Кумыкский мир

Культура, история, современность

Маджар

(к истории средневекового города)

Наша справка

Краеведческое общество "Анжи-Кала" существует уже без малого три года. За это время обществом выпущен календарь на 2010-2011 г. с изображённой на нём картой Шаухальства Тарковского в XV-XVI вв., опубликованы книги "Выдающиеся воины Кумыкии" и "Богатыри и спортсмены Кумыкии", множество статей в дагестанских газетах и на интернет-сайтах "Кумыкский мир" и "Эльбрусоид".

В начале мая текущего года свет увидел сборник краеведческих статей "Алан-Хазар", включающий в себя очерки Ю.М. Идрисова, Ш.М. Батчаева, Аслан-Герея и А.А. Хасарова (он же составитель сборника), посвящённые истории северо-кавказских тюрок. В сборнике в частности говорится о алано-асской ономастике Северного Кавказа, о генеалогических и исторических связях тюркских народов Северного Кавказа (кумыки, карачаево-балкарцы и ногайцы).

Статью из этого сборника о трагической истории города Маджар, являвшегося на протяжении сотен лет центром, цементировавшим единство тюркского супер-этноса в регионе, мы и предлагаем вниманию читателей.

фото

Особую роль в истории кумыков и карачаево-балкарцев региона сыграл город Маджар, располагавшийся в среднем течении реки Кума (по-кумыкски - Ага-Къум) близ нынешнего города Будёновск.

До своего исхода на Запад в этой местности кочевали венгры. Венгерский ученый Моравчик считает, что венгры (оногуры) появились в степях Восточного Приазовья ещё в V веке. Возможно они и основали Маджар как столицу своей орды, на что указывает самоназвание венгров - "мадьяры". Эту гипотезу пытался проверить венгерский учёный Ян Шарль де Бэсс, посетивший развалины Маджара около 1830 года. В своей книге об этом путешествии он писал:

"Вот, наконец Олу, или Большие Маджары. Я обвожу глазами все стороны, я ищу следы этого когда-то большого и великолепного города, но бесполезно: всё исчезло".

Немецкий ботаник и дендролог Карл-Генрих Кох, побывав на развалинах в 1837 году, предположил, что часть населения покинула Маджар только после прихода татаро-монгольских орд, рассеявшись среди горских кавказских народов. По словам Коха некоторые кланы дигорцев, балкарцев, чеченцев, урусбиевцев связывают своё происхождение с населением древнего Маджара. В частности, к потомкам маджарского хана возводит своё родословие прославленный дигорский род бадилеттов.

фото
Рисунок с видом г.Маджар

Арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Маджар в 1333 году оставил в путевом дневнике, известном как "Подарок наблюдателям по части диковин стран и чудес путешествий", запись:

Город Маджар большой, один из лучших тюркских городов, на большой реке, с садами и обильными плодами. Мы остановились там в ските благочестивого, религиозного, престарелого шейха Мухаммеда Эльбатаиха, родом из Батиаха Иракского (...). В ските его около 70 факиров арабских, персидских, тюркских и русских, женатых и холостых. Живут они подаяниями. Жители этой страны питают большое доверие к факирам и каждую ночь приводят в скит лошадей, коров, овец. Султан и xaiyiin сами посещают шейха и получают от него благословения. Они расточают милостыню и раздают большие подарки, в особенности женщины, которые делают большие подаяния и творят добрые дела.

В городе Маджаре мы совершили соборную молитву, по окончании которой на амвон взошёл проповедник Иззеддин (или Медждэддии), один из правоведов и знаменитостей Бухары, у которого было множество учеников и чтецов, читавших перед ним. Он произнёс проповедь и увещания, причём присутствовали начальник города и старейшины его.

На базаре этого города я увидел еврея, который приветствовал меня и заговорил со мною по-арабски. Я спросил его, из какой он страны, и он сообщил, что он из земли Андалусской (Испании), что он прибыл оттуда сушей, а не ездил морем, и приехал через Константинополь Великий, через Румские земли и страну Черкесов. Он упомянул также, что с тех пор, как он был в Андалуссии, прошло 4 месяца. Торговцы странствующие, которые знакомы с этим делом, подтвердили правильность его слов.

В своих заметках Ибн Баттута еще раз упоминает город Маджар, ставя его в один ряд с крупнейшими золотоордынскими городами. Характеризуя Узбек-хана, он говорит: "Владения его обширны и города велики. В числе их: Кафа, Крым, Маджар, Азов, Судак, Хорезм и столица его Сарай".

В последующие века, вплоть до полного разрушения мавзолеев, Маджар посещался окрестным мусульманским населением как священное место захоронения предков.

фото
Вид на развалины мавзолеев г. Маджар

В первой половине XIX века ещё существовали многочисленные подземные и отдельные каменные надземные строения, впоследствии разобранные для построек города Святой Крест. Кирпич, называемый местными жителями "мамайским", несмотря на многие протекшие столетия, был не только годен для построек, но и далеко превосходил современный. Каким способом этот народ приготовлял кирпич, неизвестно. При раскопках были найдены остатки древних кирпичных заводов с остатками горнов и громадными кусками шлака.

Раскопки открыли остатки многочисленных сооружений из сырцового и обожжённого кирпича квадратной формы: много комнатных жилых домов, медресе, мечетей и мавзолеев, украшенных глазированной (голубой, зеленой, красной или желтой окраски) плиткой, майоликой, мозаикой, рельефными надписями. Иногда глазированная плитка украшалась цветочным и растительным орнаментом. Дома знати, общественные здания и мавзолеи покрывала мозаика: из мелких глазированных кусочков создавались разнообразные узоры в виде звезд, цветных зигзагов и других геометрических фигур. Мозаику помещали на карнизы зданий, косяки дверей и окон, стены и полы. Стены мечетей и медресе, кроме того, украшались рядами глазированных плиток (тёмно-синими или голубыми) с цитатами, взятыми из Корана (арабской вязью белого или чёрного цвета). Также при строительстве домов богачей использовался естественный камень, доставляемый издалека.

При строительстве домов бедных кварталов (прямоугольные дома из двух-трёх комнат) применялся квадратный кирпич-сырец. Чаще в подобных домах были глинобитные полы, реже - из обожженного кирпича. Иногда в полу цветными глазированными кирпичами выделялось в виде квадрата место проведения намаза. Вдоль стен располагались широкие и узкие глиняные выступы-возвышения - под кровати и лавки. Топка находилась в сенях, полы были тёплыми, благодаря наличию под ними дымоходов. Лицевая сторона дома была обращена во двор, на узкую же улицу выходила длинная глухая стена.

Найдены остатки подземного керамического водопровода. Он имел в длину 648 метров, состоял из цилиндрических груб, уложенных в траншею из обожженного кирпича, и был направлен с севера-запада на юго-восток. По крутому склону левого берега Кумы, в северной части города, шла широкая лестница, выложенная большими белыми изразцовыми плитами. По ней можно было спускаться в нижнюю часть города, в долину Кумы.

Только для Маджара был типичен "мавзолей-колпак" ("каменная юрта") - один из трёх архитектурных стилей мавзолеев, встреченных здесь. Это восьмигранная в плане усыпальница с цилиндрическим стволом, пирамидально суживающимся к верху восемью гранями в остроконечном своде. Общая высота мавзолея была более 18 метров, толщина стен около 1 метра. Вход оформлен в виде стрельчатой арки. Нигде в мире больше нет подобной архитектуры[1].

На Северном Кавказе широко известны "маджарские" городища и курганы, "маджарские" сабли, "маджарские" арбы, одежда и т.д. Необычная устойчивость таких наименований, конечно, не случайна. Очевидно, какие-то группы маджарцев действительно обитали на данной территории и оставили заметный след в этнокультурной истории региона. Род маджар есть среди ногайцев Терско-Сулакского междуречья[2].

Наиболее популярны были "маджарские" предания у дигорцев и балкаро-карачаевцев, кумыков, но, по некоторым сведениям, они как будто не чужды были и кабардинцам, бесленеевцам, ингушам. Кроме того, по словам III.Б. Ногмова, опиравшегося на устную традицию кабардинцев (и, очевидно, кумыков), часть маджарцев ушла и в Дагестан[3]. Об этом лишний раз свидетельствует и тот факт, что у кумыков существовали "поколения, ведущие свое происхождение от маджарцев"[4]. Венгерский путешественник Евгений (Джёне) Зичи в свою очередь утверждал: "Мадьяры оказали большое влияние на все народы Кавказа, но следы этого влияния сохранились только на Северном Кавказе, где в результате слияния древних народов - первых тюрков, мадьяр, тюрков периода миграции - образовались следующие народы Кавказа: кумыки, карачаевцы, кабардинцы и другие" [5].

Согласно Дербент-Наме" Мухаммеда Акташлы в Засулакской Кумыкии существовала "крепость Кичи Маджар" [6] в местности Чумлу (близ с. Эндирей), которую в XIX в. кумыки, по свидетельству русских кавказоведов, воспринимали как свою древнюю и славную твердыню[7].

Тюрколог К.М. Алиев приводит предание: "Чегемцы или балкары, иногда называемые малкары, называются басианами, по имени вождя, которого звали Басиан. Они утверждают, что, согласно их преданию, их общими предками были потомки смешавшихся между собой булгадар (очевидно, булгар. - К.М.Алиев) и греков, к которым позже добавились кумыки..."[8]. От Басиата (Басиана) - сына чингизида Джанибека - ведут свое происхождение все княжеские фамилии Балкарского ущелья - Абаевы, Айдабуловы, Шахановы и др. А по другим преданиям, прародители балкарцев Малкар и Мисака прибыли в Балкарию из некоей местности, называемой Бораган-Маджары, или из Кумыкской равнины - из Маджар (т.е. из Чумлу - А.Х.). Отметим также, что бораган - это название одного из кумыкских племен... В карачаевско-балкарском фольклоре сохранились намеки на некогда существовавший город Бораган, который якобы являлся столицей ханства, объединявшего в своем составе предков кумыков, карачаевцев, балкарцев и другие тюркские племена Северокавказского и Черноморского ареала[9].

Примечания.

[1] Цит. по: http://ru.wikipedia.org/wiki/Маджар

[2] Идрисов Ю.М. Ногайцы в Терско-Сулакском междуречье. "De Caucaso" - Карачаевск, 2009. С. 51; Сб. "Дагестан вчера и сегодня: страницы истории", межвузовский сборник статей // Махачкала, 2010 с.32.

[3] Алиев К.М. Влияние Золотой Орды на этнос и культуру Кавказа.

[4] Дебу. О Кавказской линии, присоединившем к ней Черноморском войске, или общие замечания о поселенных полках, отражающих Кавказскую линию, и о соседственных горских народах. 1819-1826 гг. СПб, 1829. С. 112.

[5] Цит.по: Идрисов Ю.М. Евгений Зичи о Кавкаче и кумыках.

[6] Акташлы Мухаммад Аваби. Дербент-Наме. Махачкала, 1993. С. 61.

[7] Буцковский А.М. Выдержки из описания Кавказской губернии // История, география и этнография Дагестана. М., 1958. С 241-242.

[8] Цит. по: Алиев К.М. Влияние Золотой Орды на этнос и культуру Кавказа.

[9] Там же. См. также примечания и комментарии Биттировой Т. к публикации тетрадей Науруза Урусбиева в сборнике "Этюды о Балкарии" Нальчик, 2007 С.97-98.

 

Маджары - древнее городище Ставропольской губ., Пятигорского у., на левом берегу Кумы. Путешественники прошлого столетия (Гербер, Гюлденштедт, Паллас и другие) видели на месте городища многочисленные кирпичные здания, из которых некоторые были, по-видимому, мечетями, большинство же представляло собой обширные надмогильные мавзолеи. При водворении русских на Куме в 1780-х годах почти все эти памятники были разрушены окрестными поселенцами, употребившими кирпичи на постройку себе жилищ. В конце прошлого и начале текущего столетий господствовало мнение, основанное на простом созвучии названий, что М. были жилищем венгров (мадьяр). По-татарски Маджар значит каменное строение. Из всех путешественников, посетивших М., некоторые, но и то случайные исследования произвел Клапрот (1808). "Дербенд-наме" (история г. Дербенда) называет М. хазарским городом и говорит, что в начале второго века хиджры (т. е. в VIII до Р. Хр.) Большие и Малые М. были значительными городами. О них, как о городах, упоминают Абул-газы-хан (1282 г.) и Абулфеда в своей географии (1321 г.). Русские летописи повествуют, что останки вел. кн. Михаила Ярославича, замученного в 1319 г. ханом Золотой орды Узбеком, были привезены в М., или Моджчары, город торговый, в котором жили многие русские купцы и имелась православная црк. В книге Большого Чертежа, составленной в XVI стол., г. М. уже не упоминается, а говорится только о находящемся на правой стороне Кумы Можаровом юрте, состоящем из 7 мечетей. Ср. Вейденбаум, "Путеводитель по Кавказу" (Тифл., 1888).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.


Опубликовано: Сб. "Алан-Хазар: история древнего братства". Махачкала, 2011г.

Размещено: 11.05.2011 | Просмотров: 6767 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.