Кумыкский мир

Культура, история, современность

Своеобразие поэзии Абдуллы Магомедова

Данная работа выполнена учеником 8а класса МОУ "Гимназия №1" Гаджиевым Сулейманом под руководством преподавателя Гаджиевой Альфии. Работа была представлена на 16-й городской ежегодной научно-практической конференции школьников "Шаг в будущее" и заняла 3-е место в конкурсе работ. Конференция проводилась 13-го ноября 2010 года на базе Махачкалинского лицея №22. Такие конференции и конкурсы способствуют выявлению молодых людей, увлеченных научным творчеством.

Мы поздравляем юного исследователя творчества Абдуллы Магомедова и желаем ему дальнейших успехов в научно-познавательной деятельности.

Введение

Фото В своей работе я исследую творчество народного поэта Дагестана Абдуллы Магомедова, чьё поэтическое наследие характеризуется оригинальностью и своеобразием.

Актуальность исследования. В развитие дагестанской литературы периода социалистического строительства, 1920-1930-х годов, весомый вклад внесли кумыкские авторы Темирболат Бейбулатов, Алимпаша Салаватов, Казияв Али, Аткай Аджаматов, Юсуп Гереев, Абдул-Вагаб Сулейманов и др. Особое место в этом ряду занимает Абдулла Магомедов, удостоенный одним из первых, вместе с Г. Цадаса и С. Стальским, высокого звания Народный поэт Дагестана.

А. Магомедов относится в разряд "срединных поэтов" (М. Ауэзов) в национальной словесности, от устно-фольклорных форм, перешагнувший в лоно профессиональной литературной деятельности.

Цели и задачи исследования заключаются в выявлении творческого своеобразия, вклада, внесенного в историю кумыкской и всей дагестанской литературы народного поэта Дагестана Абдуллы Магомедова.

В своей работе я попытался решить следующие задачи:

- характеристика поэзии А. Магомедова, с определением основных мотивов, идейно-тематического содержания стихов;

- определение характерных особенностей поэтики, средств изобразительной выразительности;

- изучение влияний фольклора, кумыкской песенной лирики;

- роль традиционных жанров, их развитие в творчестве поэта.

Источники исследования. Материалом исследования являются книги стихов А. Магомедова "Советские птицы" ("Совет къушлар", 1935), "Произведения" ("Йырлар", 1940), "Избранные произведения" ("Сайламлы йырлар", 1953), "Избранные произведения" ("Сайламлы йырлары", 1958), а также стихи, опубликованные в периодической печати.


"Страстно влюблённый в жизнь, поэт
замечал в ней, прежде всего, доброе,
хорошее, пел о простоте и радостях ее"

Н.Капиева

I. Основные мотивы творчества Абдуллы Магомедова

Творчество Абдуллы Магомедова разнообразно в жанровом отношении. Характеризуя его поэзию в целом, следует отметить, что дореволюционное наследие исследуемого автора не сохранилось; известные на данный момент произведения, которые опубликованы в сборниках его произведений, датируются 1920-1930-ми годами. Литературное наследие А. Магомедова не велико по объему и составляет чуть более полусотни стихов; произведений крупной формы (поэм), как известно, он не создавал.

Абдуллу Магомедова волновали проблемы, которые стояли перед народом. Современные исследователи также высвечивают в числе характерных свойств политическую, социальную основу его творчества. Камал Абуков констатирует: "Действительно, А. Магомедов - певец колхозной жизни, но он и политический лирик, и поэт-публицист, который в событиях и фактах из жизни родного аула умел улавливать, угадывать державную мощь, дыхание страны в целом"1). Забит Акавов определяет его "социальным лириком, далеким от чисто призывной, лозунговой поэзии"2).

В творчестве А. Магомедова можно обнаружить два цикла стихов, объединенных одной темой: 1) тема дооктябрьского прошлого, её обличение, восхваление социалистической нови (1920-е годы); 2) критика негативных явлений новой действительности (1930-ые годы).

1) Прошлое и настоящее в раннем творчестве А.Магомедова

К первому циклу можно отнести такие произведения как "Что творили цари, князья и ханы" ("Пачалар, бийлер, ханлар не этип юрюгенлер"), "Как жили наши отцы и деды" ("Ата-бабаларыбыз нечик яшагъанлар"), "Движения против царского самодержавия" ("Пача къурумуна къаршы хозгъалывлар"), "Насилие, совершенное царем в 1905 году" ("1905 йыл пача этген зулму"). В них А. Магомедов от обличения дореволюционного прошлого переходит к воспеванию советской жизни.

Названные произведения датируются 1921-1924 годами, т.е. первой половиной двадцатых годов. А опубликованы они на страницах кумыкской газеты "Ёлдаш" уже во второй половине 20-х годов. Как указывает современник поэта, автор одной из первых публикаций о нем, Э. Капиев, А. Магомедов стал публиковаться, когда произошла латинизация алфавита, т.е. с 1928 года3).

В первом стихотворении этого цикла "Что творили цари, князья и ханы" автор изначально задается вопросом:

Не ишлер этип юрюген
Пачалар, бийлер, ханлар?
Шо табунлар зулму этип,
Языкъ болгъан кёп жанлар
4)

Какие дела творили
Цари, князья, ханы?
Эти группы [людей], угнетая,
Многих подвергли невзгодам

Далее поэт дает развернутый ответ на поставленный вопрос. По мысли автора, знатные сословия вынуждали людей работать по четырнадцать часов в сутки, а платы за этот труд не хватало даже на повседневные нужды.

Более пронзительным по звучанию является следующее по времени написания стихотворение поэта "Как жили наши отцы и деды", в котором страдания народа описываются очень конкретно. Поэт пишет о том, что предки наши жили в рабстве, трудясь на князей и ханов, которые, называя людей рабами, могли даже продать их:

Ит булан алышдыргъан,
Къул деп адамны тутуп.
Гёрмесек де эшитгенбиз,
Къоймагъанбыз унутуп.
5)

Меняли на собаку
Человека, считая его рабом.
Хоть и не видели мы этого,
Слышали об этом и не забыли.

Стихотворения А. Магомедова "Что творили цари, князья и ханы", "Как жили наши отцы и деды" вместе с произведениями С. Стальского "Не обидно ли?", "Безжалостный род", Г. Цадасы "Старая и новая жизнь", Казиява Али "Такие были времена", "Годы" и др., в которых клеймилось прошлое, его пережитки, имели в 1920-ые годы большую ценность. Старейшие поэты Дагестана, делясь личными впечатлениями о дореволюционной истории нашего края, не оставляли у читателей никаких сомнений о прошлом.

Заключительный стих цикла выделяется как новаторский в области формы. Если все предыдущие стихи написаны семисложником, то здесь поэт использует пятисложную строфу, которая местами чередуется с шестисложной. В этом можно усмотреть определенную знаковость: возможно, автор тем самым подчеркивает особенность этого стихотворения. Это, во-первых, итоговое произведение цикла; во-вторых, прежде он рассказывал о прошлом, о невзгодах, а теперь начинает повествование о новом времени, которое "тронулось в путь".

Къачсын къайтмасын,
Бизден ёюлсун
Денгизлеге батсын,
Ерге оюлсун.

Пусть бежит - не вернется,
Будет от нас подальше,
Пусть утонет в морях,
Провалится сквозь землю.

2) Обличительные стихи А.Магомедова

В стихотворениях "Уважаемый совхоз Аксая" ("Гьюрметли Яхсай совхоз"), "Критика племхоза" ("Племхозгъа танкит"), "Недостатки аксаевского кооператива" ("Яхсай кооперативни кемчиликлери"), "Стих об аксаевском мосте" ("Яхсай кёпюрню шиърусу") и др. выражена обеспокоенность А. Магомедова по поводу негатива в жизни, тревога за колхозы.

В "Стихе об аксаевском мосте" поэт размышляет о строительстве моста через реку Аксайку, протекающую вдоль села. Строительство тянется уже три года, но никак не завершится. Обидно то, что стройка эта осуществляется на средства сельчан: кто-то заплатил деньги, кто-то отдал скотину. Сельчане не жалели средств, так как мост им жизненно необходим.

Уьч йылдан берли жыйдыкъ,
Акъча, къой, гамиш, тувар.
Кёпюрге жыйылгъан зат,
Яхсайсувну чёрт бувар.
6)

Три года, как собираем
Деньги, овец, буйволов, скот.
Того, что собрано для моста,
Достаточно, чтобы перекрыть Аксайку.

Правдивость стихов, смелость поэтической мысли А.Магомедова служат свидетельством неутраченной ценности, значимости его творчества, утверждает его значительную роль в истории дагестанской литературы1920-1930-х годов.

II. Развитие традиционных жанров в лирике Абдуллы Магомедова

1) Жанр стихов-посланий

Эпистолярные стихи имеют особую значимость в творческом наследии А. Магомедова. В стихах предшествующих авторов (Й.Казак, М.-Э.Османов, М.Алибеков) находят выражение мотивы обращения к лучшим сынам свого народа, покинувшим родину. В частности, Й. Казак ("Письмо Магомед-Эфенди Османову"), М. Алибеков ("Переселившимся из Аксая") уповали на их возвращение в родной край, связывали с ними свои надежды на исправление порочных нравов общества, на искоренение негативных явлений.

В эпистолярном жанре трудился "певец Абдулла", который был в поэтической переписке с соратниками по литературному цеху. Произведения "Письмо в редакцию" ("Редакциягъа кагъыз"), "Ответ от Абдуллы" ("Абдулладан жавап"), являющие собой отклик на письмо односельчанина, начинающего поэта А.-В. Сулейманова, а также "Ответ из колхоза "Евдокимов"" (""Евдокимов" колхоздан жавап") и "Ответ на второе письмо товарища Казиява Али" ("Ёлдаш Къазияв Алини экинчи кагъызына жавап"), представляются образцами успешного освоения и развития традиций кумыкской дореволюционной классики в постреволюционный период.

Об усилении роли эпистолярной поэзии свидетельствует и поэтическая переписка, завязавшаяся между двумя старейшими кумыкскими поэтами Казиявом Али и Абдуллой Магомедовым. Они обменялись друг с другом двумя стихотворными посланиями.

В стихах-посланиях Абдуллы Магомедова отражается внутренний мир поэта, душевное состояние, его сокровенные чувства, мировидение. В эпистолярном наследии "певца Абдуллы" отражена художественная эстетика кумыкской устной поэзии, песенной культуры.

Жанр стихотворного письма в творчестве исследуемого автора занимает весомое место. Эти произведения позволяют понять его роль в кумыкской литературе и как личности, и как мастера слова, имевшего свою жизненную позицию и отстаивавшего ее, способствуют глубокому раскрытию его лирики, его поэтического таланта.

2) Стихи-назидания.

Стихи-назидания своими корнями восходят к восточной классической поэзии, влияние традиций которой на художественный процесс нашего края было довольно весомо в досоветскую эпоху. В первые десятилетия советской власти назидательные стихи просветительского содержания получили свое развитие.

Абдулла Магомедов, будучи крестьянским поэтом, воспевал труд пахаря-хлебороба.

 

Я пахарь сам, и с малых лет знаком я
С заботами крестьянского труда.
Так вот: паши так ровно, чтобы в комья
Твоя не рассыпалась борозда7).

Новаторскими предстают произведения "Кто не работает, тот не ест" ("Ишлемеген тишлемес"), "Пусть не пропадет ни одна копейка" ("Бир кепек де тас болмасын").

Традиционные жанры национальной поэзии в творчестве А. Магомедова представлены достаточно широко. Помимо эпистолярной и назидательной лирики, в его наследии есть и произведения элегического содержания ("Киров"), оды ("Памятник Ленину", "Дагестан"), юмористические произведения ("Атака на сорняки") и др., которые своими истоками также восходят к предшествующей словесности, кумыкской литературе XIX века.

III. Особенности поэтики Абдуллы Магомедова, взаимосвязь фольклора и литературы

1) Фольклорные истоки

В кумыкском песенном фольклоре особое место принадлежит сарынам и такмакам. "Певец Абдулла" был руководителем хористов, активным участником народных песенных состязаний, им успешно использовалась строфика национальных песенных жанров. Сарынам и такмакам характерна четырехстрочная строфа с перекрестной рифмой, длина строк состоит из семи слогов.

Исследователь кумыкского и дагестанского фольклора, доктор филологических наук Абдулхаким Аджиев подчеркивает, что сарынам и такмакам присущи особая напевность и мелодичность. В такмаке, определяемом им как "низанье, сцепление", строфы как бы нанизываются друг на друга, тесно связываются в звуковом и содержательном планах, что придает произведениям целостность, законченность8).

Указанные качества находят яркое выражение в творчестве А. Магомедова. Большинство его произведений написано семисложником, поэтические строфы состоят из четырех строк, в которых рифмуются обычно вторая и четвертая строки, а первая и третья остаются свободными.

З.А. Магомедов, размышляя о гармонии мелодии и текста в дагестанском фольклоре, пишет о распространенности семисложных произведений. "Если мелодия состоит из 7 музыкальных слогов, то под нее, даже независимо от жанровой принадлежности, можно было исполнять все 7-сложные песни"9), - считает исследователь.

Стихи А. Магомедова звучат напевно, мелодично.

Гьюрметли азиз совхоз,
Сыйлысан гьукуматгъа,
Сен тюзелсенг етербиз,
Тутгъан уллу муратгъа.
10)

Почтенный дорогой совхоз,
Ты ценен государству.
Если пойдут на лад твои дела,
Мы достигнем заветных целей.

А. Магомедов постоянно совершенствовал свое поэтическое мастерство. В поздний период своей литературной деятельности, в 1933-1936-м годах, он пишет десяти, одиннадцатисложные стихи. Произведения "Киров", "Пятнадцать лет" и др., посвященные важным событиям государственного масштаба, свидетельствуют о перемене строфы его поэзии. Например, восхваляя советский Дагестан ("Пятнадцать лет"), он пишет следующим образом:

Аргъумакъ атлар йимик югюрюп,
Онбеш йыллыкъ юбилейге етдик биз,
Алдыбызда кёп сенгерлер бар эди,
Олардан аргъып чыгъып оьтдюк биз.
11)

Рванувшись как кони-аргамаки,
Мы достигли пятнадцатилетнего юбилея.
Перед нами было много укреплений-преград,
Мы их одолели рывком (как кони) и продолжили путь.

Если народной песенной лирике присущ семисложник, то одиннадцатисложник свойственен эпической, героической поэзии кумыков. Чтобы верно отразить величественные события, А. Магомедов использует строфику фольклорных героико-исторических песен. Абдулхаким Аджиев в этой связи высказывает мысль, помогающую верному истолкованию творчества изучаемого мной поэта. Он подчеркивает следующее: "Эпическим песням характерен 11-сложник: он, в отличие от короткого 7-сложника, характерного для легких и живых сарынов и такмаков, придает повествованию эпическую размеренность и торжественность"12). Абдулле Магомедову важно было найти соответствующие поэтические средства. Одним из таких средств для "певца Абдуллы" стало использование одиннадцатисложного стиха.

Если прежде, в конце 1920 - начале 1930-х годов, он писал семисложником (сарыны и такмаки), то в последние годы творческой деятельности он пишет одиннадцатисложником.

2) Своеобразие поэтики

В кумыкской поэзии конца XIX - начала XX веков яркое выражение обрела повествовательность. Как отмечает З.Н. Акавов, "сюжетный рассказ в стихах о том или ином лице, о том или ином явлении, факте, событии", "объективирование" героя, его индивидуализация, отделение от авторского "я" становятся характерными для творчества Магомед-Эфенди Османова, Маная Алибекова, Абусуфьяна Акаева"13).

Муна энди сёйлейик
Гьукуматны гьалында.
("Бузулгъанны тюзледик")

А теперь поговорим
О положении государства
("Разрушенное выправили")

В рассматриваемом стихе автор предстает как очевидец описываемых событий. Многие стихи А. Магомедова очень значительны по объему. Например, "Стих об аксаевском мосте", состоящий из двадцати четырех четырехстрочных поэтических строф, может рассматриваться как маленькая поэма.

Новаторством в поэзии А. Магомедова в поздний период деятельности является то, что он стремился дать образ в развитии. Это находит отражение, например, в стихотворении "Май идет" ("Май геле"), в котором воспроизведено движение весны. К тому же весна в этой поэтической зарисовке имеет прямой и переносный смысл: время года ассоциируется с ситуацией общественной, с первомайским праздником единения трудящихся.

А. Магомедов постоянно совершенствовал свое мастерство. Во-первых, им осуществляется переход с фольклорных форм к письменной словесной культуре, во-вторых, благодаря усвоению опыта, достижений поэтического искусства, своим творчеством он раздвигает горизонты дагестанской поэзии.

3) Изобразительно-выразительные средства

В поэзии А. Магомедова часто используются сравнения и эпитеты. В литературах народов Дагестана средства поэтической стилистики играли важную роль. По этому поводу дагестанский исследователь С.М. Хайбуллаев отмечает: "История движения художественной культуры народов Дагестана свидетельствует о том, что эпитет и сравнение в ней используются как универсальные средства организации поэтической речи".

Значительна роль эпитетов и сравнений в лирике, которой присуща повествовательность. А А.Магомедов повествует о событиях прошлого и современной ему действительности.

Своеобразие поэтике А. Магомедова придают эпитеты, имеющие фольклорный оттенок. Так, батыром определяются совхоз, садовод (батыр совхоз, батыр бавчу).

В сравнениях, фигурирующих в произведениях А. Магомедова, также проявляются национальные устно-поэтические традиции. Так, взгляд Ленина уподобляется соколиному: "ты смотришь, как сокол" ("къарчыгъадай къарайсан"), замечает поэт. Сталин сравнивается со стальной горой ("болат тавдай"), что подчеркивает твердость его характера. Революция сравнивается с тулпаром: по мысли автора, как и скакун - тулпар (тулпардай), она всегда выходит победителем. Труженики советского Дагестана в стихотворении, посвященном его пятнадцатилетию, сравниваются уже с конями - аргумаками (аргумакъ атлар йимик).

В творчестве А. Магомедова значительна роль олицетворений. Например, советский народ - птицы, советская власть - стремительно мчащийся конь и т.д.

Подчеркну, поэт олицетворяет достижения советского строя. Дагестан, прежде ливший слезы ("гёзъяш тёкдю"), теперь, радуясь социалистическим достижениям, "смеется" ("кюлей"), "растет" ("бой ата"). Очеловечиваются само время, эпоха: "младое новорожденное время" ("янгы тувгъан яш заман") - время созидания советской нови, которое, вступив в схватку с прошлым - "старьем" ("эсги"), одерживает убедительную победу.

Также А.Магомедов использует междометия. Выражения, в которых они используются, обретают форму присказок, свойственных фольклору. С иронией, с сожалением о прожитой им безрадостной жизни в дореволюционный период он констатирует ("Наука - казна жизни"):

Ай, языкъ къарт, языкъ къарт,
Оьмюрюнг зая гетди.

Ах, бедный старик, бедный старик,
Твоя жизнь прошла напрасно.

В поэзии А. Магомедова значительна также роль афоризмов, посвященных науке, знаниям.

Итак, А. Магомедов успешно использует в своем творчестве традиции устной литературы, что проявляется в стиле строфы, композиции и изобразительной выразительности его стихов. Чаще всего он пользуется четырехстрочной строфой с перекрестной рифмой, написанной семисложником, характерным для кумыкских сарынов и такмаков. Во многих стихах наблюдается контрастная форма изображения событий: дореволюционное прошлое противопоставляется советской нови, советская власть - миру капитализма и т.д. Эта особенность поэзии кумыкского поэта также восходит к поэтике национального фольклора.

Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, афоризмы) являются свидетельством того, что опыт, традиции фольклорной эстетики наполняются автором новым содержанием. Гармоничное сочетание традиционной образности и достижений письменной литературы, литературы периода социализма придают особое звучание поэзии А. Магомедова.

Заключение

Абдулла Магомедов, вместе с С. Стальским и Казиявом Али, относится к числу мастеров слова, которые в своем творчестве осуществили переход с устнопоэтических традиций к письменной литературе. Фольклорная образность, традиции кумыкской песенной лирики, умело используемые поэтом, прежде всего обуславливают своеобразие его творчества.

А. Магомедов, с молодых лет участник ансамбля хористов родного села Аксай, прозванный в народе "йырав Абдулла" - "певец Абдулла", активно использовал фольклорную поэтику.

Поэт развивает достижения, опыт дореволюционной кумыкской классики. Поэзии его предшественников М.-Э. Османова, М. Алибекова присуща повествовательность.

А. Магомедов, как крестьянин, стоявший у истоков колхозного движения, с горечью и болью писал и о недостатках коллективных форм труда.

В русле продолжения традиций рассматриваются мной назидательная лирика и стихотворные послания А. Магомедова. Эти жанры, распространенные в предшествующей кумыкской поэзии, в творчестве Магомедова наполняются новым, современным содержанием.

Стихотворные послания Казияву Али, А.-В. Сулейманову являют пример успешного использования традиций национальной песенной культуры.

Рассмотрение изобразительно-выразительных убеждает меня в том, что А. Магомедов - истинно народный поэт. Старейший кумыкский поэт оперирует национальными художественно-эстетическими, нравственными категориями, что придает его наследию особую значимость и непреходящую ценность.

Глубоко национальные истоки, народность поэзии А.Магомедова обуславливают значительность вклада мастера слова в развитие художественного процесса кумыков и всего Дагестана.


  1. Абуков К.И. С крестьянской добросовестностью // Дагестанская правда. - 1990, 8 августа.
  2. Акавов З.Н. Певец новой жизни // Ленин ёлу. - 1989, 5 августа.
  3. Капиев Э. Неизданное. - С. 117.
  4. Магомедов А. Советские птицы. - Махачкала, 1935. - С. 83.
  5. Там же - С. 79.
  6. Там же - С. 61.
  7. Магомедов А. Наставление хлеборобу / Перев. М. Грунина // Антология дагестанской поэзии. - Махачкала, 1981. Т. III. - С. 111.
  8. Аджиев А.М. Жанры кумыкских четверостиший-частушек "сарын", "такмак" // Жанры фольклора народов Да-гестана. - Махачкала, 1979. - С. 26.
  9. Магомедов З.А. Композиция песенной лирики народов Дагестана. - С. 35-36.
  10. Магомедов А. Советские птицы. - С. 43.
  11. Там же - С. 17.
  12. Аджиев А.М. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала, 1971. - С. 41-42.
  13. Акавов З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1996. - С. 177.
Размещено: 11.01.2011 | Просмотров: 4448 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.