Кумыкский мир

Культура, история, современность

Аксай

Историческая справка

Аксай (кум. Яхсай) - одно из крупнейших сел Хасавюртовского района Дагестана. Основание села связывают с именем одного из внуков Султан-Мута - Алибека. Он получил в начале XVII в. свой наследственный земельный надел в среднем течении реки Аксай и поселился в урочище Герзель - в одном из уже не существующих поселений Билит, дав ему название Яхсай (после событий 1825 г. т.н. Старый Яхсай). Село стало центром одноименного бийликства в результате распада в первой половине XVII в. Эндиреевского владения.

Из кумыкских земель Яхсаевское владение через шамхала Тарковского в числе первых признало протекторат России. Поэтому во время Персидского похода Петра I в 1722 г. старший яхсаевский князь Султан-Махмуд лично встретился с императором в районе р. Сулак и преподнес ему в подарок трех персидских скакунов с богатой сбруей, 750 быков и 600 телег. В 1818 г. за участие сельчан в антиколониальной борьбе, по приказу А. П. Ермолова, Яхсай был разрушен. В 1825 г. яхсаевцы вновь восстали против произвола царских властей. В знак наказания царская администрация приказала перенести село на новое место, которое располагалось на 10 км восточнее от прежнего места на правом берегу р. Яхсай-сув, рядом с аулом Таш-гечив (Каменный брод). За новым поселением сохранились оба названия. Старый Яхсай больше не восстанавливался, а его земли после 1867 г. были поделены между жителями Зандаковского наибства и Османюртовской сельской управы.

Со второй половины XIX в. число жителей с. Яхсай стало увеличиваться. Росли также аульные кварталы. По данным на начало XX в., Яхсай состоял из кварталов: Алекей-аул, Загь-аул, Камар-аул, Орусхан-аул, Поклу-аул, Сабанай-аул, Тобен-аул, Тюмен-аул, Чагъар-аул. В эти же годы в селе появляется новый квартал, названный в честь основателей - немецких колонистов - "Немис-кютором" (т.е. немецкий хутор). В дореволюционном Яхсае было примерно 2000 дворов.

В разгар Первой мировой войны летом 1916 г. в Яхсае произошло крупное антивоенное выступление. Поводом к возмущению яхсаевцев стало принятие Указа Правительства Российской империи от 25 июня 1916 г. "О привлечении мужского иногороднего населения для работ по строительству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии...". 15 июля 1916 г. яхсаевцы отказались от реквизиции двух конных подвод и предоставить в распоряжение администрации округа еще 190 подвод с извозчиками. 18 июля 1916 г. в село вводится карательный отряд. В ходе стычки были убиты 7 яхсаевцев и 1 солдат. Для окончательного усмирения восставших и наведения порядка в Яхсае оставалась рота солдат и казачья сотня.

Со второй половины XIX в. Яхсай превзошел в торговом отношении даже древний Эндирей. Основными товарами реализации на устраиваемых 2-3 раза в неделю в Яхсае базарах северокавказского масштаба были грецкие орехи, воск, масло, бурки и т.д.

Дореволюционный Яхсай известен как один из ремесленных центров Северо-Кавказского региона. В Яхсае и Караногае реализовывал свои ювелирные изделия известный общественный деятель и литератор первой четверти XX в. Нухай Батырмурзаев. Швеи из Яхсая были известными на весь Кавказ мастерицами по вязанию платков из шелка ("чилле тастар") и ковров из верблюжьей шерсти. Состоятельная часть из них славилась своими вышивками из золотых и серебряных нитей. В начале XX в. в с. Яхсай имелись примерно 50 торгово-промышленных и кустарных предприятий, в т.ч. 19 кожевенных - мануфактур, мастерских, заводов по обжигу кирпича и черепицы. В селе проживали купцы I, II и III гильдий, усилиями которых сюда попадали также иностранные товары.

К концу XIX в. Яхсай становится достаточно крупным для того периода населенным пунктом, имеющим главную мощеную улицу Таш-орам, т.е. Каменная улица. Таш-Орам пролегал мимо моста через р. Яхсай-сув до площади с Джума-мечетью, открытой в 1856 г., и медресе. По обе стороны улицы были размещены объекты и соцкультбыта - школа, аптека, сеть магазинов, гостиница, а также одно-двухэтажные каменные и покрытые черепицей дома. В 1879 г. в Яхсае открывается начальная русская школа. Сельчане за свой счёт отремонтировали 18 комнат казенного здания, переданного обществу для открытия школы. В эти же годы в селе действовало несколько мусульманских школ, в которых изучались арабский и турецкий языки, арифметика, история, география, логика и другие предметы. Яхсай с XIX в. известен также как один из религиозных центров Дагестана. Для преподавания в сельском медресе привлекались лучшие знатоки арабоязычных наук. Наиболее известным из преподавателей медресе является сала-уздень Юсуп-кади (Гаджи-Юсуп) Клычев, больше известный как Юсуп Яхсайский. Он был крупным богословом, ученым-арабистом и автором работ по философии и логике, хорошо знал медицину. Юсуп-кади считается одним из видных религиозных оппонентов Шамиля. Как отмечают специалисты, Юсупа в борьбе с мюридизмом поддерживали Саид Араканский, Мама Гиши Бек Эндирейский, Мирза-таги-мулла Дербентский, Аюб-кади Дженгутайский, Нурмагомед-кади Хунзахский, Барка-кади Какамахинский, Зухум-кади Акушинский, Аслан-кади Цудахарский и др.

История села Яхсай в XX в. богата событиями и известными именами. В годы революции 1917 года, Гражданской войны 1918-1920 годов наиболее популярными представителями Яхсая стали отец и сын Нухай и Зайналабит Батырмурзаевы. Особенной известностью пользовался Зайналабит - поэт, революционер, командир красно-партизанского отряда. Расстрелян деникинцами в 1919 г.

В 1922 г. в Яхсае создаются несколько артелей, объединенных в 1925 г. в колхоз. За период с 1925 по июнь 1941 г. в селе сменились 22 председателя, что говорит о накале борьбы вокруг колхозного строительства. В 1935 и 1936 годах из Яхсая было выслано 18 кулацких семей. В советско-финской войне принимали участие 70 яхсаевцев. В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов из села было призвано 900 человек, из них 416 погибли. Около 30 уроженцев села воевали на Дальнем Востоке с японцами. Шатиелю Абрамову, уроженцу Яхсая и тату по национальности, было присвоено звание Героя Советского Союза.

Яхсай часто называют селом генералов, поэтов и министров. Перечислим некоторых из них. Генеральских званий еще в дореволюционное время удостоились 5 яхсаевцев. В советское время 18 уроженцев села получили воинское звание полковника. В 1918 г. министром финансов Временного правительства Дагестана был назначен яхсаевец Юсуп Гаджиев. В советское время Яхсай дал еще трех министров: Ахмед Оздеаджиев -сельского хозяйства, ХалитМагидов - просвещения и Кандаур Акавов - сельхозтехники. Поэты и писатели Яхсая представлены именами Магомеда-эфенди Османова, Адиля Шемшединова, Маная Алибекова, Абдуллы Магомедова, Алимпаши Салаватова, Багавдина Астемирова, Абдул-Вагаба Сулейманова, Шарипа Альбериева, Сираждина Токболатова, Магомеда Атабаева, всемирно известным Мурадом Аджи и др. В области искусства - это Гамид Рустамов, Байсолтан Осаев, Биймурза Мантаев, Н. Акавов и др. Из Яхсая вышло также много ученых, известных медиков, спортсменов и т.д.

Яхсай ныне является населенным пунктом с интернациональным составом населения. По переписи 1989 г., в Яхсае жили 6518 человек. Они представляли 18 национальностей страны. Здесь жили 3891 кумык, 1965 андийцев, 361 чеченец, 154 лакца, 46 даргинцев, 33 русских, 31 цыган, 11 лезгин, 7 татар, 5 евреев, 3 кабардинца, 3 табасаранца, 2 агульца, 2 азербайджанца, 2 украинца, 1 тат и 1 казак. Большинство этих этносов поселилось в Яхсае в советский период. Численность некоторых проживающих в селе народностей за последние 100 лет значительно уменьшилась. По данным переписи 1886 г., в Яхсае жили 758 евреев, а через век в селе осталось всего 5 представителей этого этноса. Шамиль Новахов и Георгий (Завур) Исмаков - талантливые музыканты из татов. Исмаков является автором известной в Дагестане и за его пределами музыкальной композиции "Яхсайский вальс". Яхсай сегодня является одним из крупнейших населенных пунктов Хасавюртовского района с населением 8336 человек.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 17 июнь 2011 г.

Размещено: 20.06.2011 | Просмотров: 4443 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.