Кумыкский мир

Культура, история, современность

Кумыкское Средневековье современно

Рецензия на монографию А.-К. Абдуллатипова и Л. Шабаевой

обложка книги

Вышла в свет монография "Средневековая литература кумыков" А.-К. Ю. Абдуллатипова и Л. А.-К. Шабаевой, в которой впервые в постсоветский период целостному и объективному исследованию подвергнуто литературное наследие дореволюционною периода. В отличие от историко-литературных исследований национальной словесности предшествующих лет, в данной работе дается реальная оценка творчества ряда авторов, произведений, характеризующихся религиозно-нравственной, духовно-философской направленностью, которые прежде, в советский период, либо игнорировались, либо подвергались едкой критике.

Монография "Средневековая литература кумыков", являющаяся достаточно солидной по объему (около десяти печатных листов), условно состоит из двух частей:

  1. обобщающей части, складывающейся из разделов, посвященных проблеме возникновения письменности у кумыков, истокам средневековой литературы и собственно литературе изучаемого периода, хронологические рамки которой очерчиваются примерно XV-XIX веками,
  2. творческих портретов кумыкских авторов, относимых в разряд "средневековых".

В разделе "Истоки средневековой литературы кумыков" (стр. 3-49) авторы, стремясь четче обозначить контуры своего исследования, сначала делают экскурс в историю народа, освещают вопросы, касающиеся возникновения письменности. Вводя в научный оборот широко известные, утвердившиеся в науке исторические факты, а также дополняя их данными современной историографии, авторы обстоятельно освещают гуннские, хазарские, булгарские корни своего народа. В этом контексте цитируются труды известных ученых Артамонова, Конрада, Байчорова, Лайпанова и др.

В качестве истоков собственно литературы, средневековой кумыкской литературы характеризуются как общетюркские памятники словесности, так и произведения, принадлежащие перу кумыкских авторов. Четко высвечены роль и значение таких произведений, как "Кодекс куманикус", "Сказание о моем деде Коркуте" и некоторых др., которые в равной мере являются достоянием тюркских народов Северного Кавказа (кумыков, карачаевцев, балкарцев, ногайцев) и азербайджанцев, что подтверждается суждениями выдающихся, признанных корифеев науки России и Востока.

Значительное внимание уделяется поэме "Шан кызы дастаны" ("Сказание о дочери Шана") Микаиля Башту, выявленной в последние два десятилетия, как оригинальному и незаурядному явлению тюркской словесности средневековья. Впечатляют рассмотрение художественной специфики, своеобразия данной поэмы, проведенные параллели с литературой времени ее написания (XII век).

В разделе обобщающей части "Средневековая литература кумыков", который является темой данного монографического исследования, ёмко и в то же время обстоятельно характеризуются основное ее содержание, проблематика, художественные особенности. Осмысливая вклад отдельных авторов: Умму Камала (XV в.), Али Багдади (XVII в.), Абдурахмана из Какашуры (XVIII-XIX вв.) и др. в развитие родной литературы, авторы приходят к выводу, что их произведения не ограничиваются одним лишь религиозным содержанием, характеризуются незаурядным духовно-нравственным, художественно-эстетическим звучанием.

Авторами отмечается, что средневековая литература поначалу создавалась на арабском языке и средневековом тюрки, позднее стала в большей мере функционировать на кумыкском языке. Средневековая литература кумыков датируется авторами с X века до 30-х годов XX века. При этом оговаривается мысль о том, что её основной массив приходится на период с XV века до середины XIX века. Тем не менее, и в Новое время, и в последующие периоды средневековые традиции находили выражение в кумыкской литературе, вплоть до означенного выше времени.

Основную часть данной работы составляют творческие портреты (или очерки жизни и творчества) поэтов, писателей кумыкского средневековья, всего их насчитывается четырнадцать. Следует отметить прежде всего широту творческого диапазона вводимых в научный оборот авторов.

Это и признанные классики средневековой литературы Умму Камал, Абдурахман из Какашуры, писавшие на тюрки, и авторы, относимые обычно в разряд арабоязычных, Али Багдади, Юсуп из Яхсая и др., авторы исторических хроник Мухаммед Аваби Акташи, Джамалутдин из Карабудахкента и т.д. Фигурируют в работе и Шихаммат-Кади Бейболатов, Назир из Доргели, Магомед Казанбиев и др., которые в предшествующие периоды либо вовсе не становились объектом исследовательского внимания, либо не осмысливались полновесно, в том аспекте, как это проделано в данной работе.

Новаторские концепции авторов монографии находят выражение, в частности, в следующих аспектах. В контексте участия кумыков в создании общетюркских памятников фольклора оттеняется высокий уровень словесной культуры родного народа на её ранних стадиях, причастность к созданию выдающихся образцов словесного искусства. Произведение исторического характера "Дербент-наме" Мухаммеда Аваби Акташи трактуется как одно из первых произведений национальной историографии, имеющее важную художественную ценность. В качестве не только исторических сочинений, но и явлений литературных исследуются впервые также труды Джамалутдина-хаджи из Карабудахкента, Назира из Доргели. Впервые объектом рассмотрения становится поэтическое наследие известного общественного, религиозного деятеля Ташав-хаджи. Полновесно вписано в русло средневековой литературы наследие арабоязычных кумыкских авторов Юсупа Яхсави, Идрис-эфенди из Эндирея, Али Багдади из Тарков (писавших также и на тюрки).

В ряду творческих портретов освещена деятельность выдающегося представителя дагестанского литературного зарубежья Али Кули Хана Валех Дагестани, потомка Тарковских шамхалов, внесшего весомую ленту в развитие персидской и тюркской, всей восточной поэзии. Замечу, наш именитый земляк обрел широкую известность как в литературном Востоке, так и в Европе, благодаря созданной им в середине XVIII века антологии, в которую вошли произведения почти двух с половиной тысяч восточных поэтов.

В целом исследование А.-К. Ю. Абдуллатипова и Л. А.-К. Шабаевой выполнено на хорошем уровне. Монография содержит много познавательного, информативного материала, читается с интересом. Впечатляют охват большого по объему литературного наследия, скрупулезный анализ, прежде всего в содержательном плане, вводимых в научный оборот произведений. По сути дела под эгидой "средневековой" делается попытка рассмотреть почти всю литературу кумыков суфийской, духовно-религиозной направленности, исламского содержания.

Ценность монографии заключается, подчеркну ещё раз, в том, что средневековая литература кумыков - литература в основном религиозного характера - рассматривается с современных позиций, в русле концепций современной науки о литературе. В этом контексте высвечивается положительный опыт, достижения этой литературы, которая является логическим звеном мирового художественного процесса.

Рецензируемая монография в очередной раз убеждает читателя в том, что художественное наследие, в данном случае кумыкское средневековье, - это не просто пласт минувшей эпохи. Это наша классика, которая выдержала испытание временем, и потому не утрачивает интереса и сегодня. Литература прошлого звучит свежо и своевременно, ибо затрагивает проблемы вневременные, извечные проблемы бытия.


Опубликовано:
газета "Ёлдаш/Времена", 11 февраля 2011 г.

Размещено: 16.02.2011 | Просмотров: 3394 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.