Кумыкский мир

Культура, история, современность

Кумыкские общины за рубежом: история и современность.


1. Из предыстории возникновения кумыкских общин за рубежом
2. Кумыки в сефевидском Иране (XV-XVIII века)
3. Возникновение кумыкских общин в Османской империи в XVI - XIX вв.
4. Кумыкские общины в современной Турции
Приложение: Кумыки в Турции

1. ИЗ ПРЕДЫСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУМЫКСКИХ ОБЩИН ЗА РУБЕЖОМ

Предыстория возникновения кумыкских общин за пределами северо-кавказского (по западной терминологии: понто-хазарского) исторического этноареала расселения охватывает последние века первого и первые века второго тысячелетия нашей эры. Как свидетельствуют исторические данные, уже в VI веке в сасанидской армии находился восьмитысячный наемный хазарский корпус, что вместе с их семьями составляло до 50 тыс. человек. Аналогичный хазарский контингент имелся, начиная еще с IV века, в византийской императорской армии. Здесь возникли целые города с тюркским военно-служилым населением, так называемые "тюркополы".

Особенно интенсифицировался отток кумыкского тюркского населения с территории Дагестана и Северного Кавказа в период и после распада Хазарского каганата в IХ-Х вв. и с появлением на Кавказе тюрков-сельджуков в XII в., основной костяк которых составляли кыныки, ранее отколовшиеся во главе со своим предводителем Туганом {Дукаком) от хазарского союза племен. По этой причине сельджукские султаны рассматривали здешних тюрок как своих сородичей и старались привлечь на свою сторону. Так, в 1064 году "более 3 тыс. семей кафыр-комуков, хазар проникают через Дербент в Закавказье и расселяются в районе Кахтана (на нынешней территории Азербайджана) под покровительством сельджукского султана". (Туран О. История владычества тюрков. Стамбул, 1993. С.72) Это, если произвести соответствующие расчеты, составляло 18-20 тыс. человек. Совершивший путешествие по Кавказу в 1131 году Абу Хамид аль-Андалуси среди 72-х народов Кавказа отмечает и кумыков.

В XII веке племя кумыков и их князя под этим же именем упоминает Махмуд Кашгарский. Перед самым монгольским нашествием по приглашению Хорезмшаха в Закавказье переселилось 200 тыс. северо-кавказских, "дагестанских" куманов (хазар).

Можно также предположить, что какая-то часть кумыков-наемников оказалась в числе мамлюков в Египте, впоследствии создав здесь собственное тюркское государство, просуществовавшее вплоть до XV-XVI веков. Французский ориенталист, тюрколог Жан-Поль Ру еще в 1961 году указывал, что "мамлюки в своей основной массе происходили из южной России, страны куманов и хазар". Достоверно известно также, что два их султана - Бейбарс, Калаун - происходили из славного рода Бурчевичей (Плетнева С.А. Половцы. М. 1990. с. 183), которые имеют прямое отношение и к кумыкам (Шихалиев Д.). Турецкий историк Зеки Велиди Тоган их происхождение связывает с хазарским родом Борчоглу, Борчалы, Барсил, изначально имевшим родиной Терско-Сулакское междуречье (Хазарлар. Ислам Ансиклопедиси. С.397). Известно также, например, что султан Калаун имел 12-тысячную гвардию из своих сородичей (Амин аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в Х1II-ХIV вв. М. 1962. С.11-18).

В конце XIV - начале XV века группы кумыков (к примеру, знаменитый род князей Пятигорских и Туган-Барановских) оказались в Польско-Литовском Государстве и в течение веков в языковом отношении были здесь ассимилированы коренным этносом поляков. .До XVI века они еще употребляли свой родной язык западно-кыпчакского типа, которому наиболее близкими были кумыкский, крымско-татарский, карачаево-балкарский языки. По данным Я. Гришина (Польско-литовские татары. Казань. 1995), "татар" в 16 веке только в Литве насчитывалось до 7-9 тысяч человек. По авторитетному мнению тюрколога, члена-корреспондента РАН. Э. Тенишева, литовские татары, с XVI века усвоившие литовский и белорусский языки, и сегодня "четко осознают свою традиционную тюркскую национальную принадлежность". Есть сведения и о том, что ориентировочно в 1560-ые годы на службу в Москву вместе со своими людьми (считай, со своим родом или племенем) перешли и крестились тюменские кумыки, князья - братья Агишевы (после крещения Василий и Роман Агишевичи Тюменские). Они вместе с князьями Черкасскими занимали почетное место в кругу приближенных русского царя, принимали впоследствии со своими ратными людьми участие в Ливонской войне на стороне русских (Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М. 1963. С.270). Л.И. Лавров тюменцев, население низовьев Терека, считал до-половецкими тюрками, А.-К. Бакиханов включал в Тюменское княжество земли севернее нынешней Махачкалы.
В начало

2. КУМЫКИ В СЕФЕВИДСКОМ ИРАНЕ (ХV-ХVIII ВЕКА)

Это до сих пор мало изученный вопрос. Однако исторического материала накоплено предостаточно. Предварительный анализ показывает, что кумыки в истории Ирана начинают фигурировать с середины XVI века и, судя по той роли, которую они здесь играют, находясь на службе у шаха, составляют довольно влиятельную общину уже при правлении шаха Тахмаспа. Известно, что дочь кумыкского Чопан-Шавхала Солтаным-Хатун была выдана замуж за Тахмаспа и родила ему двух сыновей и дочь. Один из этих сыновей Исмаил в 1577 году займет шахский престол, а дочь Периханым также войдет в историю сефевидов как неординарная личность, сыгравшая одну из ключевых ролей в развернувшейся после смерти шаха-отца борьбе за престолонаследие.

Во всей же этой истории для нашей темы важно то, что при шахе Тахмаспе долгие годы его личную гвардию возглавлял сын Чопан-шавхала, фигурирующий в истории сефевидов под именами "Асгар-Шавхала", "Черкес-Шавхала", "Авшар-Шавхала Солтана". Как пишет историк Ф. Сюмер, личная гвардия шаха Тахмаспа насчитывала 4 тыс. 500 человек. Он же указывает, что она в основном состояла "из голубоглазых черкесов", т.е. кумыков, выходцев из шаухальства. Это позволяет думать, что сама община кумыков с учетом состава семей могла составлять до 25 тыс. человек.

Из кумыкской общины впоследствии вышли такие исторические личности, как Асгар Алхас Мирза-Сефи Кули Хан, беглербек, правитель Эривана и Ширвана (XVII в.), Фатх Али Хан Дагестани - первый визирь (премьер-министр) шаха Гусейна (XVIII в.) и его сын Али Кули Хан Валех Дагестани, связанные родством с шаухалами Тарковскими, а также широко известные в последние годы правления шаха Абасса I и при шахе Сефи I поэт Масихи, писавший свои стихи на кумыкском, грузинском, туркменском, черкесском языках, автор 3-знаменитых месневи, посвященных шаху Сефи I (ныне его произведения хранятся в Британском музее в Лондоне).

В середине XVI века в Иране широко известным стал, как пишет А.-К. Бакиханов, и другой кумык Гусейн-хан из рода кумыкских уцмиев. Он здесь удачно женился на дочери предводителя племени каджар и от этого брака у них родился сын Ахмедхан, ставший основателем династии кубинских и дербентских ханов. Шах Аббас II, испытав его храбрость и оценив большие способности, назначил кубинским и сальянским ханом. Зухре-ханум, жене Гусейн-хана, "приписывают известную доныне песнь, ставшую народной во всей Персии, в которой она воспела своего мужа; "Полуокутанный буркой, жестокий посягает на похищение души и, надев папаху по-кайтагски, разоряет Дербенд (крепость) сердца моего; смотри, смотри на горы Дагестана, их ожоги гнетут мою грудь, и черноодетый кумыкский народ рассыпался по Кыпчакской степи. Всякая растущая там роза лучше благоухает, Аллах! Неужели кубинская земля есть роща Арнид? Когда улыбаются или начинают говорить, его сладкие и рубиновые уста дрожат, как маковый лист от утреннего ветерка. Я знаю, слезы моих очей: они должны, наконец, разрушить сердце. Конечно, здание, построенное на месте, откуда бьют ключи, не может долго держаться". (А.-К. Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку. 1991. с.122).

Говоря о кумыкской общине в Иране XVI-XVII вв., нельзя не упомянуть и о роли так называемых "карапапахов", напрямую связанных с кумыкско-хазарским этносом Дагестана. Турецкий историк Ф. Кырзыоглу, специально изучавший их историю, как и ранее другой известный историк Зеки Велиди Тоган, установил, что "карапапахи" в период ара-бо-хазарских войн проживали на нынешней территории Дагестана и на нижней Волге и только в позднейшие века расселились в Закавказье, Иране и Турции. Карапапахи, названные так по черным каракулевым папахам, которые они носили в 16 веке как последователи суннитского накшибен-дийского тариката в Дагестане и в противовес шиитам-кызылбашам сефевидского Ирана, состояли из двух племенных образований, известных в истории под этнонимами "казак (казах) хазар" и "борчалы (борчоглу) барсил" (см. выше). К XV-XVI вв. они проживали в основном в Дагестане, Закавказье между Тифлисом и Гянджой, Карабахе и на нынешней территории Армении. Во второй половине 16 века шахом Тахмаспом была предпринята первая попытка переселения "карапапахов", а именно казахов-суннитов, в Хорасан, чтобы использовать их там против наседавших с севера узбеков. Однако в тот момент, когда караваны переселенцев достигли было Казвина, Верховный глава накшибендийского тариката в Дагестане из кумыков Шейх-Амир, располагавший 100 тысячами своих сторонников (мюридов), заступился за казахов, хан которых Бедретдин был его верным мюридом, и вынудил шаха отменить свое прежнее решение и вернуть их на родину (Субхи Талыкзаде. История. Топкапы сарайы-Реван кёшкю. №1300. лл.196-20а. 1584; а также Ф. Кырзыоглу. Карапапахи в свете эпоса о о Деде Коркуде (на турецком языке). Эрзерум. 1972. С. 110).

Впоследствии часть карапапахов все же была переселена в район озера Урмии Сульдуз, где они, как указывает З.В. Тоган, смешались с другим хазарским племенем агачеров, переселившимся сюда во времена сельджуков. Эти два племени хазарско-кумыкского происхождения имели следующие 6 ответвлений:

  1. Арпалы (Эрпели). Уместно будет отметить в связи с данным этнонимом, что представители этого хазарского рода еще в 8-9 вв. переселились вместе с кабарами в Венгрию и дали там начало династии венгерских королей Арпадов (арпад - уменьшительное от арпа/орпо/ орбо);
  2. Сарали;
  3. Таркавюн (тюркск. таркали, таргулу);
  4. Жан-Ахметли;
  5. Чагарлы и
  6. Улашлы.

Наиболее могущественным из этих родов был род Таркавюн, из которого выходили ханские наследники (Мирза Бала. Карапапаклар. Ислам Ансиклопедиси. Т.5. Ист. 1950. С.52), носившие титул "назар-хан". Известно также, что эти тюрки хазаро-кумыкского происхождения по истечении определенного времени ассимилировались в туркмено-огузской языковой среде, хотя и продолжали помнить о своих корнях.

Эти два родственных племени издавна были расселены и на территории современного Северного Азербайджана. Микроперепись 1920 г. (М.Хасан Вели Бахарлы. Азербайджан. Баку. 1921. С.51-53) зафиксировала их по всему Азербайджану, однако доминирующее их большинство было расселено в Казахском, Шемшедильском, Жаванширском, Жебраиллинском, Кубинском, Гёкчайском, Агдашском и Ленкоранском районах. Их родовые подразделения носили следующие названия: казаклар, кызыл казаклар, йы-гарджы казаклар, казаклы, казак-беглилер, шейихлилер (коюнлулар), казак-рехинлер, салахлылар.

Этнореликтами же этих племен у кумыков Дагестана и Северного Кавказа являются некоторые древние кумыкские роды и объединения типа тарковцев, туркалинцев, эр-пелинцев и др., а также целый ряд этнотопонимов на территории современного расселения кумыков от Дербента на юге и до Моздока на севере. Показателен и факт существования в кумыкском фольклоре целого жанра "къазакъ йыров", время зарождения которых ряд специалистов относит ко времени существования на Северном Кавказе Хазарского каганата и хазарского союза племен (Аджиев А.М. У золотых родников. Махачкала. 1980; Алиев С.М. Асрулар сезе гелген асыл сёз. Махачкала. 1989).
В начало

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУМЫКСКИХ ОБЩИН В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В XVI - XIX ВВ.

Имеющиеся отрывочные сведения позволяют утверждать, что кумыки на территории Османской империи стали оседать уже в конце XV - начале XVI вв. и особенно в период нахождения Кумыкского шаухальства в составе Османской империи (1578-1590 гг.). В османских картах 15-16 вв., как выявил проф. Ф. Кырзыоглу, отражены семь кумыкских этнотопонимов в Восточной Анатолии. Аналогичные этнотопонимы имелись в тот период и на территории современных Грузии и Крыма. (Кырзыоглу Ф. Кыпчаклар.)

Есть сведения и о том, что в войсках Фатих Султана, вступивших в Константинополь в 1453 г., находился и 80-тысячный кумыкский контингент из Коюнкала (кумыкский город на месте нынешнего селения Бавтогай). Не исключено, что именно тогда и с ними вместе в тех краях оказался кадиаскер кумыкского войска Исмаил, впоследствии известный всему мусульманскому Востоку суфийский поэт-философ Умму Камал.

Некоторые сведения имеются по XVII веку. Как указывает Я. Рейнеггс, "в 1784 году в декабре с 200 человек своего народа, из доброй воли к нему приставших, отправился в Ахалцих и вступил в службу турецкого паши Сулеймана Ахмет-Хан Мехтулинский, где ему было присвоено звание "мир-и мирана" - генерала османской армии". Как свидетельствует родословная шамхалов Тарковских, в 1782 г. переселился в Османскую империю и член шавхальского дома князь Баммат, а в начале 19 века - братья Герей-бека Тарковского.

Процесс же оседания северо-кавказских тюрков, в т.ч. и кумыков, в Османской империи усилился с началом русской экспансии на Кавказе.

В 1810 году переселяются в Османскую империю в район Амасьи "карапапахи" из Ширвана и Дагестана, названные местными турками "ширванцами" в виду того, что они прибыли на эти земли вместе с "учителем суфиев" Шейхом Исмаилом Сиражутдином Эфенди Ширванским (Демирай А. Иллюстрированная история Амасьи. Анкара. 1954. С.108). В этой связи интересен и такой факт. Сын Шейха Исмаила Сиражутдина Эфенди Мехмет Рушти Паша в период правления Султана Абдул-Азиза (1820-1839) был его министром, а впоследствии и садразамом, т.е. премьер-министром. По данным проф. Ф. Кырзыоглу, сегодня в Турции, в большинстве своем в Карсской области (в 140 населенных пунктах) и в меньшем количестве в областях Агры, Муш, Эрзерум, Сивас, Токат и Амасья проживают и гордятся своим тюрк-ско-кавказским происхождением более 100 тыс. чел. Свыше 15% населения Амасьи и населенных пунктов Богазкёй, Алакады, Алабедир, Харманаглы, Айранджы, Кюпели, Кы-ранбашалан, Абаджы, Варай-Йеникёй, Тузсуз, Алибек-Та-кымы имеют своим происхождением суннитов казаков и борчалинцев - племена хазаро-кумыкского происхождения (Ф. Кырзыоглу).

Они имеют следующие родовые подразделения: казаклар, пайдар, испирлю, демирчи-хасанлы, чекванлы, нехри (все - казакские) и ах-тала, узунлар, гёлегирен, та-шыр, пенбек, эрпели (арпалу, все - борчалинские).

Начало организованных массовых миграций

Массовые миграции кумыков, как и других народов Северного Кавказа, в Османскую империю начинаются в ходе Крымской и Кавказской войн, особенно же усиливаются после окончания войны, в период 1863-1864 гг. (См. Бедри Хабичоглу. Кафкасьядан Анадолуя гёчлер. Стамбул. 1983. С.74).

В исторической литературе приводятся самые различные цифровые данные, связанные с переселением. Кадыр-жан Кафлы (Тюркиее гёчлер. Стамбул. 1966. С. 19-29), не указывая источника, приводит следующие данные. Переселение с Кавказа в Турцию началось в 1768 году - цифра достигает 10 тыс. чел.; 1780-1800 гг. - 30 тыс.; 1812-1818 гг. -15 тыс.; 1828-1829 гг. - 12 тыс.; 1855-1863 гг. - 295 тыс.

Что касается конкретно кумыков, то их отдельные группы по 10-15 человек начинают переселяться еще в 1820-ые годы. Самая же крупная партия имела место после Крымской войны 1853-56 гг. В одном из документов, относящихся к этому периоду и связанных с Крымом, говорится, что из проживавших на этом полуострове 321 тыс. мусульман 200 тыс. переселилось в Османскую империю, в т.ч. 147 тыс, ногайцев и кумыков. (Хабичоглу Б. С.71). Данный факт, видимо, отложился в историческом сознании кумыков, что видно из "Письма Акай-моллы из Турции", в стихотворном послании, отражающем судьбу кумыков, ногайцев и чеченцев, переселившихся в Турцию после Крымской войны и в; период правления Султана Абдул-Меджид-Хана (1839-1861). Как свидетельствует Акай-молла, тогда переселилось 500-600 семей (т.е. около 4 тыс. человек) кумыков и чеченцев. В 1860 г. в область Адана переселяется 8-10 тыс. ногайцев и кумыков. В 1871 году в Сирию переселилось 2700 семей и были расселены в Хаме; в 1899 году из Дагестана переселилось семей каракоюнлу - 2082, кумыков - 434, карапапахов - 636 чел. Турецкие авторы указывают, что преобладающее большинство переселенцев с Восточного Кавказа вла-| дело кумыкским языком. И это им помогало быстро адаптироваться в новых условиях в тюркоязычной среде. (Хабичоглу Б. С.141).
В начало

4. КУМЫКСКИЕ ОБЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ТУРЦИИ

Названия

Кумыки в современной Турции известны под собственным автоэтнонимом "къумукълар" (кумуклар) и под субэтнонимами "тюз къумукъ" (степные кумыки) и "тав къумукъ" (горные кумыки), а также под общим для всех переселенцев: из Дагестана - термином "дагъыстанлылар"; из Северного Кавказа - "черкеслер". Встречается и термин "ширванцы". В официальной же литературе существует термин "къумукъ тюрклери".

Численность

Во всеобщих переписях, проводимых в Турции периодически, в виду принадлежности кумыков к тюркам, их численность отдельно не учитывается, что затрудняет их подсчет. Специальных же исследований, посвященных кумыкам Турции, единицы. В них сколько-нибудь систематизированной цифровой информации не содержится. В одном исследовании, проведенном в 1973-75 гг. среди сельского населения 39 областей страны, отмечено 1703 человека. П.А. Эндрюс (Тюркиеде этник груплар. Ист. 1992. С. 124) приводит статданные 60-х годов, согласно которым кумыков насчитывается 3385 человек. По оценочным же данным самих кумыков их сегодня насчитывается более 10 тысяч.

Расселение кумыков в Турции

Кумыки в настоящее время отдельными компактными группами в основном проживают в 6 областях Турции (Анкара. Измир, Токат, Сивас, Бурса, Стамбул, Чанаккале). Кроме того, их можно встретить в Адапазары (один квартал), Дюздже (I квартал)\' и малыми группами в городах Измит, Кырыккале, Трабзон, Эскишехир.

Некоторые исторические сведения

По имеющимся у кумыков отрывочным сведениям, их предки начали переселяться сюда 130-150 лет назад. Пер выми прибыли предки нынешних учгозенцев в 1841 году морским путем из Анапы в Самсун, оттуда - в Турхал и нынешнее место расселения. Происходили они в основном из с. Бораганюрт Аксайского участка Эндиреевского приставства. Их насчитывалось всего 35 семей. За ними прибыли тем же путем предки нынешних кушотурагцев, родом из Эндирея. К ним впоследствии примкнули около 500 ногайцев, говоривших на кумыкском языке.

В 1861 году морским путем в Стамбул прибыли предки нынешних явукёйцев, оттуда - в Сивас и Йылдызэли на нынешнюю территорию, родом - из с. Бораган-юрт Темир-Хан-Шуринского округа. В 1896 году к ним подселились и карапапахи, а впоследствии и курды. Ныне и последние владеют кумыкским языком, находятся в родстве с кумыками.

Язык, религия и культура

Как свидетельствуют исследователи из самих кумыков, они продолжают использовать в быту свой диалект (не современный кумыкский язык). В других же случаях используют турецкий литературный язык. "За 150 лет своего пребывания в Турции, - пишет исследователь Мурад Ипек, - в языке кумыков произошли изменения, вызванные влиянием тюркского языка огузского типа и приведшие к сложению своеобразного тюркского говора, который можно квалифицировать как говор кумыков Турции." В этой связи утверждения некоторых наших авторов о полной ассимиляции кумыков огузами являются по меньшей мере непродуманными и некорректными. В данном случае, видимо, следует вести речь о переходе кумыков на литературный тюркский (турецкий) язык на официальном уровне общения. В бытовом же общении они еще обнаруживают диалектные особенности кумыкского языка западно-кыпчакского типа.

В религиозном отношении кумыки Турции являются суннитами и принадлежат, в отличие от своих сородичей в Дагестане, к правовой школе ханефитов. Правда, кумыки, живущие в районе Ялова, принадлежат к правовой школе шафиитов накшибендийского толка (Гюлер. 1982. С.28). Кроме того, по некоторым данным, в ильче (уъезде) Ялова есть немногочисленная группа кумыков-шиитов.

Несмотря на длительную изоляцию от лона своего этноса, кумыки сохраняют свою традиционную культуру и кавказские традиции, на что указывает в своей книге П.А. Эндрюс. Национальные музыкальные и хореографические традиции особенно наглядно проявляются в свадебных обрядах. Так, например, как указывает М. Ипек ("Кумуклар"-Кардаш едебиятлары. №15. 1987. Эрзерум. С.6), еще 20-30 лет назад на кумыкских тоях (свадьбах) в Турции устраивались песенные состязания между девушками и парнями по исполнению "сарынов" типа "сюйдюм таяк". Среди кумыков широкой популярностью пользовался исполнитель кумыкских сарынов и старинных йыров народный певец Девет, предки которого родом из с. Костек в Дагестане. Он исполнял свои песни под аккомпанемент кумыкской гармоники. Ныне во многих кумыкских семьях еще можно встретить кассеты с записью песен в его исполнении.

Особенно преуспели в сохранении своих адатов и традиций явукёйцы.

Социально-культурный статус

Социально-культурный статус кумыков Турции довольно высок. По данным Мурада Ипека, почти 100% кумыков здесь имеют начальное образование, более половины из них - среднее, довольно значительный слой имеет высшее образование. Последние по причине профессиональной занятости в основном ныне проживают в городах. В различных университетских центрах наукой и преподавательской деятельностью занимается более десятка докторов наук, профессоров, получивших образование или стажировавшихся в ведущих научных центрах Франции, Германии, Англии и США.

В последние 20-30 лет из среды кумыков выдвинулись и преуспевающие предприниматели.

Широко известны в Турции имена ученых, профессоров историка Ф. Кырзыоглу, Я. Айдемира, ныне работающего в Калифорнийском университете США, К. Акая, профессора Сельджукского университета в Конье, ныне покойного выдающегося турецкого онколога И. Кантемира, прославились на ниве экономики и управления братья Фехми и Нажмутдин Арар, первый из них (ныне покойный) учился в США вместе с Тургутом Озалом, ныне покойным бывшим президентом Турции.

Групповая идентичность

Кумыки по сей день смогли сохранить субэтническую идентичность. Вместе с тем продолжают иметь место тухумно-тайповые отношения. Так, мои информаторы Расим Акдениз (65 лет, Измир) и Ахмет Гюлер (50 лет, Кырык-кале) выделяют (называют) среди явукёйцев следующие тухумно-тайповые группы, как йортмаз-лар (узденский род), арарлар (находятся в родстве с первыми, тоже узденский род из Тарков), кавалылар-казанлылар, хангишилер, айде-мирлер, акайлар, ольмеслер, жижилер, жанболатлар, батурлар, жанколлар, демируклар, атаклар, чагарлар, акавлар, илтерлер, эменлер, теркемелер, озденлер, элжиярлар, алчагырлар, озерлер, канытлар (этот тухум вместе с йортмазами основали с. Яву-кёй), яшынлар, апаклар, жантемирлер, тайханлар, таймасханлар, тохтарлар, сарызлар, эндиреклер, оздемирлер, эрташлар.

Интересно также отметить, что большинстве явукёйцев, помня о своей внутрикумыкской региональной принадлежности на старой родине, называют себя "арияклар" (См.: М.Ипек. Ук. работа). А проживающие здесь с 1896 года кара-папахи также относят себя к кумыкам, род же свой возводят к кайтагцам и ныне в результате межгрупповых браков смешались с кумыками,

Кумыки в истории Турции

Вопрос этот достаточным образом не изучен, но уже сейчас можно сделать некоторые заметки.

Переселенцы из Дагестана и не в последнюю очередь кумыки, быстро адаптировались к условиям Османской империи, а впоследствии и Турецкой Республики. Сказывалось, видимо, этническая, цивилизационная (исламская, суннитская) идентичность, родство языков, религии и культуры. Поэтому не удивительно, что их представители здесь порой делали головокружительные карьеры, становясь министрами, премьер-министрами, полководцами, примеры коих мы привели выше.

Известно, что представители кумыков в начале XX века принимали активное участие в младотурецком движении, в революции 1901 года, в рядах Партии "Иттихад ве Терраки", в работе эмигрантских организаций тюрко-мусульманских народов России. Таковым был прежде всего Ахмед-Саиб Каплан, Джалал Коркмас, приехавший сюда по зову турецкой буржуазно-демократической революции, явился одним из главных организаторов культуртрегерского тюркского движения, общества "Тюрк Дернеги" в 1908 году, а в 1910 году он вместе со своими соратниками и вместе с Ахмет Саибом Капланом создает Османскую социалистическую партию, издает газету "Стамбульские новости".

В годы национально-освободительной войны турецкого народа под руководством Кемала Паши Ататюрка отличились кумыки Иззет-бей Кумук и Баха Саид-бей из Биги и др.

...История кумыков в Турции продолжается.



В начало

КУМЫКИ В ТУРЦИИ

(Дополнение к статье в журнале "Возрождение")

Кумыки Турции, несмотря на все перипетии своей судьбы, в целом смогли сохранить свою этническую идентичность и демонстрируют в единоверной и единоязычной тюркской среде все признаки устойчиво развивающейся этнической группы. В последние 30-40 лет часть турецких кумыков оказалась в составе турецкой диаспоры в Западной Европе (Бельгия, Германия, Дания, Люксембург, Франция), где также некоторым образом демонстрируют свою "кумыкскость". В Турции и в Европе в местах их компактного проживания созданы и функционируют культурные центры и землячества, поддерживаются регулярные связи и общение, в том числе и посредством собственных Интернет-сайтов. В их ряды в последние годы вливаются и группы кумыков с Северного Кавказа по различным причинам оказавшиеся за пределами родины в европейских странах.

Что же касается сведений об их численности в Турции и в диаспоре, то они очень скудны и не системны, ибо официальные переписи такую информацию не фиксируют. Оценочные же данные проверить и подтвердить не всегда удается. Те же данные, которые приводятся в некоторых публикациях, или чрезмерно занижены, или, наоборот, завышены. Так, по данным Генконсульства России в г. Трабзон (Турция), оказывается, что кумыков в Турции проживает всего лишь - 1703 человек, что, конечно же, не соответствует действительности. Ниже мы предлагаем данные, почерпнутые из опубликованных турецких источников, которые, на наш взгляд, дают объективное представление об их численности. Если эти неутонченные данные суммировать, получается, что в Турции проживает 2 225 семей кумыков, т.е. - свыше 10 тыс. человек.

Думается, что по мере изучения и накопления объективных данных можно будет установить реальную, фактическую численность кумыков.

Области и населенные пункты Кол-во семей Примечания
1. Область - Анкара
Анкара - столица Турции, центр административной области 200 Кумыки, аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины. Создано дагестанское общество культуры и взаимопомощи (в основном - аварцы)
Манйас (сел.Чамлык, Сейитлер, Яйла, Тепечик, Ортача) 500 В эту цифру входит количество семей кумыков, лезгин, лакцев
2. Область - Бурса (Bursa)
Кошубогазы (Koshubogazi) 300 Полностью ассимилированы, не имеют сведений ни о своем происхождении, ни о местах проживания на прежней родине.
Сел. Йеникёй, уъезд Орхангазы 10 Кумыки, даргинцы, аварцы
3. Область - Измир (Izmir)
Измир - административный центр области 50 Кумыки, аварцы, лезгины и лакцы
4. Область - Сивас (Sivas)
с. Йавукёй (Белчик), уъед Йылдызэли 150 Кумыки
Йаглыдере (Йагъкёй) 10 Кумыки, турки
Сулейманийе, уъезд Хафик 5 Кумыки, турки, аварцы
Область - Стамбул (Istanbul)
Стамбул - областной центр 1000 Кумыки, аварцы (2/3 семей). Создан и функционирует Фонд культуры и образования имени Шамиля
Ялова (Yalova), уъезд Немного- численная группа Кумыки, исповедующие шиизм
5. Область - Токат (Tokat)
Турхал-центр уъезда 100 Кумыки. Создан Дагестанский культурный центр
Сел. Учгозен, уъезд Турхал 50 Кумыки, ногайцы
Джиханкёй, уъезд Алмус 10 Кумыки, ногайцы
Доганчайлы, уъезд Алмус 10 Кумыки, карачаевцы
Джермик, уъезд Артова 20 Кумыки, даргинцы, аварцы
Чирдаг, уъезд Артова 20 Кумыки, аварцы, даргинцы
Гюлтепе, уъезд Элбаа 30 Кумыки, аварцы, даргинцы
Йенидербент, уъезд Зиле 15 Кумыки и лезгины. В настоящее время этот населенный пункт после выселения жителей остался под водохранилищем.
Бахчебаши, уъезд Зиле 15 Кумыки, карачаевцы
6. Область - Чанаккале (Сanakkale)
Бига - административный центр уъезда 100 Кумыки. Создано культурное общество
Аккёпрю, Доганджы, Азизийе, Гейиккыры, Бахчишли, Калафат (Бозна), уъезд Бига 200 Кумыки, турки

Опубликовано:
журнал "Возрождение", Махачкала. 1999, №5. С. 35-42.

Размещено: 09.09.2005 | Просмотров: 11697 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.