Кумыкский мир

Культура, история, современность

"Асхар-тау, нет горы, что выше тебя..."

("Асхар-тав, сенден бийик тав болмас...")

В устном народном творчестве кумыков и в поэзии Йырчи Казака воспевается некая мифическая гора под названием Асхартау. Перерыл массу литературы, но искомого ответа я не смог получить. Хотелось бы узнать, о какой горе идет речь, где она географически находилась и о первопричине возвышенного отношения нашего народа к ней.

Я. Болатов, г. Махачкала.

Известный историк Зеки Велиди Тоган в своей фундаментальной работе "Введение в общетюркскую историю" (Стамбул, 1961г.) обратил внимание на то, что название это (Азыгарт=Асгар-тав) встречается не только на географической карте Восточного Туркестана, но и в фольклоре многих тюркских народов. Так, в эпосе гора Азыгарт (Асхар-тав) упоминается как древнее обиталище Тюрка, сына Камара, считающегося мифическим прародителем всех тюркских народов. В древних источниках название это зафиксировано также в форме "Ызыг Арт", то есть "священный перевал, гора", а в сегодняшних картах встречается в киргизской транскрипции "Ызыгарт". В казахском эпосе же оно встречается в форме - "Асгар" (= "Асыг-арт"). Обобщенно же следует сказать, что Асгар считается у тюрков самой священной точкой гор "Тенгри-тау" - "Тяньшаня".

В эпосе тюрков Средней Азии встречается рефрен "Асгар Асгар тав, асгар тавдан бююк тав барму?" или такие характерные строки "...Асгардан бююк тав болмас, башына балабан торгъай чырлап учуп еталмас, баврунна кёзен (атъялман) къазып оьталмас...". И у анатолийских турок, несмотря на раннее их обособление от среднеазиатских тюрок также известна гора под этим названием: "Атыма биндим де гиттим Асгара, чок гюзел севдим де айдын ашкере".

Кроме того, в уникальном двухтомном "Киргизско-русском словаре" К.К. Юдахина в соответствующей статье дается следующая информация:

Аскар (или аскар тоо) - снеговая гора; высочайшая гора;
айлына душман келсе, ал Аскар тоодой бел болон - когда приходил враг в его аул, он был перевалом снеговой горы (надежной опорой);
ал аскар тоодой данкайган, ак дайрадай чалкайган фольк. - он (богатырь) гордо вздымается, как снеговая гора, раскинулся, как широкая река;
аскар тоодой карааным или ала аскар тоодой карааным фольк. - моя каменная стена (надежная опора).

Что же касается Асхар-тау у кумыков, то она известна в кумыкском фольклоре и, в частности, в кумыкских казак-йырах (XI-XII в.) как название священной горы, соотносимое со скандинавским Асгард и нартским Асгартак у осетин. Воспевает ее и Йырчи Казак в своей поэзии и в частности в своем знаменитом стихотворении "Асхар-тау". Кроме того, она часто упоминается и в кумыкских пословицах ("Атасы оьлмек - Асхартаву йыгъылмакъ"), сказках, плачах, народных песнях.

Отметим, что кумыкское Асхар-тау географически не идентифицировано, но, видимо, несет в себе важную информацию, связанную с общетюркской мифологией. Можно также предположить, что объект этот находился вне территории современной Кумыкии (Дагестан). В этой связи интересно то, что генетически близкородственные кумыкам балкарцы и карачаевцы называют гору Эльбрус - Минги-тау (от древнетюркского бёнгю в значении "вечный", отсюда "Бёнгю-тау" - "Вечная гора" или "гора Вечности"). Последнее следует сравнить с "Монке-тау". Так называют свою гору тарковские кумыки сел. Кяхулай, Альбурикент, Кум-Торкала. Не исключено, что одним из названий горы Эльбрус у предков кумыков было "Асхар-тау" - "Бёнгю-тау".



Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 6 апреля 2007

Размещено: 11.04.2007 | Просмотров: 5030 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.