Кумыкский мир

Культура, история, современность

Отзыв на публикацию Н. Г. Волковой «Названия кумыков в кавказских языках»

Опубликованный в журнале материал является перепечаткой из сборника научных статей "Этническая ономастика", изданного в Москве Институтом этнографии АН СССР в 1984 г.

Автор статьи Н. Г. Волкова - известный кавказовед, признанный ученый в области этнической истории народов Кавказа, автор нескольких монографических исследований по этническому составу населения Северного Кавказа, по кавказской этнонимике (науке о названиях народов).

Вышеназванная статья посвящена анализу названий кумыков в кавказских языках. Вопросы этнонимики в ней связаны с проблемами этнической истории кумыков. Проблемы этногенеза и этнической истории кумыков, одного из тюрко-язычных народов Дагестана, относятся к числу дискуссионных и слаборазработанных вопросов истории (подробнее см. Федоров Г.С. "Этническая история Северо-Восточного Дагестана (Проблемы происхождения кумыков)", Махачкала, 1995 г.).

В статье Н. Волковой содержатся краткие оригинальные сведения об эндо- и экзоэтнонимах (самоназваниях и внешних названиях народов) кумыков, представляющих значительный научный интерес. Однако наличие интересных материалов не означает, что все этнонимические изыскания Н. Г. Волковой достаточно аргументированы. Более того, в статье, к сожалению, встречаются явные неточности. Остановимся на некоторых из них.

Прежде всего, бросаются в глаза такие неверные утверждения как:

  1. "Народы Северного Кавказа не знали кумыков" (с. 59). Это явная ошибка, так как именно кумыкские анклавы расположены на Северном Кавказе, примерно с XVII - XVIII в.в (а может быть и с более раннего времени) - значительная часть населения Карт-Джурта в Карачае, кизлярские кумыки на территории Северной Осетии (сел. Кизляр, гор. Моздок) и брагунские кумыки в Чечне (сел. Брагуны, Виноградное, Дарбанхи и др.). Отсюда становится понятным почему этнонимом "кумыки" северокавказцы называли все население Дагестана. И это закономерно, ибо, как правило, именем народа, с которым впервые столкнулись, вошли в контакт те или иные относительно дальние соседи, называют и всех остальных, находящихся в их "округе". Таких исторических примеров много: лезги, лезгины, леки, татары, черкесы и др.
  2. "На Северном Кавказе имена кумык, кумук реально означали только один народ - лакцев", - пишет Н. Волкова. Это утверждение основано на том, что именем "кумык" называли дагестанцев-отходников. Но отходничество - это относительно позднее явление (XIX - начало XX в.), да и не довод, так как кумыками именовали, как было выше сказано, ошибочно всех дагестанцев, в том числе и лакцев-отходников.
  3. "В Дагестане, Чечне и Ингушетии терминами "кумык", "кумук" назывались два народа - лакцы и кумыки" - отмечает Н. Волкова. Это не так, ибо ситуация в Дагестане была иной, чем в Чечне и Ингушетии, где так же, как и в других частях Северного Кавказа, этим термином называли прежде всего кумыков (своих ближайших соседей), а также всех остальных дагестанцев, в том числе лакцев. Для обозначения аварцев (также ближайших соседей) у чеченцев есть другой этноним - "суйли","сюйли".
  4. "В основе дагестанских названий лакцев, как и северокавказских, лежат те же варианты одного имени - кумук, гумук, гумек". Это утверждение Н. Волковой основано на неточностях: кумыки никогда не называли лакцев так же как себя - этнонимом "къумукъ", а именовали их по названию главного селения Казикумух - "къазикъумукълар". Кстати, наименование селения Кумух лежит в основе всех остальных дагестанских этнонимов лакцев.

Если будет доказано, что этноним "кумук" и топоним "Кумух" тождественны, с лингвистической точки зрения, то вероятность того, что этноним "кумук" дал зназвание "кумух" гораздо выше, чем от названия шамхальства - Кази-кумухского шамхальства, от которого, по Н. Волковой, произошло самоназвание кумыков, и название лакцев.

Во-первых, это феодальное владение в исторических источниках XIV-XVII вв. не называлось "Шамхальство Казикумухское", а называлось шамхальство ("Шавхалулу"). Уточнение "Казикумухское" дано было исследователями в XIX-нач. XX в. для того, чтобы различать шамхальство Тарковское от ханства Казикумухского. Шамхальство - это государство, объединявшее большую часть Дагестана и имевшее две резиденции его главы - Тарки (Таргу) в зимнее время (8-9 месяцев в году) и летнюю резиденцию Кумух 3-4 месяца в году (подробнее см. В. Г. Гаджиев "Шамхальство (История образования и государственное управление)" в сб. "Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане", Махачкала, 1989 г., с. 12-41). Кстати, сам термин "шамхал", как установлено лингвистами, - социальный термин старотюркского происхождения, семантически связанный со словами "смотреть" - "смотритель" - "правитель, министр" - "сановник" - шамхал" (см. Кадыраджиев К.С. "Структура и генезис соционима "шамхал" в сб. "Социальная терминология в языках Дагестана". Махачкала, 1989 г., с. 57).

Если исходить из исторических аналогий, то вполне вероятно, что название "кумух" восходит к названию племени "кумук", подобно тому как от тюркского этнонима "маджар", "мадьяр" получило название сел. Маджалис, от тюркского же этнонима "авар" - сел. Авар (ныне Хунзах); от этнонима "торк" - сел. Торкали и Доргели; от "бораган" - сел. Брагуны; от "черкес" - г. Черкесск; от "карачайлар" - г. Карачаевск; от адыгов - Адыге-Хабль; от "татар" - Татарск; Татарине, Татарка; от "якут" - г. Якутск; от "тюркмен" - Туркменкала; от теркеменцев - сел. Уллутеркеме. Имеются исторические названия: г. Булгар от племени "булгар", г. Хазаркала от племени "хазар". В этом же ряду этнотопонимы Кафыркумух и Казикумух - от тюркского этнонима "кумук", который, кстати, встречается в качестве родового названия у ногайцев и у казахов.

В статье утверждается, что в русских источниках XVI - XVII вв. терминами "кумытцкой земли", "кумытцких людей", "кумычен" обозначаются не только собственно кумыки, но также лакцы. Это неверно. Общеизвестно, что этими терминами обозначались кумыки вместе с частью ногайцев, которые были первыми из дагестанцев, контактировавшими с русскими на Северо-Воточном Кавказе и маловероятно, чтобы этими терминами они называли другие дагестанские, в частности, лакские, земли.

Н. Г. Волкова неверно истолковывает и западноевропейского путешественника XVII в. Адама Олеария, который проезжал через Дагестан. Адам Олеарий допустил много неточностей и к его трудам надо относиться весьма критически. Так он писал: "Здешние дагестанцы (имеются в виду жители сел. Тарки) равно как и бойнаки, и живущие более к северу люди именуются кайтаками. За Тарку в горах, к западу находятся еще другие, которые зовутся кумуки или казукумуки, каждое из этих племен имеет особых своих государей" (см. А. Олеарий "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", СПб., 1906, с. 498). Данный автор жителей Тарков - кумыков ошибочно называет кайтагцами (ныне часть даргинцев), а к западу от Тарков, в горах помещает кумуков или казукумуков, и не ясно, кого он имеет в виду: кумыков нынешнего Буйнакского района, которые также живут в горах, или лакцев (казикумухцев).

Не права Н. Г. Волкова так же, когда пишет, что имя гумик было известно в источниках X в., Этот термин, как установлено, более древний. Он зафиксирован в клинообразных надписях древней Месопотамии и относится к 1 тыс. до нашей эры. "В клинописных источниках, - пишет исследователь Ю. Б. Юсифов, - встречаются названия ряда стран, которые, по-видимому, образованы, от соответствующих этнонимов. Это - Кумману, Куммани, Куммухи, Лаке, которые соответственно могут быть сравнимы с поздними этническими названиями; коман (тюркское племя), ку-угук (тюркское племя), лак (нахско-дагестанский этнос). Этносы клинописных источников соответственно обитали в регионах реки Большой Заб и Евфрат. Возможно, что в процессе исторического развития объекты древних этнонимов менялись". Таким образом, еще с глубокой древности зафиксировано параллельное существование этнонимов "кумук" и "лак" и нет оснований утверждать, что этнические наименования лакцев и кумыков совпадают, как это делается в упомянутой статье Н.Г. Волковой.

Вместе с тем надо оговорить, что каждый исследователь вправе разрабатывать различные вопросы этнической истории народов Дагестана и делать свои выводы. Тем более, статья Н. Г. Волковой была написана более десяти лет назад и не связана, хочется надеяться, с какими-то политическими целями.

Завершая краткий отзыв на статью Н. Г. Волковой следует сказать, что в качестве альтернативного мнения, видимо, необходимо опубликовать в этом же журнале (в ближайшем номере) статью-отзыв или другую самостоятельную статью, в которой будет дана объективная другая версия этимологии этнонима "кумыки" и этнической истории кумыков.

Размещено: 26.11.2005 | Просмотров: 5979 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.