Кумыкский мир

Культура, история, современность

Ахмед Саиб Каплан

Общественно-политический деятель и интеллектуал XX века.

фотоСреди интеллектуалов и общественно-политических деятелей дагестанской диаспоры в Турции начала ХХ века заметно выделяется историк, один из зачинателей турецкой вольной прессы и лидер одного из значительных идейных течений в младотурецком движении Ахмед Саиб Каплан, имя которого до самого последнего времени на его родине,- в Дагестане, - мало кому было известно и только благодаря исследованиям и публикациям автора данных строк стало фактом общественного сознания и здесь1.

Правда, еще в 1970-е годы ленинградский исследователь А.Д. Желтяков, очевидно, не располагавший какими-либо его биографическими данными, в своей монографии, посвященной изучению истории зарождения и развития турецкой вольной прессы начала ХХ в., дал высокую оценку деятельности Ахмеда Саиба по изданию газеты "Санджак" ("Знамя") в Каире и назвал его "известным турецким историком"2.

В самой Турции также исследований, посвященных жизни и деятельности Ахмеда Саиба не так уж и много, но все же, начиная с начала 1950-х годов прошлого века, интерес к нему, к его работам и деятельности на поприще просвещения и преобразования страны, неуклонно возрастает3.

И это вполне закономерно, ибо его жизнь, исполненная высоких помыслов и дел, была отдана борьбе за идеалы добра, справедливости, свободы и равноправия, и во многом определила пафос и содержание общественно-политической мысли и деятельности в эпоху подготовки и принятия второй турецкой Конституции (1908 г.), совершенно справедливо названной современниками и историками младотурецкой революцией. Не остался Ахмед Саиб и в стороне от движения угнетенных тюрко-мусульманских народов Российской империи в начале ХХ века в защиту своих прав и внес в это справедливое дело свою неоценимую лепту.

Но изложим все по порядку.

Ахмед Саиб Каплан: вехи биографии

Человек, по определению одного из его биографов4, заложивший основы движения за принятие 11 Конституции Турции и сыгравший немалую роль в руководстве борьбой против тирании султана Абдул Хамида 11, был отпрыском одного из наиболее знатных кумыкских феодально-аристократических родов, сыном офицера свиты Наместника Кавказского, полковника Абу Муслима Капланова5. Он родился в 1859 г. в сел. Аксай Кумыкского округа Терской области, а умер и похоронен в 1920 г. в возрасте 61 год в Эренкёе на кладбище Сахра-и Джадид среди могил многих других стамбульских знаменитостей6

Первоначальное образование Ахмед Саиб скорее всего получил в одном из кадетских корпусов Санкт-Петербурга и впоследствии окончил высшее военное училище. Молодой офицер, получивший блестящее образование и свободно владевший кроме родного кумыкского наречия, турецким, русским, арабским английским, французским языками, служил в кавалерийском полку, успешно продвигался по службе и к 29 годам уже имел чин ротмистра (капитана).

Однако в 1888 по невыясненным пока обстоятельствам, но, как часто случалось в ту переломную эпоху, скорее всего по религиозно-политическим мотивам, эмигрировал в Османскую империю, где вступил на службу в Его Императорского Высочества султана Абдул Хамида 11 Лейб-Гвардейский конный полк7. Но вскоре, как пишет один из первых его биографов, "после года службы политическая жизнь в столице Ахмед Саибу опротивела, и он переводится на службу во внутреннюю Анатолию"8.

После трех лет службы в Анатолии его переводят в Стамбул и назначают адъютантом садразама Гази Ахмеда Мухтар Паши. Ахмед Саиб с головой окунается в политическую жизнь Стамбула, сближается с лидером османских либералов Ахмедом Ризой, его сподвижником и известным писателем и главным идеологом османизма Сезаи Самипашазаде, знакомится и дружит со своим земляком, одним из зачинателей вольной прессы младотурок издателем и редактором газеты "Мизан" (1886-1890 гг.) Мурадом Мизанджи и с др. Систематически занимается самообразованием, знакомится с работами популярных тогда среди младотурков видных французских историков и социологов Фредерика Ле Пле (1806-1882), Эдмонда Демолена (1852-1907) и особенно с социологией родоначальника философии позитивизма Огюста Конта (1798-1857), с ее проповедью идеи социальной гармонии и ненасильственного мира. Не случайно девизом и его жизни и философии становятся слова "Порядок и прогресс".

Словом, Ахмед Саиб окончательно и беспововротно становится на путь борьбы с опостылевшим всему народу феодально-деспотическим режимом султана9.

И когда вскоре генерала Гази Ахмеда Мухтар Пашу назначают Чрезвычайным комиссаром Египта, Ахмед Саиб выезжает вместе с ним в Египет. Здесь в его обществено-политической деятельности начинается совершенно новый этап, исполненный осмысленности и самоотвержения.

За конституцию и парламентский строй в Турции

Некоторые аспекты деятельности Ахмеда Саиба в Египте позволяют утверждать, что он выехал в Каир уже имея задание от младотурок организовать и объединить силы османских либералов в Египте. Факты говорят и о том, что, находясь в Египте, он имел какие-то нелегальные связи и переписывался с лидером и идеологом младотурок Ахмедом Ризой (одно письмо его датировано 1898 г.) и постоянно сверял свою деятельность с парижской группой младотурок. Письма свои Ахмед Саиб подписывал тайным именем "Феррухшад"10. Здесь ему удалется склонить на свою сторону и своего шефа генерала Гази Ахмеда Мухтар Пашу. Это было его огромным успехом. В начале 1896 г. по приглашению и настоянию Ахмед Саиба в Каир для работы переезжает и Мурад Мизанджи, для которого по ходатайству Ахмеда Саиба чрезвычайным комиссаром назначено было даже денежное содержание11. Здесь же Мурад Мизанджи с помощью Ахмеда Саиба в начале января 1896 г. возобновляет издание своей газеты "Мизан" ("Весы"). В Каире "Мизан" выходила до лета 1896 г. Известны также и обстоятельства, по которым Мурад Мизанджи выехал из Египта12.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, можно допустить, что не без участия Ахмеда Саиба в конце 1896 г было создано Каирское отделение общества "Единения и прогресса", и в первых числах января 1897 г. оно приступило к изданию газеты "Канун-и эсаси" ("Основной закон"). Во всяком случае не следует игнорировать сведения его биографа о том, что, Ахмед Саиб тогда же вошел в редакцию этой газеты13.

В те годы главной проблемой для лидеров младотурок была задача объединения антидеспотических сил Османской империи, создание единого фронта их эмигрантских политических групп и организаций. Ахмед Саиб был активным пропагандистом идеи объединения. Известно, что при нем Каир становится одним из наиболее привлекательных эмигрантских центров для всех оппозиционно настроенных к феодально-деспотическому режиму султана Абдул Хамида 11.

Очевидно также, что в конце 1899 г. Ахмед Саиб по неизученым мотивам, но скорее всего из-за традиционализма и консервативности идеологии, взятой газетой на вооружение, решил выйти из редколлегии газеты "Канун-и эсаси" и начать с ноября 1899 г. выпуск собственной "независимой" газеты "Санджак" ("Знамя"). Во всяком случае "Канун-и эсаси" не всех здесь могла удовлетворять. Это обстоятельство стоит принять во внимание при оценке самого факта появления "независимой" газеты "Санджак".

Газета называла себя "распространителем идей османских либералов". Под ее названием были изображены два скрещенных знамени и две руки в рукопожатии. "Санджак" носила на себе явную печать занятий и увлечений ее издателя политической историей14. По словам А. Желтякова, большую часть объема в ней занимали его исторические произведения, посвященные периоду борьбы за конституцию 1876 г. и началу царствования Абдул Хамида. В 1900-1901 гг. в "Санджак" печатались разделы из известного труда Ахмеда Саиба "События времен султана Абдул Азиза", изданные в 1902 г. отдельной книгой. Характер исторических очерков носили и публиковавшиеся в газете статьи в защиту конституции и парламентского строя, статьи по восточному вопросу15.

Следует отметить, что до начала 1902 г. каирская группа младотурок, среди которых своим влиянием и политическими связями особо выделялся Ахмед Саиб, играла "очень большую роль в младотурецкой пресссе"16.

В 1902 г. Ахмед Саиб принял участие на 1 Всеосманском конгрессе всех оппозиционных партий, организаций и групп в Париже (4-9 февраля 1902 г.), где произошел раскол в рядах османских либералов. Ахмед Саиб решительно поддержал группу позитивистов-эволюционистов, иначе говоря, турецких "конституционных демократов", ориентировавшихся в своей программной деятельности к установлению парламентарного строя в рамках конституционной монархии, проведению всеобщих социальных и экономических реформ. С этого времени под его наблюдением как "директора каирского бюро" этой группы осуществлялись перепечатка и распространение газеты "Шура-и уммет" ("Совет общины")", являвшейся "печатным органом сторонников конституционного управления и всеобщих реформ"17 и отражавшей взгляды большинства идеологов и лидеров младотурецкого движения. И она после раскола на конгрессе в Париже оставалась единственной значительной газетой этого крыла младотурок.

Деятельность Ахмеда Саиба во главе Каирской группы младотурок была настолько успешной, что она не могла пройти незамеченной мимо "бдительного государева ока" султана Абдула Хамида 11. Книги его подпали под запрет и распространение их сурово каралось. А 18 января 1905 г. в результате нажима на хедива и переговоров Порты с английским колониальным наместником Ахмед Саиб был арестован и заключен в тюрьму. Поводом послужила его статья в № 65 газеты "Шура-и Уммет". Ему "за оскорбление чести высочайшей особы", как признает сам Ахмед Саиб в письме Ахмеду Ризе, грозило 18-месячное заключение. Адвокаты, видя безнадежность его дела, не решались браться в его защиту. С протестом против ареста Ахмеда Саиба выступили египетские газеты "Эль-Муайед", "Эль- Мукаттани", в его защиту была и вся младотурецкая пресса в Европе. Ахмед Риза обратился за содействие к французским властям. Под давлением общественности лорд Кромер вынужден был освободить его из заключения18.

В дальнейшем, а именно конце 1905 г. Ахмед Саиб отошел от Ахмеда Ризы19 и возобновляет издание "Санджак", которая стала называть себя "сторонницей конституционного управления и всеобщих реформ в османской империи"20. Судя по всему, здесь сказались разобщенность и идейные противоречия, продолжавшие в этот период определять политическую атмосферу и организационное состояние оппозиционного султанскому самодержавию движения младотурок.

Ахмед Саиб, живя в Египте, конечно же, живо интересовался событиями в России и особенно первой русской революции, национальным вопросом, с жадностью ловил каждую весточку с далекой своей родины, встречался со своими соотечественниками, прибывающими в Каир, следуя в Мекку. Несколько своих работ он посвятил истории России, среди них есть и работа "Историческая действительность и Россия" ("Hakaik-i Tarihiye ve Rusya")21. Он здесь, очевидно, встречался и имел беседы со знаменитым редактором газеты "Терджуман" Исмаилом Гаспринским во время его пребывания в Каире. И, конечно же, в 1907 г. он не мог упустить случая встретиться с Абусуфияном Акаевым. Основания для такого предположения у нас имеются22.

После революции 1908 г. в Турции и прихода здесь к власти младотурок Ахмед Саиб возвращается в Стамбул, с головой отдается политико-просветительской работе, работает профессорм, преподает (до своей смерти в 1920 г.) историю и русский язык в Стамбульском университете23, сближается с Джелалом Коркмасом, Юсуфом Акчурой, Али-Беком Гусейнзаде, с группой Абду-Рашида Ибрагимова, издававшей журнал "Тааруфуль-Муслимин" и, конечно, продолжает писать и издавать свои новые труды по истории.

"Дабы права народов были равными и гарантированными..."

Известно, что до провозглашения в 1908 г. Конституции и связанных с нею определенных свобод, в Османской Турции запрещалась деятельность любых общественно-политических объединений. Но с провозглашением Конституции все эти запреты отпали и появились новые возможности для занятия политико-просветительской деятельностью.

Провозглашение Конституции позволило также вернуться в Турцию и Ахмеду Саибу, который принял активное участие в создании и деятельности различных обществ и журналов, пропагандировавших идею национального равноправия и свободы.

К ярким страницам политической биографии Ахмеда Саиба относятся 1915-1916 гг., его участие в зарождавшемся тогда правозащитном движении тюркских народов Российской империи. Он стоял у истоков создания в Турции "Общества защиты прав угнетенных тюрко-мусульманских народов России", основателями которого в основном были эмигранты из России. Общество в 1915-1916 гг. развернуло огромную деятельность по защите прав тюрко-мусульманских народов России, для чего делегации его представителей регулярно выезжали в Западную Европу, выступали на международных конференциях в Австро-Венгрии, Германии, Швейцарии. Члены общества, в том числе и Ахмед Саиб, направляли многочисленные письма и обращения в адрес рукводителей великих держав того времени - США, Германии, Франции, тем самым информируя о положении своих народов в Российской империи и формируя международное общественное мнение в защиту их прав24.

Так, в начале 1916 г. "Обществом защиты прав угнетенных народов России" (Ligue des Allogeus de Russie) была направлена декларация на имя Президента США Вильсона, под которой стояли подписи Юсуфа Акчуры (Татарстан), Кади Абдурашида Ибрагима (Крым), Ахмеда Агаева, Али Гусейнзаде, (Азербайджан). В выработке текста декларации принимал участие и Ахмед Саип. Эта декларация была опубликована в журнале "Мусульманское обозрение" ("Revue du Monde Musulman. Vol. LY1 p.146, 147), выходящем в Париже25. Декларация была составлена от имени "русских мусульман (т.е. татар, башкир, киргиз, сартов (узбеков), таджиков, туркмен, племен Дагестана и др.), составляющих двадцатимиллионную общность". "Спасите нас от уничтожения и исчезновения (Venez a notr securs! Sauvez-nouz de la destruktion)" - говорилось в этой декларации26).

В том же году Обществом защиты прав угнетенных русских мусульман ("Le Comite pour la defaus des droits de Turcu-Tatars Musulman en Russie") была сформирована представительная делегация, которая 27-29 июня принимала участие в работе 111 конференции угнетенных наций в Лозанне (Швейцария).

Состав делегации был следующий: от казанских татар Юсуф Акчура, от узбеков Мукимиддин Бекжан, от киргиз-казаков - Ахмет Сафа, от кумыков - Ахмед Саиб Каплан, от черкесов Азиз Мекер, от азербайджанцев - Ахмед-бек Агаев и Али-бей Гусейнзаде27. Кроме общих документов, составленных от имени Общества, были подготовлены и отдельные "меморандумы" от имени каждого народа28, которые были оглашены и изданы в ходе конгресса отдельной брошюрой ("Les Exposes des Delegations des Nationalites Tatare, Tchagatai et Kirghize-Kaissak", Lausanne,1916, 18 s.). Кроме того, был издан и распространен отдельно "Меморандум Комитета защиты прав тюрко-татарского мусульманского населения России" ("Memorandum du Comite de la Defence des droits des peuples Turco-tatares Musulmans en Russie"). Во всех документах содержались общие и согласованные требования "полного равноправия тюрко-мусульман с русскими", "культурной автономии, невмещательства в их религиозную, культурно-языковую жизнь"29. Вся деятельность этой делегации широко освещалась в печати Германии, Франции, Венгрии, Турции, Швеции и вызвала бурный резонанс в самой России, где эта тема стала предметом дискуссий в Госдуме30.

Приведенные выше сведения свидетельствуют о том, что Ахмед Саиб был не только передовым общественно-политическим деятелем и мыслителем своего времени, он был и одним из первых среди мусульманских народов России идеологов и защитников прав народов, ныне признанных всем международным сообществом.

* * *

Таким образом, мы видим, что Ахмед Саиб Каплан принадлежал к поколению турецких (и шире: тюркских) общественно-политических деятелей и интеллектуалов, которые в конце ХIХ - начале ХХ вв. взялись за осуществление своеобразной "турецкой мечты" - "европеизации" Турции. Ахмед Саиб по своим взглядам и действиям не был революционером, не был нигилистом, а был позитивистом-эволюционистом, был обновителем и преобразователем общества, чьи идеи в развитии общественно-политической мысли Турции периода подготовки и проведения младотурецкой революции 1908 г. сыграли заметную роль и внесли в процесс переосмысления турецкой нацией своей исторической судьбы неоценимую лепту.

Он дорог нам и тем, что, будучи оторванным от родины, но думая о незавидном положении своего народа в условиях Российской империи и "дабы права народов были равны и гарантированы", вступился перед Европой и всем миром за их права.


Примечания:

  1. См. Алиев К. Эркинликни ругьу булан. // "Ёлдаш", 1996, 20 апрель; его же: Ахмед Саиб Каплан (1859-1920) // "Возрождение", Махачкала, 1999, № 5, с. 19-20.
  2. Желтяков А.Д. Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции (1729-1908 гг.). "Наука". М. 1972, с.274.
  3. Haluk Y. Sahsuvaroglu. Tarihten sayfalar: Ahmet Saib bey // Aksam. 1950, 4.111. № 11276; Aksam, 5.111; 8.111. 1950; "Ahmet Saib". // Turkiye Ansiklopedisi", Ankara, 1957, s100; Mehmet Orhan Bayrak. Istanbul'da gomulu meskur adamlar. 1458-1978. Ist. 1979; M. Orhan Bayrak. Osmanli Tarihi yazarlari (Biografi ve bibliografi). Ist. 1982; Ahmet Zeki Velidi Togan. Bugunku Turkili ve yakin Tarihi. Ist. 1981. C.1; Mizanci M. Mucahede-i Milliye Gurbet ve avdet devirleri. Istanbul. 1994
  4. В газете"Aksam" от5марта 1950 г. Haluk Sahsuvaroglu о нем пишет: "Среди деятелей, ПОДГОТОВИВШИХ младотурецкую революцию (приведших к принятию конституции 1908 г.) и служивших ей своим пером мы видим и Ахмеда Саиба". А в номере от 8 марта того же года заключает: " Ахмед Саиба являет собой пример пример высокого самопожертвования и служения высочайшимцелям нации, его имязанимает самое почетное место в галерее деятелей младотурецкой революции".
  5. "Ahmet Saib". // Turkiye Ansiklopedisi", Ankara, 1957, s100; Алиев К. Эркинликни ругьу булан. // "Ёлдаш", 1996, 20 апрель; Mehmet Orhan Bayrak. Istanbul'da gomulu meskur adamlar. 1458-1978. Ist. 1979, s. 155; В Кавказском календаре на 1874 г. (Тифлис. 1873) в списке состоящих при кавказской армии свиты Его Величества наряду с кн. Шамсутдином Абу-Муслим-хановым Тарковским и Ханом Мехтулинским Рашид-ханом значится и кн. Полковник Абу-Муслин Капланов (с.142).
  6. M. Orhan Bayrak. Osmanli Tarihi yazarlari (Biografi ve bibliografi). Ist. 1982, s.26.
  7. См. предисловие Рухи Турбана: Ahmet Saip. Abdulhamid'in Saltanatinin ilk Gunleri .Ist. 1983.
  8. См. Haluk Y. Sahsuvaroglu.Tarihten sayfalar: Ahmet Saib bey // Aksam. 1950, 4.111. № 11276. ("После года службы политическаяжизнь в столице ему наскучила, и он переводится во внутреннюю Анатолию. Этот свой шаг он объяснял тем, что ему, как, правоверному мусульманину, претила жизнь в космополитическом Стамбуле").
  9. Haluk Y. Sahsuvaroglu.Tarihten sayfalar: Ahmet Saib bey // Aksam. 1950, 4.111. № 11276; Aksam, 5.111; 8.111. 1950.
  10. Там же.
  11. Там же.
  12. Там же.
  13. Ахмед Саиб бей в одном из своих писем 1898 г. (приводится в очерке Шахсувароглу) это объясняет следующим образом: "Я искренне был привязан к Мураду, любил его как своего земляка, замечал его достоинства и слабости. Видел, что он наивен в ряде вопросов и чтобы от него чего добиться, это стоило огромных усилий, возиться с ним как с ребенком. Так и возился я с ним почти целый год. Он очень мучался от того, что работа его не приносила ему удовлетворения и не соответствовала его желаниям. Лично я его много. наставлял И когда в летний знойный сезон переехали в Александрию, он признался, что хочет вернуться в Стамбул. Объяснил причины: он очень скучает по своим детям и если сейчас не вернется , - без них сойдет с ума.Пришлось его много уговаривать, приводить тысячи доводов и даже пригрозить. Вроде бы прислушался. Однако посмотрел на его состояние, и, знаете, такая жалость подкатила к горлу. Понял, что если останется, сойдет с ума. Вынужден был отправить его в Европу. Теперь и вы знаете его натуру..." Cам Мизанджи Мурад также признавался в своих воспоминаниях, что в бытность свою в Каире по вечерам минимум два раза общался с Ахмедом саибом (См. Мизанджи М. Указ. раб. С.111).
  14. Перу Ахмеда Саиба принадежат 14 работ политической истории Османской Империи. Подробный список их приведен в нашей работе: M. Orhan Bayrak. Osmanli Tarihi yazarlari (Biografi ve bibliografi). Istanbul. 1982, s/ 26; см. также: Алиев К.Ахмед Саиб Каплан (1859-1920) // "Возрождение", Махачкала, 1999, № 5, с. 19-20.
  15. Желтяков А.Д. Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции (1729-1908 гг.). М. 1972, с. 274.
  16. Петросян Ю. А. Из истории турецкой эмигратской прессы начала ХХ века // Turcologica 1986, Ленинград, 1986, с. 226.
  17. Газета "Шура-и уммет" начала выходить с 10 апреля 1902 г. в Париже. Во главе газеты стоял Самипашазаде Сезаи (1859- 1936) - видный турецкий просветитель, один из первыхтурецких прозаиков-реалистови идеологов младотурецкого движения - "османизма". Ахмед Саиб находился с ним в дружеской переписке.
  18. Haluk Y. Sahsuvaroglu.Tarihten sayfalar: Ahmet Saib bey // Aksam. 1950, 4.111. № 11276;
  19. В письме от 10 июня 1906 г., адресованном Самипашазаде Сезаи в Париж , Ахмед Саиб так объясняет причины своего такого шага: "... Когда лет 7-8 назад я решил заняться незаисимой политико-просветительской деятельностью, я начал издавать газету "Санджак" Впоследствии вошел в редколлегию газеты "Шура-и уммет". Многое мне в ее деятельности импонировало, я доверял Ахмеду Ризе и его группе. До последнего времени так это и было. Однако в бытность мою в Париже я понял, что пути наши разошлись. Я понял, что не смогу работать как прежде. Если и есть что-то такое о чем я весьма сожалею, то это то, что приходиться порывать с вами. Сезаи бей, дружеское чувство мое к Вам искренне и непреодолимо. Бог знает, что я готов, если такова его воля, пожертвовать собой ради Вас. Однако прошу меня великодушно простить за то что случилось...".
  20. Желтяков А.Д. Указан.соч.с. 274, прим.
  21. См. предисловие Рухи Турбана: Ahmet Saip. Abdulhamid'in Saltanatinin ilk Gunleri .Ist. 1983
  22. Косвенным свидетельством этого можетслужить признание самого Абусуфияна Акаева. Последний в своей "Автобиографии" (См. : Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева. Махачкала. 1992,с. 129) указывает: "...В 1907 г. я ездил в Миср (Египет- Ред.) и Истанбул с целью покупки книг...И мне удалось, кроме приобретения нужных для Дагестана новых книг, привезти нелегально еще другие - запрещенные - книги, как, например,... "Рехнема-йи инкилаб" ("Справочник революции") ". По нашему мнению, книга является подарком Ахмеда Саиба Абусуфияну. Во всяком случае,в списке основных работ Ахмеда Саибазначится и работа"Rehname-i Inkilab" ("Devrim kilavuzu"), издававшаясяв 1902, 1912 гг. (См.:M. Orhan Bayrak. Osmanli Tarihi yazarlari (Biografi ve bibliografi). Ist. 1982, s.26).
  23. Mehmet Orhan Bayrak. Istanbul'da gomulu meskur adamlar. 1458-1978. Ist. 1979, s. 155.
  24. Подробнее об этой их деятельности см.: Annales des Nationalites, Bulletin de L'Union des Nationalites, Lausanne 1916:Compte rendu sommaire de la 111 Conference des Nationalites, Lausanne 1916: Revendications des Nationalites opprimmees, Recueil des Memoirs, Rapports et Documents presentes a la 111 Conference des Nationalites, Lausanne 1917;. Bugunku Turkili ve yakin Tarihi. Ist. 1981. C.1; Аhmet Temir. Yusuf Akcura. Ankara. 1997, ss. 53-56; Мирза Бала Маммедзаде. Милли азербайжан гьаракаты. Баку.1992, с.172-174;
  25. Ahmet Zeki Velidi Togan, a. g. e, s. с.475-476; см. также: Аhmet Temir. Yusuf Akcura. Ankara. 1997, ss. 53-56;
  26. Там же.
  27. Там же.
  28. Там же.
  29. Там же.
  30. Ahmet Temir. Yusuf Akcura. Ankara. 1997, s.56.

Опубликовано: КНКО: Вести. Вып. № 6-7, 2001, Махачкала.

Размещено: 28.06.2005 | Просмотров: 4567 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.