Кумыкский мир

Культура, история, современность

Что писал Эвлия Челеби о происхождении кумыков и их правителей?

В одном из номеров вашей газеты прочитал интересную статью об Эвлии Челеби и его двух путешествиях в Дагестан, к кумыкам. В ней меня, как человека, интересующегося историей, заинтересовали его высказывания относительно происхождения кумыков и их правителей. Они, насколько я понимаю, не совсем согласуются с бытующими в нашей литературе об этом представлениями, разделяемыми нашими некоторыми учеными и публицистами.

В этой связи хотелось бы, чтобы вы по возможности более подробно осветили взгляды Эвлии Челеби по затронутому вопросу. Спасибо.

Р. Асеев, Махачкала

 

 

С самого начала отмечу, что, готовя свой материал, я пользовался в основном турецким изданием "Книги путешествий" (Evliya Celebi Seyahatnamesi. I-II. Sadelestirilen: Tevfik Temelkuran, Necati Aktas. Baskiya hazirlayan Mumin Cevin. Ucdal Nesriyat. Istanbul.1986.), который содержит приводимые мной заинтересовавшие нашего читателя ценные сведения. Скажу также, что в русском переводе сочинений турецкого путешественника некоторые детали и подробности описания путешествия, представляющие для нас особенный интерес, к нашему сожалению, упущены.

Теперь относительно самих сведений о происхождении кумыков и их правителей. Их я использовал по вышеуказанному изданию. Эвлия Челеби на стр. 328, давая краткую характеристику "государству высокородных шаухалов" ("Al-i Shamhaliyan Devleti") указывает, народ сей и их правители происходят из поколения Ануширвана (или по-другому: "они из наследников Ануширвана"). И далее дает о них следующие сведения (цитирую): "Они являются суннитами. Падишахов (царей) зовут "шамхал", они из рода (тайпа) Огуза ("bir alay Oguz taifesidir"). В другом месте своего сочинения Челеби называет их среди 12 чингизидских падишахов ("Al-i Cengiziyan Devleti"), сообщает, что в хутбы в их мечетях произносятся и в честь османских падишахов. Расселены на севере горы Эльбурз (так турки называли весь Кавказ. - ред.). Их власть распространяется на семь ханств (владений). Им принадлежат следующие города: Тарху, Ковез (Койсу?), Эндри, Табисеран. На берегу Хазара - Темир-Капы... Они постоянно воют с аджамами (т.е. иранцами - ред.). Великие мужи!" (стр.328) .

Далее, Эвлия Челеби, перечисляя народы "татарского происхождения" (буквально: "народы, которые произошли от татар"), называет среди таковых и кумыков в Дагестане (с. 464). Что еще весьма интересно, исходивший все Закавказье вдоль и поперек в 1647 г. Эвлия Челеби, упоминает как обитателей в Ширване (в Махмуд-Абаде) и кумыков наряду с армянами и теркеменцами. Он называет также южнее Дербента удельное владение "государя Дагестана Шах-Михала" (очевидно, шаухала) под названием Чарз (Carz), основное население которого - "кумыкское племя" (с.618).

Челеби упоминает кумыков и при описании Крыма и сообщает о кумыкском языке буквально следующее: "Есть там, прежде всего, язык чагатайский, а затем язык кумыкский, язык монгольский и могольский, язык туркменский, ногайский, кайтацкий, моракский, хешдекский, аджамский, хинди, узбекский и болгарский. Люди все эти - татары...".

В заключение еще раз подчеркну, что "Книга путешествий" Эвлии Челеби - целый кладезь знаний и сведений о странах и народах мира, в том числе и о народах Кавказа. И в нее, в эту книгу, нам следуют почаще заглядывать, если хотим обратиться к незамутненным истокам нашей истории. К сожалению, в нашей сегодняшней действительности на потребу дня и в угоду идеологической конъюнктуре написано и издано немало книг, в которых выдуманных мифов больше, чем реальной истории народа.

Поэтому совет - историю изучайте по первоисточникам.

К.А.

Размещено: 22.10.2006 | Просмотров: 3763 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.