Кумыкский мир

Культура, история, современность

Вспоминая прошедший 2010-й...

Пять событий года, моя версия

1. ДАГЕСТАН: СМЕНА ВЕХ

Уход со своего поста Президента РД М. Г. Алиева, политическое поведение которого отражало особенности мышления не первого постсоветского, а последнего советского поколения, и приход к власти Магомедсалама Магомедова - первого представителя нового постсоветского поколения руководителей республики. Тем самым вроде бы завершился или завершается целый период в истории Дагестана.

Пишу "вроде бы", потому что не могу с полной уверенностью утверждать, что "трудные роды истории" нового Дагестана уже состоялись. Слишком много еще "родимых черт" порицаемого прошлого несет в себе и нынешняя его жизнь. И кажется, что смена вех, смена эпох все еще впереди.

Вместе с тем новый молодой президент делает свои первые шаги, и хочется надеяться, чтобы он в отведенный ему историей срок - сделал так, чтобы "после Магомедова" жизнь не только не ухудшилась, а становилась бы лучше. От этого будет зависеть, назовут ли учебники истории период его правления реальным "переходным периодом" к качественно новому и достойному будущему Дагестана, оправдаются ли надежды почти трех миллионов дагестанцев на то, что республика будет мирной и процветающей, будет ли нынешнее и новое, только что вступающее в самостоятельную жизнь, поколение наших людей свободно жить и творить уже в другую эпоху, эпоху "открытого общества". Успех нового молодого президента на этом пути, собственно, и будет означать успех всех дагестанцев - "состоявшуюся в составе РФ республику".

2. 180-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ЙЫРЧИ КАЗАКА

Событием года 2010-го стал 180-летний юбилей поэта. На этот раз, по высказываниям многих лидеров общественного мнения в республике, он отмечался как никогда ранее. На республиканском и местном уровнях прошли юбилейные научные сессии, научно-практические конференции, торжественные собрания. Изданы поэтические сборники юбиляра как в республике, так и далеко за ее пределами - в Турции, Азербайджане. Свою ощутимую лепту в это дело внесла и газета "Ёлдаш", объявившая 2010-й Годом Йырчи Казака.

Юбилейные мероприятия со всей очевидностью показали, что формирование национального самосознания - это результат работы самого народа над самим собой. Народ возвышается, возвышая своих великих сыновей. В то же время наша работа, наш анализ информационного поля республики в связи с данным юбилеем показал, что информационное обеспечение национального развития народов, масштабы самого этнокультурного пространства - недостаточно развиты и не в состоянии играть значительную роль в этнической консолидации народов, разделенных региональными и иными границами. Отмечу, юбилей этот был замечен не всеми СМИ (федеральными, республиканскими). Примерно то же самое происходило при праздновании юбилея и другого классика - Етима Эмина.

С другой стороны, отрадно, что в последние десятилетия в связи с появлением Интернета такие события становятся информационным поводом уже и на суперэтническом уровне. Так, любое более или менее значимое культурное, общественно-политическое событие на этнорегионалыном (дагестанском, северо-кавказском и т.д.) уровне получает звучание и на суперэтническом (то ли общетюркском, то ли общечеркесском и т.д.). Юбилей Й. Казака был замечен и освещен и на суперэтническом уровне.

3. СОБЫТИЯ НА МАНЕЖНОЙ ПЛОЩАДИ (11 ДЕКАБРЯ 2010 Г.)

Ирония истории заключается в том, что события на Манежке произошли накануне 185-летия восстания декабристов (14 декабря 1825 г.), выведших на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга 3200 солдат с целью привлечь внимание будущего царя к проблеме крепостного права. В советской историографии те первые декабристы представлялись как предвестники социалистической революции. Трактовка такая, естественно, давалась с очень сильной идеологической подоплекой. Хотя, конечно же, декабристы - это люди, стремившиеся к более справедливому устройству российской жизни и заплатившие за это страшную цену.

Чего же хотят "новые декабристы" (правоохранительные органы проверяют информацию о создании ультраправой организации "Движение 11 декабря" после этих событий), выдвигая лозунг "Россия - для русских"? Один мой друг мне в личку написал: этот маразм должен быть пресечен. Иначе не будет ни Москвы, ни России. В данном случае речь может идти о коварно, но умно и широко, на перспективу работающей технологии развала Российской Федерации... Я вот тоже задумался после этого. А ведь эти события на Манежной площади (усиленные подобными мероприятиями в других городах нашего необъятного отечества) были далеко не первыми в постсоветской России. Назвать их абсолютной неожиданностью также нельзя. Сегодня мы уже основательно подзабыли турецко-казачьи конфликты и многочисленные случаи погромов в Краснодарском крае и Ставрополье.

Между тем именно они привели к первой после "еврейской" этнически мотивированной эмиграции из нашей страны (месхстинские турки отбыли в США). Забыты и другие инциденты подобного рода, возникавшие то в Воронеже, то в Ростовской области, то на Среднем Поволжье. И теперь кругом остались одни только "Наши". Теперь за провалы в управлении экономикой и за нелепые мертворожденные "нашими" законы спросить просто не с кого. Не с "наших" же спрашивать? А может, и вовсе поступать так, как советует один персонаж Салтыкова-Щедрина: "Ты не вникай. У меня один приятель был, он не вникал - благоденствовал, вник - удавился"?..

События на Манежной показали, что на российскую авансцену уверенно выходит сила, которую было бы правильно определять как "русский сепаратизм". Русский сепаратизм - это демонстрация слабости, неуверенности и политической неполноценности. Но не будем же забывать уроков истории: мобилизация общества на базе шовинизма или национализма способна дать лишь кратковременный результат, после которого наступает эра великих национальных разочарований.

4. СЪЕЗД НАРОДОВ ДАГЕСТАНА (15 ДЕКАБРЯ 2010 Г.)

Можно по-разному оценивать итоги съезда, но в том, что он действительно стал событием года, мало кто сомневается.

Чего добивались его участники? Они требуют от федерального центра отмены республиканского закона о запрете "ваххабизма" (акта, плохо проработанного с правовой точки зрения и принятого в спешке под влиянием басаевского вторжения 1999 года). Интересна мотивация данного требования. По словам одного из участников форума, это надо сделать потому, что "закон противоречит российскому праву, а мы - часть России".

Непонятно, что мешало "вертикали" исправить этот закон до 2010 года? Если кто забыл, то в 1991-м, когда в республиках начинался инициированный сверху "парад суверенитетов", дагестанцы не попались на удочку "суверенной демократии", надеялись, что республика их будет полноправным субъектом в составе подлинной Российской Федеративной Республики, а в 1999 году они же (как бы пафосно это ни звучало) встали рядом с русскими солдатами против басаевских боевиков. Просто потому, что считали и считают себя частью России. Так что же, выходит, дагестанцы ошибались, им тогда же необходимо было отделиться? Они так не думают. И это еще раз показал прошедший съезд.

Не думаю (маловероятно), чтобы этот сногсшибательный проект русских сепаратистов был поддержан татарами, башкирами, чувашами, тувинцами! И втягиваться в проект "Россия - для русских" - значит не просто не решать проблемы этнического большинства, но и усугублять их многократно. Как говорится, пожар керосином не тушат...

5. WIKILEAKS - ИНФОРМАЦИОННОЕ "11 СЕНТЯБРЯ"

Произошел огромный прорыв в информационном пространстве, который заставляет по-другому смотреть на тайны XXI века, переворачивает представление о возможностях открытого информационного общества и Интернет-технологий с точки зрения возникновения планетарного общественного мнения.

Тэд Тернер, когда придумал CNN, сказал, что с возникновением такого телеканала Земля становится телевизионной деревней. А скандал вокруг WikiLeaks показывает, что Земля стала большой Интернет-деревней, где все друг друга знают, где есть о чем поговорить людям из США, Китая и т. д. В этом смысле можно рассматривать WikiLeaks как попытку цивилизованного сообщества, а, следовательно, каждого из нас, кто относит себя к цивилизованному сообществу, лучше узнать самих себя. Но оставим политологам разгадывать, является ли Джулиан Ассандж и WikiLeaks частной инициативой или глубоко законспирированной теми или иными спецслужбами акцией.

Если же поменять ракурс, то за столкновением различных мнений по поводу WikiLeaks можно обнаружить следы векового (тысячелетнего) противостояния концепций "закрытого" и "открытого" общества. Причём, мы ещё находимся в начальной стадии перехода от закрытого общества к открытому. Поэтому не следует удивляться тому, что не только в молодых, но и в развитых демократиях мы наталкиваемся на рецидивы "закрытого общества" (вот где раздолье для политологов, упивающихся своей проницательностью).

* * *

События эти во многом повлияли на настроения умов, как в стране, так и в республике, а некоторые из них - и в мире в целом. Это моя версия.

Я поздравляю наших читателей с наступающим 2011 годом. Каким он будет, зависит и от нас с вами, от наших новых начинаний и дел, поступков и событий. Пусть наступающий год будет богатым на добрые дела и события, которые предопределят достойное будущее для нас, для наших детей и внуков, для всего Дагестана.

И тогда, я уверен, жизнь наша изменится к лучшему, и мир наш будет таким, каким мы его еще не видели.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 31 декабря 2010г.

Размещено: 02.01.2011 | Просмотров: 2356 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.