Кумыкский мир

Культура, история, современность

Кумыки и их герои

Лишив народ его истории и героев, можно уничтожить сам этот народ. К истории народа следует относиться как к фундаменту его национального самосознания и будущего развития.

В последние годы на страницах нашей газеты мы целенаправленно пытаемся "разговорить нашу историю", писать историю народа, а не историю её этнической территории, населить ее конкретными историческими персонажами, которые творили эту самую историю, и тем самым актуализировать историческое сознание наших читателей. И такая линия, надо сказать, дает свои плоды: у всё большего числа читателей наблюдается заметный рост интереса к истории, к историческим корням, историческому прошлому.

При этом мы исходим из того, что:

  1. история не то, что было и навсегда кануло в лету, а то, что продолжает хранить неразрывную преемственную связь с настоящим и будущим;
  2. мы должны знать историю не "вообще", а персонифицированную в её ярких исторических и фольклорных (эпических) героях.

Считаю, что нами в этом направлении немало сделано. Достаточно сказать, что за последние десять лет вышло 14 номеров кумыковедческого информационно-аналитического вестника "КНКО:Вести", первый "Кумыкский энциклопедический словарь" (2010 г.), ныне в производстве находится его второе дополненное издание, не говоря уже о нескольких моих авторских монографиях.

Однако хочу сказать, что я, как редактор и модератор таких публикаций и изданий, нет-нет да и получаю письма рассерженных читателей, которых раздражает наше "повышенное", по их мнению, внимание к шамхалам, князьям, "царским" генералам, ну, одним словом, к тем, на кого они привыкли вешать ярлыки "эксплуататоров" и "врагов народа". Известный в республике человек с трибуны одной конференции даже "клеймил" нас, якобы увлекающихся героизацией таких личностей в ущерб "признанным героям социалистического строительства в Дагестане и руководителям республики, проведшим многогранную и плодотворную работу во имя процветания нашего края".

Ну что же, таких людей я прекрасно понимаю. Но должен сказать, что "обелением" или "очернением" каких бы то ни было личностей я никогда не занимался и впредь так же не буду. Мне всегда импонировали люди чести и долга, люди "озденьей породы" (выражение Баммат-шавхала Тарковского), с развитым чувством личности, собственного человеческого достоинства, а не холопы и пешки чужих игрищ, забав и замыслов. Я далек от того, чтобы думать, что народ наш в своей истории героев имел лишь в советский период. Это, во-первых. А во-вторых, как историк народными героями считаю не только признанных официальной наукой и советскими учебниками, но и всех тех (благо их у нашего народа немало!), кто независимо от своих убеждений, жил, творил и, когда потребовали обстоятельства, погиб ради того, чтобы наш народ был не только сытым, но и вечным, а Дагестан процветал. А такие (и это историческая аксиома!) были и среди ханов, шавхалов и "царских генералов". И я рад и горд тем, что своей исследовательской работой смог вернуть своему народу его многих забытых героев, в том числе - славный и доблестный "кумыкский генералитет".

История познается глубже и объемнее, когда ее изучаешь не "вообще", а, скажем, через призму жизни и деяний Алп-Илитвера Варачанского, Чопан-шаухала или его сына Солтан-Мута, или же Адиль-Герея шавхала Тарковского, или генерала кн. Хасай-бека Уцмиева, человека весьма непростой судьбы. Или же Александра Мурзаева "из рода шамхалов Дагестана" - казачьего полковника, воевавшего на стороне "белых" и погибшего в день присвоения ему генеральского звания. То же самое можно сказать и о поэте Али Кули Хане Валихе (Дагестани), генералах-братьях Горичах и Шейх-Али, великом еврокумыке Джалал-Эддине Коркмасове, историке и общественном деятеле младотурок из кумыков Ахмеде Саибе Каплане, испанском волонтере Борисе Тахтарове, конструкторе космической связи Мураде Капланове и многих других, в изучение жизни и деятельности которых я внес свою лепту...

Когда смотришь на их дела - в них нет и намека на антагонизм. Хотя они почти все были люди "белой кости". Все их дела пошли в одну копилку - копилку восхождения кумыкского народа, российского государства, развития нашей страны, республики.

Соотносят ли современные кумыки себя и свои дела с достижениями этих людей - вопрос не праздный. Чувство сопричастности к многовековому историческому творчеству твоего народа - одно из сильнейших чувств, которое может охватить человека. И если сегодня в своей жизни многие из нас болезненно переживают некую пустоту бытия, то во многом это связано с тем, что разорвана нить нашей повседневной причастности к делам славных предков, чьими трудами построено государство, в котором мы живем.

Я, конечно же, понимаю, что самосознание многих наших людей за т. н. "советское 70-летие" было деформировано и даже в какой-то степени - ампутировано. Поэтому трудно рассчитывать на какое-то массовое прозрение и на то, что отношение народа к своей истории ни с того ни с сего просто так радикально поменяется. Но ценно будет даже то, что некоторые из нас избавятся от ощущения опустошенности и ожесточения, найдут для себя какие-то новые ориентиры, выходящие за пределы повседневности.

Понимаю, что невозможно, да и не нужно жить вечно в прошлом, но изучать и знать его мы должны в целом и без купюр. Тем более что, как я писал уже однажды, идет и не прекращается в Дагестане битва за нашу историю. Конечно, многие, если бы могли, перечеркнули наше прошлое, а вместе с ним демонтировали нашу историю, лишили бы нас нашей культуры и традиций, наших исторических и фольклорных (эпических) героев. Чтобы убедиться в этом, читайте материалы дагестанских интернет-форумов (чего стоят, например, попытки приписать нашу историю, наших шавхалов, наших героев чужим народам?!).

Меня, как и других моих единомышленников, не может не радовать, что ныне среди кумыков все больше становится людей с развитым чувством личности и национальности, людей свободных, еще раз повторю полюбившееся выражение, "озденьей породы" и свободно мыслящих, ощущающих свою сопричастность к многовековому историческому творчеству нашего народа, к его судьбе.

Однако наш караван еще в пути, и этот путь осилит лишь тот, кто любит свой народ, его полуторатысячелетнюю (как минимум!) славную историю, его героев. Не зря в народе говорят: "Уланынг батыр болгъанны сюе бусанг, огъар къазакъ йырны уьйрет!" (Если хочешь, чтобы сын вырос батыром, научи его казацкому йыру!)

Изучайте, знайте, цените историю своего народа, любите его героев!

И вы будете свободны.

Будем же свободны!


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 19 августа 2011 г.

Размещено: 25.08.2011 | Просмотров: 5950 | Комментарии: 30

Комментарии на facebook

 

Комментарии

First | Previous | Showing comments 21 to 30 of 30
Airon_axe оставил комментарий 04.09.2011, 15:50
Comment
Почему я защищаю С.Гаджиеву? Да потому что ДО СИХ ПОР, а прошло уже 50 лет, а до сих пор на таком уровне не написана ни одна работа про ту или иную национальность в Дагестане. Слежу специально.
Далее, я уже писал, как надо оппонировать на те или иные спорные моменты (которые всегда бывают в научном труде). Что-то подвергать сомнению тоже нужно по-научному, а не так, как "домысливает" этот "ученый". Зато, когда его брошюрку спонсировал какой-то Карачаев (даже не знаю кто это, только слышал, что какие-то шестерки человека с такой фамилией стреляли в кумыков защищая своего "пахана"), то этот "ученый" умудрился так "лизнуть", что просто стыдно должно быть. Это вообще очень далеко от того, что называется НАУКОЙ.
Еще раз повторяю, для тех, кто не понял - история -это наука, а не поле для для обывательских измышлений.
Вообще многим кумыкам надо научиться "ходить по земле", а не "витать в облаках". В этом мое основное противоречие с многими кумыками. Это очень не нравилось бывшим здешним "завсегдатаем" и они раза три лишали меня доступа на этот сайт. Так они избавлялись не только от меня, но и от многих других. И потихоньку этот сайт просто стал "засыхать", превратившись в размещение очередных плаксивых заявлений какой-то "кумыкской общественности" в адрес вских "президентов", "премьеров". "депутатов", "сенаторов" и т.д., и т.д. Это просто путь в никуда.
Airon_axe оставил комментарий 04.09.2011, 16:01
Comment
Опусы Алиева, по моему глубокому убеждению не являются научными.
Есть один плюс в его "деятельности" - это архивы (кстати, насколько я понял проезд в турецкие архивы ему оплачивали). Он вытаскивает на свет какие-то документы, НО его комментарии к ним - это очень обывательские рассуждения. Лучше бы он просто их публиковал и просил бы их комментировать ученых по ИСТОРИИ.
А вот, когда такой человек начинает рассуждать о том, что (я уже писал) С.Гаджиева "выполняла партийную установку" и в этом упрекает её человек, который ВЕРОЙ и ПРАВДОЙ служил КПСС, будучи работником именно в области ИДЕОЛОГИИ, то это просто МЕРЗОСТЬ. Мне просто лень пойти в архив и посмотреть какие доклады делал тот же Алиев, будучи работником то-ли райкома, то-ли обкома КПСС. Я все равно как-нибудь поищу эти бумаги и с удовольствием размещу на сайте.
P.S. Интересно какую книгу написал этот "ученый" в советское время? Кто знает - напишите название.
raxa оставил комментарий 04.09.2011, 18:25
Comment
Airon_axe вы сам историк? къайсы юртлусан?
djamrus оставил комментарий 05.09.2011, 16:08
Comment
Критиковать все могут а вот сделать не всякий, с этим ни кто спорить не будет. То что делает Камиль Алиев это большая работа результаты которой видны уже сегодня и причём всё реально.
Airon_axe скажите а вы что сделали для развития национальной истории, в деле её распространения в среде своего народа.
Airon_axe оставил комментарий 05.09.2011, 18:02
Comment
Что я сделал "для развития национальной истории" ? - я не корчу из себя "философа", потому что я по специальности историк, а этот ваш "великий ученый" корчит из себя историка, не имея в этой области образования. Я не кормлю людей всякой туфтой и сказками. Понятно?
Почему появились "алиевщина"? Потому-что появился малообразованный "пипл" под стать таким. А этот "пипл" готов сожрать все, что подсунут, лишь бы не напрягать СВОИ мозги (их правда надо еще иметь). Тем, кто интересуется кумыкской историей открою очень большую "тайну" - сходите в библиотеку и поинтересуйтесь, что там есть и прочитайте хоть одну научную книгу. Меня лично никто не "учил" кумыкской истории. Я просто сам её изучал, находил книги, статьи, сравнивал и делал выводы. Вот и по алиевским "опусам" я сделал вывод, что это не наука. Вот все. (Если есть аргументы, а не лозунги, то я готов выслушать с указанием названия работы и цитат).
И еще ОЧЕНЬ ПРОШУ - не выражаться ВЫСОКОПАРНЫМИ, ДЕШЕВЫМИ ФРАЗАМИ и ЛОЗУНГАМИ. Живу не один десяток лет и знаю, что и почем.
Научитесь говорить СВОИМИ словами,
Я к счастью, помню ещё времена, когда кумыки были символом стиля, культуры, образованности; когда другие народы старались подтянуться до этого уровня. А сейчас кумыки опустились до среднего уровня и стали похожи на других в бескультурии, безграмотности, кстати и демагогичности тоже.
raxa оставил комментарий 05.09.2011, 19:10
Comment
Airon_axe къайсы юртлусан?
Airon_axe оставил комментарий 05.09.2011, 23:53
Comment
Я родился в Махачкале, так же, как и мои родители. А их родители родились в Буйнакске.
raxa оставил комментарий 06.09.2011, 16:36
Comment
А что его книги Таргу-Наме, Шаухалы Тарковские разве плохие книги???
agav оставил комментарий 08.09.2011, 13:39
Comment
Airon_axe, мне нравится твоя принципиальность, но завсегдатаев ты называешь чмошниками. Что за такие чмошники? Обоснуй. И ещё, вот ты охаиваешь Алиева, я например этих двух братьев поддерживаю двумя руками, они много сделали для кумыков,конечно бывают и ошибки, не без этого. Тебе совет,дай информацию о кумыках и мы будем обсуждать его, сравнивать с информацией Алиева, Гаджиевой и др. и будем делать анализы и выводы. Ты-же безпредметно его охаиваешь, не давая взамен ничего. Мы-же не можем оценить твой интелект. Ты здесь называешь людей безмозглыми, тупыми. А вот ты какой?
Airon_axe оставил комментарий 11.09.2011, 18:13
Comment
Были здесь на форуме (уже не помню их "здешних имен") чмошники по-жизни, которых я знал,и которые здесь закрывали доступ на сайт всех, чье мнение по тем или иным вопросам им не нравилось. Поэтому на сайте сейчас осталось мало людей. Неужели мне надо объяснять дагестанцу, что такое чмошничество? Хотя понимаю, что сейчас у нас, в Дагестане чмошники считаются для относительно большой части молодежи "авторитетами", просто может быть из-за того, что дагестанская молодежь в принципе, кроме грязи ничего и не успела еще увидеть в своей жизни. И в этом их беда. И эту беду создали мы, взрослые.
Меня всегда удивляют фразы типа:"они много сделали для кумыков". Очень хотелось бы узнать в чем их реальный вклад в это дело. Может быть я что-то забыл?
Далее - я не охаиваю, я просто стараюсь хамам указать их "место". Я даже подчеркнул его положительную роль - а именно, что он иногда вытаскивает из архивов какие то документы. Был бы ему очень благодарен, если бы он освободил меня от копания в архивах Даг.обкома КПСС и сам вытащил бы в свет свои доклады на пленумах и заседаниях обкома, касающиеся идеологической работы. Было бы очень интересно.
Труд Гаджиевой - это ствол на котором должны (очень надеюсь) рости ветки. Я против "дровосеков", которые не являясь учеными (встрогом понимании этого термина) в области истории, хотят его срубить. Насколько я знаю у него философское образование. Вот пусть напишет хоть один научный труд по философии, какие проблемы? Почему никто не задается вопросом, почему все стали "историками"? Книжные магазины завалены книгами, написанные дилетантами от истории.
В отличие от моих оппонентов я четко указал высказывание того же алиева насчет труда Сакинат. И опять мне здесь пишут о "беспредметном охаивании".
Я все время здесь подчеркивал, что я жду опровержения моих высказываний с указанием цитат и страниц. Интересно, что до сих пор кому то это непонятно. Очень странно. Такое ощущение, что уже никто и не читал с чего я начал насчет алиева.
First | Previous | Showing comments 21 to 30 of 30

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.