Кумыкский мир

Культура, история, современность

Этногенез кумыков в свете данных дерматоглифики и антропологии

Наша справка

Магидов Салаутдин Халитович (1950 г.р.), старший научный сотрудник Института геологии ДНЦ РАН, кандидат химических наук, Заслуженный работник охраны природы РД (1994), Заслуженный эколог РФ (2003).

В исторической науке центральное место занимает проблема этногенеза - происхождения и развития наций и народностей. Эта проблема особенно актуальна для малых народностей, в частности народов Дагестана, которые не имели возможности проводить широкомасштабные исследования многочисленных этносов, обитающих на относительно малой территории. Особый интерес вызывает этногенез кумыков. Существует несколько перспективных направлений исследования этногенеза человеческих популяций:

  1. Анализ опубликованной литературы;
  2. Лингвистический анализ;
  3. Антропологический анализ;
  4. Генетический анализ;
  5. Дерматоглифический анализ.

Одним из наиболее информативных подходов является использование обширного антропологического материала, частным случаем которого является дерматоглифика - наука о строении кожных узоров кисти и стопы человеческих популяций. Такой материал может дать ценнейшую информацию для развития. Одной из наиболее известных работ в данной области является исследование [1]. Оно посвящено изучению дерматоглифики народов СССР, причем значительное внимание уделено и исследованию дерматоглифики народов Кавказа. При классификации Кавказских популяций обычно выделяют четыре расовых вида: Кавкасионская, Переднеазиатская, Каспийская и Понтийская. Приведенная в книге классификация в основном совпадает с общепринятой. Нами была принята классификация Г.Л. Хить, приведенная в работе [1].

Кавкасионская: карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, андийцы, аварцы, даргинцы, лакцы, мохевцы, хевсуры, пшавы, мтиулы, сваны.

Переднеазиатская: армяне, асирийцы, грузины-каратлинцы, грузины-кахетинцы, грузины-имеретинцы, талыши, таты, горские евреи, удины, гурийцы, мегрелы, северные (брахикефальные) азербайджанцы.

Каспийская: азербайджанцы западные и южные, азербайджанцы Туркмении, курды, лезгины, цахуры, абазины, черкесы, кабардинцы, греки, абхазы.

Понтийская: адыгейцы, абазины, черкесы, кабардинцы, греки, абхазы.

Хотя в монографии приведено большое количество информации по дерматоглифике нами использовалась группа из 7 признаков, которую и автор считает ведущей и основной:

  • n - количество обследованных,
  • Dl10 - дельтовый индекс,
  • Iс - индекс главных ладонных линий Камминса,
  • t - осевой ладонный трирадиус,
  • Hy - узоры на гипотенаре,
  • Th/I - узоры на тенаре,
  • ДМТ - добавочные межпальцевые тридариусы,
  • ВК - восточный комплекс.

В таблице 1 приведены эти показатели для кумыков.

Таблица 1. Основные дерматоглифические показатели кумыков.

Кумыкимуж.жен.
n9391
Dl1013,6412,86
Ic8,858,38
Т68,956,1
Ну35,551,1
ДМТ20,422,0
Th/I10,714,3
ВК42,944,1

Первоначально нами были подсчитаны коэффициенты корреляции между дерматоглифическими характеристиками кумыков и дерматоглифическими показателями типичных расовых видов Кавказа. Коэффициенты корреляции определялись на основе расчетов на персональном компьютере с использованием программы "Excel". Результаты приведены в таблице 2. Первоначально расчеты были сделаны только для кумыков, но потом для сопоставления расчеты были произведены для азербайджанцев и ногайцев.

А.Г. Гаджиев читает, что кумыки сочетают в себе черты кавказского и каспийского типов, а из данных корреляционного анализа следует, что кумыки стоят ближе к переднеазиатскому и понтийскому типу, хотя малый разрыв в величинах позволяет утверждать, что они, действительно относятся к смешанному типу. Такой же анализ, проведенный относительно азербайджанского этноса, показывает, что данная группа населения, очень хорошо коррелирует со всеми расовыми видами Кавказа, но наибольший коэффициент корреляции достигается в случае сопоставления основных дерматоглифических показателей азербайджанцев и каспийского вида кавказской расы. Значительно худшие корреляционные соотношения были установлены при сопоставлении дерматоглифических показателей ногайцев с основными расовыми видами Кавказа, наименьший показатель достигается при сопоставлении ногайцев и кавкасионского вида. Это свидетельствует о том, что кавкасионский вид принимал минимальное участие в формировании ногайского этноса. Значительно большее значение этот вид имел при формировании кумыкского этноса и еще большее значение при образовании азербайджанского народа.

Таблица 2. Сопоставление основных дерматологических характеристик некоторых тюркских кавказских этносов с дерматоглифическими показателями основных расовых видов Кавказа (коэффициенты корреляции).

Кумыкимуж.жен.среднее
Переднеазиатская0,9950840,97320,984142
Каспийская0,9801940,954710,967452
Кавкасионская0,9790820,9583360,968709
Понтийская0,9936480,9528380,973243
Азербайджанцымуж.жен.среднее
Понтийская0,9867820,9839910,985387
Кавкасионская0,9816400,9919370,986789
Переднеазиатская0,9848660,9903970,987631
Каспийская0,9950590,9958070,995433
Ногайцымуж.жен.среднее
Понтийская0,9786150,9788380,978727
Кавкасионская0,9210590,9337450,927402
Переднеазиатская0,9618670,9593640,960616
Каспийская0,9461160,9538240,949970

Представляло интерес не только выявление степени различия дерматоглифики кумыков с показателями основных видов кавказской расы, но и с этносами, проживающими на сопредельных территориях, с которыми существуют наиболее тесные взаимоотношения. Из других народов, не входящих в настоящее время в непосредственное окружение кумыкского этноса, были включены, прежде всего, тюркские народы Кавказа и кабардинцы, которые в последние 3 века наряду с кумыками были доминирующим этносом в Восточном Предкавказье и имели обширные связи с кумыками. В таблицу были включены и данные по мохевцам, жителям Казбегского района Грузии, имеющих одни из наиболее близких показателей с кумыками. По мужскому населению наиболее высокий коэффициент корреляции достигается именно для мохевцев и кумыков - 0,997888. Поэтому в дендрограмме для мужского населения наиболее близким этносом к кумыкам были отнесены мохевцы (рис. 1). Но если брать усредненный коэффициент корреляции, то наивысший показатель оказывается у балкарцев, затем следуют азербайджанцы, и только на третьем месте стоят мохевцы, что видно из таблицы 3. Поэтому и дендрограмма, составленная с учетом средних показателей, имеет несколько другой вид (рис. 2).

Рис.1. Рис.2.
Рис. 1. Фрагмент дендограммы этнических групп Кавказа (мужчины) по Г.Л. Хить Рис. 1. Фрагмент дендограммы этнических групп Кавказа (мужчины и женщины)

Таблица 3. Сравнение основных признаков дерматоглифики кумыков с другими этносами.

Этносмуж.жен.Среднее
Балкарцы0,9801840,9757480,977966
Азербайджанцы0,9913420,9584640,974903
Мохевцы0,9978880,9509330,974411
Карачаевцы0,9724220,9751890,973806
Лезгины0,9773990,9626010,970000
Аварцы0,9705680,9549490.962759
Кабардинцы0,9469500,9689200,957935
Чеченцы0,9913870,9165280,953957
Даргинцы0,9712490,9264080,948829
Ногайцы0,9767330,8759420,926338
Лакцы0,9471380,8971750,922157
Восточноевропейцы и Скандинавы0,9950720,9353280,965200
Монголоиды Сев. и Центр. Азии0,9352410,8362260,885734

Такие существенные различия в коэффициентах корреляции между мужским населением и средними показателями, связаны с тем, что среди женских групп населения существует большая вариабельность в коэффициентах корреляции как между собой, так и в сопоставлении с мужским населением собственного этноса. Данные, характеризующие вариабельность основных дерматоглифических характеристик в пределах одного и того же этноса, приведены в таблице 4.

Из этой таблицы видно, что из рассмотренных 10 групп населения наиболее сходные дерматоглифические признаки в пределах одного и того же этноса имеют ногайцы и аварцы, а наиболее различные кабардинцы и кумыки.

Таблица 4. Коэффициенты корреляции вариации основных дерматоглифических показателей среди мужского и женского населения некоторых Кавказских этносов.

НациональностьКоэффициент
Кабардинцы0,922261
Кумыки0,924988
Лакцы0,928238
Карачаевцы0,949612
Балкарцы0,963777
Лезгины0,963808
Азербайджанцы0,977853
Даргинцы0,985519
Аварцы0,992452
Ногайцы0,996127

Из таблицы 3 видно, что различия в первой четверке очень незначительны и исчисляются тысячными и даже десятитысячными долями. Так, коэффициент корреляции мохевцев ниже азербайджанского на величину менее 0,0005. Столь высокое соответствие между мужским кумыкским населением и представителями мужского населения мохевцев может быть объяснено тем, что возможно это потомки кумыков, которые были направлены много веков назад в помощь грузинам, могли остаться там компактной группой, которая, не являясь этнически чистыми грузинами, впоследствии приняла грузинский язык, и, осталась проживать на территории Грузии. Это тем более вероятно, что одним из наиболее часто используемых путей прохода на Грузинскую территорию со стороны Восточного Предкавказья является именно Дарьяльское ущелье. Обращает на себя внимание, что среди мужского населения чеченцы уступают мохевцам совсем немного - менее 0,007. Почти столько же уступают азербайджанцы. В то же время, если в рассмотрение включить и женщин, чеченцы уступают не только родственным тюркским этносам, но и мохевцам, а также лезгинам и аварцам. Интересно отметить, что средний коэффициент корреляции дерматоглифики кумыков и чеченцев ниже даже, чем соответствующий показатель по восточноевропейцам. Данные по восточноевропейцам и скандинавам, а также монголоидам Северной и Центральной Азии были приведены в таблице 3 для сопоставления и по более крупным таксонам.

Из этих данных видно, что кумыки относятся к европеоидной расе, а не к монголоидной. Это подтверждается и при антропологических исследованиях. Сравнение черепа, обнаруженное в катакомбном погребении мужчины-воина гуннского времени (IV-V вв. н.э.) у с.Манас Республики Дагестан с типичными монгольскими и европейскими черепами, показывает, что оно относится к последнему типу, что продемонстрировано в таблице 5.

Таблица 5. Антропологические признаки манасского черепа гуннского времени и типичных монголоидных и европеоидных (Словене) черепов.

ПризнакиМонголы
(Дебец Г.Ф.)
Череп
из Манаса
Словене
(Седов В.В.)
Зиго-максилярный угол138,4 (76)125 (1)125,7 (56)
Назомолярный угол146,4 (80)137 (1)138,3 (69)
Дакриальная высота2,8 (81)4,6 (1)4,6 (74)
Симотическая высота9,3 (76)11,3 (1)12,3 (71)

Палеоантропологические данные свидетельствуют о том, что "по форме черепа современные дагестанцы резко отличаются от древнего населения равнинных и предгорных районов" [2]. Из этого напрашивается вывод о том, что, вероятнее всего, на этих территориях произошла смена населения. В то же время краниологические данные свидетельствуют о том, что наиболее сходные результаты получены при сопоставлении черепов гуннского времени с черепами современных аборигенных жителей равнинной зоны, и, прежде всего, кумыков [2]. Таким образом, можно предположить, что на формирование кумыкского этноса значительное влияние оказали гунны и, вероятно, мы являемся их прямыми потомками. Согласно новым данным, именно они, а не аланы "становятся основным субъектом, когда речь заходит, о варварах Северного Кавказа [3]. Вероятно, не соответствуют действительности и представление о гуннах, как только о "диких варварах". Такое представление идет от западноевропейцев, которые не раз терпели военные поражения от них. Объективная оценка показывает "несостоятельность существовавшего в старой науке мнения об их примитивизме и "дикости" [3].

Если попытаться выяснить время и место возникновения и становления гуннов как этноса, то исследователь сталкивается с весьма разноречивыми мнениями. Так Л.Н. Гумилев считает, что гунны зародились в монгольских степях ранее IV века до нашей эры [4].

Л.Н. Гумилев считает, что этносы зарождаются на территории при сочетании двух или более ландшафтов. Согласно предложенной им теории этногенеза основные процессы зарождения этносов в Евразии возникали при сочетании горного и степного ландшафта. По его мнению, хазары как этнос сформировались в предгорьях Дагестана. Их первая столица Семендер расположена на среднем течении Терека" [4]. По мнению Л.Б. Гмыри, уж во II веке нашей эры гуннские племена "кочевали, по-видимому, в степных районах Западного Прикаспия, вплоть до Дербентского прохода", что подтверждается также свидетельствами Дионисия Периегета. О том, что во II веке в Восточной Европе уже существовали племена гуннов, сообщает также Клавдий Птолемей [5]. В исторической литературе очень часто гунны отождествляются с хазарами. По мнению автора работы [3], на Северном Кавказе в конце IV - начале V в. "под хазарами., явно скрывается весь тюркоязычный массив", а у грузинского епископа Леонти Мровели в XI веке хазары ассоциируются с тюрко-язычными печенегами и кипчаками [3]. У арабских историков "IX-X вв. гуннский массив Предкавказья также выступает под именем хазар, первые упоминания о которых относятся к эпохе Шапура II (309-379 гг.), когда исторической реальностью были именно гунны-акациры" [3]. По крайней мере, как считают некоторые историки, у кипчаков или половцев был один общий язык с хазарами: "...Под хазарским языком здесь следует понимать тюркский язык, который в IX в. был языком северных кочевников - печенегов и кипчаков" [3]. В ранней грузинской историографии гунны как народность известны, но уже с XI в. в своих сочинениях, "вместо гуннов и гунно-булгарских племенных групп V-VII вв. называют только хазар" [3]. На картосхеме в своей монографии Л. Гадло локализует местоположение гуннов в Западном Прикаспии севернее г. Дербента, который является этнической территорией кумыков [3]. По данным Л.Н. Гумилева в конце VI в. хазары входили в состав Тюркютской державы, а к IX в. оформились в мощную империю - Хазарский каганат [6].

Таким образом, можно констатировать, что "ряд районов Северного Кавказа был заселен различными тюркоязычными племенами" [7].

Эти же племена сыграли значительную роль в формировании не только кумыкского этноса, но и других родственных тюркских народностей: карачаевцев, балкарцев и других [8]. Собственно, это были даже не племенные, а мощные государственные образования, контролировавшие огромные территории с единым руководством и управлением. Управлять такими обширными территориями можно было только в том случае, если был достигнут определенный уровень развития. И с каждым годом появляется все больше свидетельств довольно высокого уровня развития народов Великой Степи и, прежде всего, половцев, которых одни называли кипчаками, а другие куманами. Куманы еще в первом тысячелетии имели свой довольно развитый кодекс, который так и называют - "Кодекс Куманикус" [9].

Часть исследователей считает, что в формировании кумыкского этноса определяющую роль играл автохтонный элемент: "В тюркизации древнего автохтонного населения Равнинного Дагестана (Кумыкия) в различные исторические периоды принимали участие разные тюркоязычные этнически близкие к ним хазары" [10].

В исторической науке установлено, что государственность кумыков, как самостоятельного этноса существует по крайней мере с IX века, когда на Кумыкской плоскости уже существовало национально-государственное образование - Шамхальство, "основным населением которого были кумыки" [11]. Обзор тюркологической литературы приводит к мысли о том, что кумыки имеют богатейшую историю и явились неотъемлемым элементом таких народов как гунны, хазары, половцы. А возможно, даже и центральным их звеном. Но если столицы этих империй располагались на современной этнической территории кумыков, то вполне логично предположить, что энергию этим крупнейшим этносам (пассионарность, по определению Л.Н. Гумилева) придавало именно автохтонное население этой зоны - кумыки.
 

Литература

[1] Хить Г.Л. Дерматоглифика народов СССР. М.: Наука, 1983, 280 с.

[2] Миклашевская Н.Н. Новые палеоантропологические материалы с территории Дагестана // Материалы по антропологии Дагестана. М., Дагкнигоиздат. 1959. С. 186-194.

[3] Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л.: ЛГУ, 1979, с. 10, 20, 22, 26, 214.

[4] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. С. 182, 210.

[5] Гмыря Л.Б. Страна гуннов у Каспийских ворот. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995. С. 46-47.

[6] Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. С. 367.

[7] Биджиев Х.Х. О тюркском элементе в составе Северного Кавказа и средние века // Тез. докл. Всесоюз. тюркол. конф. по этнич. и ист.-культ. связям тюркских народов СССР. Алма-Ата, 1976. С. 24.

[8] Сумбатзаде А.С. Азербайджанцы - этногенез и формирование народа. Баку, 1990. С. 126.

[9] Codex Cumanicus. Budapestini, 1880, 395 p.

[10] Шихсаидов А.Р. Тюркские племена и Дагестан в V-XIV вв. // Тез. докл. и сообщ. Всесоюз. тюркол. конф. Алма-Ата, 1976. С. 118.

[11] История СССР с древнейших времен до наших дней. М., 1966, т. 1. С. 668.


Опубликовано: КНКО: Вести. Вып. № 5, 2001, Махачкала.

Размещено: 20.05.2011 | Просмотров: 5003 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.