Кумыкский мир

Культура, история, современность

К вопросу о происхождении аварских ханов

О происхождении аварских ханов (хунзахских нуцалов) в научных кругах существуют разные мнения, но более правдоподобной версией происхождения правителей Аварии является их тюркское происхождение.

В самом сердце горного Дагестана расположено обширное хунзахское плато, окруженное с многих сторон отвесными обрывами, являющейся своего рода крепостью, владея которой, можно было контролировать всю северную Аварию. Поэтому Хунзаху самой природой было предопределено стать одной из резиденций тюркских правителей, а впоследствии и князей из рода кумыкских шаухалов.

Тюркские народы Северного Кавказа, в частности, кумыки, под исторической областью Авар подразумевали хунзахское нагорье вместье с аулом Хунзах и прилегающей к нему территорией[1]. Слово "авар" ученые связывают с появлением в этих краях аваров, родственных гуннам тюркских племен, одна из трех ветвей единой тюркской группы (авары, хазары, булгары).

В книге Эдуарда Гиббона "История упадка и Разрушения Римской Империи" (семь томов) есть раздел об аварах, достигших Кавказа в VI в., при правлении византийского императора Юстиниана. Эта тюркская орда в своей массе укрепилась на берегах Дуная и Эльбы, дав начало Баварии, Полонии, Хунгарии. В 556 г. авары в союзе с лангобардами покорили Италию. Войско возглавлял Албан (Альбоин). В 803 г. аваров покорил Карл Великий и обратил их в католичество, после чего часть аваров ушла в Кавказкую Албанию[2] (на Кавказ. - прим. авт.).

Бесспорным доказательством пребывания в горах Дагестана тюркских племен является древняя тюркская топонимика. К примеру, Гумбет (тюрк. Гюнбет - "лицом к солнцу", "солнечный склон", "солнечная сторона"), Хунзах (от слова хун, то есть гунн, гунны), Гуниб (также от слова гунн. Артамонов М.И. указывал, что Гуниб - гуннский город), известное аварское село Гимры ученые связывают с тюркским племенем киммерийцев, общество Хиндалтли (Хиндалал) у кумыков был известен как "Койсу-Боюн"[3], Ирганай был известен кумыкам как Ирхан, Технуцал (тюрк. "Тахмуцал", то есть тронное село правителя) и многие другие.

Согласно чеченским преданиям, хазары образовали два владения, одно из которых находилось в Дагестане, с центром "в городе Хунзах"[4].

Согласно хронике чеченцев "летопись племени Нахчу", аварские ханы были одного происхождения с хазарскими каганами[5]. В хронике "История Ирхана" указано, что султан Ирхана (Аварии) является братом хакана Хазарии.

В родословной аварских нуцалов в исторической хронике Мухаммеда Рафи "Тарихи Дагестан" первым в длинном перечне предков хана Сураката назван Ар_скан (возможно Арусхан, Арасхан). Там же: "Султаны Авара, которые из рода султанов урус ... этот владыка получал доходы с зависимых владык, владений, земель и жителей всего Дагестана, от вилайата Чаркас до города Шамах". В этой же хронике Мухаммед Рафи указывает, что доходы с зависимых владений и земель получал именно кумыкский шамхал.

По этому поводу, писарь имама Шамиля Хаджи али Нахибаши из с. Чох, указывал, что хунзахские правители - это пришельцы с Севера из племени "руссов". В хронике "История Ирхана", говорится, что хазары и авары упомянуты как "чистые русы", что подтверждает версию о том, что по сути это один и тот же народ. Но "чистые русы" не имеют ни какого отношения к русским, русскому народу. В трудах Махмуда Кашгари, находим, что "русы" это тюрки.

Побывавший в 1837 г. в Аварии, русский писатель и участник кавказских походов, офицер Я. Костенецкий отмечал, что "...важнейшие из лезгинских (т.е. дагестанских) обществ: койсубулинское, акушинское, андалайское, судахаринское, андийское, гумбетовское, салатавское и множество других. Эти общества представляют собой едва ли не первую еще степень политического устройства. Но между этими обществами, как памятник татарскому в горах владычества является ханство Аварское. Я говорю: "как памятник татарского владычества", по некоторым моим сведениям..."[6].

Согласно арабской надписи 14-15 вв. в стене усыпальницы шейха Абумуслима в Хунзахе, в то время здесь проживал знатный дворянин по имени Шамхал, сын Алибека. Не исключено, что этот шамхал, как считают некоторые исследователи, является правителем аварцев[7] и по всей вероятности родоначальником аварских нуцалов, ханов, беков.

Вызывает интерес и то, что многие правители Аварии, беки и ханы и их дети, потомки носили тюркские имена: Хаджиали шамхал, Булач нуцал, Каракиши, Гебек, Суракат (с тюрк. означает "предводитель войска"), Ганбулат (сын Хаджиали, правителя западного Аваристана), султан Чупанилав и др.

Большая часть имен тюркского происхожденя выявленно в генеалогии князей Турловых, правивших Гумбетом и Чечней (горной): Карагиши, Турурав I, Загаштук, Алихан, Бартихан (известный в русских источниках как Батырхан), Турурав II, Мухаммад, Амирхамза, Хасбулат, Айдемир, Алибек, Арсланбек[8].

В ходе территориального расширения нуцальства к концу 16 в. наметился и его удельный распад. Первым выделилось одна из трех ветвей нуцальского дома Каракиши и его потомки, ядром их удела стал Гумбет, к которому вскоре были присоединены Анди и соседние чеченские общества. Потомки его родного брата Мухаммад шамхала и дяди Андуника составили еще две ветви.

Выше упомянутый князь Каракиши в русских источниках был известен как "Чёрный князь". После распада удела Каракиши на ряд союзов сельских общин, потомок князя Каракиши, князь Турурав, решил восстановить владельческую власть и, собрав подать с Гумбета, Шубута и Киялал (верховья реки Аргун) явился в Анди, где он обнаружил там правителя Алибека, именовавшийся "даругой (наместником) и шамхалом" - в повествовании о нем отмечено, что он, его сын и внук "говорили на языке равнины", т.е. по кумыкски[9]. То, что сын нуцала Андуника II, Мухаммад шамхал (родной брат Каракиши) происходил из рода кумыкских правителей шамхалов, говорит титул шамхал.

Название титула аварских правителей "нуцал" восходит к древнетюркскому "Муцалхан" и означает "князь", "феодал". А подвластный нуцалам народ аварский также причисляют к тюркам. Хотя народу, ныне известный как аварцы, совершенно чуждо слово аварец, их самоназвание "маарулал", т.е. горцы, жители гор.

Любопытно сообщение Есаи Хасан Джалаляна, который указывал, что "...горцы - обитатели снежных вершин Кавказа и племя леков, называемых иначе лезгинами, а по древним книгам хонами (т.е. гуннами. - прим. авт), искони являются природными врагами нашей страны Атрпатакана, армянского народа и нашей веры"[10].

Козубский Е.И. в своей книге писал, что слово "аварец производят от тюркского авара, аваралы, что значит беспокойство, расстройство, бедствие, отсюда аваре - в смысле праздношатающагося, бродяги"[11].

Хроника Хайдарбека Гиничутлинского "История хунзахских ханов" сообщает, что ...сын Уммануцала, Мухаммадмирза был женат на Патимат, родственнице Хасаймусы Аксайского. Его дочь звали Китлиляй, сына Булач (от слова Булат. - прим. авт.). Одну из дочерей Мухаммад нуцала звали Хыстаман (т.е. Кызтаман), вторую его дочь звали Аймесей, которая была выдана замуж за Шахмардана Казикумухского и, впоследствии, родила сына Арсланхана. Сына Мухаммад нуцала звали Герей".

Как мы видим, многие аварские правители и их потомки носили тюркские имена, что подтверждает тюркское происхождение этих правителей.

Не менее интересным является происхождение имени аварского нуцала Дугри (Дугри нуцал). Не исключено, что имя Дугри - это искажение, калька от Таргу или от средневекового тюркского чина "дурга" ("доьрге"), то есть тот, кто ведает сбором налогов на подвластных землях, ставленник. На Руси их звали даругами, баскаками.

Аварские племена известны в русских летописях под именем "овъре", "овъри". Возможно также, что имя Дугри происходит от "овъри".

Не исключено также, что в поздние века аварские нуцалы происходили от кумыкских шаухалов, ведь кумыкский шаухалат (Шаухальство Тарковское) господствовал на всем Северо-Восточном Кавказе в течение нескольких веков и являлся самым могущественным мусульманским государством на Кавказе. На подвластных шамхалам землях всегда сидели отпрыски из шаухальского дома. Так, например, в 1578 г. владетелем Аварии упоминается Тучалав Бурханнедин-бек, который приходился братом Чопан шаухалу. В "Нусрет-Наме" он представлен как "завоеватель Авара Тучалав Бек"[12].

Ещё Али Каяев (Замир Али) в начале XX в. писал, что "...в старые времена плоскостные шамхалы и горские ханы были потомками татарских (кумыкских. - прим. авт.) шамхалов"[13].

"От шаухалов Тарковских происходят многие горские беки: аргуанийские, андийские, гонодинские и др.", пишет К. Алиев[14].

Таким образом, можно сделать вывод, что правители Аварии, скорее всего имели тюркское происхождение.


[1] См. Гильденштедт И. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. Спб., 1809. С.119.

[2] Мурад Аджи. Дыхание Армагеддона. Москва, 2006. С. 166.

[3] Козубский Е.И. Памятная книжка Дагестанской области. Темир Хан Шура, 1895. С.53.

[4] Терский сборник. Т.VII. 1900 г. С. 2.

[5] Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. Спб.,1885.

[6] Костенецкий Я. Аварская экспедиция 1837 г. // Современник,1850 г. кн.10--12.

[7] Айтберов Т. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990. С.90-91.

[8] Там же. С.157-159.

[9] Магомедов Р.М. История Дагестана. Махачкала,1994. С. 180.

[10] Есаи Хасан Джалалян. История страны Албанской. Пер. Т.И. Тер-Григоряна. Баку,1989.

[12] Козубский Е.И. Указ. соч. С. 52.

[13] КНКО: вести 2006-2007, вып. 12-14.

[14] Каяев А. Шамхалы // Советский Дагестан. 1990. №3-4.

[15] К. Алиев. Шаухалы Тарковские. Ч. II. Махачкала, 2008. С.45.
 

См. также: К.Гюнер. Авары. Кто они?

Размещено: 21.11.2011 | Просмотров: 7896 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

dag256489 оставил комментарий 14.12.2014, 18:27
Comment
эти все кумыкские названия после русских там были которые наняли татаров чтоб называть места а беки ханы у всех дагов нуцал от грузинскго глава деревни нацвал суракат с тюркского никак не переводится

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.