Кумыкский мир

Культура, история, современность

Песнь песней Кумыкия

Какая ты, земля - Кумыкия? Кто ты? Часть земного шара, осколок великой Кавказской Гуннии, великой Хазарии от моря и до моря, просторные наши Прикаспийские степи и Кавказские предгорья - Дешт-и Хазар, Дешт-и Кипчак, речное раздолье и буйство трав, тысячелетние курганы? Территория в несколько тысяч квадратных километров? Или гул шести городов, заводов и фабрик? Шум тополей и дубовых рощ у терских и сулакских берегов? Или колыбельная песня "Бёлелей", утихающая, уходящая из памяти, и вечная, бессмертная, пока жив наш невеликий числом, но громадный своим родством и историей кумыкский народ? Ветвь зеленая на могучем стволе тюркского Вселенского древа? А может быть тебя можно увидеть в морщинистом лике древних могильных камней шаухальского кладбища в Тарках, или в раскопках древнего Анжи-Семендера, или Вараджана (Бойнака) - в столицах наших предков? И в мудрости поговорок, емких строках песен "ананаев" и гимнов-йыров о Карт-Кожаке, Эльдаруше, Айгази, Абдулле?..

Нам не безразлична твоя судьба, Отчий наш дом. Наши помыслы все чаще возвращаются к изначальному вопросу: откуда ты, и куда путь держишь, Кумыкия?

Йырчы Къазакъ, тенгристический пророк наш назвал Кумыкию страной, где свободные превращаются в рабов, "Кумыкия, ты достойна плевка" - в сердцах на чужбине бросил Умалат-Бек Буйнакский, мятежный отпрыск кумыкских шаухал-биев. На то у них, вне сомнения, были веские основания. Ибо могла сгинуть с лица земли их родина - Кумыкия! Что же изменилось с тех пор - с середины XIX века, ставшего последним веком почти тысячелетнего существования Тарковской кумыкской государственности в лице Шаухальства - Кумыки?

На протяжении столетий строили мы свою страну, упорно отвоевывая её, клочок за клочком, у природы и из века в век борясь с завоевателями, и не было сладостней для сердца нашего ничего, кроме слова Кумыкия, "Кумыцкая земля", чем цветение садов, буйство трав и кипящее золото наших хлебных полей. И что еще изумляло пришельцев, так это - юзюмлю бавлар - знаменитые хазарские виноградники. И сейчас можно услышать иногда: "Тенгири Ерни де, Кёкню де яратгъан, къумукълар буса - юзюмлю бавну!". Кумыкия - ты наш взлелеянный в стужи и засухи Виноградный сад, ты Земля, орошенная потом и кровью многих поколений нашего народа. Ты - Народ, давший тебе свою Кровь, свою Жизнь, своих Детей, свою Судьбу, свое Имя. Ты - нечто изначальное, вечно живое и не преходящее, в тебе живут и пребывают все прошлые поколения не меньше, чем поколения современные. Ты - в вечно прошлом и вечно настоящем и грядущем, которое не может исключительно торжествовать над прошлым.

После семидесяти лет беспомощного и беззащитного блуждания на "магистральном пути развития человечества" в поисках "царства свободы всех народов" мы вновь благоговейно, строго и вслух называем свою путеводную и уже беззакатную звезду, единственно способную воскресить в нашем народе, отравленном этнонигилистической идеологией, жажду жизни и действия... Священное, все еще гонимое и полузапретное имя этой звезды - ты, Кумыкия!

Сегодня нам пытаются ставить в вину сознание своего кумыкского "Я", своей исторической судьбы, возрождение чувства Родины и Национальности, возрождение Кумыкии. Чем же заслужили мы, кумыки, такое небрежение перед другими народами? Есть, видимо, в моем кумыкском "Я" такое, что раздражает других. Понятно, почему "Я" не нравился совершавшим бесчисленные набеги, раздражали их мои цветущие сады и то, что укоренялся я виноградной лозой в нашу землю, обвивая горы и долы, воздвигая многоминаретные города и крепости: Анжи, Семендер, Варачан, Беленджер, Таргу, Маджары, Эндирей! Но чем я заслужил глухую ненависть единокровного Темирленга, уничтожившего немалую часть меня?

Ни одна пядь некумыкской земли не занята мною. Хоть я никого не попрекаю, мною потеряно немало на протяжении всей истории, особенно новейшей. И границ своих я ни перед кем никогда не закрывал, и давал приют на своей земле многим, называя их братьями. Не случайно из недр нашего подсознания и ныне звучат слова "Геч гелгенни къондургъан, ач гелгенни тойдургъан". Не касался я ни веры их, ни языка. В столице моей хазарской, на небольшом клочке земли, были воздвигнуты: и мое святилище, и христианская церковь, и мусульманская мечеть, и еврейская синагога. Тогда и сегодня. Возможно, это раздражало недруга моего и друга?

Может, мне ставится в вину жестокость кипчакских мамелюков в Египте, господство кумыкских ханов и шаухалов в Кази-Кумухе и Аварии, их верноподанность московским царям, сефевидским шахам?

Может и в том моя вина, что "Я" стоял Анжийской Крепостью на пути арабских завоевателей? Может, невзлюбили меня за Чопана, шаухала Великолепного ("Мухтешема"), его сына Солтан-Мута, Сурхай-шаухала, сына Гереева, Адиль-Герея, сына Будая Тарковского, Джелала Коркмасова, Уллубия Буйнакского, Гайдара Бамматова, Рашидхана Капланова?

Неужели и в этом моя вина? Но клянусь Аллахом, Тенгри, что никому я зла не желал, но что поделать я мог, и теперь желаю всем добра. И я далек от того чтобы не замечать или приуменьшать проблемы, порождаемые моим "Я", моей Кумыкией у других. Но в то же время никто не переубедит меня в обратном, что тот кусок земли, который зовется Кумыкией, всегда был и будет там, где он есть, и что это - единственное место в мире, на протяжении тысячелетий являющееся исконной родиной кумыков. Это простая истина, которую понимают все живущие на ней, если только они искренне хотят жить на этой земле, помочь её сохранению и развитию.

Стальными нитками зашейте мне, кумыку, рот - Песня песней моя «Кумыкия» зазвучит, сталь разорвет, кровью истечет из сердца моего:

КУ-МЫ-КИЯ! КУ-МЫ-КИЯ! КУ-МЫ-КИЯ!

К. Х.


Публикация из газеты "Тенглик", 1993 г.

Размещено: 12.08.2011 | Просмотров: 5715 | Комментарии: 2

Комментарии на facebook

 

Комментарии

chagar оставил комментарий 14.08.2011, 20:19
Comment
Надежда не умрёт.НИКОГДА. Узакъ къалмагъан
Солтанмут оставил комментарий 25.08.2011, 15:16
Comment
къардашлярбулан ишлемеге герек в плане вопитания гичилерден тутуп...полностью надо менять воспитание времена изменились с варварами живём надо готовить детей к жизнисреди шакалов и гиен .....нашим воспитанием трудно где главное совесть ,доброжелательность и тд.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.