Кумыкский мир

Культура, история, современность

Что скрывается за названием «Избирбаш»

К истории древнего топонимического памятника

Недавно в одной из республиканских газет я прочел весьма интересные заметки по истории города Избербаш. Автор в них коснулся истории и самого кумыкского названия города. Соглашаясь с ним в подходах к его толкованию, в то же время хотел бы дополнить и уточнить его суждения относительно данного топонима.

Как свидетельствуют источники

В прошлом у кумыков под этим названием было известно два населенных пункта - Уллу Избир (Извар) и Гиччи Избир, Так, П.Г. Бутков, занимавшийся историей Кавказа во времена Персидского похода Петра I в 1722 г., упоминает один из них - "Кучюк Извар". Это же название издревле носила и гора Избиртау, возвышающаяся над расстилающейся под ней приморской равнинной полосой. По народным преданиям земля Избир (Извар) являлась границей между Утамышским владением Султан-Мута и владениями Шаухала Тарковского [Гаджиева С. Ш. Кумыки. Махачкала. 2002].

Название это с 1930-х гг. носит и современный город, который кумыки и др. народы называют Избир (Избербаш). Понятно, что оно заимствовано от названия, быть может (история об этом, увы, молчит), исчезнувшего с лица земли поселения в период Персидского похода Петра I. Ведь именно здесь, в 20 км от Утамыша, "в урочище Кучюк-Изваре, при речке Индже", в 1722 г. и состоялось, как сообщает русский историк П.Г. Бутков, кровопролитное сражение между войсками знаменитого Султан-Мута Утамышского и Петра I.

Интересна и сама история данного кумыкского топонима

фотоНародная этимология связывает происхождение названия "Избир" ("Избербаш") с кумыкским гьыз бар баш - "место, где есть след". Но она, надо сказать, не имеет никакого отношения к науке. Аналогичного свойства и введенная в самое последнее время в околонаучный обиход народная этимология, выводящая его от даргинского Инзбар ("родниковое место", "место, где находится источник воды").

Топонимическими исследованиями установлено, что преобладающее большинство топонимов (названий мест, населенных пунктов) образованы от названий племен и их подразделений. Например, в той же округе, по компетентному мнению патриарха этнографической науки в Дагестане профессора С.Ш. Гаджиевой, название селения Каякент образовано от названия тюркского племени кайы, которое здесь когда-то обитало, с добавлением слова кент в значении "населенный пункт". Следовательно, исконно кумыкское Къайыгент (не Каякент) этимологизируется как "населенный пункт племени кайы".

Мы считаем, что по такой же топонимической модели образовалось и название Извар/Избир. По нашему мнению оно происходит от названия булгаро-хазаро-кипчакского племени испирлю (испир + аффикс собирательности или принадлежности -лю). Не вызывает сомнений тот факт, что с раннего средневековья на этих землях существовало "Царство гуннов", основным населением которого были предки кумыков - гунно-булгарские племена. Среди них, как отмечают источники, было и племя испирлю, самоназвание (этноним) которых отложилось в ряде географических названий на территориях Грузии и Северо-Восточной Турции [F. Kırzıoglu. Dede Korkud Oguznamelerin işıgında Karapapaklar, Borcalı-Kazak urugunun Kur-Aras boylarındaki 1800 yılına bir bakis. Erzerum, 1972]. Например, это же племя еще в XIX веке мы видим в Грузии в объединении казаков (карапапахов), а ныне недалеко от Эрзерума в Турции существуют город и уезд Испир (İspir).

Нелишне будет здесь также отметить, что термином аспар/эспер/испир у древних тюрков, например, у булгар, прямых предков кумыков, называли подвид ястреба. Это слово мы находим и в имени собственном одного из сыновей основателя Кавказской Великой Булгарии ("Magna Bulgaria") Кубрат Хана - Аспаруха/Эсперика (испер + суфф. уменьшит. -ик/эк).

Таким образом, обобщая, мы можем сказать, что вышеуказанный старинный топоним является отэтнонимическим тюркским названием старинного населенного пункта южных кумыков, которым впоследствии был назван и современный город, возникший на этой территории. Поэтому он должен охраняться как наш древний и бесценный топонимический памятник.

Несколько слов и по поводу горы Избиртау/Избирбаш

Как известно, ряд скал горы Избиртау, заходящих друг за друга на высоте 150 метров над уровнем моря, чудным образом вырисовывают человеческий профиль. Принято считать, что первым заметил сходство очертаний этой горы с профилем Пушкина путешествовавший по Кавказу знаменитый французский писатель Александр Дюма. Но мне все же думается, что ещё раньше обратили внимание на это чудо природы местные жители. А заметив, на свой народный лад и назвали Йюзвартау, что может означать лишь "гора с человеческим профилем, с человеческими очертаниями". Тем более, что местным жителям оставалось лишь повнимательней всмотреться в очертания почитаемой горы и тогда, быть может, они с удивлением и радостью обнаружили бы их сходство не только с профилем великого русского поэта А.С. Пушкина, но и своего великого земляка - Султан-Мута Утамышского. (Спешу заверить своих критически настроенных читателей, их обоих я очень уважаю.)

А параллельный с этим Избирбаш, как нам представляется, также свидетельствует о факте осознания местными жителями уникальности этой местности. Название это образовано из двух слов - этнонима избир и слова баш. Заметим, что в Кумыкии издревле имеется много мест, географических и топографических объектов, в названии которых встречается слово "баш": Кукуртбаш (в 15-ти километрах к юго-востоку от Махачкалы), Ташбаш (с. Н. Казаныш Буйнакского района РД), Аркабаш (Хасавюртовский район РД), упоминаемый в начале XV в. тимуровскими историками в Северном Дагестане - Баштепе (Баштёбе) и множество других. Как и в большинстве тюркских языков, семантическое (смысловое) поле кумыкского слова "баш" включает значения "голова", "глава", "вершина", "начало", "главный", "первый". В связи с этим топоним Избирбаш представляется заманчивым связать по ритуальной значимости с Аркабаш, т.е. местом, где по свидетельству кавказоведа Н. Семенова кумыкские князья и оздены периодически собирались для решения неотложных общественно важных дел.


Опубликовано: газета "Ёлдаш", 26 августа 2011 г.

Размещено: 03.09.2011 | Просмотров: 3472 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.