Кумыкский мир

Культура, история, современность

Дагестан. Шамхалы. 1803-1810 г.

«Историческия Выписки» Семена Броневского

фото

Наша справка

Семён Михайлович Броневский (1763-1830) - участник русско-персидской войны 1796 г., директор Азиатского департамента МИД, правитель канцелярии при Кавказском главнокомандующем князе П.Д. Цицианове, Феодосийский губернатор, историк Кавказа.

Текст воспроизводится по изданию (стиль и орфография сохранены):
С.М. Броневский. Историческия выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, на Кавказе обитающими со времен Ивана Васильевича доныне. РАН. Институт востоковедения СПб. 1996.

"Историческия Выписки" представляют собой своего рода справочник, составленный С. М. Броневским "по заданию начальства" - министра иностранных дел А. А. Чарторыйского (1770 - 1861) и действительного тайного советника Д. П. Трощинского (1754 - 1829). Работа начата примерно в 1803-1804 гг. и закончена в 1810 г. В основу рукописи легли расположенные в строго хронологическом порядке архивные документы, хранившиеся в коллегии Министерства иностранных дел. В сочинении Броневского читатель найдет большой фактический материал официального характера.

...Владение Шамхала Тарковскаго заключается между Койсу и речкою Орусой булак, простираясь вдоль по берегу морскому на 110 верст, а в ширину от 50 до 60 верст. Границы его с трех сторон те же, что Дагестана, а к полудни область Уцмия Каракайдацкаго. Против устья Койсу восточный кряж Кавказа отстоит в 50 верстах от морскаго берега. Потом мало-помалу горы стесняются к морю и составляют между берегом онаго долины верст на 15, на 10 и на 5ть, в сем последнем разстоянии находится город Тарку, главное местопребывание шамхала, на самой средине владения его расположенное. От Тарку до Орусой булак, между коими 50 верст разстояния, продолжаются такия же небольшия долины между морем и горами. Сии плодородныя долины, большею частию обработанныя земледелием, поливаются посредством протоков нарочно для сего проведенных из горских речек.

Главнейшия реки сего владения суть: Кайса, Саона древних географов, Озень или Торкали. Озень и Манас последния две реки выходят из лезгинских гор. Манас составляются из двух рукавов, из коих северный называется Малой Манас, а южный Большой Манас. Берега сей реки круты и каменисты. Между Кайсу и Озени рукав, выходящий из сей последней, соединясь с солоноватым ручьем, называемым Бакас, составляет близь моря больший болота, заросшия камышом. Сии реки, равно как и прочия речки, а именно Черкас Озени, Буйнаки, Орусай булак текут от запада к востоку в Каспийское море.

Достоинство шамхальское при владении его и при власти мнением присвоенной, есть важнейшее в Дагестане, а в областях, заключающихся между Тереком и Курою, почиталось вторым после царя грузинскаго. По преданиям народным, первые шамхалы поставлены от аравитян, что сходствует с толкованием, помещенным у Гербера, о значении слова шамхал. Восточные писатели называют город Дамаск Шам, а хал на арабском языке значит князь, владелец, следовательно слово шамхал перевесть можно дамаскинский владелец. Сие произхождение шамхалов отнести можно к половине осьмаго века, когда аравитяне выгнали Козаков (хазар - К.А.) из Армении и разспространили власть свою в горах Кавказских. Кроме шамхала от них же поставлены еще два другие чиноначальники, Уцмий Каракайдацкий и Кадий Табасаранский. Во время царствования персидских шахов шамхалы назывались дагистан валиси, то есть наместник дагестанский, и действительно, власть шамхалов простиралась на весь Дагестан частию силою оружия, частию посредством политическаго влияния.

Первыя сношения России с шамхалами, назывались в архивах наших шевкалами, начались в 1559 году и вскоре потом обратились в неприятельские действия ради защищения поддавшихся России черкес во время построения российских трех крепостей в Эндери, на Койсу и около Тарку. Шамхал наиболее противился и способствовал, наконец, к уничтожению сего предприятия, что случилось в 1604 году, потом в 1638 году находим мы жалованную грамоту кумыцкому и тарковскому владельцу Сурхай Мурзе на принятие его в подданство, и когда он назван был шамхалом от персидскаго двора, то по просьбе его, в 1643 году дана ему и от царя Михаилы Федоровича утвердительная грамота на сие достоинство. С тех пор приязненныя сношения с шамхалами не прерывались. В 1718 году шамхал Одиль Гирей (Адиль-Герей. - К.А.) учинил на верноподданство присягу и оказал важныя услуги императору Петру Великому во время похода его в Персию. Тогда же построена крепость Св. Креста на землях тарковских между двумя рукавами Койсы, Аграханом и Сулаком. На правом берегу перваго в 35 верстах от устья в 1725 году Адиль Гирей, будучи настроен турками, покусился на измену, собрал 30 тысяч войска и напал на крепость Св. Креста, причем генерал-майором Кропотовым был разбит, взят в плен и отослан в Россию, а владение его и город Тарку раззорены в наказание за измену. После чего Петр Великий повелел уничтожить звание шамхальское и всею землею его управлять генералу, начальствующему в крепости Св. Креста.

По заключении с Персиею в 1735 году мирнаго и союзнаго трактата при Ганже, гарнизон из сей крепости переведен в Кизляр, и шамхальское достоинство возстановлено шахом Надыром. В 1786 году шамхал Муртазали вступил в российское подданство и до смерти своей сохранял верность. Сын его, нынешний шамхал Мехтий, имеет чин генерал-лейтенанта и следующия знаки отличия, пожалованные ему за непоколебимую его к российскому престолу преданность: саблею, драгоценными каменьями украшенную, золотую медаль, осыпанную брилиантами с надписью за усердие и верность, знамя с российско-императорским гербом в знак начальства. По азиатскому обычаю в 1806 году по присоединении к России ханства Дербентскаго он же, Мехтий, утвержден ханом Дербентским за исключением города Дербента.

Мехтий, шамхал Тарковский, владетель Буйнацкий и хан Дербентский имеет от роду 40 лет. Вторая супруга его, Периджи ханум, сестра Шах Али, бывшаго хана Дербентскаго. Сын его, по имени Хан, от первой супруги 18 лет. Братья шамхала: Шаабас 35 лет, Казий 14 лет.

Нужно заметить, что Шамхал Тарковский и прочие дагестанские, ширванские и персидские владельцы состоят в подданстве российской империи на особенных правах, по существу коих правильно назвать их можно вассалами или удельными князьями, подвластными России.

Подданных, собственно принадлежащих шамхалу, щитается не более 12 тысяч дворов. Главнейшая сила его состоит в союзниках и на некоторых условиях, находящагося в зависимости его акушинскаго народа, называемаго дарга акуша, а потому, отличая владение, собственно шамхалу принадлежащее, от главнейших его союзников и соседей акушинцев и дженгутенцев, мы начнем с перваго.

Тарковские подданные живут поближе к морю и в горах, на вышесказанном пространстве, упражняются в хлебопашестве и скотоводстве, сеют просу, ячьмень, пшеницу, сорочинское пшено, склонны к праздности и пьянству, горячее вино делают из просы и ячьменя, впрочем, народ смирный и знающий повиновение, к чему наипчае способствует правосудная строгость нынешняго шамхала, который не попускает им в шалостях. Главнейшия места в шамхальском владении суть:

1е, Тарку-город, местопребывание шамхала, лежит в пяти верстах от моря между реками Озень и Манас, на скате гор в довольно пространном и высоком ущелье, которое вышло полукружием так, что вид сего города от моря представляет приятный амфитеатр. В самом вышнем ярусе находится шамхальской дворец, который достоин примечания водопроводами прежде чрез него проходящими, а потом напоящими весь город. Домы выстроены по персидскому обычаю, каменныя с плоскими крышками. Жителей в Тарку полагается обоего пола до 10 тысяч душ.

2е, Буйнаки - деревня на речке сего же имени, от коего и владение сие называется буйнацким. В ней обыкновенно имеют пребывание шамхальский наследник, называемый Крим шамхал.

Прочия известнейшия деревни Шамхальскаго владения суть: Янгиюрт - на рукаве Койсы, и Шкорты (Ишкарты? - К.А.), Ерпели, Канчугай (Капчугай? - К.А.), Торкали на реке Озень или Торкали-Озень, Кичик-Озаниш (Кичик-Казаныш. - К.А.) . Кафер-кент (Кафыр-Кумук? - К.А.), Буглени, Аморхай-кент - на другом рукаве той же реки Озень, Дурегли (Дургели? - К.А.) - крепость на реке Малой Манас; Карабудаг - при стечении обеих рукавов Малаго и Большаго Манаса в одну реку под тем же именем; Грузент (Губден? - К.А.) - на Большом Манасе.

Остров Чечен принадлежит также к Владениям Шамхала. Право на оный утверждено ему в 1803 году. Рыбныя ловли, находящияся около сего острова, равно как в устьях Сулака и Аграхана, отдаются на откуп российским промышленникам. Доходы, получаемые шамхалом от пошлин с провозимых товаров, составляют не более 30 тысяч рублей серебром, не включая туда ханства Дербентскаго и деревень, подаренных ему в провинциях кубинской и бакинской. Сверх того собирает некоторыя подати натурою, хлебом, скотом. В 15 верстах от Тарку находятся соленыя озера, из коих за некоторую плату позволяется брать соль дагестанцам, кумыкам, чеченцам, как для собственнаго продовольствия, так и для продажи. Один род кумыцких князей, называемый Шубган-шамхал, коего предок в начале 18 столетия был шамхалом, пребывает в шамхальском владении, имея несколько деревень ему подвластных. Название Шубган-шамхал осталось сему роду, как будто в посмеяние его бедности, ибо шабган на татарском языке значит беднаго земледельца. Находившийся в российской службе генерал-майором князь Адиль-Гирей произходит от сего колена.

Союзники шамхала. Дженготенцы и акушинцы.

1е. Дженготенцы. Смежны с границами Шамхальскаго владения повыше в горах, с других сторон граничат с акушинцами и с владением Уцмия Каракайдацкаго, имеют собственных владельцов, из коих старший Али Султан бек, преданный России, и во время похода войск в Персию в 1796 году оказавший многие опыты своего усердия. Вооруженных людей поставить могут до 5 000. Селения, им принадлежащия, суть:

Дженгутей на реке Малой Манас, Малой Чуглы. Большой Чуглы. на реках, впадающих в Малой Манас, Алинеут, Лименты на вершинах Малаго Манаса и многия другая.

Владение Уцмия Каракайдацкаго.

От речки Орусай булак простирается вдоль по морскому берегу на 60 верст до реки Дарбаха, а в ширину от моря до гор и в самых горах верст на 100. С двух сторон граничит Владением Шамхала и с морем к полудни с ханством Дербенским и Табасараном, к западу с казыкумыками. Отлогости, заключенныя между морем и горами, неравны и выдаются разстоянием на 20, на 15 и до 5 верст, состоя большею частию из песчанаго слоя, который однако же весьма удобен для хлебопашества посредством поливания водопроводами, как тамошние жители делают по общему азиятскому обычаю, где только есть возможность производить его в действие. Знатнейшие реки сего владения Хомрю Озень, Большой Буам и Дарбах, все три параллельно текущия к морю и при устьях своих покрытая лесом. Между ручьем Инчке и Большим Буамом находятся соляные озера и один колодезь серной горячей воды. Во владение уцмия есть также и нефтяные ключи. Около Буама живут кайдаки, старожилой дагестанской народ, чаятельно получивший название свое от бывшаго в сих местах древняго города Кадака, а по Дарбаху живут каракайдаки или черные кайдаки, коим имя сие, как кажется, по черному виду местных гор, ими обитаемых, которые от россиян также называются черные горы.

Достоинство уцмия второе по старшинству, постановленное аравитянами. Уцмей на арабском языке значит начальника, повелителя.

Сношения российскаго двора с Уцмиями Каракайдацкими начались со времени похода Петра Великаго в Персию, то есть в 1722 году, когда уцмей Ахмат хан по разбитии войска его и по раззорении города Утемиша, вступил в российское подданство. Таковая же присяга повторена в 1796 и 1802 годах...

Нынешний уцмий Али хан состоит в чине генерал-майора, имеет от роду 36 лет, пользуется от народа уважением и держит его в послушании. Родной брат его, Адиль бек, ему от роду 28 лет. Дядя его, Рази бек, имеет отделенное от уцмея.

Главнейшия волости и места сего владения суть: 1е, Утемис - местечко на речке Инчке, в 25 верстах от моря, было раззорено российскими войсками в 1722 году в наказание уцмию; 2е, Башлы - город, местопребывание уцмея на речке сего же имени в 30 верстах от моря: 3е, Мажалис - местечко на реке Большой Буам; 4е, Великент - большое селение на реке Малой Буам; 5е, Беркеч или Берекой при устье Большаго Буама. По имени сей деревни россияне называют тамошних жителей берекайцами. Недалеко оттуда и в 10 верстах, не доходя до леваго берега Дарбаха, находится раззоренный замок Али хан кала; 6е, Баржамей - селение в долине между Большим Буалом (Очевидно, следует читать "Большим Буамом") и Дарбахом; 7е, Кубичи - город, состоящий на особых условиях под покровительством уцмея, лежит в горах на ручье, падающем в Большой Буам.

2е, Акуши. Акушинцы или Акуш-дарга живут на высочайшем хребте гор между Дагестаном и Лезгистаном, граничат с дженгатенцами, с казыкумыками и с владением Уцмия Каракайдацкаго. Владельцев не имеют, управляются старшинами, находятся в некоторой зависимости от шамхала в разсуждении пастьбы скота, соли и прочих местных обстоятельств.

Главнейшия селения суть: Акуша на вершине Большаго Манаса, Кутань, Урума, Дюгим, Ошуша на речках впадающих в Большой Манас, и неопределенное количество других деревень весьма многолюдных, ибо в оных полагается более 20 тысяч дворов.

Впрочем союзничество дженгутинцов и зависимость акушенцев относительно к шамхалу не заключают в себе дальнейших обязанностей и не препятствуют сим народам вступать в подобныя сношения и с другими соседственными владельцами, а доказывают только теснейшую связь их с шамхалом, который с помощию их поставить может от 20 до 25 тысяч вооруженных людей. Посему я отличил сии два дагестанские народа именем союзников шамхала.

Дженгутинцы, акушинцы, равно как и подданные Тарковскаго владения, все магометанскаго закона сунской секты, говорят разными языками. Тарковцы - татарским наречием, а акушинцы - лезгинским (русские в XIXв. называли всех горцев термином "лезгины" - К.А.). Сие показывает некоторым образом произхождение первых от кумыков татарскаго колена или смешение онаго старожилами тарковцами и таковое же смешение последних двух народов с соседями их лезгинцами...

Подготовил к печати Камиль Алиев.


Опубликовано:
газета "Ёлдаш/Времена", 18 февраля 2011 г.

Размещено: 21.02.2011 | Просмотров: 3196 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.