Кумыкский мир

Культура, история, современность

Край равнинный - Кумыкия

Очерки (Махачкала, 1996г.)

Содержание



"Къумъуктюз" - Кумыкская равнина

Проезжая по трассе Ростов-Баку, которая в древности называлась "Шёлковый путь", в средневековье - "Султанской", "Шахской", в новое время - "Княжеской" дорогой, и тогда и ныне связывающей Запад с Востоком, в северных предгорьях величественного Кавказа, на южном изгибе Каспийского моря обозреваешь широкий простор покатой степной равнины. Колыхающееся море золотой пшеницы и заросли кукурузы покрывают её. Кругом зелень пышных садов и виноградников, промеж которых то тут, то там устремляются вверх дымящиеся трубы фабрик и заводов.

На просторе равнины местами темнеют массивы дубовых лесов и кустарников. Пересекаются они прозрачными лентами извилистых маловодных, но капризных рек: Яхсайсув, Ямансув, Ярыксув, Акташ, Сулак, Шура оьзен, Манас оьзен, Количи, Гамри оьзен, Уллучай. Река Терек с запада окаймляет её, впадая в Каспийское море.

Эта равнина от устья реки Кумы на западе и до устья реки Самур на востоке - с севера омывается водами Каспийского моря. Отдельные ее части некоторые из современных географов, называют "Терско-Кумской, Терско-Сулакской, Приморской" низменностями. А средневековые авторы именовали ее "Кумыкской равниной". Сами кумыки величают ее "Къумукътюз". И она является исторической Родиной, отчей землей кумыков, одной из древних и коренных народностей Дагестана.

Народов в мире много, и не все они живут там, где очеловечились, отделившись от мира диких животных. Люди и их группы передвигались, переселялись на новые земли, оставляя за собой прародину, не всегда имея постоянные границы между собой. Так было и с древними племенами, заселившими Кавказские горы и Прикаспийскую равнину в далеком прошлом.

Земля и природные ресурсы неразрывно связаны с тем народом, который исторически заселил данную территорию.

Кумыки относятся к тюркскому этносу. Его самоназвание восходит к китайскому словосочетанию "тю-кю", означающему "человек". Видоизменившись, оно стало звучать как "тюркю", "тюрки", "тюркмен". Последнее означает "я человек".

Этноним "тюрк" у древнегреческого историка Геродота фиксируется в форме "торк". Его упоминание "о торках в южностепных областях, соседних с Каспием", дает основание полагать, что еще в IV-V веках до нашей эры тюрки-торки жили на тогдашних просторах нынешней Кумыкской равнины - Къумукътюз.

Пребывание тюрков в Прикаспии не прерывалось. О приходе сюда гуннов упоминает греческий географ Дионисий (160 г. н. э.) и греческий ученый из Египта Птолемей (175-182 гг. н.э.). Он так же сообщает о "камаках или кимаках", живших в Прикаспии с древнейших времен по соседству с "суварами" и "акацирами".

Этнонимы "сувар" (сувэр) и "акацир" (агачир) вызывают неподдельный интерес. Компонент "ар", как известно, встречается в названиях многих народов: болгар, мадьяр, авар, хазар, савар. "Ар" считается словом персидского происхождения и имеет значение "человек". Вместе с тем и тюркское "эр", или "ир" тоже передающее понятие "мужчина", принято отождествлять с "ар". При такой этимологии можно утверждать, что этноним "сувар", или "сувэр" - тюркского происхождения от сув - вода, и ир - человек.

А этноним "акацир", скорее "агач ир", состоит из компонентов агач - лес, ир - человек, т.е. "люди, живущие в лесах".

Большинство историков и языковедов едины в том, что "сувары" и "агачиры" были тюркоязычными племенами и населяли побережье Каспийского моря. По сообщению древнегреческого географа и воина Страбона "...в устьях реки Соаны (Сулак) много лесов, бурная, почти тропическая растительность и много озер". И людей, живших в подобной среде, где много лесов и воды, справедливо называли и "суварами", и "агачирами".

В древности, когда уровень Каспия был на 8 метров ниже, чем в XX веке, прибрежная равнина Къумукътюз была гораздо обширнее и смыкалась с устьем Волги - Эдиля, была богата бурной растительностью. Именно сюда стремились кочевые тюрки. Кроме того, последним было известно, что там, в западном и южном Прикаспии, издревле живут их сородичи и могут принять их в свою среду.

Во втором веке нашей эры к проживающим в Прикаспии суварам, агачирам, кимакам и гуннам присоединились булгары. Еще до них в пределах Терско-Сулакской равнины, в устьях рек обитали казары (каз - гусь), которых впоследствии стали называть "хазарами". Все эти племена были тюркоязычными и поэтому не происходило поглощение одного народа другим. Наоборот, имело место сближение и обогащение их языков. Соответствующие процессы еще более усиливались в периоды господства Великой Болгарии (Беюк Булгар), Хазарского каганата, Дешт-и-Кыпчака, Золотой Орды. Поэтому в кумыкском языке наличествует три пласта наречий - булгарско-хазарский, огузский и кыпчакский. Причем кыпчакизация кумыкского языка произошла, вероятно, в пределах Золотой Орды, где кыпчакский язык был господствующим.

При слиянии родственных по языку племен и народностей происходит обогащение одного и того же, в нашем случае тюркского, языка за счет племенных диалектов. И гунны, и хазары, и булгары, и кыпчаки были тюрками, народами родственными между собой и создавали общий язык. Носители этого языка становились создателями отдельных крупных государственных объединений, которые в разные времена выступали то как гунны, то как булгары, то как хазары и кыпчаки, впоследствии в качестве кумыков.

"Кумыки, тюркское племя, явившееся на Кавказ еще до нашествия аравитян", - пишет в своей книге "Путешествие по Дагестану и Закавказью" русский ученый XIX века И. Березин. "Можно полагать, - продолжает он, - что кумыки составляли первоначальное население Шамхальства Тарковского или, по крайней мере, одно из древнейших здешних племен... Аббас Кули считает жителей шамхальства смешанным с "камахами" (кимаками) Птолемея".

Здесь русский ученый имеет ввиду дагестанского историка XIX века Аббас Кули Бакиханова и, цитируя его, подчеркивает смешанность кумыкского народа. Так как несмешанных, абсолютно чистых народов не бывает, это замечание ученого следует считать справедливым и не только в отношении кумыков. Так, существуют легенды о русском происхождении горских народов Дагестана - аварцев, лезгин, лакцев. Лакцев относят к остаткам племени руссов, которые прибыли в Прикаспии во времена владычества хазар. Даже упомянутый историк Аббас Кули Бакиханов высказывает мнение о том, что "казикумухцы и поныне, приветствуя встречного, снимают шапку и говорят: "изров", что сходствует с русским "здоров".

Известно также предание об индийском происхождении лезгин. Другие полагают, что лезгины на Кавказ явились в качестве персидских колонистов. Знаменитый кумыкский историк и писатель XVII века Мухаммед Аваби Акташи из Эндирея придерживался этой версии и в своей исторической хронике "Тарихи-Дербенд-Наме" пишет, что "...из учрежденных Ануширваном провинций одну населяли лезгины, выведенные из Исфагани".

Немецкий языковед и этнограф XIX века А.М. Дирр объявляет табасаранцев монголами по происхождению. "Косые глаза, выступающие скулы, плоские носы, широкие лица, редкая бородка - все это явления монгольской расы", - пишет ученый, оправдывая свое утверждение.

Бытует мнение о том, что кубачинцы по происхождению - французы.

Жителей селения Акуша по происхождению связывали с армянами, Цудахара - с грузинами, Мекеги - с евреями.

Известны предания и о происхождении аварских селений. В "Истории Грузии", составленной С. Барановым (1865 год) приведено одно из них, где говорится о том, что скифы многочисленными ордами вторглись в Грузию и Армению, опустошили эти страны, забрали много пленных и вернулись обратно в Северное Причерноморье. Из этих пленных народов скифы образовали на Северном Кавказе два царства: одно на Тереке, до западной оконечности гор, под владычеством Уобоса - сына царя скифов, а другое на Востоке - под управлением двоюродного брата скифского царя.

С подданными первого связываются осетины, а на Востоке, где построили Хунзах, возникли народы страны гор. Еще сказано в предании, что царь Грузии Гурам, при императоре Византии Юстиниане, правившем в VI веке, учинил мир с аварами, а затем расселил их в горных ущельях Кавказа, в также в Хунзахе, где они и поныне называются аварами. Самых знатных же из них царь поселил в Картлии и дал им княжеские достоинства. В данном предании смешаны два понятия: авар и аварцы. Авар - тюркское племя, по-русски - "обры", жившие в V-VI веках в Причерноморье и исчезнувшие в X веке. По тюркски: "ав" - охота, а "ар" - человек. Авар - значит "человек-охотник". В древнерусских летописях это племя именуется "обре". Сохранилась русская поговорка: "Погибоши аки обре", означающая, что "погибли, как авары".

В действительности нынешние аварцы Дагестана говорят на одном из иберийско-кавказских языков и вопрос о том, могут ли они являться потомками тюркского племени авар, нуждается в специальном рассмотрении.

Никого не должно огорчать, смущать то, что о происхождении народов Дагестана существуют разные предания, легенды, и многих из них считают и смешанными и пришельцами. Даже такие великие народы мира, как китайцы, индусы, иранцы, являются смешанными. В отношении их также существует мнение о том, что они являются пришлыми на тех территориях, где они ныне проживают. Подобное можно сказать о русских, англичанах, а тем более об американцах. Такие переселения, смещения в древности происходили часто. Народы всегда искали удобные места для проживания и оседлости. Ираноязычные племена - киммерийцы, скифы, аланы - просочились на Северный Кавказ и Прикаспий сначала с Севера, а затем с Юга двинулись в Прикаспий и тюркские народы, но с достаточно древних, как было показано в предыдущем изложении, времен. Так, совсем недавно К.Т. Лайпановым и И.М. Мизиевым было показано, что это имело место еще в III тысячелении до нашей эры, когда древнейшие прототюрки оставляли после себя в Предкавказье курганную майкопскую культуру. Тюркскими, по их мнению, были и те народы, которые принято считать иранцами по языку - скифы, сарматы и аланы.

Одними из ранних поселенцев на равнине, где ныне проживают кумыки, являются, как упоминает Птолемей, - кимаки-камаки. Можно допустить, что именно их этноним лег в основу самоназвания кумыков послехазарского времени. Если этот термин передать с позиции кумыкского языка, то он будет выглядеть как "къымакъ" и произнесется - "къымыкъ", почти как "кумук", вернее "къумукъ", потому что в основе слова лежит древнетюркское выражение "кумлук", означающее степь или песчаную равнину. Кумук - житель степи, песчаной равнины. Аварцы называют кумыков - тараъав, даргинцы - дирка, лакцы - арран. Все это означает для горских народов Дагестана, что кумыки - жители равнины, включая и предгорье, а также степи.

Прошло более двух тысяч лет, пока термин "кумук" получил самостоятельность, придя на смену другим этнонимам, под которыми были известны предки кумыков - гунн, булгар, хазар, кимак, кыпчак. Кумыкский язык, как и сам народ, пережил долгий, длительный путь, период становления. Окончательное же сложение кумыкского языка, как и народности, произошло в послемонгольское время, в пределах единого раннефеодального государственного образования - Шамхальства.

Итальянский путешественник XIII века Плано Карпини в сочинении "История монголов", говоря о землях, которые монголы подчинили своей власти, упоминает о "комуках", называет "Тарки". Епископ персидского города Султания Иоанн де Галонифонтибус был очевидцем многих событий конца XIV - начала XV веков. Он в 1404 году завершил книгу, содержащую важные сведения о народах Кавказа. В ней перечисляются тюркские провинции Северного Кавказа - Кумания, Хазария, Кумыки.

Русский купец из Твери, Афанасий Никитин в 1477 году после кораблекрушения в Каспийском море оказался в кумыкском селении Таргу и сообщает о "кумыках".

Кумыки, малочисленный, но многотерпеливый, трудолюбивый, выносливый и мирный народ. Они составляют одну из жизнеспособных, плодовитых веток могучего дерева - тюркского мира - "Тюрк дюньясы".

Уравновешенный характер, ум, трудолюбие, отсутствие косности, гостеприимство-куначество кумыков отмечены в многочисленных сведениях восточных и западных авторов. "Благо женщина кумычка знакома с кулинарным искусством Востока и Запада", - восклицает русский этнограф XIX века Н. Семенов.

Лауреат Нобелевской премии, норвежский ученый, профессор Фритьоф Нансен в 1925 году приехал в Дагестан. Трудящиеся республики тепло приветствовали его. Он побывал в нескольких населенных пунктах нашей области, оставил отзывы о ее народах.

"Кумыки - мирный, спокойный, трудолюбивый, деятельный и чистоплотный народ", - пишет он в своей книге "Через Кавказ на Волгу", изданной в Лейпциге в 1930 году на немецком языке. "Они занимаются рыболовством в Каспийском море, - продолжает профессор, - скотоводством (главным образом разводят овец и лошадей), пчеловодством, в последнее время так же хлебопашеством и искусственным орошением. Они отличные знатоки лошадей.

Будучи смелыми, с помощью лассо (аркъан) они отлавливают диких лошадей и приучают их очень быстро. Ковры, овечья шерсть, кожа, рыба, соль и другие товары являются предметом оживленной торговли с Персией. Товары, полученные в обмен, они часто реализуют лезгинам. Главным торговым центром был аул Тарки со своей гаванью, из которого возникла нынешняя Махачкала. Общественный строй у кумыков - аристократический, как это принято у степных народов".

"Собаки, соколы и лихой конь были товарищи, наиболее для него привычные", - пишет офицер русской армии, кумыкский дворянин Д. Шихалиев в своем очерке "Рассказ кумыка о кумыках", опубликованном в газете "Кавказ" в 1846 году. Он имел в виду свободного, зажиточного кумыка - оьзденя, полноправного члена аристократического общества своего народа.

Никого из народов Дагестана ныне не должно в принципе волновать то, что его предки откуда-то пришли на Кавказ, так как эта область, как известно, никогда не относилась к регионам сепиентации (очеловечивания) древних человекообразных существ. Просто, одни племена на Северный Кавказ и Прикаспий пришли раньше, а другие - позже. Одним словом, пришли! Главное в нынешних взаимоотношениях народов республики не в том, кто и когда появился на Кавказе, а в особенностях его этнической психологии, в том, какой след оставил народ в истории края. Кумыкский народ, например, проявил себя как мирный, трудолюбивый и способный в то же время защищать свою свободу и независимость. Он одним из первых создал свое раннефеодальное государственное образование - "щавхаллыкъ" (шамхальство), сохранил и развил язык, устное народное творчество, музыку и национальную культуру во всех замечательных ее особенностях. Эта культура гармонично сочетается с новыми традициями послеоктябрьского времени.

Кумыки и доныне живут в том регионе, где еще до нашей эры обитали кимаки, гунны, сувары, агачиры, булгары, хазары, кыпчаки и другие древнетюркские племена и являются их потомками.

В начале XX века кумыков насчитывалось 120 тысяч человек. По переписи 1959 года их численность достигла 135, а на 1 мая 1989 года - 221 тысячи 370 человек. Несмотря на количественный рост за годы Советской власти, кумыков на своей исторической родине оказалось в меньшинстве, по сравнению с количеством горцев, переселенных на равнину - исконно кумыкские земли. При этом численность аварцев, переселившихся на равнину с 1927 по 1989 год достигла 222 тысяч человек. Их здесь на сегодняшний день насчитывается больше, чем самих кумыков на своих родных просторах.

Переселенцев-даргинцев на Кумыкской равнине - 112 тысяч, лакцев - 56 тысяч, лезгин - 50 тысяч. На равнине много представителей и других национальностей. Таким образом, демографическая ситуация на Кумыкской равнине ко второй половине XX века сильно осложнилась, она в исторической перспективе развивается не в пользу кумыкского народа, его сохранения как самостоятельной этнической единицы, возникают конфликтные ситуации.

Некоторые переселенцы с гор, получив на равнине вольготные условия и имея поддержку сверху, стараются вырваться вперед за счет того, кто не имеет поддержки, при этом они задевают интересы части жителей равнины - кумыков, во многом ущемляют национальное достоинство их. Положение осложняется еще и тем, что более 120 горными хозяйствами присвоено на Кумыкской плоскости 381692 гектара земли. Крайне необходимо приостановить переселение горцев на Къумукътюз, осудить его аннексионистский характер, защитить национальные интересы кумыков, коренного и древнего населения плоскости.

Размещено: 11.03.2006 | Просмотров: 15981 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.