Кумыкский мир

Культура, история, современность

Исторические реалии некоторых преданий

об основании селений и о знаменательных местностях кумыкской равнины

Исторические реалии некоторых преданий об основании селений и о знаменательных местностях кумыкской равнины

В нашей статье мы попытались подвергнуть историческому анализу некоторые предания, связанные с прошлым Кумыкской равнины. В основу нашей статьи легли материалы сословно-поземельной комиссии, устные сообщения и краеведческие заметки на страницах книг и газет. Очень часто реальный исторический факт приобретает сказочную окраску, например, когда деяния отдаленных предков их потомки приурочивают к эпохе и деяниям нартов. Народная фантазия зачастую предпочитала всему загадочному и малоизвестному приписывать чудесное происхождение, но часто между строк преданий мелькает имя или название, проливающее свет на реальные события прошлого. Как писал фольклорист Б.Н. Путилов, в народных преданиях  «историзм не может быть вычленен из художественной системы», поскольку «он составляет одно из органических ее качеств»1.

Как ни удивительно, но народная память способна сохранять важнейшие детали сотни и даже тысячи лет. Немало примеров тому и в нашем фольклоре. В старинных кумыкских преданиях говорится об урочище Завантар в верховьях реки Аксай (историческая область Ичкерии)2. В данном топониме угадывается упоминаемое византийским хронистом Феофилактом Симокаттой название древнетюркского (по М.И. Артамонову уар-хунского) племени забендер3. Согласно гипотезе Артамонова, название этого племени дало название столице Хазарского каганата - Семендеру. Вполне вероятно, что упоминающееся в преданиях завантарские огнепоклонники являются по происхождению выходцами из Семендера, перебравшимися в верховья Аксая после одного из разрушений этого города.

По свидетельству учительницы Заремы Кочакаевой из сел Уллубийаул (до 1930 г. Уллу-Бойнак), неподалеку от ее села в местности Ябув Урган Тёбе (буквально: «Закрытый Холм») на берегу Каспийского моря, произошла битва с монголами, а курган Ябув Урган Тёбе является братской могилой павших в той битве людей4. В книге «Слово об Отемише и отемишцах» Г.Л. Гаджиев упоминает местечко Сага-Тёбе, возле которого, по местным преданиям, произошла битва предков отемишцев (утамышцев) с монголами5. Оба этих коротких сообщения, вполне вероятно, основаны на смутной памяти многих поколений о реально имевших место в истории событиях. Уллубийаул находится к северу, а Отемиш (Утамыш) к югу от узкого Избербашского прохода. Ни один завоеватель, идущий с севера или с юга не мог обойти эти два селения стороной.

До сих пор мало изучен пласт преданий, собранных в 1860-е годы сословно-поземельной комиссией. Мы ознакомились с оригиналами некоторых материалов комиссии в Центральном архиве Республики Дагестан, а с другими - через посредство личного архива краеведа Наримана Зайнутдиновича Аджимурадова. Для начала несколько слов об информаторах этой комиссии.

В ответ на просьбу указать на знатоков преданий и обычаев «совершенно беспристрастных» и «заслуживающих доверия» ротмистр князь Хамзаев порекомендовал председателю комитета по разбору сословно-поземельных отношений подполковнику Затрапезину почетных лиц Костековского общества - прапорщика Ханакая Алибекова, Хаджи Умар-Аджиева и Ата Батырмурзаева6. Помимо них в список информаторов сословно-поземельной комиссии по Кумыкскому округу (в 1867 г. переименован в Хасав-Юртовский округ) вошли: почетный аксаевский житель Арслан-Аджи Ахматов, старшина рода гуэн Джанакай Асанов, старшина рода тюмен Солтан-Али (Тота) Дебиров, представители княжеских фамилий.

Интересно, что не только сами кумыки хранили память о своем отдаленном прошлом, но и их соседи, в частности ногайцы. Согласно легендам ногайцев Кумыкского округа кумыки-тюмены, равно как и ногайцы-уйсуни происходят от общего предка - древнего законодателя тюркских народов Майкы-Бия7.

Материалы сословно-поземельной комиссии свидетельствуют, что больше всего преданий у кумыков сохранилось о XVI-XVIII веках, ставших эпохой столкновения кумыков с могущественными соседними державами. Старшина тюменов корнет Солтан-Али (Тота) Дебиров сообщил сословно-поземельной комиссии, что выше крепости Грозной на реке Сунже был казачий город, называемый «Холопкин город», известный кумыкам и чеченцам под кумыкским названием Куллары («Холопы»), где будто бы уцелели следы укреплений, и что город этот существовал во время Бутурлина. Русские крепости также были на земле тюменов в местечке Гермен на берегу Сулака, в Кумторкале, в Кызыл-Яре - против деревни Андреевой (Эндирей) и в Герменчике (в Чечне). Их все построил Бутурлин. По его словам «тела убитых русских остались на месте сражения, называемом Караман, что на берегу Каспийского моря и неподалеку от устья старого течения реки Сулак, где и в настоящее время видны груды костей в песчаном грунте»8.

Семейное предание князей Алибековых, рассказанное в 1860-е годы сословно-поземельной комиссии об основании селения Аксай (кум. «Яхсай». - Ю.М.) аксаевским князем Адилем Алибековым, гласило: «родоначальник рода Алибековых Алибек, сын Айдемира, сына Султан-Махмута, выбирая место для аула, после долгой езды сел отдохнуть над высоким яром над рекой Аксай, в это время его укусил за ногу енот. Алибек убил енота, а его укус, признав за счастливое предзнаменование, выбрал это место для поселения аула. Адиль Алибеков сообщил также, что лапки убитого енота хранятся и теперь у андреевских (эндиреевских. - Ю.М.) князей Муртузали-Аджиевых, которым перешли в приданое за княжной Алибековой при ее выдаче замуж за одного из Муртузали-Аджиевых»9.

Народные легенды свидетельствуют об Алибеке как о бесстрашном воине, известном своей отчаянной храбростью, одержавшем победы над калмыками и имевшем политическое влияние на некоторые чеченские общества, которые он покорил, опираясь на свой моральный авторитет и отвагу10.

Согласно древним сказаниям, Сулак раньше впадал не в море, а в Шура-Озень вблизи от Капчугая. Лишь нарты из Гель-Баха перевели русло в сторону Чир-Юрта. Чир-Юрт был разрушен еще до шамхалов. Долина вокруг села называется Чир-Юрт-Авлак. Часть этой долины прежде была известна как Гюйрючлю. Выходцы с гор поселились в этих местах, когда эта земля уже принадлежала потомкам шамхала по линии Солтан-Мута. Переселенцы делились на тухумы (рода) Багулал, Панзилал и Турчукалы. Поначалу они платили ясак аксаевским князьям Уцмиевым, но со временем последние освободили их от его уплаты11.

Практически в каждом старинном кумыкском селении существует предание о его образовании. С типологической точки зрения, наиболее любопытны легенды об основании Параула и Нижнего Казанища. Согласно данным Магомедмухтара Атлыгишиева из Параула, его родное селение основано во второй половине XVII века и названо в честь дженгутайской княжны Пари-Бике, уделом которой селение поначалу являлось12. Это редкий случай в Дагестане, когда селение было названо в честь женщины. Сведения, почерпнутые М. Атлыгишиевым из народной памяти, подтверждаются данными языка. Известно, что слова и названия одного языка, попадая в другой язык, менее подвержены изменениям, сохраняют первичный корень. Примером тому служит аварское название Параула - Пари-Росо, то есть «селение Пари». По законам самого кумыкского языка название Пари-Аул было укорочено за счет выпадения гласной буквы «и» в середине ойконима.

Магомед Алклычев приводит в своем очерке «Заметки об истории селения Казанище» слова своего отца, который утверждал, что Нижнее Казанище основали выходцы из Аркаса, специализировавшиеся в изготовлении больших котлов - казанов. Вполне вероятно, первый квартал в селении основали ремесленники - литейщики казанов, он, кстати, называется Аркас-Аул, что лишний раз подтверждает правдивость предания13.

К сожалению, профессиональные историки уделяют мало внимания краеведческой и фольклорной тематике, что приводит отдельных малокомпетентных авторов к ошибочным суждениям и гипотезам. Примером таких ошибок можно считать надуманную этимологию топонимов Казбека Микаилова и написанные с нарушением правил сбора полевого материала «предания» Булача Гаджиева. Последний, несмотря на свои безусловные заслуги в деле сбора сведений о ярких личностях, побывавших на земле Дагестана, и его не менее знаменитых уроженцах, допустил немало непростительных ошибок и искажений. В их числе культивация им неизвестно с чьих слов записанного «предания» о происхождении названия Темир-Хан-Шура от имен Темир-Хана и Ашуры14. Также ошибочной и надуманной можно считать предложенную им этимологию ойконима Капчугай от кумыкского слова капучу и аварского окончания -гай15. Слово капчыгай означает теснину, узкое пространство между скал. Топоним Капчыгай представлен в Балкарии и Киргизии, что исключает его происхождение от смеси кумыкского и аварского языков. Подобных примеров дилетантизма немало, и они убеждают в необходимости активного участия ученых-фольклористов и историков в краеведческой работе.

Примечания

  1. Путилов Б.Н. Типология фольклорного историзма // Типология народного эпоса. М., 1975. С. 181.
  2. ЦГАРД. Ф. 105. Оп. 5. Д. 18. Л. 59-61
  3. Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2001. С. 198.
  4. Полевой материал автора. 2009 г.
  5. Гаджиев Г.Л. Слово об Отемише и отемишцах. Махачкала, 2003. С. 24.
  6. ЦГА РД. Ф. 105. Оп. 5. Д. 3. Л. 25.
  7. Там же. Д. 18. Л. 64.
  8. Личный архив Н.З. Аджимурадова
  9. Аджимурадов И. Об основании старого Аксая // Ёлдаш. 2008. 18 июля. На кум. яз.
  10. ЦГА РД. Ф. 105. Он. 5. Д. 4. Л. 36 (б).
  11. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 169. Л. 5.
  12. Атлыгишиев М., Гаджигишиев М. Паравул // Ёлдаш. 2002. 28 июня. На кум. яз.
  13. Алклычев М.М. Заметки об истории селения Казанище // Ёлдаш. 2006 17 ноября
  14. Гаджиев Б.И. Темир-Хан-Шура. Буйнакск, 1992. С. 5.
  15. Огурлиев П. Об истории надо писать только то, что знаешь // Ёлдаш. 2002. 9 августа. С. 10. На кум. яз.

Опубликовано: Типология, взаимосвязи и национальная специфика фольклора народов Дагестана и Северного Кавказа // Материалы Международной найчной конференции (19-21 октября 2010г.), Махачкала, 2010. С.251-256.

Размещено: 10.11.2010 | Просмотров: 3305 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.