Кумыкский мир

Культура, история, современность

К происхождению кумыков

В тесной связи с вхождением Кумук-Тюз (Кумыкской плоскости) в состав государственных объединений гуннов, тюрков и других племен раннего средневековья следует рассмотреть и вопрос об этнической истории кумыкской народности. В имеющейся литературе о кумыках были сделаны попытки возвести их происхождение к какому-нибудь народу - к хазарам, кипчакам и другим. В частности Б. Чобан-заде, основываясь на звуковых соответствиях между названием "кумук" и "кимак", допускает возможность, что кимаки являются прямыми предками кумыков, хотя в другом месте своей статьи он не считает первых чистокровными потомками тюрок1). Однако не подлежит сомнению, что проникавшие в Кумук-Тюз отдельные части образовавших указанные государства народов и племен, начиная с этуинов, аорсов и кончая монголами, сливаясь с местными древнейшими жителями, одни за другими производили перемены в их этническом составе.

Исследования историков и археологов дают нам полное основание не сомневаться в существенной роли древнего населения Кумыкской земли - албанских и горских племен в образовании кумыкской народности.

Археологические исследования, произведенные на территории Кумук-Тюза в 1936 г. позволяют заключить, что на этой территории массами жили аланы и оставили следы своей материальной культуры. Из этого видно, что они участвовали в этногенезе и образовании кумыкской народности.

Археологи, лингвисты и историки допускают, что болгары, хазары и савары пришли на юго-восток России в составе гуннской племенной конфедерации. Надо полагать, что эти племена, часть которых, несомненно, издавна обитала на Кумыкской плоскости, сыграли свою роль в истории образования нынешнего населения страны. Насколько владычество гуннских племен на Кумыкской земле оставило в культуре местного населения существенный след, говорит тот факт, что в глазах армянских и арабских авторов территория к северу от Дербента еще в период владычества хазар оставалась страной гуннов. Кроме того, на Кумыкской земле находилось в это время гуннское княжество, входившее в состав Хазарского каганата.

Немаловажную роль в этнической истории населения Кумук-Тюз сыграло вхождение его в состав Тюркского каганата. Как свидетельствуют археологические .данные, в связи с завоеванием Кумук-Тюза тюрками, сюда проникали тюркские кочевники и постепенно сливались с прежними обитателями страны. Если до этого времени местное население начало было называться гуннским населением2), то теперь оно стало обозначаться именем тюрк. Известно, что даже после образования Хазарского каганата византийские и арабские авторы долгое время называли подчиненные ему племена и народы, включая сюда и население Кумыкской плоскости (Кумук-Тюз), тюрками. Период хазарского владычества на Кумук-Тюзе, когда последний служил ядром каганата, имел, несомненно, важное значение в этногенезе кумыкской народности.

В связи с захватом Хазарского каганата янгикентской державой огузско-печенежеских тюрок, часть последних проникли и на Кумыкскую плоскость (Кумук-Тюз) и слились здесь с местным населением. Надо полагать, что обильный огузский элемент в языке кумыков, в том числе и северных кумыков, едва ли можно объяснить исключительно смешением их с одними азербайджанцами.

Гунны, аланы, тюрки, хазары и родственные им другие племена оставили на Кумыкской плоскости не только политический и культурный след, но и, приняв культурное наследие предыдущего периода местного населения, которое они застали здесь, и, сливаясь с ним, производили перемены в его этническом составе. Если население Кумыкской плоскости (Кумук-Тюз) конца древней истории этнически представляло собой продукт ассимиляции древних туземцев с албанцами, аорскими и гуннскими племенами и народами, то в лице населения Кумыкской плоскости VIII-Х вв. мы имеем этническое переоформление того же населения в результате смешения и дальнейшего развития, скрещения его с проникавшими сюда в течение раннего средневековья с севера и отчасти с юга тюркских, хазарских, болгарских, огузских. печенежских, иранских и арабских племен и народов.

Процесс народообразования на территории Кумыкской равнины (Кумук-Тюз) не остановился и на этой точке развития. Г. Ф. Смирнов считает население Кумыкской равнины VII 1-Х веков ближайшим предком нынешних обитателей страны - кумыков3).

Существенно важное значение имел в истории образования кумыкской народности проникновение в юго-восток России и Кумыкскую плоскость кимаков. Они издавна кочевали в бассейне Иртыша до реки Камы4). В XI веке часть этих кимаков хлынула на запад и заняла огромные пространства южнорусских степей. Они включили в свой состав основную массу местного населения и постепенно его ассимилировали. Современник Плано Карпини писал, что местное сельское население постепенно теряет свой язык и даже самостоятельный этнический тип5).

То же самое мы наблюдаем и на Кумыкской плоскости. В настоящее время невозможно показать, как протекал процесс взаимодействия населения этой территории с пришлыми кимаками. Для этого не настало еще время ввиду недостаточного количества обнаруженных лингвистических, археологических и других данных. Однако не подлежит сомнению, что процесс скрещивания местного населения с кимаками на территории Кумыкской плоскости протекал достаточно интенсивно. Возможно, что кимаки под влиянием местной земледельческой культуры вступили на путь постепенного перехода к оседлости и земледельческому, внеся таким образом, новое последнее существенно важное слагаемое в населении страны и завершили происходивший здесь издавна процесс этнической консолидации. В этом имел важное значение рост феодализации страны, обусловившего благоприятные условия для сложения культурно-бытовой общности местного населения. Однако мы не располагаем данными для суждения о том, каким образом тюркский язык взял на Кумук-Тюз верх. Возможно, это объясняется тем, что большинство проникавших на Кумук-Тюз племен и народов было тюрками. Если учесть то положение, что проникновение тюркских племен на Кумук-Тюз началось во времена владычества Тюркского каганата, то нужно признать, что еще до прихода кимаков на юго-восток России процесс тюркизации языка местного населения уже имел свою длительную подготовку. Но этот процесс завершился лишь в период владычества кимаков.

Накануне монгольского завоевания главную массу населения юго-востока России и Кумук-Тюз составляли кимаки-кипчаки, но завоеватели-монголы быстро растворились в этой среде.

Как образно пишет арабский автор первой половины XIV в. Ал-Омари, "земля одержала верх над природными в расовыми качествами монголов, и все они стали точно кипчаки (кимаки), как будто они одного с ними рода"6). Насколько процесс отюречения был быстр и значителен, видно из того факта, что уже в XIV веке в Золотой Орде сложился литературный язык не монгольский, а тюркский, причем с признаками кипчакских и огузских элементов. Составляя по количеству меньшинство монголы не могли внести серьезных элементов в этнический состав кимаков7).

Таким образом, на основании всего изложенного выше, можно с определенностью заключить, что кумыкская народность этнически является продуктом длительного и сложного исторического процесса и сложилась как народность на территории Кумук-Тюз в результате смещения и скрещивания различных этнических компонентов. В качестве этнических компонентов в образовании кумыкской народности принимали участие многочисленные племена и народы, начиная с древних обитателей страны и кончая кимаками-кипчаками.


Примечания:

  • 1) Чобан-заде Б. Заметки о языке и словесности кумыков // Известия Восточного факультета Аз.ГУ им. Ленина, Баку, 1926, т. 1, с. 95, 139.
  • 2) Артамонов М. И. Очерки древнейшей истории хазар. Л., 1937, с. 184
  • 3) Смирнов К. Ф. Археологические исследованияв Дагестане в 1948-1950 гг. // Кратк. сообщ. ИМК XIV, 1952,с. 95-96.
  • 4) Масуди. Китабут таннбих вал ашраф, Лейден, 1893, с.83;Бартольд. Лекции по истории среднеазиатскизх турок. Стамбул, 1927, с. 53
  • 5) Греков Б., Якубовский А. Указ, соч., с. 1
  • 6) Тизенгаузен, Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884, т.1,с. 213-214; Греков Б., Якубовский А. укаа I соч., с.66.
  • 7) Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Указ, соч., с. 66.

Опубликовано:
КНКО: Вести. Вып. № 8-10, 2003, Махачкала.

Размещено: 28.06.2005 | Просмотров: 6046 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.