Кумыкский мир

Культура, история, современность

Кумыки и их герои

Лишив народ его истории и героев, можно уничтожить сам этот народ. К истории народа следует относиться как к фундаменту его национального самосознания и будущего развития.

В последние годы на страницах нашей газеты мы целенаправленно пытаемся "разговорить нашу историю", писать историю народа, а не историю её этнической территории, населить ее конкретными историческими персонажами, которые творили эту самую историю, и тем самым актуализировать историческое сознание наших читателей. И такая линия, надо сказать, дает свои плоды: у всё большего числа читателей наблюдается заметный рост интереса к истории, к историческим корням, историческому прошлому.

При этом мы исходим из того, что:

  1. история не то, что было и навсегда кануло в лету, а то, что продолжает хранить неразрывную преемственную связь с настоящим и будущим;
  2. мы должны знать историю не "вообще", а персонифицированную в её ярких исторических и фольклорных (эпических) героях.

Считаю, что нами в этом направлении немало сделано. Достаточно сказать, что за последние десять лет вышло 14 номеров кумыковедческого информационно-аналитического вестника "КНКО:Вести", первый "Кумыкский энциклопедический словарь" (2010 г.), ныне в производстве находится его второе дополненное издание, не говоря уже о нескольких моих авторских монографиях.

Однако хочу сказать, что я, как редактор и модератор таких публикаций и изданий, нет-нет да и получаю письма рассерженных читателей, которых раздражает наше "повышенное", по их мнению, внимание к шамхалам, князьям, "царским" генералам, ну, одним словом, к тем, на кого они привыкли вешать ярлыки "эксплуататоров" и "врагов народа". Известный в республике человек с трибуны одной конференции даже "клеймил" нас, якобы увлекающихся героизацией таких личностей в ущерб "признанным героям социалистического строительства в Дагестане и руководителям республики, проведшим многогранную и плодотворную работу во имя процветания нашего края".

Ну что же, таких людей я прекрасно понимаю. Но должен сказать, что "обелением" или "очернением" каких бы то ни было личностей я никогда не занимался и впредь так же не буду. Мне всегда импонировали люди чести и долга, люди "озденьей породы" (выражение Баммат-шавхала Тарковского), с развитым чувством личности, собственного человеческого достоинства, а не холопы и пешки чужих игрищ, забав и замыслов. Я далек от того, чтобы думать, что народ наш в своей истории героев имел лишь в советский период. Это, во-первых. А во-вторых, как историк народными героями считаю не только признанных официальной наукой и советскими учебниками, но и всех тех (благо их у нашего народа немало!), кто независимо от своих убеждений, жил, творил и, когда потребовали обстоятельства, погиб ради того, чтобы наш народ был не только сытым, но и вечным, а Дагестан процветал. А такие (и это историческая аксиома!) были и среди ханов, шавхалов и "царских генералов". И я рад и горд тем, что своей исследовательской работой смог вернуть своему народу его многих забытых героев, в том числе - славный и доблестный "кумыкский генералитет".

История познается глубже и объемнее, когда ее изучаешь не "вообще", а, скажем, через призму жизни и деяний Алп-Илитвера Варачанского, Чопан-шаухала или его сына Солтан-Мута, или же Адиль-Герея шавхала Тарковского, или генерала кн. Хасай-бека Уцмиева, человека весьма непростой судьбы. Или же Александра Мурзаева "из рода шамхалов Дагестана" - казачьего полковника, воевавшего на стороне "белых" и погибшего в день присвоения ему генеральского звания. То же самое можно сказать и о поэте Али Кули Хане Валихе (Дагестани), генералах-братьях Горичах и Шейх-Али, великом еврокумыке Джалал-Эддине Коркмасове, историке и общественном деятеле младотурок из кумыков Ахмеде Саибе Каплане, испанском волонтере Борисе Тахтарове, конструкторе космической связи Мураде Капланове и многих других, в изучение жизни и деятельности которых я внес свою лепту...

Когда смотришь на их дела - в них нет и намека на антагонизм. Хотя они почти все были люди "белой кости". Все их дела пошли в одну копилку - копилку восхождения кумыкского народа, российского государства, развития нашей страны, республики.

Соотносят ли современные кумыки себя и свои дела с достижениями этих людей - вопрос не праздный. Чувство сопричастности к многовековому историческому творчеству твоего народа - одно из сильнейших чувств, которое может охватить человека. И если сегодня в своей жизни многие из нас болезненно переживают некую пустоту бытия, то во многом это связано с тем, что разорвана нить нашей повседневной причастности к делам славных предков, чьими трудами построено государство, в котором мы живем.

Я, конечно же, понимаю, что самосознание многих наших людей за т. н. "советское 70-летие" было деформировано и даже в какой-то степени - ампутировано. Поэтому трудно рассчитывать на какое-то массовое прозрение и на то, что отношение народа к своей истории ни с того ни с сего просто так радикально поменяется. Но ценно будет даже то, что некоторые из нас избавятся от ощущения опустошенности и ожесточения, найдут для себя какие-то новые ориентиры, выходящие за пределы повседневности.

Понимаю, что невозможно, да и не нужно жить вечно в прошлом, но изучать и знать его мы должны в целом и без купюр. Тем более что, как я писал уже однажды, идет и не прекращается в Дагестане битва за нашу историю. Конечно, многие, если бы могли, перечеркнули наше прошлое, а вместе с ним демонтировали нашу историю, лишили бы нас нашей культуры и традиций, наших исторических и фольклорных (эпических) героев. Чтобы убедиться в этом, читайте материалы дагестанских интернет-форумов (чего стоят, например, попытки приписать нашу историю, наших шавхалов, наших героев чужим народам?!).

Меня, как и других моих единомышленников, не может не радовать, что ныне среди кумыков все больше становится людей с развитым чувством личности и национальности, людей свободных, еще раз повторю полюбившееся выражение, "озденьей породы" и свободно мыслящих, ощущающих свою сопричастность к многовековому историческому творчеству нашего народа, к его судьбе.

Однако наш караван еще в пути, и этот путь осилит лишь тот, кто любит свой народ, его полуторатысячелетнюю (как минимум!) славную историю, его героев. Не зря в народе говорят: "Уланынг батыр болгъанны сюе бусанг, огъар къазакъ йырны уьйрет!" (Если хочешь, чтобы сын вырос батыром, научи его казацкому йыру!)

Изучайте, знайте, цените историю своего народа, любите его героев!

И вы будете свободны.

Будем же свободны!


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 19 августа 2011 г.

Размещено: 25.08.2011 | Просмотров: 4623 | Комментарии: 30

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Showing comments 1 to 20 of 30 | Next | Last
БУЛ оставил комментарий 25.08.2011, 12:36
Comment
НЕ буду говорить за всех.Лично меня устраивает всё ,что происходит на сайте"КУМЫКСКИИЙ МИР" со всеми плюсами и минусами, свойственными любому большому и благородному делу,а именно воссоздание нашей ВЕЛИКОЙ КУМЫКСКОЙ ИСТОРИИ,
Солтанмут оставил комментарий 25.08.2011, 15:09
Comment
Для правды у нашего народа есть только интернет остальные СМИ для нас не доступны тоесть закарыты ....великий Солтанмут просто в шоке былбы от многих потомков шакалят для которых собственный народ ни что не значит ....
Airon_axe оставил комментарий 26.08.2011, 03:12
Comment
Этот человек не умрет от скромности. Чего стоит его фраза: "не говоря уже о нескольких моих авторских монографиях". В свое время, обхаяв единственную реальную НАУЧНУЮ работу "Кумыки", написанную еще в 60-х годах великой С. Гаджиевой, этот человек, будучи в свое время "начальником по идеологии" то-ли горкома, то-ли обкома КПСС, теперь со своими книжонками возомнил себя "великим ученым". Хотя его книжки не содержат, по моему убеждению, научного анализа. Они поверхностны и неглубоки. А теперь этот бывший "марксист по идеологическим вопросам" стал "защитником кумыкского народа"! Просто смех!
Airon_axe оставил комментарий 26.08.2011, 03:13
Comment
Пока кумыки будут "вестить" на таких - ничего им "не светит".
raxa оставил комментарий 26.08.2011, 23:43
Comment
Камиль Алиев хороший историк. Если бы не он много чего мы не знали бы и верили бы всяким советским сказкам.
raxa оставил комментарий 26.08.2011, 23:44
Comment
Сакинат Гаджиевой и Ф-Гусейнова вообще лучше не читать.
Gatchina оставил комментарий 27.08.2011, 01:12
Comment
raxa ... Ваш призыв не читать С.Гаджиеву и др. это что-то! Довольствоваться лишь рассказами К.Алиева? Вроде бы и он призывает читать, изучать, ... а вас это утомляет?
kermen оставил комментарий 27.08.2011, 10:43
Comment
Всякая работа полезна для саморазвития. Книги Сакинат Гаджиевой изданные в 90-2000 гг. очень хороши. И кстати Камиль Алиев их очень хвалил. У него есть даже большая статья в честь Сакинат Гаджиевой. Критиковал он не её саму как человека и учёного, а конкретный параграф из её работы Кумыки 1960 г. издания где утверждалось что кумыки это отуреченные даргинцы и тюркская топонимика Каякентского района за уши тянулась к даргинскому языку. В том числе очевидно кумыкский топоним Башлыкент она пыталась истолковать как "внутренности коровы" с даргинского языка. Это явно был партзаказ советской тюркофобской элиты.
kermen оставил комментарий 27.08.2011, 10:59
Comment
Большое спасибо Камилю Магомедсалиховичу за его работы по генеалогии шаухалов и по разоблачению кумыкофобских мифов советской историографии, пытавшейся уничтожить кумыкское историческое самосознание. Хотел бы обратить внимание на постоянную неутомимую просветительскую работу Камиля Алиева, да у него возможно есть огрехи, может фраза "не говоря уже о нескольких моих авторских монографиях" звучит несколько нескромно, но Аирон, никто не мешает вам самому писать работы по нашей истории или попросту не читать работы Камиля Алиева, раз они вам так не нравятся.
kermen оставил комментарий 27.08.2011, 11:04
Comment
И не надо учить кумыков на что вестись, а на что не, мы уже научены чукжим опытом, 80 лет мы жили чужим умом и почти были изгнаны с Родины, почти потеряли историческую память благодаря сомниельному интернационализму дагестанского руководства, единственной целью которого всегда было всемерное поорение экспансии собственных народов на территорию кумыков. С этой целью были сфальсифицированы Завещание Андуник-Нуцала, так называемое Казикумухское шаухальство и якобы даргинская топонимика на Кумыкой равнины. Сильны ухищрения, но при вторжении мало-мальски свежего ветерка ясности все эти фальсификации разваливаются как карточный домик.
Airon_axe оставил комментарий 27.08.2011, 12:27
Comment
Во-первых Алиев в самом оскорбительным образом реагировал на спорные моменты (которые бывают в любом научном труде. Это только в таких ненаучных сказках Алиева всем все "понятно") Сакинат, намекая, что она типа "выполняла партийный заказ". И это пишет человек, который САМ ЛИЧНО следил за идеолгией, будучи партийным работником. Это каким цинизмом надо обладать???
Далее - "kermeny" - Видимо реальноо ты ЛИЧНО жил "чужим умом" - не надо писатьслово "МЫ". А сечас ты тоже живешь "алиевским умом", но не своим. Жизнь своим умом предполагает умение мыслит и анализировать. Для меня лично небыло никаких проблем в изучении истории кумыков никогда. Всегда были работы (еще когда "великий Алиев" не родился, где освящались учеными те или иные вопросы кумыкской истории, и при этом никто из них не холуйствовал перед какими то "спонсорами", как это умудрился сделать этот "великий ученый".
И еще очень хотелось бы увидеть здесь список "кумыкофобских" НАУЧНЫХ работ, а не голословные измышления. Жду!
Attila оставил комментарий 27.08.2011, 13:01
Comment
нужно уметь отбирать зерна из колосьев.а кто это не умеет так это его проблема !
Камиль Алиев много сделал для своего народа чего уж не скажешь о многих из нас ,прекратите этот кумыкский хасият охаивать вокруг !!
Довольствуйтесь такими сынами КУМЫКИИ !!!
Allah omyrluk bersin so erkeklege!
raxa оставил комментарий 27.08.2011, 16:44
Comment
Airon_аxe если ты так хочешь быть отуреченным даргинцев, то будь им, но оставь тех кто хочет остаться кумыками. Камиль Алиев защищает нашу историю и пишет правильную кумыкскую историю которую исказили в советские время когда наши земли заселяли. Сакинат Гаджиева Кумыки 1961г, Федоров-Гусейнов к вопросу о происхождения кумыков, Ранние тюрка на северном кавказе( вот это вообще наглая книга)
Airon_axe оставил комментарий 27.08.2011, 20:36
Comment
Какие то тупые, детские высказывания, просто смех. Типичные современные дагестанские балаболы, которые и аргументы привести не могут. Балдаейте. Че же этот "великий ученый", который торчал в обкоме по идеологии даже не пукнул, когда переселяли на равнину целые села???? Или тот же КГБшник, теперь, который такой защитник родного народа из себя строит???? Тогда у них был другой хавчик?? Такие люди всегда, где есть хавчик. Завтра появится другой хавчик, они уже будут первыми у корыта.
БУЛ оставил комментарий 27.08.2011, 21:30
Comment
Отуреченые даргинцы - цирк. Огласите уважаемый, если Вы так осведомлены - Кто п, а кто не п и поподробней.Родина должна знать своих героев и и антигероев.
jupiter оставил комментарий 03.09.2011, 04:59
Comment
Airon_axe, этот товарищ в каждом предложении делает по несколько ощибок, их слишком много чтобы считать их случайными описками. Это скорее уровень уровень его грамотности, а он тут обсуждает Камиля Алиева.
Airon_axe оставил комментарий 03.09.2011, 21:39
Comment
Да, грамматических ошибок много. Я спешил, меня отвлекали и т.д.
Уровень моей грамотности, может быть (хотя очень сомневаюсь), уступает этому алиеву. Но, самое главное, уровень моей порядочности выше таких, как алиев. Историю нельзя писать "нечистыми руками". Уровень его работ - чисто обывательский, так же, как и его непорядочная критика С.Гаджиевой.
И еще - меня с этого сайта вообще исключали несколько раз, потому-что я ОЧЕНЬ хорошо знал некоторых здешних "завсегдатаев" и мог бы рассказать об их чмошничестве.
Почему-то НИ ОДИН человек не привел ни одного аргумента, кроме каких-то тупых фраз типа:"если ты хочешь быть отуреченным даргинцем" (мля, надо же быть таким идиотом!). Вот поэтому и "на коне" такие, как алиев - "пипл-то хавает"!
БУЛ оставил комментарий 03.09.2011, 22:13
Comment
Я несовсем понял мысль по поводу ошибок и об уровни грамотности.При таком подходе отталкиваем людей от сайта,которые могут комплексовать по поводу возможности ошибится в каком-то слове и в итоге всё скатится вашему уважаемому междусобойчику особо грамотных в правописании господ.Меня абсолютно не интересует кого-то мнение об моей грамотности или безграмотности и считаю каждый может так как он это может высказыватся по любому вопросу.Была бы проблема ошибок в правописании самой большой проблемой КУМЫКОВ.....
raxa оставил комментарий 03.09.2011, 23:41
Comment
Airon_Axe, а что ты так С.Гаджиеву защищаешь?!
jupiter оставил комментарий 04.09.2011, 06:05
Comment
Можно критиковать ту или иную точку зрения К. Алиева, это нормальный процесс, но если ставят под сомнение всю его деятельность, то это - непрофессионализм. К. Алиев слишком много сделал для кумыкского народа, сделал он бескорыстно, переживая за свой народ. Он заслуживает более уважительного отношения с вашей стороны.
Showing comments 1 to 20 of 30 | Next | Last

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.