Кумыкский мир

Культура, история, современность

Дагестанский культурный импульс на Центральном Кавказе: религиозный аспект

(Из доклада, прочитанного на конференции в Карачае)

Культурное влияние Дагестана на народы Центрального Кавказа было обусловлено, в первую очередь, политической доминантой Шамхальства. Гегемония последнего в рассматриваемом регионе в позднем средневековье фиксируется источниками того времени достаточно прочно. Так русский документ 1588 г. сообщает: "...черкаские князья со своими улусы, Талостанов род Шолох-князь Тапсароков з братьею и з племянниками и з детьми, да Кайтукин род Теп-шанук-князь, да Асланбек, да Жансох служат Крымскому и Шевкальскому" государям. Как видим, перечисляются представители княжеских домов Большой Кабарды (Кайтуковичи) и Малой Кабарды (Таусултановы).

В 1660-е годы в мечетях Большой Кабарды читали хутбу в честь трех сюзеренов местных князей (последовательно - турецкого султана, крымского хана и шамхала).

Эвлия Челеби пишет, что в мечетях Большой Кабарды первой "после хутбы в честь Османа (т.е. османского султана. - Р.X.) читают хутбу в честь ханов Крыма, затем - падишаха Дагестана и, наконец, - бея Мисоста".

Тот же автор указывает, что в Малой Кабарде хутбу "читают на имя дагестанского падишаха, а кроме того, и на имя их собственного Кучур-секбана".

По традиции мусульманских стран, в хутбе - проповеди на еженедельной пятничной молитве джума-намаз - упоминались имена местного правителя и его сюзеренов. Обращает на себя внимание то, что и в Большой, и в Малой Кабарде в те годы в хутбе упоминается шамхал, крымский хан - только в первой. Как и мусульмане Дагестана ("исламского Дагестанского падишахства"), правоверные Малой Кабарды принадлежали к шафиитскому мазхабу.

В 1570 г. турецкий везир Мухаммед Соколлу говорил русскому посланнику, что "Черкасы, Кумыки и Крымшевкалы - мусульмане (у них "вера наша ж")".

Дагестанский исток исламизации карачаево-балкарцев прочно запечатлен в их фольклорном наследии. В дореволюционной записи песни о князе Каншау-бие Крымшамхалове сообщается о его связях с восточнокавказскими мусульманскими областями ("Каншау ушел в Шемаху (здесь и далее под Шемахой следует подразумевать "Шевкальское царство" русских источников. В цитируемом документе, вероятно, допущена ошибка. - Ред.) к казикумыкам", "вернется из цветущей Шемахи" и др.) и владетелями ("Хану шемахинскому, играя в шахматы, храбрый Каншау мат дал", "Каншау, утешитель шемаханского хана; пред очами шемахинских княжон - он светильник"). По преданию, князь скрепил эти связи брачным родством (выдал замуж за восточно-кавказских владетелей двух своих дочерей - Кантин и Каз). Как пишет проф. К.М. Текеев, "ислам, по утверждению старожилов Исторического Карачая, пришел из Кумыкии". Столь устойчивое отражение в фольклоре связей карачаевцев с Восточным Кавказом, конечно, не случайно. Во-первых, в то время карачаевцы населяли не только верховья Кубани, но и сопредельную, западную часть бассейна Терека, т.е. находились в ареале влияния шамхальства. Во-вторых, с Дагестаном связывалось происхождение самих Крымшамхаловых, считавшихся одной из ветвей шамхальского рода.

В не меньшей степени влияние Шамхальства ощущалось в горских обществах Балкарии. М. Ковалевский (1886 г.) отмечал, что у балкарцев ("горских татар") ислам окончательно утвердился "при влиянии миссионеров, высылаемых время от времени кумыкскими князьями (в частности Шамхалами Тарковскими), выдававшими своих дочерей замуж за старшин Чегемского или Балкарского общества".

Переселявшиеся из Кумыкии (Дагестан) муллы нередко становились родоначальниками новых фамилий на Северо-Западном Кавказе. Так, карачаевская фамилия Алиевых ведет происхождение от священнослужителя Али-эфенди Асадуллаева (1662-1741), по преданию, получившего образование в каирском университете Аль-Азхар и перебравшегося в Карачай, где и по сей день находится его могила.

Высокий удельный вес выходцев из Кумыкии (Дагестан) сохранялся довольно долго и в кабардинском духовенстве. Например, в 1843 г. лица, происходившие "из Кумыкских владений", являлись настоятелями приходов в таких населенных пунктах Кабарды, как аулы Кенже, Кучмазукина и Лемпежева, Казиева, Кармова, Лафишева, Б. Тамбиева, Бековича-Черкасского, М. Атажукина, Ахлова, Коголкина, Хостова, Шанибова, Куныжева и др.

Примерно такая же картина наблюдалась в то время и у балкарцев, где, как отмечают исследователи, "довольно часто эту должность в балкарских обществах занимали выходцы из Дагестана".

В регион духовные лица из Дагестана продолжали переезжать и после Кавказской войны. Основателем карачаевских Халиловых является религиозный деятель Мухаммад-хаджи (Эль-хаджи), выходец из Хубара (в совр. Казбековском районе Дагестана), переселившийся в Карачай во второй пол. XIX в. Фамилия Азанчиевы происходит от дагестанца Магомета, который выполнял в карачаевском ауле обязанности муэдзина (кар.-балк.: азанчы); он был сыном Хаджичика (род. ок. 1820-х гг.), кумыка из района Буйнака (эпоним фамилии Хаджичковых). Карачаевской ветви дагестанской фамилии Габиевых положил начало эфенди Имам-Шапия Габиев, который переехал из Дагестана в Кабарду, а оттуда - в Карачай, где поселился в тийре (родовом квартале) Алиевых в ауле Карт-Джурт. Священнослужителем здесь был и его сын Мухаммад-Расул (ок. 1890-1980), который, по семейному преданию, в юности обучался в одном из стамбульских духовных образовательных учреждений.

Следует отметить особую роль Кумыкии в зарождении и становлении карачаево-балкарской письменной литературы, печати. В начале прошлого века в Дагестане издавались книги на карачаево-балкарском и кабардинском языках. В их числе - первое учебное пособие, автором которого является Исмаил-эфенди Акбаев (Чокуна-апенди).

Религиозные связи не ослабевали и в советское время. Они были преимущественно связаны с духовными узами по суфийской линии, а еще точнее - по линии тариката Накшбандийа.

Об авторе

Рашид Хатуев - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Правительства КЧР.


"Ёлдаш/Времена", 14-10-2011

Размещено: 20.10.2011 | Просмотров: 3295 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.