Кумыкский мир

Культура, история, современность

Вопросы этнической географии тюркских народов Дагестана в трудах С.Ш. Гаджиевой

рисунок Проблемы этнической географии, изучающей этническую специфику географического размещения, особенности процесса расселения и освоения этносом своей территории, миграционные движения населения затрагивались в работах С.Ш. Гаджиевой.

В ее трудах определенное внимание уделялось описанию расселения и перемещений тюркских и других народов Дагестана в различные исторические периоды, которые существенно меняли картину размещения народов, особенно в советский период истории края. Большой интерес представляет выявление социально-экономических, политических и др. причин, вызывавших масштабные изменения в расселении народов Дагестана.

Проф. С.Ш.Гаджиева была в числе продолжателей научного изучения этнической географии в крае, начало которой в середине XIX в. заложили А.Д. Берже, А.В. Комаров, впервые систематизировавшие сведения по расселению и численности народов Дагестана и др.

Творческое наследие С.Ш. Гаджиевой в области этнической географии тюркских народов Дагестана не велико, но многогранно. Оно насчитывает несколько монографических работ, посвященных различным вопросам истории и этнографии тюркских и других народов Дагестана. Из числа написанных ею работ, содержащих анализ некоторых аспектов этнической географии тюркских народов, следует выделить: "Каякентские кумыки" (1958 г.), "Материальная культура кумыков в XIX - XX вв." (1960 г.), "Кумыки. Историко-этнографическое исследование" (1961 г.), "Современная культура и быт народов Дагестана" (1971 г.), "Кумыки. Историческое прошлое, культура, быт. Книга первая" (2000 г.), "Кумыки. Историческое прошлое, культура, быт. Книга вторая" (2005 г.), "Материальная культура ногайцев в XIX - начале XX в." (1976 г.), "Дагестанские терекеменцы. XIX - начало XX в." (1990 г.), "Дагестанские азербайджанцы. XIX - начало XX в." (1999 г.) и др.

* * *

Работы С.Ш. Гаджиевой по этнографии тюркских и других народов Дагестана, оказали значительное влияние на становление историко-географической проблематики Дагестана. Так, в ее самой известной работе "Кумыки. Историко-этнографическое исследование" мы находим сведения о расселении кумыкского населения Дагестана в сельских административных районах и городах республики, а также в Чечено-Ингушской и Северо-Осетинской АССР.

«Они (кумыки) - писала С.Ш. Гаджиева, - издавна населяют равнины и частично предгорья Дагестана. Кумыки живут компактно в семи районах: Бабаюртовском, Хасавюртовском, Кизилюртовском, Буйнакском, Ленинском и Каякентском, в северной части Кайтагского района, а также в городах: Махачкале, Хасавюрте, Буйнакске, Каспийске, Избербаше, Кизляре и Дербенте. Небольшая часть кумыков проживает в Чечено-Ингушской и Северо-Осетинской автономных республиках».

Во втором, переработанном и расширенном издании упомянутой монографии С.Ш. Гаджиевой, имеются более подробные данные о расселении кумыков как внутри Дагестана, так и за его пределами, с указанием селений или районов размещения, а также их численности:

«В пределах Республики Дагестан кумыки издавна населяют компактно равнинные и предгорные районы Дагестана - Бабаюртовский, Хасавюртовский, Кизилюртовский, Буйнакский, Кумторкалинский, Карабудахкентский, Каякентский, частично и Кайтагский (с. Янгикент, Туменлер, Маджалис), а также живут в городах - Махачкала, Хасавюрт, Буйнакск, Кизилюрт, Каспийск, Избербаш, Кизляр, Дербент; в поселках - Дагестанские Огни, Мамедкала. Кумыки граничат на севере с русскими, ногайцами, чеченцами; на западе - с аварцами, даргинцами; на юге и юго-востоке - с даргинцами и азербайджанцами.

Небольшая часть кумыков проживает и в других республиках бывшего Союза. Так, по данным того же года, кумыки компактной группой проживают в Северной Осетии - 9478 чел., в основном, в районе Моздока (в с. Кизляр, известном в прошлом как Гучук-юрт, он же Бекиш-юрт, он же Янги-юрт), в Предгорном (ранее называвшемся Бора-сув), а также смешанно с представителями других народностей в Ингушетии (в районе Малгобека), в Чечне (в с. Борагъан-юрг, Баммат-юрт и Борагъан-иссисув) - 9853 чел.

Представителей кумыкского народа в настоящее время можно встретить во многих государствах ближнего и дальнего зарубежья (Узбекистане, Казахстане, Киргизстане, Туркменистане, Грузии, Азербайджане, Украине и др.) и в крупных городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Казани и др.).

В Турции кумыки обосновались в нескольких регионах: в вилаятах Бурса, Сивас, Токат, Чанаккале, в 21 населенном пункте - Анкаре, Измире, Стамбуле, Ялове, Конье, Кайсери, Трабзоне и др.

В Сирии кумыки основали селения, которым дали названия своих родных сел: Дженгутай, Карабудахкент, Костек, Утамыш, Бабаюрт, Доргели. В них, кроме кумыков, живут и другие народности Кавказа. Представителей кумыкского народа можно встретить в Саудовской Аравии, Америке, Канаде, Польше и в других странах».

Таким образом, С.Ш. Гаджиева в краткой, но содержательной справке, предваряющей монографическое историко-этнографическое исследование по кумыкам, обрисовывает достаточно полную картину современного расселения кумыков как внутри Дагестана, так и за его пределами, включая страны ближнего и дальнего зарубежья.

* * *

Большой интерес для этнической географии представляют сведения о расселении ногайцев и их этнических групп в XIX - начале XX в., выявленные и описанные С.Ш. Гаджиевой в ее монографическом исследовании по материальной культуре этого этноса.

По сведениям С.Ш. Гаджиевой:

«В XIX в. ногайцы подразделялись на ряд обособленных этнических групп: караногайцев (их еще называли тюмен ногъай), населявших основную часть современной Ногайской степи; кумыкских ногайцев (къумукъ ногъай), делившихся на три группы - таргъу ногъай, яхсай ногъай и костек ногъай, - живших в пределах Терско-Сулакского междуречья, по западному берегу Аграханского залива и в дореформенный период подвластных кумыкским феодальным владетелям; джембойлуковцев (ембойлукълар, ембойлукъ бет - с аулами Иргакли, Камыш-бурун, Бийсей и др.); едисанцев (етисан, етисан бет - с аулами Кара-тюбе, Мангит, Нукус, Бияш, частично Ачикулак и др.); едишкульцев (едишкуль, едишкулъ бет - с аулами Каясула, Махмуд-Мектеб, Тукуй, Менгли-кую, Абрам-Тюбе и др.).

Аулы трех последних подразделений ногайцев занимали (и продолжают занимать) западную часть Ногайской степи в пределах Ставропольского края. Далее следует назвать бештаво-кумских ногайцев (бештав ногъай, къум ногъай, къара-мурза ногъай - с аулами Кангли или Сорок-аул - "сорокоаульные" и Карамурза-аул), проживавших на территории теперешних Минераловодского (Кангли) и Кочубеевского (Карамурза-аул) районов. За ними располагались кубанские ногайцы (къубан-ногьай), которые были расселены по долинам рек Кубани и Малого Зеленчука, в пределах нынешнего Адыго-Хабльского района Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края.

В пределах трех уездов Таврической губернии жили крымские ногайцы (кърым ногъайлар или къыркъ тамгъалы кърым ногъайлар - сорокотамговые крымские ногайцы), впоследствии ассимилировавшиеся с крымскими татарами или частично переселившиеся в другие места.

В астраханских степях располагались аулы астраханских ногайцев (гьажи-тархан-ногъайлар), которые делились на две подгруппы: кундровских (къаракъаш или къараагъаш ногъайлар - с аулами Сеитовка, Хожитаевка) и юртовских (къара уьйли ногъайлар - с аулами Каргалик-аул (Татарская Башмаковка), Майлы коьл (Яксатовка), Ялы-тюбе (Осыпной Бугор), Джамале-аул (Три притока), Килинчи, Суленке (Солянка). Помимо перечисленных, было известно этническое подразделение ногайцев "хазлар" (къазлар или къаз ногъайлар). Нередко их еще называли "шереты" по имени калмыцкого племени, с которым, очевидно, они имели этнические связи. Они кочевали вместе с джем-бойлуковцами и со временем смешались с ними. В 1836 г. хазлар составляли четыре аула, в которых было 146 кибиток и 937 душ населения.

Наконец, самая западная группа ногайцев, перекочевавшая с Волги в Молдавию и Валахию, заняв земли между Днепром и Днестром и Северным Причерноморьем, стала называться буджакской, а другая их часть, кочевавшая около г. Аккермана,- аккерманской (аккерман ногъайлар) или белгородской.

Все эти группы ногайцев в целом рассматривались как части былой мощной Ногайской орды, разделенной исторически на множество едва связанных между собой улусов, основанных на феодальном принципе, как части единого народа, известного, как говорят сами ногайцы, еще в глубокой древности под названием он сан ногъай ("десятичастный", или "десятисторонний", или "десятиплеменной ногай").

Кочуя на огромной территории в Нижнем Поволжье, в степях Северного Кавказа, Северного Причерноморья, на Кубани, по берегу Каспия, устьям рек Терека, Кумы и Сулака, переселяясь периодически с места на место большими и малыми группами или целыми улусами, ногайцы настолько перемешались, что к концу XIX - началу XX в. трудно было уже найти более или менее крупный аул, населенный одним родовым подразделением».

Эти данные С.Ш. Гаджиевой, относительно подробно характеризующие расселение этнических подразделений ногайцев в XIX - начале XX в. объективно отражают этническую географию ногайского населения в рассматриваемый период.

* * *

Значительную ценность представляют собой сведения С.Ш. Гаджиевой, содержащиеся в работах по этнографии и этнической истории терекеменцев и азербайджанцев. Проф. С.Ш. Гаджиева дала следующую характеристику терекеменцев: "Терекеменцы - особая этническая группа азербайджанцев". Под названием Терекеме или Терекеменский участок издавна известна территория, расположенная в приморском Дагестане, в северной части Дербентского района.

Следует отметить, что в XIX - начале XX в. терекеменцы представляли собой вполне самостоятельный этнос со всеми этническими компонентами, включая этническое самосознание (которое они сохранили до настоящего времени); переход их в новый этнический статус - особая этническая группа азербайджанцев - произошел в основном в послевоенный период в связи с общими тенденциями объединения, укрупнения, включения некогда самостоятельных этносов в состав более крупных народов (андийцев, ботлихцев и др. в состав аварцев, кайтагцев и кубачинцев в состав даргинцев).

«Хотя терекеменцы - самоназвание "терекемелер" (тэрэкэмэ-лер, мн. ч.), "терекемели" (тэрэкэмэли, ед. ч.) - в настоящее время и считают себя азербайджанцами, соседи по сей день называют их терекеменцами: собственно азербайджанцы (дербентцы) - "тэрэкэмэлер", кумыки - "теркемелер", даргинцы - "таркама" и т.д. Кроме того, у северных кумыков и части высокогорных даргинцев, аварцев терекеменцы известны под этнонимом "падар". В литературе, как дореволюционной, так - и советской, эта этническая группа известна под названием "терекемейцы". Мы же применяем другой термин - "терекеменцы", связывая его происхождение с этнонимом "туркмен".

Соседи терекеменцев - кумыки (на севере), даргинцы (на западе), собственно азербайджанцы (на юге), табасаранцы (на юго-западе). На востоке территория Терекеме омывается водами Каспийского моря. За годы советской власти, особенно за последние два-три десятилетия, произошло значительное перемещение части жителей труднодоступных и малоземельных высокогорных районов Дагестана на равнину, в том числе на территорию Терекеме. Здесь образовались как отдельные населенные пункты, так и в новые кварталы в старых селениях. В результате ряд селений и крупные сельскохозяйственные и промышленные трудовые коллективы, приобрели многонациональный характер.

Основная масса терекеменцев размещена компактно в 10 селениях: Берикей, Джемикент, Берикей, Падар, Мамед-кала, Селик, Карадаглы, Уллутерекеме, Татляр и Деличобан. Кроме того, часть терекеменцев, уже этнически сливщаяся с кумыками, живет в Северном Дагестане: в Хасавюртовском (сел. Темираул и квартал Терекемеаул в сел. Костек) и Кизилюртовском (сел. Чонтаул) районах. Этих терекеменцы давно уже считают себя кумыками. Небольшая, часть терекеменцев проживает в городах республики, главным образом в Дербенте и поселке Дагестанские Огни».

Тюркским этносам Дагестана посвящена еще одна из работ проф. С.Ш. Гаджиевой "Дагестанские азербайджанцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование", представляющая собой удачную, как и другие ее работы, попытку дополнить серию монографических работ по историко-этнографического изучения народов края. В этой работе посвященной исследованию истории, культуры и быта дагестанских азербайджанцев в XIX - начале XX в., имеются относительно подробное описание расселения этой этнической группы азербайджанцев.

«По численности азербайджанцы - один из крупных народов Кавказа, - отмечала С.Ш. Гаджиева - по переписи 1989 г. их насчитывалось 5477330. Из них 75464 человека проживали в Дагестане, в основном в сельской местности. Они издавна населяют город Дербент, а также примыкающие к нему равнинные (приморские и предгорные) земли, т.е. Дербентский и частично Табасаранский районы. Живут азербайджанцы и в других городах и поселках республики: в Махачкале - 5472 человека, в Буйнакске - 520 человек, в Кизляре - 1222, в поселке Дагестанские Огни - 5552 человека и др. Наибольшее число азербайджанцев проживает в Дербентском районе (28481 человек) и в Дербенте (21600). ... Дагестанские азербайджанцы на севере граничат с кумыками (Каякентский район), на северо-западе - с даргинцами (Кайтагский район), на западе - с табасаранцами (Табасаранский район) и на юге - с собственно азербайджанцами, лезгинами (Магарамкентский и Сулейман-Стальский районы). С востока их территория омывается водами Каспийского моря».

Эти данные С.Ш. Гаджиевой, относительно подробно характеризующие расселение азербайджанцев по материалам переписи населения 1989 г. объективно отражают этническую географию азербайджанского населения в Дагестане в конце XX в.

* * *

В целом работы проф. С.Ш. Гаджиевой, хотя и затрагивают многие сюжеты этнической географии, но в силу объективных обстоятельств не охватывают в достаточном объеме проблемы этнической географии, в том числе раннесредневековой и средневековой географии, миграционной активности тюркских и других этносов Дагестана.

Это вполне понятно, поскольку автор не ставила задачи освещения этих важных вопросов этнической географии в связи с национализацией этнических территорий, массовым переселением горцев на равнины (на которых традиционно проживают тюркские народы), обострившим земельную, водную, экологическую, социальную и экономическую ситуацию на равнине.

При этом надо сказать, что материалы, собранные и опубликованные ею положили начало исследованию сложных вопросов этнической географии тюркских и других этносов Дагестана.

Особо следует подчеркнуть, что основными источниками для написания работ по этнографии и этнической географии тюркских и других народов Дагестана С.Ш. Гаджиевой послужили оригинальные полевые этнографические материалы, непосредственно собранные автором в процессе экспедиционных работ в районах расселения кумыков, ногайцев, терекемейцев и азербайджанцев Дагестана, а также историко-архивные данные и научная литература по этим вопросам.

Благодаря большому научно-исследовательскому труду проф. С.Ш. Гаджиевой, которая выявила, описала и проанализировала огромный материал, опубликовала серию монографических историко-этнографических работ, тюркские народы оказались полнее изученными, чем другие народы Дагестана.

Проф. С.Ш. Гаджиева оставила заметный след в дагестанской этнографической и исторической науке. Имя проф. С.Ш. Гаджиевой широко известно не только этнографам и историкам специалистам-кавказоведам, но и большому кругу читателей, интересующихся историко-этнографическими и историческими проблемами Дагестана и Кавказа.

Размещено: 09.02.2011 | Просмотров: 6311 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

qamxan оставил комментарий 11.02.2011, 05:24
Comment
Спасибо за ОЧЕНЬ интересный материал. Надеюсь в ближайщее время будут опубликованы и работы многоуважаемого Проф. С.Ш.Гаджиева.
Sağ olun !

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.