Кумыкский мир

Культура, история, современность

Размышления после юбилея

Недавно в Карабудахкенте отметили 100-летний юбилей одного из самых популярных исполнителей кумыкских йыров и агач-кумузистов Агая Капланова.

фото"Нет пророка в своем Отечестве" - говорится в русской пословице. Эти слова в полной мере можно отнести к Агаю Капланову, потому что карабудахкентцы долгие годы не понимали значения А. Капланова в развитии кумыкской культуры, того огромного вклада, который он внес в кумыкское искусство, в особенности в искусство исполнения кумыкских йыров, а многие не понимают этого и сегодня. Еще со студенческих лет в моей памяти сохранились восторженные отзывы об Агае Капланове товарищей из Бабаюртовского, Хасавюртовского, Каякентского и других районов Кумыкии, где он, по их словам, пользовался огромным уважением и популярностью. Это, конечно, радовало и удивляло. Со временем я понял, что мы - карабудахкентцы - часто общаясь с ним, видя его простоту, доступность, воспринимали его как простого, обыкновенного человека.

Да, это был простой человек, но человек необыкновенный, наделенный великим музыкальным талантом певца и музыканта, и в то же время он был большим мудрецом, что и делало его простым и доступным и для старших, и ровесников, и младших. А ведь ему было чем гордиться, это был один из самых известных людей не только в селе, но и в районе, который выступал на самых больших сценах не только республики, но и представлял наш народ во время Декады литературы и искусства Дагестана в 1960 году в Москве.

В свое время его недооценили не только мы - его земляки, но и официальные круги. Он был только заслуженным артистом Дагестана, хотя был истинным народным певцом, заслужившим звания народного артиста республики.

У кумыкского народа было немало прекрасных певцов - исполнителей кумыкских йыров: это и Татам Мурадов, и Зайнутдин Алескендеров, и Гаджи Бекболатов, и Хасав Даибов, но и среди них Агай Капланов был звездой первой величины. А его исполнение йыра об Арсланхане никем не превзойдено и стало классикой исполнения кумыкских йыров.

Агай Капланов был не только выдающимся певцом кумыкских йыров, но и выдающимся агач-кумузистом, наделенным к тому же поэтическим даром. Его стихи выделяются житейской мудростью или философией, как любят сегодня говорить.

Бу дюньяда болгъан нече пача бий,
Гелген гетер, болмас огъар башгъа кюй,
Бийлер тюгюл, гетер уллу пачалар,
Тамашалар, бары да оьлюмден къачалар.
Къачгъан булан ондан бирев де къутулмай,
Амал болмас, бир гюн огъар табулмай,
Агълюсюн де, малын къоюп гетежек,
Бир Аллагьны буйругъуна нетежек?
Азраил гелип алар жанынгны,
Тюйген этдей этип гетер санынгны,
Етти аталар шолай гетдилер,
Гетди буса тюгюл, олар нетдилер?
Биревлени уланы оьле, яндыра,
Биревлени душманы оьле, къандыра,
Уланынг оьлсе, Аллагьны иши, янма чы,
Душманынг оьлсе, сен де оьлюрсен, къанма чы.
Бугюн огъар, тангаласы магъа да,
Бириси гюн дап деп гелер сагъа да,
Ол душманынг чыгъар сагъа къарама,
Мен гёргенни гёрдюнгмю? - деп сорама.

Чтобы воздать должное Агаю Капланову и с целью сохранения и популяризации кумыкских йыров и агач-кумуза, еще в 90-годы, по инициативе руководства Карабудахкентской гимназии, было заложено начало традиции проведения ежегодных республиканских конкурсов исполнителей кумыкских йыров и игры на агач-кумузе имени Агая Капланова.

Отрадно, что благодаря руководству Карабудахкентского района, его управления культуры этот конкурс продолжает свое существование, а проведение 100-летнего юбилея в районе дало возможность воздать должное народному певцу Агаю Капланову, и хочется от души поблагодарить их и всех, кто был сопричастен к проведению этого праздника.

Йыры и кумуз - это основа, фундамент, на котором зародилось кумыкское музыкальное и певческое искусство, духовная культура нашего народа. Если мы мысленно перенесемся на несколько столетий назад, то увидим, что ни один праздник или торжество нашего народа никогда не проходили без агач-кумуза и йыров. В них воспевались мужество, доблесть, намус, оьзденлик, именно под музыку кумуза и йыров воспитывались и вырастали все герои и патриоты нашего народа.

Имеем ли мы право сегодня потерять это искусство? А ведь оно медленно отмирает, потому что радио, откуда раньше, чуть ли не каждый день, мы слышали эти йыры, сегодня фактически нет. По телевидению, на концертах и, что особенно печально, на торжествах, свадьбах поют и играют совсем другие песни и музыку, суть которых сводится к "сюемен ва гюемен", как метко выразился один из читателей газеты "Ёлдаш".

Мне здесь хочется привести слова, сказанные недавно по этому поводу народным артистом СССР, выдающимся пианистом, пользующимся мировой известностью, Николаем Петровым:

"Шоу-бизнес сегодня ведет непримиримую войну с серьезной культурой. Существует бесчисленное количество радиотелеканалов, которые изрыгают гнусную, смердящую попсовую пошлятину. Не хочу говорить о позорных "аншлагах", Петросянах и прочих "юморных" программах. Но этим "культуртрегерам" и этого мало! Им нужно передвинуть программы, посвященные серьезным темам, на самое несмотрительное время. Всё захапать!"

(Газета "Аргументы и факты" от 20-26 октября 2010 г.)

Проведенный юбилей не только обрадовал, но и навел на серьезные размышления о будущности кумыкского йыра, агач-кумуза и вообще кумыкской песенной и музыкальной культуры. Хотелось поделиться ими.

Прежде всего, о проведении конкурса им. Агая Капланова. Я присутствовал на конкурсе, который проводился в прошлом году во Дворце культуры с. Карабудахкент. Было видно, что организаторы конкурса, во главе с начальником управления культуры Зухрой Абакаровой, провели большую работу. Было и красивое оформление, и много участников, и теплый прием, и подарки, и призы участникам, но не было, на мой взгляд, самого главного - зрителей. В огромном зале, рассчитанном на более чем 500 зрителей, сидели практически только сами участники, несколько десятков человек. Напрашивается само собой вопрос, зачем нам такие конкурсы? Выполняют ли они свои цели по сохранению и развитию нашей культуры?

Совершенно очевидно, что необходимо думать о том, как изменить такое положение, чтобы огромные усилия организаторов и немалые материальные затраты достигали своей цели - способствовали популяризации нашего культурного наследия, воспитывали у подрастающих поколений любовь и уважение к кумыкским йырам и агач-кумузу. Вероятно, эти вопросы беспокоят организаторов конкурса. В связи с этим хотелось бы внести несколько предложений.

Во-первых, сегодня желательно проводить подобные мероприятия на открытых площадках, как это делают организаторы конкурсов лакской песни, аварской песни и другие. Есть такая площадка и в Карабудахкенте, рядом с парком им. У. Буйнакского, где оборудована прекрасная сцена, и лучшего места для проведения этого конкурса трудно сыскать.

Во-вторых, желательно бы приурочить проведение этого конкурса к одному из летних праздников.

В-третьих, было бы правильным обязать руководителей сел, учреждений, организаций провести соответствующую разъяснительную работу среди своих работников и обеспечить на первых порах их присутствие на открытии праздника. Через несколько лет уже никого не придется обязывать, люди сами поймут значение этого праздника народной культуры.

В-четвертых, чтобы заинтересовать в участии в конкурсе талантливых артистов со всей республики, необходимо значительно увеличить премии победителям и призерам конкурса, это возможно при привлечении как можно большего количества спонсоров, немало которых найдётся в районе.

От имени Культурно-исторического фонда им. У. Д. Буйнакского, одной из главных задач которого является работа по сохранению культурного наследия нашего народа, в целях сохранения и популяризации йыров, агач-кумуза также предлагаю:

1. Концерты по республиканским и районным телеканалам начинать и завершать исполнением йыров. А то что получается, еженедельно, на концертах, по заявкам зрителей, когда они обращаются с просьбой исполнить хорошую песню, для всех, начиная с младенцев и кончая убеленными сединами ветеранами, звучат только любовные песни. Убежден, что не только взрослым, но и многим юношам и девушкам будут по душе и йыры в исполнении Агая Капланова, Татама Мурадова, Зайнутдина Алескендерова и других великих певцов йыров.

Непонятно, почему в последнее время ансамблем им. А. Капланова редко стали исполняться йыры, ведь он создавался прежде всего для популяризации их? И не правы те, кто считает, что зрителям они надоели, йыры - как молитвы, от повторения они не устаревают.

2. Есть популярная телепередача по РГВК "Дагестан" "Заманлар гете, халкъ гетмес", на канале ГТРК "Дагестан" есть литературная передача, руководит которой известный поэт Шарапутдин Сулейманов.

Предлагаю подумать над тем, чтобы эти передачи начинать и завершать музыкальными вставками - йырами Агая Капланова, Татама Мурадова, Гаджи Бекболатова, Зайнутдина Алескендерова и других.

3. Обратиться от имени кумыкской интеллигенции, Фондов им. Солтанмута, Б. Мурадовой к руководителям кумыкских районов, чтобы они, по примеру Карабудахкентского района, ежегодно организовывали подобные конкурсы-праздники по возрождению, сохранению и популяризации кумыкских йыров и агач-кумуза.

4. От имени вышеуказанных Фондов и интеллигенции предложить руководству Буйнакского района, откуда вышли такие выдающиеся певцы кумыкских йыров как Татам Мурадов, Гаджи Бекболатов, Хасав Даибов, ходатайствовать перед Правительством РД, Министерством культуры республики об организации конкурса исполнителей народных йыров им. Татама Мурадова, выдающегося певца народной песни, одного из самых видных деятелей дагестанской культуры, создателя Ансамбля песни и танца Дагестана, организатора первых коллективов художественной самодеятельности аварцев, даргинцев, лакцев и др. К сожалению, многие позабыли это, и наш долг напомнить это кому положено. Проведение такого конкурса было бы не только данью памяти великого Татама Мурадова, но, главное, он способствовал бы сохранению и популяризации кумыкских йыров, народной песни, чему он посвятил всю свою жизнь. На этот конкурс, убежден, с удовольствием приехали бы ашуги и акыны не только из Татарии, Башкирии, но и Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркмении и др. стран, и он станет международным.

5. Было бы желательно, чтобы Кумыкский театр, роль и значение которого в развитии кумыкской культуры за последние годы значительно снизились, стал инициатором и координатором этой важной и нужной работы по сохранению и популяризации кумыкских йыров, агач-кумуза, проведения международного конкурса народных йыров им. Т. Мурадова.

Если мы, кумыки, считаем себя культурным, цивилизованным народом, то необходимо сделать все, чтобы предотвратить отмирание и сохранить для будущих поколений наше духовное культурное богатство: агач-кумуз и йыры. Это и будет свидетельствовать о степени нашей культуры, образованности и патриотизма.

Президент Культурно-исторического фонда им. У. Буйнакского
А. Галимов


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 26 ноября 2010г.

Размещено: 02.12.2010 | Просмотров: 3555 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.