Кумыкский мир

Культура, история, современность

О «бедном» читателе замолвите слово

Иногда кажется, у нас писателей больше, чем читателей

Не успеваю за потоком литературы, издающейся кумыкскими авторами. Рабочий стол завален книгами: сборники Бадрутдина на русском и кумыкском, многотомники Ахмеда Джачаева, Абзайдина Гамидова, исторические труды Камиля Алиева, анекдоты от Гебека Конакбиева, сказки Набиюллы Магомедова, рассказы Яраша Бийдуллаева, сборник Йырчы Казака, изданный Абдул-Кадыром Абдуллатиповым, переводы на русский кумыкских частушек Абдулхакима Аджиева, сборник материалов с научной конференции о Солтанмуте, сборники стихов мало кому известных авторов...

Это еще не полный перечень литературы, изданной за последние несколько месяцев.

Народ, имеющий столько талантов, должен быть просвещенным, продвинутым в национальной культуре. Но так ли это? Сомневаюсь. Но сам народ в этом не виноват. Скорее - наоборот. О степени культуры большинства соплеменников можно судить хотя бы по тому, какие песни у нас заказывают на ТВ: безвкусица, сплошная неграмотность исполнителей и так называемых авторов. Ещё один барометр продвинутости - ничтожно малое количество пользователей Интернета участвуют в обсуждении насущных, серьезных тем.

В этой статье меня интересует в первую очередь положение в кумыкской литературе.

В книжном магазине, например, Хасавюрта не так много кумыкской литературы. Но и то, что есть, мало кто покупает. В чём причина? Почему народ мало читает? И для кого пишутся и издаются эти книги?

Конечно, главный виновник такого положения - наше родное государство, которое из года в год сокращает часы родных языков в школах. Тем самым прекращается воспроизводство читательской аудитории. Но это - не единственная причина образовавшейся бреши между читателями и "инженерами человеческих душ"...

Компечати нам поможет?

Горько признать, что большинство изданных книг не доходит до массового читателя. Став обладателем всего тиража книги, изданной за счет государства или на средства спонсоров, или на собственные деньги, многие авторы озабочены одним: поскорее сбыть его и получить хоть какое-то материальное вознаграждение за свой труд. Но доходят ли эти книги до жаждущих духовной пищи читателей? Думаю, не всегда. Эта сторона вопроса для авторов не может стоять на первом месте. По логике, если государство покупает у писателя его интеллектуальный труд, то оно должно и использовать его на свои нужды, т.е. раздать потребителям-читателям, а не возвращать тому, у кого купил. А автору нужно платить достойный гонорар.

Раньше, в советский период, Госкомиздат распределял по магазинам и библиотекам сёл и городов всю литературу, издающуюся за государственный счет. Было бы отрадно, если бы нынешний Компечати восстановил эту функцию своей предтечи.

Что касается литературы, издающейся за счет самих авторов или их спонсоров, то здесь остаётся уповать на то, что всё само собой образуется, то есть и спонсоры перестанут финансировать плохие книжки, и дилетанты перестанут бросать деньги на ветер, видя равнодушие людей к их творениям. А на хорошие книги всегда будет спрос, который, как известно, рождает предложение.

С кем вы, мастера пера?

Какую литературу хочет народ? Ответ на этот вопрос знаем все. Говорим об этом в кулуарах и застольях. Но нет соответствия между словами и поступками.

Мало тем, заставляющих людей задуматься о жизни. И потому ответы на животрепещущие вопросы жизни многие ищут в чужих и чуждых культурах и идеологиях. Нет литературы на злобу дня. Никто не пишет об укоренившейся в нашей жизни двойной морали, о повсеместных безобразиях, о вопиющей несправедливости кругом. А ведь писатель, поэт должен быть "умом, честью и совестью" эпохи. Как Йырчы Казак, Нухай или Зайналабид, которые поплатились жизнями за правдивое слово и идеи.

А когда мы сегодня пишем о национальных героях душераздирающие стихи, поэмы, а завтра поём дифирамбы новоявленным хозяевам жизни, добродетели которых превозносим в зависимости от суммы полученного вспомоществования, то народ нас не поймёт и не примет. И звания "народного поэта" или "народного писателя" надо получить от народа, а не выпрашивать у государства. Что дают эти звания нашим действительно заслуженным мастерам слова? Почёт, авторитет, славу? Сомневаюсь.

Мало писать о прелестях возлюбленной, богатстве родного языка или о героях былых времен.

Понимаю, что нельзя охаивать всех и вся. Есть у нас художественные творения, обеспечившие, заслуженную славу их авторам. Например, "Плаха" Латипа Гаджакаева, "Исповедь кумыка перед кумыком" Бадрутдина, ряд стихов Магомеда Атабаева, Ахмеда Джачаева, Абзайдина Гамидова и многих других превосходных авторов. Но этого мало.

Талантам нужно помогать...

Немало у нас талантов по городам и сёлам родного края. Речь об одаренных поэтах, которые не могут издать свои книги (да и не мечтают об этом). Вот их можно считать народными, потому что живут среди народа и лучше знают боль этого народа. Но слышимы они очень узким кругом своих близких и друзей.

Живет в Аксае сколь талантливый, столь и скромный труженик Алимсолтан Алишев, редчайшей моральной чистоты человек. Пишет великолепные стихи, наделён божьим даром. Есть проза о дореволюционных событиях в родном селе. Многое удалось издать в хасавюртовской газете "Къумукъ тюз". Не раз я предлагал ему обратиться к состоятельным землякам за спонсорской помощью для издания книги, говорил, что это нужно людям, в первую очередь, аксаевцам. Не соглашается. Не таков.

Муса Шихавов из Костека, по признанию специалистов, по уровню таланта входит если не в тройку, то в пятёрку лучших кумыкских поэтов современности.

Издание 2-х его сборников произошло только благодаря инициативе Бадрутдина. Полно новых произведений, но ни за что не пойдёт ни к кому с протянутой рукой.

Из той же плеяды байрамаулец Исламхан Биякаев, одинаково талантливо пишущий стихи и рассказы. Долгие годы пролежали его рукописи в Дагкнигоиздате, но, увы, по скромности автора книга не увидела свет.

Хасавюртовец Мусапир Батыров не считает себя ни поэтом, ни писателем. Но людям нравится то, как он пишет. Исключительно по моему настоянию и благодаря спонсорам удалось издать две его брошюры. Правда, Бадрутдин обещал включить его сборник в план издательства, хотя его об этом никто не просил. Это делает честь им обоим.

Есть ещё чонтаульский самородок Магомед Омаров, которого Аллах одарил талантом и скромностью в равной мере. Общая тетрадь его со стихами потерялась в кабинетах "Ёлдаша". (???)

Хочется упомянуть ещё об одном таланте, жителе села Темираул Бозигите Эльмурзаеве, по природному увечью напоминающем древнегреческого Гомера, а по таланту не уступающем "Гомеру 20 века".

Я привел 6 примеров талантливых поэтов из Хасавюртовского района (уверен, в других районах таких не меньше), заслуживающих поддержки именитых коллег, которые сами в год издают порой по 3-4 свои книги. Ведь богатство культуры народа - в разнообразии его талантов.

Когда-то же надо начинать...

Понимаю, что написанное мной многим не понравится, но я тешу себя надеждой, что поддерживающих меня будет гораздо больше. Пора нам начинать писать нелицеприятную правду друг о друге. Противно читать, как представители творческой элиты восхваляют друг друга. Хотя бы на сто хвалебных статей - одну, если не критическую, хотя бы аналитическую статью.

Начинать это делать никогда не поздно. Говорим же об этом в застольях, а дальше забывается. Все хотят покоя, берегут нервы. Потом возмущаемся, какой у нас неблагодарный народ, не ценит своих гениев, не подписываются на газеты, журналы, не покупают книги.

Микаил Абуков когда-то писал, что пишущая братия остерегается обидеть друг друга правдивым словом, а оскорблять бедного читателя неправдой и демагогией считает допустимым.

Всё, что я пишу нелицеприятного о литераторах, я отношу и к себе.

Мой более чем 20-летний опыт работы редактором региональной газеты подсказывает, что посредством печатного слова можно творить чудеса. Сегодня наше общество нуждается в подвижниках духа. На местах создаются джамиятские советы, призванные без политики, без лозунгов, реально обновлять наше прогнившее во лжи общество. Эти люди нуждаются в умных, пламенных, главное, искренних словах поддержки.

Это нужно всем. Но авангардом должны быть поэты, писатели. Площадка - хотя бы страницы газеты "Ёлдаш", журнала "Тангчолпан"...


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 15 июль 2011 г.

Размещено: 19.07.2011 | Просмотров: 2968 | Комментарии: 3

Комментарии на facebook

 

Комментарии

saburlu оставил комментарий 19.07.2011, 11:30
Comment
полностью согласен с Рашидом Гаруновым, о необходимости активного участия, нас ПОТРЕБИТЕЛЕЙ национальной литературы. Вопрос лиш в том как ее донести до реальных читателей, конечно любой человек создавший продукт своим трудом, считает, что создал важное , а главное нужное для людей, для своей нации, а довести до читателей должны другие, вот поэтому литературные труды зачастую остаются предметом обсуждения, оценки только специалистом в области литературы. Свой труд надо рекламировать, распростронять, доводить до людей, если человек создавший его считает своё произведение важным, нужным и полезным людям.
Gatchina оставил комментарий 19.07.2011, 13:40
Comment
Написанное Вами, Рашид, правильно. Людям нужна правда и нормальные литературные произведения, а не юбилейные отчёты. К сожалению, творческая элита в основном ориентирована на обслуживание власть придержащих, т.к. от них они могут ожидать подачек, а об читателях думают в последнюю очередь. Сейчас время немного другое, есть возможность для талантливых использовать возможности интернета. Но в этом (интернете) народ в основном сидит в Одноклассниках и В Контакте, а осваивать другие,серьёзные, страницы не спешит, так как для этого необходимо приложить немного усилия и знания. Есть большие группы кумыкские на этих сайтах, но все они ориентированы на простое общение, развлечения и игры. ...
chagar оставил комментарий 22.07.2011, 14:06
Comment
Быть может следует более тщательно разобраться в нашей ментальности, в нас самих. Должны же быть какие то струны души способные всколыхнуть,сконцентрировать наших людей. Редко, но ведь происходят события при которых народ един. И думает одинаково и действует одинаково. Ильмугъуз барлар шо гьакъда терен ойляшып къарагъыз. "Ай сени" дейген зат тугульдюр шо. Пассивность наша - гибельна.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.