Кумыкский мир

Культура, история, современность

Камал Абуков: «Увы, литература уходит в небытие...»

Её вытесняет публицистика

Камал Абуков был властителем дум своего и последующих поколений, кумиром образованной молодежи 60-80-х годов. Я сам своим становлением, выбором жизненного пути во многом обязан его книгам. Я застал его дома в одиночестве и глубокой задумчивости.

Публицистика оказалась живучее, чем литература фото

- О чем задумались, Камал Ибрагимович?

- Готовлю к изданию дневники. Их я пишу давно, ещё со школьных лет. Вначале писал на кумыкском, позже - на русском. Вот я в замешательстве из-за того, что многие из тех, о ком я писал в дневниках, уже на том свете, но есть их дети. Как они воспримут то, что я пишу об их родителях.

- Над чем ещё работаете?

- Я давно ничего не пишу? Зачем писать? Кто сегодня читает литературу? Литература уходит в небытие.

- Вы имеете в виду кумыкскую, дагестанскую литературу?

- Не только, Возьмем даже русскую литературу. Кто пишет?

- Пелевин, Акунин...

- И они перестали писать. Те немногие, кто сегодня ещё издаётся, не чета великим писателям прошлого.

- Каков Ваш прогноз относительно литературы?

- Думаю, литературе приходит конец. И ничего с этим не поделать... Это происходит стихийно, само собой, естественно. Но развивается публицистика. Публицистика оказалась живучее, чем литература. Сегодня в Союз писателей мало кто ходит. А редакции газет полны посетителей. Раньше было наоборот.

- Что делать? Сидеть, сложа руки и смотреть, как умирает кумыкская литература?

- Почему же? Я не зря вспомнил про редакции. Надо собраться в редакции газеты "Ёлдаш" и обсудить за круглым столом эту проблему. Надо пригласить и писателей и журналистов, и ученых, особенно молодёжь.

Отказаться от звания "Народный"

- Камал Ибрагимович, вот Вы говорите, что литературы нет. А книги на кумыкском языке издаются чуть-ли не ежедневно, особенно, поэтические сборники.

- Но кто их читает? Я бы вообще запретил издание художественной литературы без обсуждения в Союзе писателей...Теперь и в Союз принимают кого попало.

- Нужен ли вообще писателям союз?

- Теперь не знаю. В советский период Союз помогал молодым поэтам, учил, проявлял заботу о них. Сегодня такого нет. В этом я не виню нынешнее руководство Союза писателей. Я прекрасно отношусь и к Магомеду Ахмедову, и к Марине Ахмедовой, и к Шейит-Ханум. У Шейит-Ханум сильная поэзия, многие её не понимают. Вот ей бы следовало дать звание "народного поэта". Потому что она всегда за народ и с народом...

- "Барбыз къумукълар" деп?

- Дюр. А если серьёзно, я против присвоения такого звания писателям и поэтам. Я написал статью в "Дагправду", посвященную Наталье Капиевой, где об этом сказано. Ситуация с присвоением этого звания сеет раздор в писательской среде. Сколько было склок, обид, интриг...

- Может, дать это звание всем желающим? Глядишь, и не будет интриг.

- Что удивительно, у русского народа нет "народных" писателей, поэтов. У украинцев есть, у азербайджанцев есть, у других есть, нет у русских...

- Кстати, классик русской литературы Виктор Астафьев писал, что "русского народа больше нет, есть только быдло". Его поддержал небезызвестный Виктор Пелевин. Оба писателя с разных позиций утверждали такое.

- Я думаю, такое могло быть сказано только к какому-нибудь конкретному случаю.

- А наш профессор - философ Мустапа Билалов - предрекает скорую кончину и дагестанским языкам. И связывает это с глобализацией. Вспомнилась юмореска Магомеда Атабаева под названием "Глобализация". О том, как в Кумыкский театр от зрителей бесконечным потоком идут письма с просьбами ставить спектакли на русском языке и что таких писем, по словам режиссера, набралось целый мешок. На деле оказалось, что мешок этот полон... воздуха. Очень поучительный рассказ. Что можно противопоставить этой загадочной и всемогущей глобализации?

- Ничего. Это происходит как стихийное бедствие, как цунами, землетрясение... Кто может остановить стихию?

- Камиль Алиев утверждает, что в начале и середине 20 века некоторые учёные тоже пророчествовали относительно скорейшего исчезновения малочисленных народов и языков. Но они здравствуют и поныне. Я знаю десяток людей, верящих, если не в бессмертие своей нации, то в её будущее. Главное, они не сидят, сложа руки, а действуют. Что-то же надо делать?..

- Надо было, во-первых, и нам с тобой начинать говорить на кумыкском. Ведь язык развивается, если его употребляют.

Критиканы пайдасы ва заралы

- Буса къумукъча узатайыкъ... Камал агъав, бизде нечик буса да адабият бар, амма критика тюбюкъарадан сёнген. Неге?

- Критикасыз адабиятгъа оьсюв ёкъ. Мени критика, ахтарыв асарларым, китапларым кёп. Гьалиги заманда чы нечик де, алдын да язывчулар критиканы бек сюймей эди. Тек мен оьзюм критиканы сюемен. Мени критика этип Ибрагьим Хамав Бамматули нече де язды. Ёлукъгъанда кемчиликлериме гёзюмню ачгъаны учун гьакъ юрекден баракалла айтдым. Олай бирдагъы автор, мен Магьаммат Атабаевни гьакъында язгъан китапны яртысы Расул ва Гьажи Гьамзатовлагъа багъышлангъан, деп язды. Ялгъан буса да, жавап къайтармадым. Бир язывчугъа ону китабын анализ этип, "ачыкъ кагъыз" язгъан эдим. Бек хатири къалды. "Дагъы затны айтмагъанда, биз чи кёп керенлер бирче ичгенбиз",- дей эди.

- Сиз кёп язывчуланы гьакъында язгъансыз, тек оланы яхшы янларын артыкъ кёп эсгерип, кемчиликлерине гёз юмгъанда йимик гёрюне.

- Янгылышасан, инишим. Мен оланы не сёкмеймен, не макътамайман, анализ этемен. Критика демек янгыз сёкмек тюгюл.

Гьалиги адабият

- Бугюнгю къумукъ адабиятгъа не багьа бересиз?

- Магьаммат Атабаев - гючлю шаир. Ол башлапгъы эки-уьч китабы чыгъып, токътап къалгъан эди буса да, уллу шаир кюйде къалажакъ эди. Бадрутдинни артдагъы китаплары бек терен. Бадрутдин гьали де толу ачылып битмеген. Гележекде о бизин дагъы да тамашагъа къалдыражакъ...

- Муса Шихавовну охугъанмысыз?

- Алда охугъанман. Оьзюн де яхшы таныйман. Пагьмулу адам.

- Артда язгъан шиъруларыны жыйымы чыгъа тура. Сизин тергевюгюзню тартар деп ойлашаман.

- Къарарбыз. Проза язагъанлар аз. Драматургия ёкъ. Алдын Культура министерлиги чакъырып драматурггъа тапшурув бере эди, шу темагъа яз деп. Сюйген адам аванс алып да болады. Баммат Атаев мисгин кёп иш этди драматургияда. Башлап революционерлени чыгъарды сагьнагъа, сонг - шавхалланы. Гьали Къумукъ театрны бинасында жыйынлар, концертлер юрюле, ресторан ишлей. Къумукъланы бугюнгю яшавуну гьакъында пьеса язма адам ёкъ.

- Гьали бизде язывчулар орусча язма башлагъан. Нечик гёресиз?

- Бек яхшы гёремен. Бола буса язсынлар. Зарал болмас.

"Тенглик" ва ону ёлу

- Сизин "И судный день впереди" деген китабыгъызда игитлени къысматындан таба къумукъланы тарихиндеги къыйынлы ва четим агьвалатлар суратлана. Ачыкъ этип айтгъанда, тавлуланы тюзге гёчюрюв тынчлыкъда болгъан иш тюгюл. Шо гьакъда не айтма боласыз?

- ...Алибек Гьажиев булан да шо йылланы гьакъында кёп сёйлейбиз. Ол менден кёпню гёрген ва кёп биле. Бек четим девюр болду къумукълагъа. Янгыз къумукълагъа тюгюл, гёчюп гелгенлеге де. Бугъар бир миллет де айыплы тюгюл... Айтма сюеген затымны барын да мен шо китапда язгъанман. Билме сюегенлер охусунлар.

- "Тенгликге" де сиз къошулмадыгъыз. Не себепден? Ёлун, талапларын тюз гёрмедигизми яда ондагъы адамланы ушатмаймы эдигиз?

- Салав магъа дарс берген. Ону сёзюне де, оьзюне де инанаман. Салав да, Камиль де - гючлю адамлар. Мени оланы атасы Магьаммат-Салигь булан да аралыгъым болгъан... Мен "Тенгликни" ёлун тюз гёрмей эдим. Шо саялы къошулмадым. Къошулмагъаныма гьёкюнме де гьёкюнмеймен.

- "Ёлдашда" Салав Алиевни шо гьакъда баянлыгъы чыкъды. Охумадыгъызмы?

- Магъа етишмеген.

- Камал агъав, Сиз кёпню гёргенсиз, кёпню билесиз. Сизден кёпню уьйренме бола. Бугюнгю лакъырлашывну артыкъ теренлешдирмей битдирип къояйыкъ. Дагъы гезиклер, насип болса, дагъы да итти масъалаланы гётерсек нечик болар?

- Нечакъы да яхшы болажакъ.


Опубликовано: газета "Ёлдаш", 20 май 2011 г.

Размещено: 25.05.2011 | Просмотров: 3107 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.