторона) систему.

В нашем случае есть возможность осуществить неизбежную смену системы власти контролируемым, эволюционным путем, примерно так, как это происходит в Российской Федерации. Россия также в силу своей внутренней национально-государственной сложности является более устойчивой системой и до сего дня избегает внутренних военных конфликтов. Данный вариант предполагает, что руководство Дагестана, осознав неизбежность конституционной реформы в республике, само "сверху" осуществит ее совместно с национальными движениями, стремясь избежать революционного варианта, являющегося бедствием для народов.

3. Важнейшие этапы переходного периода:

3.1. Формирование общедагестанской оппозиции.

3.2. Волеизъявление народов Дагестана на съезде народов Дагестана:

- требование о проведении референдума о доверии Верховному Совету и досрочных выборов;

- принятие Концепции Федерализации Дагестана (Основ Конституции Дагестана);

- избрание Маджлиса Народов Дагестана и наделении его полномочиями второй палаты ВС на переходный период.

3.3. Утверждение Маджлисом Народов Дагестана Проекта Основ Конституции Дагестана.

3.4. Референдум о доверии ВС и принятии Основ Конституции Дагестана.

3.5. Роспуск ВС.

3.6. Выборы Гсссовета и Маджлиса Народов Дагестана.

* * *

Понятие "федарализация" к сожалению, ассоциируется у большинства населения с расчленением и нарушением единства Дагестана. Вызвано это как неискушенностью людей в вопросах национально-государственного устройства, так и сознательной пропагандой сторонников консервации существующего строя в Дагестане, тех кто в принципе не приемлет реформ.

Между тем истина состоит в том, что сегодня сохранение унитарного единства в Дагестане БЕЗ НАСИЛИЯ невозможно. Если мы хотим иметь духовное единство и территориальную целостность Дагестана не как результат насилия, а как естественное состояние, то к этому следует идти через федерализацию, признание прав и уважение национального достоинства народов Дагестана.

Источник:
Газета "Къумукъ иш", 1992г, N4 (11)

Размещено: 01.07.2005 | Просмотров: 4175 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.