Кумыкский мир

Культура, история, современность

Законопроект о правовом статусе коренных народов РД, оказавшихся в положении меньшинств на своих этнических территориях

Этот законопрект был подготовлен нами в 1996 г в мою бытность советником Председателя Правительства Республики Дагестан Абдуразака Мардановича Мирзабекова, когда общественная мысль в Дагестане все больше склонялась к необходимости выработки политико-правовых основ самосохранения и саморазвития народов, оказавшихся в положении меньшинств на своих этнических территориях.

 

ПРОЕКТ

ЗАКОН

Республики Дагестан

О правовом статусе коренных народов РД, оказавшихся в положении меньшинств на своих этнических территориях

 

Народное Собрание Республики Дагестан,

следуя лучшим традициям и ценностям истории Дагестана;

учитывая положение народов, оказавшихся в меньшинстве на своей этнической территории;

принимая во внимание, что данные народы составляют неотъемлемую и равноправную часть дагестанского общества;

подчеркивая их истинно братское соучастие в судьбе переселенного на их территории горского населения;

ставя целью создание в Дагестане условий стабильности, благополучия и процветания, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов;

основываясь на Конституции РФ и Конституции РД; руководствуясь международными пактами, направленными на поддержку и защиту прав коренных народов, в том числе и на самоуправление;

и, прежде всего, полностью сознавая, что гармоничное сосуществование народов в РД является неотъемлемым элементом единства, территориальной целостности и безопасности Дагестана;

признавая, что создание благоприятных условий для развития народов является основной обязанностью государства РД;

заявляет, что оно считает коллективные права народов в том числе оказавшихся в положении меньшинств, частью всеобщих и человеческих прав, рассматривает специфические, индивидуальные и коллективные права народов как одну из основных гражданских прав и будет отстаивать эти права в РД.

Исходя из этого, Народное Собрание намерено обеспечить настоящим законом не только права человека, которые лица, принадлежащие к народам, оказавшимся в положении меньшинств, имеют как граждане РД, но и политические права, позволяющие им сохранять свою национальную идентичность.

Опираясь на принципы Хельсинского Заключительного Акта, целью настоящего Закона ставится создать институциональные основы, необходимые для самосохранения и саморазвития на исконной территории их исторического проживания.

Для того чтобы достичь указанных целей и свести воедино права народов, оказавшихся в положении меньшинств на своей исконной территории проживания, а также обеспечить приоритет этих прав и установить порядок их осуществления, НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН принимает нижеследующий ЗАКОН:

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.

1. Для целей настоящего Закона под коренным народом, оказавшимся в положении меньшинства на своей этнической территории, понимается исторически сформировавшаяся на данной этнической территории этнокультурная нация, образующая в данный момент среди ее населения количественное меньшинство и отличающаяся от других национальных составляющих общества, преобладающих в настоящее время на этой территории или части этой территории, и стремящаяся свободно обеспечить свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие; сохранить, развивать и передать будущим поколениям территорию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа в соответствии со своими собственными историко-культурными особенностями, политическими, экономическими и социальными институтами и этико-правовыми системами.

2. Под этнокультурной нацией в соответствии с настоящим законом понимается народ с закончившимся процессом этногенеза и с присущей ему национальной субъектностью.

3. Под этнической территорией в соответствии с настоящим законом понимается исторически сложившаяся компактная территория проживания народа, на которой данный конкретный этнос складывался, развивался и сформировался как этнокультурная нация.

Статья 2.

Республика Дагестан гарантирует всем народам право на сохранение их этно-исторического ареала расселения и обеспечивает создание и существование национально-административных единиц, берет на себя обязанность создавать надлежащие условия для их дальнейшего национального развития.

Коренные народы, оказавшиеся в меньшинстве на этнической территории, и принадлежащие к ним граждане пользуются охраной закона; существование и целостность их состава гарантируются.

Коренные народы, оказавшиеся в положении меньшинства на исконной этнической территории, равно участвуют в осуществлении власти, являясь государствообразующими субъектами РД и через своих представителей в органах законодательной и исполнительной власти РД участвуют в формировании и осуществлении внешнеполитической и внутриполитической деятельности Дагестана по вопросам, которые затрагивают их интересы.

Право на национальную идентичность есть основное право человека, которым индивидуумы и общности обладают в равной степени.

Каждый народ имеет право на свою исторически сложившуюся

территорию обитания, лишь опираясь на которую он может воспользоваться своим правом на самоопределение и иными правами. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

Каждый народ имеет право на самосохранение и саморазвитие на своей земле, право на Родину.

Статья 3.

Республика Дагестан запрещает любую политику, которая:

направлена на ассимиляцию, геноцид и этноцид народов, экоцид их исконной среды обитания, или ведет к такому результату, или изменение этнического состава населения тех или иных территорий;

направлена на дальнейшее изменение национальных или этнических условий на территориях проживания народов, оказавшихся в положении меньшинства, в ущерб их общинам; лица, виновные в такой деятельности, привлекаются к ответственности согласно Закону;

ущемляет народы, или принадлежащих к нему лиц; ухудшает условия их жизни, либо препятствует осуществлению их коллективных и индивидуальных прав, либо угрожает их существованию и этнической целостности;

имеет целью какое бы то ни было насильственное выселение или переселение наций с исконной территории их проживания, а также введение на этническую территорию инородного населения без учета компетентно выраженного посредством мини-референдума согласия коренного населения.

При проведении границ административно-территориальных образований (единиц) и избирательных округов, а также при разработке планов размещения производительных сил и застройки, включая защиту окружающей среды, Республика Дагестан будет принимать во внимание их национально-этнические последствия, интересы и исторически сложившиеся формы хозяйствования и экологически целесообразный образ жизни населения конкретных территорий.

 

II. ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ПОЛОЖЕНИИ МЕНЬШИНСТВ НА СВОЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

Статья 4.

1. Коренные народы, как составляющие многонационального дагестанского народа, являются государствообразующими субъектами Республики Дагестан.

2. Коренные народы являются собственниками земли и природных ресурсов Дагестана, в том числе и на исконной территории их исторического проживания.

3. Коренные народы, имеют право на равных основаниях избирать своих представителей в органы законодательной власти всех уровней, а лица, принадлежащие к данным народам, имеют право занимать любые должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, местного и регионального самоуправления на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Статья 5.

Коренные народы, оказавшиеся в положении меньшинств на своей этнической территории, имеют право:

1. Беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную, религиозную и цивилизационную самобытность;

2. Пользоваться в этом всемерной поддержкой государственных органов управления и органов местного самоуправления РД;

3. Участвовать в общественной и государственной жизни республики. Решение вопросов, касающихся их жизни и осуществление их прав, принятое без их решающего голоса не имеют силы;

4. Создавать в соответствии с законодательством РФ и РД свои объединения (организации, движения, фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности, самоуправления, включая ассоциации и т.д.) в целях сохранения и развития этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности;

5. Иметь общественные объединения, представляющие и защищающие их специфические права и интересы перед органами государственной власти и органами местного самоуправления; быть представленными в таких органах;

6. Сохранять, поддерживать и развивать широкие связи с гражданами и лицами своей национальности и их общественными объединениями, с гражданами и организациями вне пределов РФ и РД, с которыми их объединяет общее этническое происхождение, культура, язык, традиции;

7. Создавать и поддерживать свои СМИ и пользоваться в этом поощрением властей республики и Российской Федерации;

8. Употреблять свои имена и фамилии в т.ч. в официальных документах так, как это принято на их родном языке;

9. Сохранять этнотопонимику исконных мест проживания;

10. Получать и развивать образование на родном языке;

11. Получать помощь от РФ и РД в соответствии с их законодательствами для функционирования таких средств, равно как иобъединений упомянутых в статьях 4 и 5 настоящей статьи;

12. Пользоваться условиями, создаваемыми властями республики для развития образования на национальных языках, сохранения и изучения их культурного наследия, включая охрану их исторических и культурных памятников;

13. Целостного воссоздания и учета их истории и культуры при изучении истории Дагестана в учебных и просветительских организациях;

14. Сохранять, возрождать и развивать свои национальные (художественные) промыслы;

15. Быть представленными в выборных органах государства и местного самоуправления;

16. Проводить международные, республиканские и региональные конгрессы и семинары по вопросам истории, языка, культуры и традиций своего народа;

17. Свободно и равноправно сотрудничать с другими группами населения республики в решении вопросов общегосударственного характера;

18. Располагать правовой и иной защитой со стороны РФ и РД;

19. Получать материальную, культурную и моральную поддержку со стороны других государств, с которыми их объединяет общая история, культура, этническое происхождение;

20. Участвовать в деятельности международных организаций;

21. Создавать для самоуправления местные национально-территориальные органы в соответствии с законодательством РД;

22. Создавать собственную сеть образовательных, культурных и научных учреждений в пределах, допускаемых законом.

Изложенные выше права не являются предоставлением преимуществ народам, оказавшимся в положении меньшинств на своей этнической территории, перед остальным населением этой территории или республики и дискриминацией последних. Они предоставляются в качестве правовой гарантии развития их до уровня и наравне с остальным населением республики. Соответственно, вышеприведенный перечень прав не является исчерпывающим и может быть дополнен последующим законодательством Дагестана.

Социально-политическое назначение всех этих прав - укрепление взаимопонимания всех народов и граждан республики, формирование на основе этноплюралистического субстрата общегражданской идентичности дагестанцев.

Статья 6.

Коренные народы, оказавшиеся в положении меньшинств на своей этнической территории, и лица принадлежащие к ним, их объединения и органы пользуются предоставляемыми им специальными правами с учетом прав и интересов других этнических общностей, проживающих на данной территории Республики Дагестан.

Статья 7.

Поддерживая и гарантируя права народов, оказавшихся в положении меньшинств на своей этнической территории и лиц, принадлежащих к ним, Республика Дагестан заботится о правовом, политическом, социальном, культурном, экономическом благосостоянии многонационального дагестанского народа.

 

III. МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ПОЛОЖЕНИИ МЕНЬШИНСТВ НА СВОЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

Статья 8.

1. Согласно настоящему Закону коренными народами, оказавшимися в положении меньшинств на своей этнической территории, являются азербайджанцы (дагестанские турки, терекеменцы), кумыки, ногайцы, терские казаки (русские) и акинцы (чеченцы).

2. Как народы с завершившимися процессами этногенеза, т.е. как этнокультурные нации они являются субъектами этнического права.

3. Как составляющие многонационального российского и дагестанского народа они являются государствообразующими субъектами Республики Дагестан.

Статья 9.

1. В целях содействия большей эффективности соблюдения прав коренных народов, оказавшихся в положении меньшинств на своей этнической территории, административно-территориальным образованиям, созданным на территории их исторического проживания, предоставить статус национально-территориальных образований Республики Дагестан со всеми вытекающими отсюда политико-правовыми последствиями.

2. Признать таковыми города Буйнакск, Дербент, Кизлярь, Хасавюрт, Южносухокумск, районы Бабаюртовский, Буйнакск, Дербентский, Кайтагский, Карабудахкентский, Каякентский, Кизилюртовский, Кизлярский, Кумторкалинский, Новолакский (ауховский), Ногайский и Тарумовский.

3. Данным административно-территориальным образованиям дать право формировать избирательные округа с меньшей численностью избирателей для обеспечения заметно большого (квалифицированно представительства народов), оказавшихся в положении меньшинств своей этнической территории, в органах местного самоуправления, чем их доля в населении конкретной территории.

4. Признать, что для решения политико-правовых проблем коренных народов, оказавшихся в положении меньшинств на своей этнической территории, конструктивной является принципа позитивной дискриминации, преобладающего в настоящее время на данной территории иноэтнического (переселенческого) населения. Признать, что в этих Муниципальных образованиях главами избираются (назначаются) только представители народов, оказавшихся в положении меньшинств на своей этнической территории.

Статья 10.

1. Коренные народы, оказавшиеся в положении меньшинств на своей этнической территории в лице их местных органов и общественных объединений, а также лица, принадлежащие к ним, вправе обжаловать в суде граждан, должностных лиц, органы государственной власти за нарушение или ущемление их коллективных или индивидуальных прав, свобод, предусмотренных Конституцией РФ, Конституцией РД, настоящим Законом.

2. Должностные лица, нарушившие права свобод, народов, оказавшихся в положении меньшинств на своей этнической территории, и принадлежащих к ним, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и РД.

Статья 11.

Для защиты своих конституционных прав и свобод коренные народы, оказавшиеся в положении меньшинств на своей этнической территории, в лице их общественных объединений и местных органов самоуправления, а также лица, принадлежащие к ним, вправе обращаться в Конституционный Суд РД. Обращение в Конституционный Суд РД производится в порядке, предусмотренном Законом РД "О Конституционном Суде РД".

Статья 12.

По исчерпании средств политико-правовой защиты, предусмотренных Конституцией РФ и Конституцией РД, коренные народы, оказавшиеся в положении меньшинств на своей этнической территории, и лица, принадлежащие к ним, вправе обращаться для защиты своих прав и свобод в международные организации по защите прав человека, включая Организацию Объединенных Наций (ООН), Старсбургский Европейский Суд.

 

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13.

1. Согласно настоящему Закону, правомочными в качестве коренных народов, оказавшихся в положении меньшинств на своей этнической территории, признаются народы, перечисленные в п.1 статьи 8.

2. Если какое-либо меньшинство, не указанное в п.1 ст.8, претендует на то, что оно отвечает требованиям настоящего Закона, то не менее 1000 (одной тысячи) граждан данного меньшинства, имеющих право голоса, могут обратиться в Народное Собрание РД в порядке народной инициативы с ходатайством рассматривать их как народ, оказавшийся в положении меньшинства на своей этнической территории. Дальнейшая процедура осуществляется в соответствии с Законом "О референдуме в РД".

Статья 14.

Президент как гарант Конституции РД и Правительство РД, привлекая к участию соответствующие министерства и другие органы государственной власти, содействуют осуществлению специфических прав и интересов коренных народов, оказавшихся в положении меньшинств на своей этнической территории, и принимают исчерпывающие меры к созданию для этих условий.

Размещено: 16.03.2011 | Просмотров: 4142 | Комментарии: 4

Комментарии на facebook

 

Комментарии

raxa оставил комментарий 16.03.2011, 13:31
Comment
этот закон приняли уже???????????
Blcan оставил комментарий 16.03.2011, 14:20
Comment
К сожалению, нет...
raxa оставил комментарий 16.03.2011, 14:29
Comment
магомед-салам не принял?
kert оставил комментарий 26.03.2011, 19:51
Comment
Халкъ арагъа салып, ойлашмагъа имканлыкъ бергенигиз саялы, баркалла. Къумукъ ва башгъа миллетлени Дагъыстанны Халкъ Жыйынындагъы "КЪУЛЛУКЪЧУЛАРЫНА" - вакиллерине БИР керен сама оьзлени оьзден тутуп, шу ПРОЕКТНИ тасдыкъ ва къабул этип болма герек экенин ЗОРБА ИСБАТЛАГЪАНСЫЗ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.