Кумыкский мир

Культура, история, современность

Так сколько лет кумыкскому театру?


В этом году Кумыкскому театру по официальной версии- 75 лет. Источники, воспоминания, факты, однако, свидетельствуют о том, что прославленному театру не 75, а минимум 120 лет. Об этом еще пять лет назад в республиканской газете "Дагестанская правда" писал и настаивал ныне покойный профессор, подвижник духа Салтан-Мурад Акбиев. Ныне мы размещаем его статью на нашем сайте.

 

В эти дни меня смущают сообщения СМИ о том, что осенью 2000 года Кумыкскому театру исполняется 70 лет. Так ли это? Не обедняем ли себя?

Не буду здесь говорить о народных традициях национального театра, о них сказано в работах известных театроведов Сергея Говорова, Майи Зульфукаровой, Гамида Рустамова, Гулизар Султановой и других. Остановлюсь лишь на уникальных источниках, которые дают определенное представление об истоках и этапах становления Кумыкского театра

По сообщению газеты "Таржуман" (Бахчисарай,17.01.1884), кумыкской прогрессивной интеллигенцией в последней четверти XIX века создан театрализованный кружок. Члены его: Шихалиев, Джантемиров, Джакаев, Магомед-Эфенди Османов, Адиль-Герей Мансуров - организовали фонд содействия молодежи горских национальностей для поступления в высшие и средние учебные заведения. В уставе кружка записаны источники его доходов - это "сборы с проводимых концертов, публичных лекций, постановок спектаклей, маскарадов и других мероприятий".

Большим историческим событием не только в социальной жизни народов России, но и в культурном возрождении национальных окраин стала первая русская революция 1905-1907 гг. С этого времени в окружных центрах и больших населенных пунктах, наряду с обществами русской демократической интеллигенции, стали появляться театрализованные кружки представителей коренных народов Дагестана. В 1906 г. в Темир-Хан-Шуре работала театральная труппа "Той" ("Свадьба"). Как сообщала еженедельная газета "Дагестан" 4 февраля 1906 г., члены "Тоя" устроили вечер с танцами и сценическими представлениями с целью улучшения своего материального положения. Лицам, внесшим определенные средства, от имени руководителя этой труппы П.Эмирбекова и секретаря А.Даитбекова объявлена благодарность.

Созданию любительских театральных обществ в эти годы способствовало и широкое проникновение в Дагестан сценического искусства других народов страны. В областной Темир-Хан-Шуре частыми гостями были артисты русского, украинского, азербайджанского, татарского (казанского) театров. Во время гастролей актеры Азербайджана, Татарстана играли сцены по произведениям М.-Ф.Ахундова, Н.Нариманова, У.Гаджибекова, Г.Камала, Ф.Бурнаша и других драматургов.

В 1906 г. татарской артистической молодежью в Казани была создана театральная группа "Саяр", выступавшая не только в городах Поволжья, в 1908 г. она гастролировала по Дагестану. Налаживаются творческие связи Казанского общества "Саяр" с кумыкским "Той".

Немаловажную роль в формировании кумыкского профессионального театра сыграла и национальная молодежь, обучавшаяся в вузах и других учебных заведениях России, Западной Европы. Так, Уллубий Буйнакский во время летних каникул, приезжая из МГУ, принимал участие в деятельности "Тоя". В годы борьбы за Советскую власть одной из главных забот У.Буйнакского была проблема национального театра. "Где забота о театре, искусстве?" - вопрошал он.

Одной из ярких личностей, отдавшей свой недюжинный талант национальному театру, был Темирболат Бийболатов из Казанища, получивший образование в Темир-Хан-Шуринском реальном училище, ставропольской гимназии, Киевских военном и музыкальном училищах. В 1910 г. он создал в Темир-Хан-Шуре театрально-литературный кружок, в репертуаре которого, кроме оригинальных пьес, значительное место занимали переведенные с азербайджанского, армянского, турецкого, татарского и других языков произведения. С началом первой мировой войны Т.Бийболатова отправили в действующую армию, но его благородное дело о развитии национального театра продолжили талантливые сподвижники: Алескер Ширмамедов, Аликбер Агаев. По воспоминаниям Н.Макашарипова, актеры Бийболатовского театрального кружка А.Алескеров, М.Нагиев, Г.Абдуллаев и другие в 1915-1916 гг. осуществили постановку пьес "Мешади Ибад", Аршин-мал-алан", "Ашик Кериб", "Бесприданница". До начала спектаклей в залах городских театров играл духовой оркестр, продавались билеты. Зрители, входя в фойе, восхищались художественным оформлением помещения, картинами из инсценируемого произведения. Одним словом, все как в профессиональном театре. Разве только не было какого-то постановления правительства о создании национального театра.

Наряду с Темир-Хан-Шуринскими коллективами, в истории Кумыкского театра определенную роль сыграли кружок художественной самодеятельности из Яхсая во главе с преподавателем мактаба Исаком-эффенди из Казани и его учеником Зайналабидом Батырмурзаевым. В их кружок входили Б.Астемиров, А.-П.Салаватов, Т.Дибиров, А.Баширов, помогали Нухай Батырмурзаев, Манай Алибеков. Кружок расширился по числу участников и репертуару представлений, когда 3.Батырмурзаев в 1913 г. стал преподавателем стал преподавателем Хасавюртовского реального училища. В работу театрально-литературного общества "Танг-Чолпан" (\'Утренняя звезда"), организованного в училище Батырмурзаевым. включились и С.-С.Казбеков, Ш.Даветов, М.Казанбиев.

З.Батырмурзаев лучшим средством просвещения народа считал печатное слово и театр. Поэтому, несмотря на свою молодость, он трудился в этом направлении весьма плодотворно. Вспоминая о деятельности кружка "Танг-Чолпан", друг З.Батырмурзаева Тота Дибиров рассказывал: "Мы играли пьесы Зайналабида "Наперекор муллам", "В медресе пришел мулла", "Даниялбек", "Нукер Шамхала". Выступления наши проходили под открытым небом, в заброшенной солдатской казарме в Яхсае и в рабочем клубе слободы Хасавюрт. Женские роли исполняли сами ребята по очереди..."

Для своего кружка З.Батырмурзаев выписывал драматические произведения из Баку, Казани. В письме на имя хозяина книжного магазина в Баку от 25 мая 1916 г. он просит прислать следующие произведения: четырехактную пьесу "Шейх Шамиль", "Никита в 1914 году", пьесу доктора Наримана Нариманова "Надир-шах", "Холодные дни" Магомедсаида Ордубады.

После Февральской революции Зайналабид оказался в Темир-Хан-Шуре и, встретившись здесь с Т.Бийболатовым и другими единомышленниками, взялся за активное сотрудничество в просветительско-агитационном бюро (ДПАБ). В середине 1917 г. в Темир-Хан-Шуре обьединились творческие силы из Хасавюрта и окружного центра и было создано Театрально-литературное общество мусульман Дагестана с единой программой, единым органом печати, о чем свидетельствует архивный источник (ЦГА ДАССР, ф. 618, р, оп.1, ед. хр. 3, л. 4-5), написанный рукой Бийболатова. В первых числах июля представители дагестанской интеллигенции, устроившие собрание, постановили образовать Театрально-литературное общество мусульман Дагестана. В программе общества читаем: возрождение древней истории Дагестана; сбор и пропаганда лучших образцов устно-поэтического богатства и музыкальных произведений; приобщение народов Дагестана к европейской цивилизации; развитие профессиональной музыки, художественной литературы; профессиональный театр как зеркало реальной жизни.

Общество приступило к изданию литературно-иллюстрированного журнала "Танг-Чолпан". В первом номере его (20 августа 1917 г.) опубликована программа журнала, являющаяся расширенным вариантом программы Театрально-литературного общества мусульман Дагестана.

Наряду с вопросами развития литературы, музыки, изобразительного искусства, изучения истории, языков, издания книг, газет, редакция журнала первостепенное значение придавала положению национального театра. Т.Бийболатов самым понятным для всех народов мира языком называл "язык музыки". 3.Батырмурзаев писал, что "театр - это зеркало жизни, в котором отчетливо отражается реальная жизнь трудового народа... Театр - это трибуна на пути к новой жизни...". Свои теоретические воззрения Бийболатов и Батырмурзаев осуществляли на практике, создавая и инсценируя в театре Темир-Хан-Шуры свои оригинальные произведения. Ставили они и переводные произведения, о чем свидетельствует рецензия на постановку пьесы основоположника татарской драматургии Галиаскара Камала.

12 декабря, - говорится в "Танг-Чолпане" (1917 г., N 7), - впервые на кумыкском языке была осуществлена постановка комедии казанского татарина Али-Аскара Камала "Тайны нашего города". Собранные деньги в сумме 1600 рублей переданы в помочь сиротам в школах Дагестана.

Фойе театра и зрительный зал были оформлены произведениями Халил-Бека Мусаясул (Мусаева), друга и единомышленника кумыкских деятелей культуры. Как сообщает тот же рецензент, перед началом постановки играл духовой оркестр, в зале негде было упасть яблоку, т.е. был аншлаг. И здесь у меня возникает вопрос: что еще надо было иметь, чтобы театр называть профессиональным?

17 декабря 1917 г. в Темир-Хан-Шуре на литературном вечере состоялась премьера на кумыкском языке комедии "Кто виноват?". В ней "роль Махмуда хорошо играл А.Алескеров. Понравилось зрителям выступление Зумруд-ханум, первой дагестанки, переступившей порог сценических подмостков... Дагестан от Зумруд ждет новых успехов", - писал "Танг-Чолпан\'\'(1917, N 7).

Вопросы культуры наиболее остро встали с первых дней культурной революции. Т.Бийболатов писал: \'Еще в 1920 году организованные мной первые в Дагестане кумыкский и тюркский драматургии выступали для собраний и съездов трудящихся Дагестана... Я был режиссером и актером. Я играл в кумыкском и русском драмкружках" (ЦГА РД, ф.1, оп. 18, ед. хр. 845, лл. 76-77).

В аулах Темир-Хан-Шуринского округа и городских клубах коллектив под руководством Т.Бийболатова выступал с инсценировкой драм "Стенька Разин" Бийболатова, "Даниялбек" Батырмурзаева, "Гъужум" ("Штурм") Астемирова, "Тагир и Зухра" Бурнаша и другими. В Доме Красного горца, в школах этой же труппой ставились спектакли "Ач хариплер" ("Голодные"), "Эртен бир, ахшам бир" ("Утром одно, вечером одно\'), "Андалузия", "Дочь Индии" и другие.

Вспоминая о первых годах своей театральной деятельности и учебы у Т.Бийболатова, замечательный мастер сцены, впоследствии талантливый руководитель национального театра Гамид Рустамов рассказывал: "Т.Бийболатов был уникальным явлением и патриотом нашего народа. Ему были доступны все виды и жанры сценического искусства". О дальнейшей истории Кумыкского театра, о богатейших традициях, накопленных за десятилетия его роста и расцвета на высоком профессиональном уровне, рассказано в бесценной работе Г.А.Рустамова "Книга о моем театре" (М., ВТО, 1983).

В настоящей публикации я попытался лишь в определенной мере прикоснуться к истории Кумыкского театра. Приведенные источники, воспоминания, факты свидетельствуют, что прославленному театру не 70, а минимум 100 лет. Пора, наконец, многие явления называть своими именами, чтобы более реально и обоснованно отмечать юбилейные даты и исторические события.

Размещено: 29.10.2005 | Просмотров: 5435 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

zaira333 оставил комментарий 28.04.2011, 11:20
Comment
Превосходная статья: скрупулезный труд, факты...!!!

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.