Кумыкский мир

Культура, история, современность

На повестке дня - земельный вопрос

И еще одно обращение Президенту РД

В Дагестане остро стоит земельный вопрос. Особо он волнует широкую кумыкскую общественность, если не сказать - весь народ. Это и понятно, ибо именно за счет равнинных земель, исторически являющихся житницей кумыков, ногайцев, терских казаков и теркеменцев (азербайджанцев), был утолен после большевистской революции "земельный голод", который испытывали горцы веками. На истекшей неделе в республике работала группа московских экспертов, занимающаяся разработкой предложений по эффективному использованию земельных ресурсов. Она посетила с этой целью Бабаюртовский, Дербентский, Кумторкалинский и ряд других районов республики. В состав экспертной группы вошли член Экономического совета при Президенте РД доктор экономических наук, профессор А. Алклычев, сотрудники управлений Администрации Президента и Правительства РД и эксперты из Москвы: Ольга Глезер (Институт географии РАН), Нина Миронова (НЭП им. Е. Гайдара) и Сергей Сафронов (МГУ).

А 24 августа в Махачкале состоялось итоговое заседание экономического совета, на котором была заслушана информация о ходе работы экспертной группы по разработке предложений по эффективному использованию земельных ресурсов для развития муниципальных образований республики.

Ольга Глезер в своем выступлении отметила острую необходимость продолжить изучение данной темы. В ходе поездки большое внимание уделялось изучению проблем, связанных с отгонным животноводством. "Мы старались обратить внимание на территориальные особенности Республики Дагестан, на ее внутреннюю неоднородность, которая обуславливает различия подходов к решению данного вопроса", - отметила она. Эксперт Института географии РАН подчеркнула, что ведомственная статистика не дает адекватной картины происходящего в республике.

В ходе дискуссии участники заседания обменялись мнениями и приняли решение признать работу экспертной группы удовлетворительной и вернуться к обсуждению вопроса после получения экспертных заключений.

Приезд московских экспертов, изучение и обсуждение проблем урегулирования земельных отношений в республике совпали еще с одним событием - обращением представителей кумыкской общественности к Президенту Дагестана М.М. Магомедову по этим же вопросам. Мы публикуем его с тем, чтобы наши читатели могли судить, какими видятся эти проблемы с точки зрения представителей кумыкской общественности.


Президенту Республики Дагестан

М.М. Магомедову

 

Уважаемый Магомедсалам Магомедалиевич!

Ваш курс на консолидацию дагестанского общества на основе общенационального диалога, заявленный в решениях III Съезда народов Дагестана, кумыкской общественностью воспринят с большой надеждой.

Одним из наболевших вопросов, требующих диалога и согласия, на наш взгляд, является урегулирование земельных отношений на равнинных территориях. Считаем, что вынесением на Экономический совет с участием ведущих российских научных центров вопросов рационального и эффективного использования земель отгонного животноводства Вы положили начало конструктивному обсуждению, среди комплекса проблем, и проблем этнотерриториальных, которые десятилетиями оставались законсервированными. Дальше откладывать их решение нельзя, так как нарастает социальная напряженность среди народов, проживающих на равнине, оказавшихся в меньшинстве в историческом ареале своего проживания.

В Конституции Российской Федерации и законодательных актах записано, что земля как основа жизни и деятельности должна охраняться и использоваться по назначению. На практике же допускается масса нарушений, которые зачастую приводят к серьезным земельным конфликтам. От этого больше всех страдают исторически проживающие на соответствующих территориях коренные народы: кумыки - на Кумыкской равнине, ногайцы - в Ногайской степи, русские - на севере республики.

Мы - кумыки - коренное население одноименной равнины и предгорий Дагестана, третий по численности народ, составляющий около 15 процентов от общего числа жителей республики, считаем, что проводимая в республике реформа ущемляет наши права и интересы. Нет другого дагестанского народа, который оказался бы в таком же положении. Властные структуры остаются глухи и не чувствуют всю сложность создавшейся ситуации. Создается впечатление, что все это делается преднамеренно. На такую грустную мысль наводит предвзятое и безразличное отношение госорганов к нашим многочисленным обращениям.

Самая серьезная наша проблема кроется в недостатках урегулирования земельных вопросов. В том большая вина государства, которое под прикрытием земельной реформы выходцам из горных районов сегодня фактически передает в собственность колхозно-совхозные земли, предоставленные им в свое время советской властью во временное пользование. Из-за попустительства государства на этих землях стихийно возникли населенные пункты, образованы органы местного самоуправления. Не мешало бы знать кому надо о том, что создание поселений на зимних пастбищах с оседлым образом жизни и круглосуточным выпасом скота чревато не только экологической катастрофой, но и подрывом перспективы животноводческой отрасли агропромкомплекса республики. Если на землях отгонного животноводства возникают населенные пункты и образуются сельсоветы, то другие территории (без согласия населения) лишаются статуса муниципального образования, а земли населенных пунктов отчуждаются, как, например, в Махачкале. Как следствие участился самозахват выходцами из горных районов склонов Тарки-Тау. Сколько бы ни говорили, куда бы ни обращались - все безрезультатно.

Эти и другие беззакония лишают коренные народы (кумыков, ногайцев, русских) возможности сохранения своих территорий компактного проживания.

Одним из основных занятий колхозов и совхозов было отгонное животноводство. С распадом Советского Союза распалась и "горно-кутанная" система организации животноводческих хозяйств. Очевидно, что сохранение земель отгонного животноводства в республиканской собственности сегодня ничем не оправдано. В рыночных условиях сохранение централизованно-бюрократического распоряжения земельными ресурсами с коррупционной составляющей чиновниками Министерства земельных и имущественных отношений ведет к негативным последствиям. Следовательно, они должны получить соответствующие современным рыночным механизмам правовые и экономические обоснования.

Законодательные ограничения, запреты на нецелевое использование земель почему-то остаются на бумаге, когда это касается кумыкских земель. Видимо, сложилась такая ситуация, что сама республика без федеральных органов не в состоянии решить накопившиеся с годами проблемы в сфере управления земельными ресурсами.

Решение всех этих проблем должно базироваться на двух фундаментальных принципах - земли должны использоваться в интересах экономики всей республики и при этом должны учитываться интересы всех народов Дагестана. Но сегодня общественность не наблюдает, какие меры принимаются по защите прав интересов, особенно коренных народов. Нам известно, что в недрах Минэкономики зарождаются сценарии о легализации незаконных строений на землях отгонного животноводства без учета интересов местного населения, что приведет к демографическому перекосу в пользу переселенцев с гор. На сегодня ни в одном городе нет главы из числа кумыков. А при продолжении политики Минэкономики республики их не будет и в районах компактного проживания кумыков.

В связи с вышеизложенным считаем необходимым:

1. Обеспечить защиту интересов коренных народов равнины на исторических территориях их обитания. Защитить их права собственности на свою землю, в том числе на земли отгонного животноводства. Для этого необходимо внести юридически обоснованные поправки в Законы РД "О земле", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О статусе земель отгонного животноводства", а также принять экономически обоснованную систему (методику) распределения земель для ведения предпринимательской деятельности в аграрных отраслях экономики РД (аренда, учет эффективности эксплуатации земель, экологическая ситуация и т. д.).

2. Передать все "кутанные земли" и "отгонные пастбища" РД в исключительное и безусловное владение администрациям соответствующих районных муниципальных образований с получением ими у арендаторов, в том числе для отгонного животноводства, платы за пользование землей. Передать присельские территории в исключительное и безусловное владение администрациям соответствующих сельских муниципальных образований.

3. Предпринять комплекс мер по предотвращению образования новых муниципальных образований, населенных пунктов на землях отгонного животноводства, которое ведет к экологической катастрофе. С этой целью пересмотреть Законы РД "О местном самоуправлении", "О статусе и границах муниципальных образований", "Об административно-территориальном устройстве РД".

4. Принять меры по исправлению перекосов в подборе и расстановке кадров по национальному признаку в ведомствах по управлению земельными ресурсами.

5. Определить условия, порядок, механизм возмещения и компенсирования на землях сельхозназначения, переданных в пользование Министерства обороны РФ из земель Карабудахкентского и Буйнакского районов.

6. При выделении в субаренду рекреационных земель - в приоритетном порядке рассматривать заявки Бабаюртовского, Карабудахкентского, Кумторкалинского и Каякентского районов. Не допускать принятия каких-либо нормативных актов по использованию земель Каспийского побережья без учёта интересов муниципальных районов, в границах которых они расположены.

Здесь изложены лишь некоторые из множества наших проблем. Надеемся, что поднятые нами в обращении вопросы будут изучены и по ним будут даны соответствующие поручения.

Вагидов В.Д.,председатель Совета старейшин кумыкского народа (ССКН);

Аджиев А.М.,ген. директор НИИПТИ, доктор с-х. наук, профессор;

Айгумов А.Э.,член Общественной палаты РД;

Кадиев Р.К.,профессорДГУ, почетн. работник Высшей профшколы РФ, засл. деят. науки РД;

Мурзаев А.А.,член Общественного Совета при Полномочном представителе Президента РФ в С.КФО;

Мустафаев М.Б.,профессорДГПУ;

Насрутдинов У.И.,ветеран труда;

Османов А.И.,советник РАН, член-корр. РАН;

Сулейманов З.И.,председатель Правления ООО "Сплоченность";

Телякавов П.С.,член Общественной палаты РД.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 2 сентября 2011 г.

Размещено: 04.09.2011 | Просмотров: 3380 | Комментарии: 17

Комментарии на facebook

 

Комментарии

raxa оставил комментарий 04.09.2011, 18:31
Comment
вам не надоело эти обращения писать? М-Саламу как на срать на ваши обращения. Сколько мы обращений делали (М-Саламу уже который раз), в москву делали, съезды организовывали и какой толк?! Что нибудь добились с этими митингами и обращениями?! Там в правительстве в серьез ни кто не воспринемает эти митинги и эти обращения, они думают вот соберутся по кричат, по свистят и разойдутся. Эти обращения тоже со смехом читает наверно.
jupiter оставил комментарий 04.09.2011, 21:35
Comment
С тобой можно согласиться, но это лучше чем не делать ничего.
Bekbolat оставил комментарий 05.09.2011, 11:40
Comment
Raxa,а что ты предлагаешь?
rash_ess оставил комментарий 05.09.2011, 12:30
Comment
Давайте создадим фонд, все кто сколько может будет туда скидываться. Выбрать управляющую компанию, которая будет управлять средствами в целях увеличения капитала. Устраивать выборы правления фонда, которое средства будет пускать на выкуп земель, подкуп чиновников, "покупку" должностей в правительстве и т.д. и т.п.
rash_ess оставил комментарий 05.09.2011, 12:35
Comment
Разве у нас мало бизнесменов, юристов, финансистов, экономистов, агрономов и т.д.? Можем же спокойно выработать стратегию развития и двигаться вперед, где можно выбивать деньги с бюджетов, где не получается сами скидываться
БУЛ оставил комментарий 05.09.2011, 15:36
Comment
Надо собирать деньги на то,чтобы наши проблемы были правильно услышаны за пределами Дагестана( руководство страны (статьи в авторитетных изданиях прежде в России за рубежом,подключения тюркского мира и т.д).Для этого для начала необходимо разработка программы минимуми далее максимум,для понятия того,что мы хотим.У нас нет бизнес элиты вне Дагестана(если ошибаюсь то поправьте),поэтому надо работать с элитой во власти , депутаты,убеждая .ане отталкивая .
БУЛ оставил комментарий 05.09.2011, 15:55
Comment
Согласен по поводу фонда,который пойдёт на оплату штата специалистов,которые будут заниматься проблемой ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНО начиная с писем во власть и далее организации съездов,митингови и жесткиий контроль за исполнением решений.
Attila оставил комментарий 08.09.2011, 19:33
Comment
Согласен с raxa ,но думаю надо обращаться паралельно и в евросуды по правам человека ЭТО УЖЕ ГЕНОЦИД кумыкского народа окружающими нас так называемыми братскими горцами и окупационной русни!
Скоро доведут кумыков что не на ментов как боевики охотятся а на этих хапуг бессовестных.ИМ ХАРАМ жить без согласия кумыкских джамиатов ,ну как говорится в известной поговорке пусти свинью за стол он тебе и ноги на стол!
Будем ждать развала русни ,чтобы всё стало на свои места,у русни никогда не было честной не лицемерной политики но к сожалению она такова и есть эта русня ,вот откуда истоки проблем!
raxa оставил комментарий 08.09.2011, 22:07
Comment
Нас кумыков ни кто уже в серьез не воспринемают. Любой земельный или кадровый вопрос решается за счет дискрименации кумыков. Мы народ оставшиеся без земель, даже переселенцы с гор на одного человека имеют больше земель чем кумык вот пример Бабаюртовский район. Нет ни одного мэра города кумыка. Махачкалу, Каспийск, Избербаш держут даргинцы, а Хасавюрт, Буйнакск, Кизилюрт аварцы и хапают городской бюджет, а кумыки..... ничего не хапают. Только наши районы сидят кумыки и то какие кумыки очкошники, продажные шакалы. Главы районов только на продаже земли делают себе деньги. Щас уже финансовый геноцид кумыков пошел. Коммунальные услуги(кроме газа который вот вот мы потеряем) мы платим Дагэнергосбыт даргинцам и вот щас налоги тоже будеv, вот два наших крупных района карабудахкентский и каякентский налоговые инспекции объеденят с каспийском и избербашем где сидят отнють не кумыки. Финансовый геноцид что еще сказать. Исторический геноцид был, всю нашу историю верх ногами перевернули, земельный геноцид был, а щас уже Финансовый)))
raxa оставил комментарий 08.09.2011, 22:08
Comment
И КАК ДОЛГО ЕЩЕ МЫ ЭТО БУДЕМ ТЕРПЕТЬ???????????
Eldar200 оставил комментарий 11.09.2011, 01:40
Comment
Без полезная трата времени! Не бывает друзей ради дружбы у нас разные интересы.Нужна консолидация всей кумыкской нации, а не только Дагестана.
SARMAT оставил комментарий 13.09.2011, 18:43
Comment
Кумыки братья и сестры , надо бороться за нашу земля нельзя дать взять ее этим не знаюшим от кого они произошли трусливым народам бежавшим в горы по любому поводу. Мы потомки великих народов державших за одно место всех соседей . КАВКАЗ говорил на кумыкском хватить давать вытирать об нас ноги . Что мы скажим нашим предкам , что скажем нашим детям . Я чистокровный кумык хочу взять себе в жены кумычку , и мои дети тоже свяжут свою судьбу только с кумыками . Я думаю вы разделяете мои взгляды не будим вступать в смешанные браки и только это и надо нет, разобшенных людей легко разбить . Почему в моем селе где кумыки 95% должны преподавать другие языки уменьшать время кумыкского языка ????? Анасын си__им къоймажакъман басыгъыз къумакълар!!!!!!!!!!!!!!!!! Бизинки тюз БИЗ УТАЖАКЪБЫЗ Амин !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ren оставил комментарий 14.09.2011, 23:20
Comment
Нужно, нужно. На деле нужно.
chagar оставил комментарий 19.09.2011, 13:51
Comment
Согласен с Attilla.Надо дождаться развала этого государства.Уже сейчас 90% русских твёрдо убежденны, что Кавказ им не нужен. Если сейчас что то начинать делать,получится бардак. Бизин халкъ ончагъы бирлешеген халкъ тугуль пока не припрёт вконец.Амма шундан орус аскер гетгенде /Мычыгъышдан гетген куйде/,шо гюн шунда къалмагъал башланажакъ.Бизин запасной ватаныбыз ёкъ,тавлуланыки йимик, следовательно гетме ерибизде ёкъ.Она шо заман халкъ бирлешежек, неде битежек. Амма Sarmat йимиклер кёп болсун. У древних тюрков говорят был некий жестокий закон:если с проигранной битвы вовращался онбаши с одним(и больше) потерянным воином,то все оставшиеся подвергались казни.Представляете как билась десятка(онлукъ) после потери хоть одного бойца. У них был только один вариант остаться в живых:ПОБЕДИТЬ! И за счёт этого выигривались сражения.Скоро мы окажемся в похожем положении.Аллагьны кёмеги болсун шо заман бизге
Lamouz оставил комментарий 19.09.2011, 21:19
Comment
О Русских не надо плохо отзываться, мы с этим и другими народами живем несколько сот лет, и все было хорошо, доя прихода к власти жидов. Вы откройте глаза Наш народ и Русских губят умышленно, потому что это два самых стойких народов, Русские в России Кумыки на Каваказе. А власть на Кавказе дают мало грамотным народам, с низкими моральными качествами, которые за деньги продадут свою Родину и своих Родных. Почему везде ставят аварцев, почему везде слышны имена только аварцев? Это умышленно навязывают нашим детям ложных идеалов. Расул гамзатов, кто он такой, он что писатель Нашего народа, или Даргинцев, Лезгинов, я его язык не понимал и понимать не хочу? Имам шамиль что он сделал, бегал по горам в то время как Кумыки на равнинах воевали, в итоге продали его свои же аварцы, а его подкупили, дали чин в Питербурге и все он продался, больше и не выступал. Воевали Кумыки, горели села Кумыков, а славу получил он. Толбоева Часто стали показывать по телевизору, а знаете за что он получил героя? Ему дали героя за то что он бомбил на своем самолете афганцев, своих же Мусульман, и бомбил он мирных жителей. Да он Истенный Герой. И все ему подобные такие же Герои. Махачев, сидел за изнасилование, рэкет, а теперь Депутат. Про махачева писала фазу алиева что он истенный сын горцев. Это говорит о том что у этих горцев Истинна своя, и далеко не Чиста помыслами. Как можно пить воду которой мылись? На такое только один народ способен. И молятся они человеку а не Аллаху, все книги которое выпускает духовное управление Дагестана агитирует их политику в Исламе. Правление в Дагестане дают только народом которыми можно управлять, а управляют ими при помощи денег, религиозных течений и т.д. Стадным обществом управлять легче, чем с обществом у которого есть своя История, свой Быт и свои Гении и Герои.
Стоит вспомнить как только правление дают аварцам, так везде бордак, грязь, бандитизм. Пришол Даниялов, продал все земли кумыков своим аварцам, пришел в Хасавюрт Умаханов теперь там бандиты, город превратился в свинарник. А до них жили мы Кумыки и Русские и все у нас было хорошо, и таких примеров уйма.
Не Надо валить все на русских, этот народ страдает так же как и Наш, этот народ спаивают, деморализуют. Погибнет этот народ погибнем и мы.
Эта политика жидов обращена против Нас и против Русских, против непокоримых народов державших Власть. Не поддавайтесь на всякие наистские высказывания, живите и думайте своей головой и будьте Едены. Амин.
Airon_axe оставил комментарий 20.09.2011, 14:11
Comment
Во-во. Свою полную беспонтовость так легко свалить на жидов. Зачем иметь свои мозги, когда есть жиды? Не так ли?
Интересно, у меня вопрос - являются ли такие фамилии, тех, кто были в свое время, главами правительства Дагестана, (и при которых тоже раздавали земли кумыкских сел) и которые считают себя кумыками - жидовскими?
ArgoDag оставил комментарий 21.11.2011, 17:24
Comment
Что валить на русских, их в Даг-не практически не осталось, а вот как то кумыки не заметили, что потеряли землю не только де факто, но и начинают ее терять де-юре. С развалом Союза, один из соседних народов обьявил всю Засулакскую Кумыкию своей исторической родиной и готов включить ее в состав "Великой Ичкерии". И делается это довольно грамотно, без шума и скандалов, а исторически готовится основа. Пишутся исторические труды, по данной теме защишаются докторские дисертации. Кумыкские аулы обьявлены прародиной чеченских тейпов, а населяющие их кумыки - потомками чеченцев. По читайте в интернете найдете много интересного, это дошло даже до Википедии, уже туда добралась Кадыровская пропаганда. А вы ждете развала России, развалится Россия, появится Ичкерия.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.