Кумыкский мир

Культура, история, современность

Тайны кумыкской этнонимики

Этнонимические этюды (камак, гюен, тюмен, кайы, окочан)

  1. Камак
  2. Гюен
  3. Тюмен
  4. Кайы
  5. Окочан/Окочир

Ни одна из северокавказских и сопредельных народностей, в том числе кумыки, не может быть возведена непосредственно к какой-то одной народности или союзу племен, проживавших на этих территориях в более раннюю эпоху. Все народности, населявшие эти земли, в процессе формирования включали в свой состав самые различные этнические и расовые элементы. Об этом свидетельствует наличие как общих этнических компонентов у различных народностей, так и наличие у одних и тех же народов Северного Кавказа и смежных областей различных антропологических типов.

Базой кумыкского этногенеза на всех его этапах были тюркские племена гунно-сарматского, гунно-хазаро-булгарского круга, вошедшие в разных сочетаниях и пропорциях также в состав балкарцев, карачаевцев, крымских татар, караимов, а также на более поздней стадии - ногайцев.

Кумыки, таким образом - народ многокорневой. С этой точки зрения древняя кумыкская этнонимика представляет для нас огромный интерес1).
В начало

Камак (кумак). По Плиниусу, название "скифского племени". Он их упоминает уже в 23-79 гг. н. э. на Северном Кавказе и приморском Дагестане2). Этот же автор сообщает, что камаки обитают и за Каспием, на берегах Яксарта (Сырдарьи). Примечательно и то, что Плиний в отношении т.н. каспийских географических ворот (прохода) указывает, что их "называют воротами куман", а страну - "Куманиа"3).

Очевидно, камаков же, но уже в другой форме их этнонима - камар/комар называют и другие античные авторы. Дионисий Периегет (II в.н.э.), например, сообщает о племени камарит (камар + лат. суффикс -ит), а Помпоний Мела (III в.н.э.) - о племени комар, обитающем вдоль Каспийского моря.

Хотя Плиний и называл их "скифским" племенем, это отнюдь нисколько не проясняет существа вопроса об их этнической принадлежности в виду собирательного характера употребления данного термина в ту эпоху. Считается, что ни скифы, ни сарматы "не представляли этнически единого массива"4) . И скифы, и сарматы состояли из различных племен, и в том числе тюркоязычных - камаков, оранов и басилов5).

Этноним гум, на наш взгляд, представлен и в субстратной гуннской (тюркской) топонимике Центрального и Западного Кавказа. Так, этот этноним отложился в названии средневкового городища у г. Кисловодска. У балкарцев, например, сохранилась поговорка, связанная с этим городищем: "Хрум-къала, Гум-къала, къуруп къалсын бу къала!", что означает: "Хрума-крепость, Гума крепость, да исчезнет эта крепость!". Историк И. Мизиев полагает, что вместе с именем булгарского Хрума (VII в.) и этнонимом гуннов или куманов (Гум) народная эпическая память сохранила воспоминание о каком-то кровопролитии у стен этого города-крепости. Позднее балкарцы перенесли название Гум-кала на современный город Минеральные Воды"6). К этому добавим, что, по свидетельству акад. Палласа, черкесы реку Куму и "лесистую долину Подкумы" называли "Гум"7). В этой зоне известна была и "река Ата-Кум, которая после слияния с несколькими ручьями течет через длинное болото в одном направлении с Кубанью, и, наконец, впадает в нее слева"8).

Этноним кам или камак в форме гум был представлен и в самом древнем историческом пласте осетинских нартских сказаний9).

В этом контексте далеко не случайно то, что в отечественной и зарубежной историко-этнологической литературе камаков принято отождествлять с кумыками и считать последних их прямыми потомками10) .

Таким образом, можем заключить, что предки кумыков камаки находились уже среди племен скифо-сарматского круга и уже в первые века н. э. обитали на Северном Кавказе и приморском Дагестане. "Кумук, был уверен один из первых историков Кавказа А.-К. Бакиханов, есть остаток народа кам, или камак, от имени которого и получили название и принадлежащие им земли"11).
В начало

Гюен (Хюен). По китайским источникам, название хуннского (и гуннского) царского рода12), из которого происходят и Тюмень, и Мете, и еще 18 царей. На Кавказе известно под этнонимом гуэн/гюен как одно из кумыкских племен"13). Я. Лазарев считал, что этот этноним известен на Восточном Кавказе (Дагестан) со времен мидян14).

Есть сведения о гюенах (гуннах) и в античных источниках. Так, по сведениям Дионисия Периегета, гунны (гюены) уже в 160 г. н.э.) обитали между скифами и каспиями. Начиная свое описание народов Кавказа с северо-западных берегов Каспия, Дионисий первыми называет скифов, имея в виду северокавказских сарматов, потом названы гунны и каспии, а за ним - албаны и кадусии, жившие в гористой стране15).

Гюенов отмечают и византийские средневековые источники. В них они известны под именем "герли-киен, или тюрки". Их ханом в 564 г. был Асгелен (ср. с Эсгил, названием племени гунно-булгар). В том же году он направил послов в Константинополь16). Армянский автор Элизе среди 14 племен, подвластных тюркскому кагану в V в., упоминает "гуанов", т.е. гюенов". Венгерский тюрколог называет Ласло Расоньи гюенов (хьон) "сильнейшим племенем тюрков"17).

Гюены были хорошо осведомлены о своем происхождении и историческом прошлом. Согласно их преданиям, записанным в первой половине ХIХ в., гюены считали себя "самыми древними обитателями Кавказа со времен персидского шаха Асфендияра"18). Важно отметить, что упоминаемый в преданиях гюенов Асфендияр (Аспендиат) древними иранцами отождествлялся с первым государем тюрков Алп Эр Тонга19). Считается, что упоминаемый в иранском эпосе сын Афрасияба (Алп Эр Тонги) Эрджасп был царем хюенов (гюенов)20). В "Истории агван" М. Каганкатваци Аспендиат упомянут в качестве "главного бога гуннов"21).

"По преданию, писал Головинский, - одновременно с хазарами на Кумыкской плоскости появляются гуэны, а потом тюмены. Гуэны считали себя потомками хазар, но можно предполагать, что они - потомки аур-хуннов. Хунны, оставшиеся на понизовье Кумыкской плоскости, названы гуэнами"22).

Известен и ареал исторического расселения гюенов. По преданиям кумыкских гюенов, их предки первоначально населяли земли между Чир-юртом и Гамри с центром в Ихране23). По сведениям "Дербенд-наме", Мухаммада Аваби Акташи, "в крепости Ихран восседал сепахсалар Исфендияра, сделав (золотой) трон. Поэтому (правителя) Ихрана называют Владельцем трона (Сахиб-ас-серир)"24).

У тимуровских историков Йеэди и Шами в описании племен северокавказского крыла Золотой Орды упоминается племя эргувен (эр-гуен?), которое также вполне можно отождествить с кумыкскими гюенами. "В период нашествия татаро-монгол и Тимура гуены занимали предгорную полосу и составляли многочисленное племя и имели своих князей - писал кавказский этнограф В. Вейденбаум. - Они не отличались от кумыков ни своей наружностью, ни своим языком, ни верою, ни обычаями"25). Кумыкский писатель-историк Б.Атаев, основываясь на местные источники, уточняет, что гюены в период войн Тимура и Тохтамыша расселяли Салатавию. Им здесь принадлежали населенные пункты Алмак (город), Гуни, Гертме, Козтала, Инче, или Индже, Хубар, Буртунай26). Как правильно указывал Н. Семенов, "некогда многочисленное племя гуенов имело своих представителей во многих селениях плоскости (Кумыкской - К.А.) и считало себя аборигенами страны"27).

Память о гюенах живет исторически не только в фольклоре и топонимике кумыков, но и других народов. В "Дербенд-наме" между Анжи и Балхом (Эндиреем) упоминается крепость Куйван, отождествляемый учеными с гюен28). На кумыкской равнине были известны многочисленные населенные пункты и крепости: Гюен-кала, Гюен-авлак (Гюен-поле), Гюен-сызак (Гюенсая тропа), Гюен-аул, Гюен-тала, Гюен-отар (Шихалиев с. 38), в песнях воспеваются "гюенские луга". Эвлия Челеби в своем "Сияхат-наме" описывает кумыкский город на Сулаке - Коюн-кала (очевидно, иск. от гюен). Умму Камал (ХV в.), известный всему мусульманскому миру великий гюен, вышел оттуда. Известен этот этнотопоним и казахскому эпосу "Эр-Таргын", в котором упоминаются "обильные травою и водою предкавказские степи, называемые "Киян-Тюз"29). О гюенах ("кугенах" сообщает и "Книга Большому чертежу" (ХVIII в.), размещающая их "в горах по Тереку (Арак-тау? - К.А.) и по рекам иным". Гюены оставили своего влияния и на других этносах Кавказа. По сведениям Д. Шейх-Али, к этому "наидревнейшему в этих краях племени" гюенов восходят корни рода Гунай в Чечне30). У кабардинцев также имелся род Куэн31). Эту же фамилию носят некоторые лакские и аварские семьи.

В ХIХ в., по свидетельству Д.-М. Шейх-Али, гуенам принадлежали "превосходные земли не в дальнем расстоянии от Андреева (кум. Эндирей.-авт) и по берегу Сулака, выше Темир-аула"32). В Эндирее имелся Гуен-аул (квартал). Аул Гуни, Гун-тала (ныне Казбековский район РД), Гюен-кала - одно из старинных названий кумыкского нас. пункта Эндирея. Район Гудермеса у кумыков назывался "Земля гунов"33).

Заключая можно сказать, что, видимо, кумыкские гюены являются отраслью гуннов-булгар, пронесшими через тысячелетия их этническое имя.
В начало

Тюмен. Название кумыкского племени, упоминающегося всегда в паре со своими сородичами - гюенами и обитавшего в приморском Дагестане (Кавказской Гуннии) еще в первые века н. э. Тюмены также, как и их сородичи - гюены, "считали себя самыми древними обитателями Кавказа со времен персидских шахов Асфендияра, Кабада, Ануширвана..."34). По преданиям кумыкских тюменов и гюенов, "их предки первоначально населяли земли между Чир-юртом и Гамри с центром в Ихране - Чирюрте"35). "...Туманлар можно считать за остатки народа туманшахов, поселенного Ануширваном. - писал А.-К. Бакиханов. - Зона их обитания простирается от правого берега Койсу до Темир-кую. Они обитают здесь изначально"36).

В. Н. Татищев еще в ХVIII в. считал тюменцев куманами, т.е. половцами37). В ХV -ХVI вв. известностью пользовалось Тюменское княжество в низовьях р. Терек38). В 1401 г. в Тюмени (Thuma) упоминается кафедра католических епископов39). А.-К. Бакиханов писал, что владение Туман-шаха в VIII в. находилось там, где "владение Шамхальское, нижняя часть Уцмиева"40). С этим был согласен и Н.С. Семенов41). По Семенову, тюменьцы были первым народом, поселившимся выше Эндирея по р. Акташ (Чумлу)42). Известно, что Чир-юрт в древние времена назывался еще Кель-бахом, а еще древнее Играном и "некогда принадлежал хазарам и сильному народу тюмен"43). Тюменам в ХIХ в. принадлежало также урочище Бурунчак за Сулаком44). Согласно преданиям, тюменцы своей первоначальной родиной считали место на правой стороне Сулака между селениями Темир-кую и Кумторкала45).

Приведенные исторические данные позволяют считать тюменцев не только доногайскими, но и, возможно, еще и дополовецкими тюрками46).

Следует отметить и то, что этническая группа с таким названием известна не только у кумыков, но и в Средней и Центральной Азии (например, среди узбеков47), уйгуров), а также на Волге среди татар-мищарей48).

Данный этноним, очевидно, связан и с этнонимом мюйтен, встречающимся как у каракалпаков (потомков черных клобуков русских летописей), так и у башкир. Родоначальником башкирского племени усерган и вообще всех башкир считается Муйтен. В старинных песнях башкиры называются "муйтенами" или "детьми Муйтена"49). Совпадение этнонима, а также предания о переселении предков мюйтенов из Приаралья и Сырдарьи свидетельствуют о том, что муйтены участвовали в формировании как башкирского, так и каракалпакского народов50).

Хотя этническое происхождение мюйтенов считается неясным, но по этногенетическим преданиям известно, что мюйтены в древние времена обитали на Кавказе, в Крыму, на территории современного Дагестана. Своим праотцем мюйтены считают "Тамима/Тамана"51). Примечательно то, что "Тамим" поразительно созвучен с этнононимом "тюмень", а самоназвание "мюйтен" - с именем Мете-кагана (Модэ, Мооту, Мойте), отождествляемого учеными с Огуз Ханом. Мы полагаем, что все это далеко не случайно, а связано с их узко-этническим происхождением мюйтенов от хуннов Мете кагана.

Доказательством этому служит и то, что родовая тамга мюйтенов полностью совпадает с тамгой хазар52). Еще одно доказательство - существование родового подразделения самат (от сармат) среди каракалпаков. Оно же называет себя мюйтен53). Сарматы, как известно, занимали с IV - III вв. до н. э. предкавказские равнины54) и вошли в состав ближайших предков кумыкского народа55) - хазар и булгар, имевших, как известно, общий субстрат иранского (аланского) происхождения56).

Мы думаем, что идентичность сарматских монограмм или эмблем с тамгами древних тюрков - свидетельство их этнической близости, наличия тюркского элемента среди них.

Приведенные данные позволяют говорить об общности древней этнической основы племени тюмен у кумыков и мюйтен у башикир и каракалпаков.

Этническими наследниками тюменцев у кумыков является часть населения селений Эндирей, Аксай, Султан-Янги-юрт и, скорее всего, селения Тюменлер в Кайтагском районе. Дебировы (из племени тюмен) жили на Магометовом мосту57). Их этноним отложился и в микротопонимике: "Тюмен-авул", "Тюмен-чагар" (с. Эндирей), Тюмен-аул (с. Аксай).
В начало

Кайы (кум. Qayi). Одно из 24 огузских племен, выдвинувшееся в XI в. из объединения канглы (канлы)58). Кайы-канлы в XI в. в составе тюрков-сельджуков переселились на Кавказ; из них в ХIII в. образовалось ядро будущей Оттоманской империи59). Согласно сведениям сочинения "Телфик-ул Ахбар ("Telfik-ul Ahbar"), канклы являются предками кумыков60). С этим соглашается французский ориенталист Де-Гинь (Deguignes), связывающий происхождение кумыков с отвлетвлением каи-канлы61).

Не без оснований считается, что какая-то часть племени кайы когда-то обосновалась в Дагестане, на территории южных кумыков и влилась в их состав, а их этноним отложился в названии населенного пункта "Къайы-гент"62).

На наш взгляд, однако, данный этноним отложился, как в самоназвании южных кумыков, так и в названии области их исторического проживания - "гьайдакъ" (хайдак/кайтаг). Попытаемся нашу гипотезу обосновать.
В начало

История этнонима "кайтаг" (фиксации и интерпетации)

Термин этот в достоверной форме, т.е. в той же форме, в какой он бытует в нашем языке, впервые засвидетельствован у арабского историка Абу-л-Фиды (1273-1331) в XIV в. Правда он не видит разницы между географическими понятиями Кайтаг и Кавказ, тем более, что арабская графика позволяет "не заметить" эту замену, т.е. вместо "горы Кабк", как называли многие арабские авторы Кавказские горы, написано "гора Кайтак"63).

Среди других крупных областей Абу-л-Фида дается и такое описание: "Гора ал-Кайтак. Тянется от берегов Хазарского моря близ города Баб-ал-абваб к югу. Сказал ал-Азизи: эту гору называют горой языков, в ней (различные) народы, у которых различные языки. Говорят, что у них 300 языков. К северу от нас расположен ал-Кайтак, а это племя (джинс), а в южную сторону - ал-Лакз, а это тоже племя. Она (гора ал-Кайтак) тянется от Баб-ал-абваба до страны ар-Рум на расстоянии месячного (пути)..."64).

Таким образом, видно, что Абу-л-Феда употребляет термин "ал-Кайтак" в двух значениях: как название кавказских гор и как название племени. Причем, кайтаков он отличает от лезгин, под которыми принято понимать все кавказоязычное население данного региона.

Кайтаг (вариант Хайдак) в более узком, чем у Абу-л-Фиды, смысле, т.е. как название одной из пограничных областей в составе Золотой Орды на Восточном Кавказе и название племени, засвидетельствован и в период походов Тимура на Северный Кавказ65).

В папской булле 1401 г. территория католического епископства "Каспийских гор" названа "страной Кайтагской", Причем, городами "страны Кайтагской" (in Chaydakensi patria), где функционируют пять епископских центров, названы Кoмук (Ghomec), Тюмень (Thuma), Тарки (Tarchu), Торкали, или Деркалу (Dergweli) и Миках (Michacha)66). Как видно из данного перечня, под "страной хайдакской" определенно понимается вся территория расселения кумыков.

А в сообщении Абдулхусейна Навои, относящемся к 20-м гг. ХV в., уже отдельно называются владения Гумук и Гайтаг67).

Позднее термин "кайтак", как показывают источники, употреблялся как в широком собирательно-географическом, так и в узком этнонимическом68). Побывавший в 1479 г. в Дербенте итальянский посланник Иосфат Барбаро сообщает: "Народы, которые живут в этих местах, называются кайтаги (caitacci)...".

Письмоводитель турецкого войска Солак Абубекир, находившийся в 1578-1579 гг. в Дагестане и общавшийся с кайтагами, называет их "природными татарами", огузским племенем69). По сообщению Эвлия Челеби кайтаки также были носителями тюркского языка. (см. (11), стр. 251).

А. Олеарий, описывая Тарки, писал: "Здешние дагестанцы, равно как и бойнаки и живущие более к северу люди, именуются кайтаками"70).

Я. Потоцкий делил население Кайтага на белых и черных. "Белые кайтаги, - отмечал он, - живут на берегах моря, говорят на особом тюркском диалекте, почему их обычно и называют тюрки, что доказывает их происхождение от тюрков-сельджуков. Черные кайтаги (кара кайтаги) или горцы, по-видимому, лезгины, или сродни лезгинам, как акушинцы..."71).

Вышеупомянутый Де Гинь (1829 г.) считал, что хайдаки происходят от переселившихся из Средней Азии на кавказский Прикаспий хитаней, отчасти смешавшихся здесь с даргинцами72).

Русский кавказовед С. Броневский в начале XIX в. писал: "...Кайтаки, старожилой Дагестанской народ, чаятельно получивший название свое от бывшаго в сих местах древнего города Кадака"73). Гмелин отождествлял хайдаков, живущих на территории Уцмий-хана, с "терекемен-татарами", а Клапрот считал их "выродившиимися евреями, которые забыли свой материнский язык"74). Он же писал: "Терекемен-татары", которые говорят на диалекте очень близком родственном турецкому, являются жителями страны от Бойнака до Баку и отсюда покрывают все пространство по направлению к Армении75).

Таким образом, мы видим, что термин "кайтаг" в источниках ХVI-ХVII вв. употреблялся как в широком, политико-географическом (этнополитическом), так и в узко- этническом значениях. В первом значении он покрывал все средневековое население северо-западного Прикаспия и прежде всего тюрков (кумыков) и кавказоязычных даргинцев, смешавшихся с первыми в рамках единого этнополитического образования под названием Кайтаг. В узко-этническом же смысле термин этот первоначально относился к тюркскому племени кайы, принявшему участие в этногенезе кумыков в качестве одного из этнообразующих компонентов.
В начало

Происхождение этнонима.

Относительно происхождения данного этнонима в существующей исторической литературе имеется несколько противоречащих друг другу мнений. Прежде всего, следует сказать о том, что средневековые мусульманские авторы (например, Абу-л-Фида), очевидно, вообще не задумывались над этимологией термина Кайтаг, понимая его как в этнонимическом, так и в политико-географическом значении. Европейские авторы (см. выше) термином кайтаг в ХV-ХVII в. называли все население равнинного и предгорного Дагестана, включая тюрков (кумыков) и смешавшихся с ними даргинцев предгорного ареала.

Академик В.В. Бартольд возникновение данного этнонима связывал с эпохой монгольского нашествия. Известный ориенталист В. Ф. Минорский правильно полагал, что "...хайдаки получили свое название от своего высшего класса, состоявшего из пришельцев", но в противоположность мнению Бартольда, считал, что "произошло это не во время монгольского нашествия, а на несколько веков раньше"76). И произошло это, как можно предположить, в период владычества тюрков-сельджуков на Кавказе в ХI-ХII вв. Известно, что сельджуки, после завоевания восточного Кавказа для усиления существовавшего здесь с раннего средневековья тюркского (хазаро-кумыкского) ядра переселили сюда некоторые тюркские племена огузского круга77). Неслучайно Я. Потоцкий связывал происхождение кайтагов именно тюрками-сельджуками (см. выше).

Но какова этимология самого этнонима кайтаг/хайдак? Этимологию данного термина впервые попытался дать А.-К. Бакиханов. В частности, он связал это название Кайтаг с названием Гаптаг (Гап+таг)78), одной из четырех провинций Кавказской Гуннии, упоминаемым в "Истории Армении" М. Чамчяна (1784 г.) и считал их за слова одного происхождения79). Он обратил внимание и на то, что термин этот состоит из двух частей: кай + таг. Первая часть Кай, по Бакиханову, означает на древнеперсидском языке "большой" и "высокий", а вторая часть - таг (гора)80).

В.Ф. Минорский, не склонен был связывать хайдаков с иранцами и считал название хайдак (кайтак) алтайским (хазарским?) термином81) и замечал: "Имя Кай известно среди алтайских народов..., но сочетание Кайтак не встречается в других местах"82). Следует отметить, что существует и народная этимология хайдак (кайтаг) объясняющая значение, смысл этого термина на основе даргинского языка (от гьай дакъа - выгонять скот)83). Но она вряд ли может быть принята во внимание серьезной наукой.

Таким образом, на основании вышеизложенного наиболее убедительной этимологией (историко-лингвистической интерпретацией) данного термина видится лишь тюркская. Название Кайтаг образовано от этнонима кайы и слова таг (гора) в значении "горы кайев", или же "трон кайев".
В начало

Окочан/Окочир. Название это в русских источниках XVI-XVIII вв. передано в самых различных транскрипциях - "ококи", "окох", "окочаны", "акочан", "окочен", "охочен" (производные от них: "Окоцкая (Акоцкая) земля", "окочанская слобода", "окоцкий улус") и относится к обозначению близкородственного кумыкам племени.

Правда, следует отметить, что в отечественной историографии советского периода, хотя и с некоторыми оговорками84),85),86), но без критического анализа всего массива исторической информации утвердилось мнение, будто окочане (окохи) это чеченцы аккинцы (ауховцы)87), хотя ни сами аккинцы, ни другие соседние народы не называли их этим термином. Аккинцы, являющиеся выходцами из горного вайнахского общества Акки (источники конца ХVIII-ХIХ вв. локализуют их в верховьях р. Гехи и Фортанги, на правых притоках р. Сунжи)88), окружающим народам они были известным под их кумыкским именем - "аукъ" (аухи)89).

Базовыми же формами этнонима окуки и окочан, на наш взгляд, следует считать формы акук и акачир, зафиксированные в источниках еще VI - VII вв. Так, среди подвластных "гуннскому государю" на Северном Кавказе 14 тюркских племен, в Армянской истории (V в.) - наряду с "хун", "маскут", "пукур" (булгар), "куз", "джемах", "кутар", "джуч", "гуан" (гюен?), "масгут", "тома" (тюмен?) - называется и племя "акук"90). Вариант же акацир (от тюркского aq + kasir qazar > aq qazar)91) - название гуннского и хазарского родов Акацир92). Акациры - предки хазар93). Акацир, альтциагир - возможно, названия одного и того же племени в различных источниках94). Происхождение слова акук до сих пор не нашло удовлетворительного объяснения. В составе названия акук (окук) слово-понятие oq 'стрела', перен. 'род, племя, подразделение племени' + uq аффикс собирательно-множественного числа > oq+uq.

Акачиры, по М.М. Дьяконову, через Дербент переселились и в южный Кавказ95). Акачиры известны среди племен кара-коюнлу в XIV-XV в Иране96). Историк Абдулхалык Чай связывает их переселение с Кавказа в Анатолию со второй волной гуннов. В сасанидских источниках они известны под именем ак-катлан (ср. кахтан), а в византийских - акатзир. Часть акачиров, расселенных в Азербайджане в 1180-1412 гг. переселились в район Алеппо (Сирия). Агачиры связанные с кара-коюнлу с ХIII в. проживают в области Мараш (Турция), их предводители находились в родстве с основателем государства Кара-коюнлу Кара-Магомедовым, женившись на его дочери - Татар-Хатун. Агачиры живут по сей день в районе Кух-гулие в Иране97).

Таким образом, окуки или окочиры XVI-XVII вв. являются осколками, остатками раннесредневековых акачиров/акациров.

Об окуках и окочирах (окочанах) XVIII в. в источниках встречаются следующие сведения, подтверждающие их тюркское (кумыкское) происхождение. А Гильденштедт, оставивший подробное описание Кизляра 70-х гг. XVIII в., называет "Окочирский квартал", жителей кумыкской деревни, "перешедших в Кизляр и поселившихся там"98).

В кумыкских источниках (письмо Адиль-Герея Тарковского Петру I) они известны и как "народ, нарицаемый охухом-черкесы"99) и как акочаны100). Петр Генри Брус (1722 г.) отождествлял с татарами и писал про черкесов Терки ("столицы Черкесской Татарии"), что "...их язык общий с другими соседними татарами"101). В этом контексте интересно то, что сами себя окочане не отождествляли ни с чеченцами, ни с ногайцами, ни с кабардинцами102).

В русско-кумыкской переписке второй половины XVIII в. окуки также отождествляются с татарами и упоминаются как "окоченские татары, живущие в Кизляре", "Кизлярское окоченское татарское общество"103), часть которых по ходатайству кумыкских князей была переселена в сел. Кази-юрт Эндиреевского владения. Кумыкский владетель Темир Хамзин (1751 г.) о них сообщает: "как мы (кумыки - К.А.), так и кизлярские окочены однозаконцы..."104).

О "татарском" (тюркском) происхождении их свидетельствует и антропонимические данные. Так, из 14 имен "окоцких мурз" - все исконно кумыкские (тюркские) антропонимы. Из более чем 140 имен терских окочан, встречающихся в русских источниках XVI-XVII вв., более 80% исконно-кумыкские (тюркские) антропонимы, 9,8% имен можно отнести к нетюркским и 9,2% процента к мусульманским.

Следует отметить и то, что в одном из архивных документов ХIХ в. встречается и такое определение: "Окочанами назывались переселенцы персияне и вышедшие из Персии армяне, поселившиеся в окрестности Святого Креста"105).

Таким образом, анализ имеющихся источников позволяет уточнить названия тюркских племен (камаков, гюенов, тюменов и др.), обитавших на Северном Кавказе и приморском Дагестане начиная со II в. до н. э. по I-III вв. н. э. и вошедших в качестве основных этнических компонентов в состав кумыкского народа, приняв участие в его этногенезе.
В начало


Примечания:
1) Более подробно эти вопросы изложены в моей работе: "Къумукълар. Аввалгъы тарихлери, къавум бирликлери ва девлетлери" (Кумыки. Предыстория, племенные объединения и государственные образования"). Первая публикация данных материалов - в газете "Ёлдаш" (апрель-сентябрь 1999).
2) Плиний. Естественная история Вестник древней истории. 1949, №2, с. 302.
3) Там же.
4) См.: Кречмер К. Сарматы. РЭ. 1-а, 1920, с.445; см. также: Алиев И. История Мидии. Баку. 1960, с.10..
5) Zeki Velidi Togan. Umumi Turk Tarihine Giris. Ist., 1981, s. ; Гейбуллаев Г. К этногенезу азербайджанцев. Баку. 1991, с. 224,.339, 340, 464; Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов. Черкесск. 1993, с. 87, 90.
6) Мизиев И.М. Шаги к истокам этнической истории Центрального кавказа.Нальчик, 1989, с.109.
7) Паллас П.С. Путешествие по южным провинциям Российской империи. В 1793 и 1794 гг., т.1 // Аталиков В.М. Страницы истории.Нальчик.1987, с. 160.
8) Паллас П.С. Указ. соч., с. 168.
9) Алборов Б.А. Некоторые вопросы осетинской филологии. Ордж.1979, с.132; см. также: Кузнецов В.А. Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа. Ордж., 1980, с.96-115.
10) См.: Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М. 1823, с. 191; Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам. Баку.1991, с.14; Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1896, т.33, с.14; Токарев С. А. Этнография народов СССР. М. 1958, с. 228-229; Народы Кавказа. Т.1. М.1960, с.71; Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Ленинград. 1978, с. 43,44; Mirza Bala. Kumuklar maddesi // IA. 1955, c.67; Togan Z.V. Umumi Turk Tarihine giris. Istanbul.1946, s..1981, s.161; Kirzioglu F. Kipcaklar. Ankara, 1992, s. 10-11 и др.
11) Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам. Баку.1991, с.14
12) Ogel B. Buyuk Hun Imperiyasi. Baki, 1992, s. 269-272.
13) Из рукописи Головинского // Терские ведомости.1873, №5.
14) См. Лазарев Якуб-бег. О гуннах Дагестана. // "Кавказ", 1859, №34.
15) Дионисий Периегет. Описание населенной земли. // ВДИ, §1,1948, с. 240,241.
16) См.: Шопен И. Новые заметки по древней историиКавказа и его обитателей. СПб., 1866, с. 396, 400.
17) Rasonyi Laslo. Tarihte Turkluk. Ankara, 1981, s. 75
18) ЦГА РД.Ф.105, оп.2, д.4,
19) См.: Оздек Р. Тюркюн гызыл китабы. Пер. с турецкого. Баку. 1992, с. 37.
20) Zeki Velidi Togan. Umumi Turk Tarihine Giris. Ist. 1981, s. 419.
21)
22) Из рукописи Головинского // Терские ведомости.1873, №5.
23) Рук. Фонд ИИАЭ ДНЦ РАН.Ф.оп.1, д.2151, л.7.
24) ДИС,. М. 1993, с. 20).
25) Вейденбаум Е. Г. Начало гуэнской песни // СМОМПК. 1893, вып.18, с.58.
26) См.: Атаев Б. Акъсакъ Темир // Ёлдаш, 1995, 10 декабря,
27) Семенов Н. Туземцы Северовосточного кавказа. СПб., 1895, с. 237)
28) ДИС, с.31.
29) Богатырские сказания. Алма-Ата, 1985, с. 268).
30) См.: Шихалиев Д. Рассказ кумыка о кумыках (Тифлис.1848) М.-ла.1993.с. 23.
31) См.: Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л.1978.с.145.
32) Шихалиев Д. Указ. соч., с. 42, 50, 51, 52.
33) См.: Дубровин Н.. Указ. соч.т.1, кн. 1, с. 623 -624 Семенов Н.. Указ. соч., с. 237.
34) См.: ЦГА РД, ф.105, оп.2, д.4, л.257.
35) Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН, оп.1, д..2151, л.7.
36) Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991.
37) См.: Татищев В. Н. История Российская. Т.1. М.-Л. 1962, с. 271; т.1У, 1964, с. 73.
38) Лавров Л. И. Кавказская Тюмень С. 163.
39) Ф.К. Брук писал, что "это явно Тюмень" (Путешествие Ив. Шильтбергера по Европе, Азии, африке с 1399 по 1427 г. Одесчса, 1866, с. 137 (Прим. Ф. К. Брука).
40) Бакиханов А.-К. Указ. соч., с. 6.
41) Семенов Туземцы северо-восточного Кавказа. СПб., 1893, с. 237.
42) Там же.
43) Там же, с. 37.
44) Там же, с. 5-52.
45) Там же, с. 237.
46) Лавров Л. И. Кавказская Тюмень // Из истории дореволюционного Дагестана. М. 1976, с. 164.
47) Ибрагимов С.К. Сочинение Массуда бен Османи Кухистани "Тарих-и Абдул-хаир-хани"// Известия Ан КазССР. Серия истории, археологии, этнографии. Алма-Ата, 1958. Вып. 3, с.86-89; Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII вв.(Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. 1969, с. 143-144, 153.
48) Ахмеров Г. Избранные труды. Казань, 1998, с. 147.
49) см. здесь
50) см. здесь
51) См.: Толстова Л. С.. Исторические предания южного Приаралья. М. 1984, с 71,102.
52) См.: Толстова Л.С. Указ. соч. с. 71
53) Толстова Л.С. Отголоски ранних этапов этногенеза народов Средней Азии в его исторической ономастике // Ономастика Средней Азии. М. 1978, с. 9.
54) Смирнов К.Ф.. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. М. 1984 с.209.
55) Смирнов К.Ф. Археологические исследования в Дагестане в 1948-1950 гг. // Кратк. сообщ. ИМК Х1У, 1952, с.95-96.
56) Гадло 1983: с. 79-81.
57) Шихалиев Д.-М. Указ. Соч.,, с.56.
58) Канлы (кангюй) известны в источниках со 2 в. н. э. В 10 в. из среды канлы выдвинулся некто Сельджук, основатель знаменитой сельджукской династии (см.: Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казакского народа. Ташкент. 1925, с.6).
59) Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казакского народа. Ташкент. 1925, с.6.
60) "Telfik-ul Ahbar", c.1, s.256;
61) Deguignes. Turklerin Tarih-i Ummumiyesi Huseyin Cahit tercumesi. Ist.1923, c. 2, s. 25.
62) См. подробно: Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы. М. 1994, С. 14
63) Шихсаидов А.Р. Кайтак // Махмуд из Хиналуга. События в Дагестанеи Ширване в XIV-XV
64) Geogrphie d'Aboulfeda. Texte arabe, publie:par Reinaud et de Slane. Paris, 1840, p.71.
65) СМИЗО. Т.11, с. 119, 185..
66) Jean Richard. Les Missionaires latins ches les Kaytak du Daghestan (XIV-e - XV-e siecles // Материалы ХХУ Международного конгресса востоковедов. М. 1963, т.111, с. 607; см. также: Криштопа А. Сведения западноевропейских путешественников Ху в. о Дагестане - Вопросы истории и этнографии Дагестана. М.-ла, 1970, с.112.
67) Ашурбейли С. Госудапрство Ширваншахов. Баку, 1983, с.146.
68) Барбаро и Контарини о России. Л., 1971, с.153.
69) Solak Ebubekir bin Abdullah, "Sark Sefer'inde Surkhser ileVaki Olan Ahvalleri ve Sirvan'da Osman Pasa ile Surkhser'in Muharebelerin Beyan eder". Millet-Aliemiri Kut., Tarih, Sayi 366, y.10b-12a; см. также: Kirzioglu,Fahrettin. Osmanlilar'in Kafkas-Elleri'nin Fethi (1451-1590). Ankara. 1993, s.309.
70) Олеарий А. Описание путешествия:с.498.
71) Потоцкий и. "Путешествие в Астрахань и на Кавказ:" (выдержки) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп.1. Д.76. С. 17.
72) Deguignes. Turklerin Tarih-i Ummumiyesi Huseyin Cahit tercumesi. Ist.1923, c. 6, s. 215.
73) Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М.. 1823. с. 310.
74) Клапротт И. Путешествия по Кавказу и Грузии, предпринятые в 1807-1808 гг. Лондон. 1814, с. 12
75) Там же, с. 14
76) Там же, с. 127.
77) Cemal Gokce. Kafkasya ve Osmanli Imparatotlugunun Kafkasya Siyaseti. Ist.1979, s.22.
78) При этом Гаптаг ученый отождествлял с Владением шаухала.
79) 13, с. 132; цит. по: 11, с. 15.
80) Бакиханов А. -К. А. Гюлистан-и Ирам. Баку. 1991, с. 15
81) Минорский В. Ф. История Шнрвана и Дербенда Х-Х1 веков. М.. 1963, с. 127.
82) Там же.
83) Алиев Б. Г. К вопросу о происхождении кайтагских правителей, их титула и названия Хайдак // Дагестан в эпоху великого переселения народов. (Этногенетические исследования).Махачкала, 1998, с.85.
84) Кушева Е.Н. Указ. соч., с. 70.
85) Там же, с.164.
86) Кушева Е.Н. Указ. соч., с. 70.
87) Кушева Е.Н. Указ. соч., с. 62
88) Русско-чеченские отношения. Вторая половина ХУ1-ХУ11 в. Сб. док. М., 1993. С. 261.
89) Лаудаев У. Чеченское племя ССКГ. Тифлис. 1872. Вып.У1.С. 4.
90) Elize, Vardabed, Mamikonlu Vardan'in ve Ermeniler Savasinin Tarihi (449-482 yillari), ermeniceden cev. V.Langlois, Coll. II.34; Kirzioglu, Fahrettin. Kipcaklar. Ankara. 1992, s.47.
91) Czegledy K. Bemerkungen zur Geschihte der Chazaren //Acta orintalia,Bp.,1961, vol.13.
92) Арт.с. 56
93) Бернштам. Очерки истории гуннов, Л. 1951, с.264.
94) Баскаков Н.А. Тюркская лексика в "Слове о полку Игореве". М. 1985, с. 33.
95) Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. М. 1961, с. 276.
96) Тurk Dunyasi El kitabi, cilt 1, Ankara, 1992, s.347
97) Там же, с. 347
98) ДИРЗЕА, с. 214.
99) РДО 1: с. 227. Черкесы - военно-служилое сословие у тюркских племен, в том числе и у кумыков.
100) РДО ХVIII в с. 272, 275.
101) АБКИЕА, с. 149.
102) РЧО: с. 115, 140.
103) РДО в 18 в:, с.234-235.
104) Там же
105) ЦГА РД. Ф. 105, оп., 1, д.1, л.45.


Опубликовано:
КНКО: Вести. Вып. № 8-10, 2003, Махачкала.

Размещено: 28.06.2005 | Просмотров: 7100 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.