Кумыкский мир

Культура, история, современность

Барият Мурадова - классик дагестанской сцены.

Барият Солтанмеджидовна Мурадова осталась в памяти современников как непревзойденный, исконно народный талант и актриса высокого профессионализма.

Родилась Б. Мурадова в кумыком селении Нижний Джингутай Буйнакского района. Дочь красного партизана, погибшего в революционных событиях, Мурадова воспитывалась в доме дяди, известного музыканта и певца Татама Мурадова. Род Мурадовых подарил Дагестану целую плеяду талантливых деятелей искусства и культуры.

Барият Мурадова выступала на сцене с трехлетнего возраста и вплоть до 80 лет не покидала ее. Искусство и творческий почерк Мурадовой тесно связаны с корнями народного театра, с манерой импровизационной народной культуры. Всю свою жизнь Б.С. Мурадова отдала родному театру.

Ей были чужды понятия ограничения амплуа. Она могла появиться на сцене в любом жанре, играла в молодости и старости, а в 50 лет блистала в образе Лауры из пушкинского "Каменного гостя".

Барият Мурадовой удавались как драматические, трагические, героические образы, так и лирические, сатирические, острохарактерные и откровенно водевильные, опереточные персонажи. В одни и те же годы она могла выйти на сцену то в роли смешной и простодушной Джумайсат (Молла Насретдин" М.Курбанова), то шекспировской Джульетты, то чудаковатой Шакирхан ("Под деревом" Г. Рустамова), то взбалмошной Живкой ("Госпожа министерша" Б. Нушича), то мужественной Толгонай ('"Материнское поле" Ч.Айтматова) или поэтической Гюлькыз ("Айгази" А.-П. Салаватова), которую актриса играла более 20 лет.

"Лаура в исполнении Барият Мурадовой - один из лучших образов, увиденных мною на драматической сцене", - говорил па обсуждении спектакля в Москве главный режиссер театра им. Евг. Вахтангова Рубен Николаевич Симонов в апреле 1960 года.

Неослабный интерес зрителя и постоянный успех спектакля "Молла Насретдин" на сцене Кумыкского театра в течение трех десятилетий был обязан сценическому дуэту Барият Мурадовой (Джумайсат) и Тажудина Хаджиева (Молла Насретдин}. Не скупясь на краски, актриса показывает всем некрасивую на внешность, чудаковатую простолюдинку, которая в часы "творческого вдохновения" самозабвенно поет и пляшет или горячо спорит с мужем, кому качать люльку с ребенком. Одетая в выгоревшее и потрепанное платье, Джумайсат Б.Мурадовой ходит широко и размашисто шагая. Ее немолодое лицо украшает увесистый нос-картошка, широкие ломанные брови вразлет моментально сходятся на переносице, когда она сердится. То, принимаясь энергично чесаться за пазухой, то, визжа и покатываясь со смеху, отпускает грубые шуточки в адрес мужа, то, увлеченно барабаня ладонями по своим коленям, выводит незамысловатую песню. "Ее песня - это сольный номер со своей драматургией, виртуозный и комичный: Джумайсат-Мурадова высоко и плавно растягивает лицо в пленительной улыбке, жмуря от удовольствия глаза и поводит плечами, затем голос стремительно опускается в басовый регистр, и пение становится похожим на ропот горной реки, затем снова набирает высоту...",- писала об ее игре театровед С.Нахшунова. А ведь, когда Б.Мурадова впервые прикоснулась к образу Джумайсат, ей было всего двадцать пять лет, и она параллельно играла лучших лирических и романтических героинь мировой драматургам.

Общительная, наблюдательная и чуткая к восприятию жизни, Барият Мурадова с детства училась у своего народа вечным истинам, цепкой памяти, точной оценке. Однажды увиденное в жизни она откладывала в копилку памяти, чтобы вытащить и показать народу то, что таится в нем самом. Таковы ее "фольклорные" и современные героини из народа: Сувсар ("Карачач" А-П.Салаватова), Асият ("Любовь Асият" А.Курбанова), Зайнаб ("Сестры" С.Джетере), Салимат ("Подарок Салимат" Г.Рустамова), Кыстаман ("Красные партизаны" А-П.Салаватова) и другие. А какие разные и сильные характеры она создавала в классическом репертуаре. И среди них Мехменэ-Бану из "Легенды о любви" Н. Хнкмета; глубоко страдающая, смертельно усталая от человеческой лжи и предательства и, наконец, отчаявшаяся, оскорбленная от обманутой любви, поруганных чувств Лариса из "Бесприданницы" А Островского; трагическая, обреченная жертва тяжкого груза адатов в образе Сусанны из "Намуса" А. Ширванзаде или сильная, властная и постоянно внутренне сопротивляющаяся подневольная жертва вековых адатов-Танкабике пьесы М. Карима "В ночь лунного затмения". Их было много в ее творческой биографии: от Кручининой и Агафьи Тихоновны до Соньки в "Аристократах" Н.Погодина и Маши в "Мужестве" Березки. То, воспевая величие человеческой души, то, выставляя на осмеяние воинствующую серость и омещанившуюся посредственность, Барият Мурадова заставляла зрителя заглянуть в собственную душу, в копилку мыслей и чувств, создавая зеркало, предупреждающее духовное банкротство.

Более 200 ролей сыграно Барият Мурадовой за свой актерский век. А из всех ролей, особенно в последние годы она отдавала предпочтение образам матерей. Благородство и сила духа были определяющими чертами характеров ее матерей. Олицетворение гражданственности и материнской славы в обобщенном образе Матери-Родины в спектакле "Сквозь бурю" М-С. Яхьяева. А Толгонай-Мурадова в "Материнском поле" Ч.Айтматова - многострадальная мать, в скорби которой воплощена скорбь всех матерей, потерявших сыновей. Потрясающего трагизма достигает она в монологе, обращенном к погибшим сыновьям, где боль бесконечных утрат и жажда мира, и заклинание, призыв к живым не допускать повторения кровопролитных войн, и мечта о мирном благородном труде землепашца вылились в горячее признание Матери-Земле.

Много было в творческой жизни Барият Мурадовой работ с печатью высокого профессионализма. И все они нашли в душах зрителей благородный отклик. Талантливая, непостижимая, неповторимая... - эти и множество других эпитетов сопровождали всегда выступления Народной артистки СССР, первой Народной артистки СССР из Дагестана (кстати, ей первой в республике было присвоено и звание Народной артистки Дагестана в 1936 году), лауреата премии РСФСР им. К.С. Станиславского, кавалера многих орденов и медалей, лауреата и дипломанта множества смотров и конкурсов, выдающейся артистки Кумыкского театра, любимую и почитаемую всеми народами Дагестана, Барият Солтанмеджидовну Мурадову. Нет сомнения, что народ не забывает своих героев, своих ярких, неугасаемых звезд. Именем Барият Мурадовой будут названы улицы, школы, республиканские премии за лучшие женские актерские работы, назначены именные стипендии лучшим студентам актерского отделения. Ее имя, как и имена незабвенных Гамида Рустамова, Алима Курумова, Амира Курбанова, Таджутдина Гаджиева золотыми буквами будут написаны на фронтоне нового здания Кумыкского музыкально-драматического театра.

Гулизар Султанова - ведущий научный сотрудник
Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН

Размещено: 13.03.2006 | Просмотров: 6001 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.