Кумыкский мир

Культура, история, современность

Музыкальная культура кумыков

Лирика и эпос, главные опоры ной поэтики, одинаково представлены у кумыков в гармоничном равновесии, если смотреть в широком северокавказском и общекавказском контексте. Располагаясь в самом центре этих связей, кумыкская музыка сохранила эпос: героико-эпический фольклор и позднюю его трансформацию - героико-исторические жанры. В центре этого наследия - мужские хоровые и сольные песни.

Музыкальный язык кумыкского фольклора показывает одновременно и сходство (типологическое схождение) и различия с музыкой других наших народностей. Этот вектор сходства-различий проявляется в разных сторонах фольклора: в жанровой структуре, в строе музыкального мышления, в самой музыкальной лексике. Сходство коренится в общедагестанском родстве фольклора. Объяснение причин различий приводит исследователя к тюркскому компоненту культуры.

НАВЕРНОЕ, разнообразие выразительных вокальных стилей, как и жанровая полнота народной музыки, придает национальному мирочувствованию ту цельность, которая позволила успешно развиваться КУМЫКСКОЙ композиторской традиции в наше время.

Еще одна грань кумыкской музыки - ее народно-профессиональная ветвь. Музыковедческая наука еще не выработала исторические и теоретические подходы, методики для ее изучения, во многом сокрытым от нас остается наследие и Дагестана. Поэтому сегодня трудно освещать музыкальное прошлое наших народов. Остается неясным, какие мелодии, например, подбирал и сочинял профессиональный сказитель Йырчи Казак к своим ошеломляющим поэтическим строкам. С каким музыкальным материалом имели дело сотни безвестных профессионалов-музыкантов - сказителей и инструменталистов.

Наша музыкальная культура в нотах и словесных описаниях начинается с XX века, с имен выдающихся просветителей, разно-одаренных Темирболата Бейбулатова и Татама Мурадова, деятельность которых не замыкается только кумыкской культурой.

Татам Алиевич Мурадов (1902-1958) - звезда на культурном поприще Дагестана того времени [...] - по праву первым удостоен звания заслуженного деятеля искусств Дагестана. Яркий талант Мурадова проявился с детских лет в родном селении Нижний Дженгутай. Он сам осваивает игру на многих инструментах, знакомится с нотной грамотой. Его интересы сформировала семья известных в народе профессиональных музыкантов. Его сестры Балаханум и Ниярханум были приглашены в 1902 г. в Петербург для выступлений, где их записали на грампластинку. Это первый факт такого признания кумыкских исполнителей.

Еще совсем молодым Татам Мурадов создает в Буйнакске и Махачкале хоровые, инструментальные коллективы художественной самодеятельности. Он участвует в организации первых профессиональных коллективов на дагестанском радио. К десятилетию революции в 1927 году он руководит концертами молодого дагестанского искусства в Москве и сам исполняет в них. Привлекает и совсем юную, 12-летнюю свою племянницу Барият Мурадову. Выступления перед москвичами, перед членами правительства страны имели большой резонанс.

В 1930-х годах Татам Алиевич активно участвовал в культсанштурме.

В деятельности наших первых просветителей поражает нравственная высота их помыслов, до наивности бескорыстное служение народу. Не всем известно, что свою последнюю поездку в аварские районы, где бывал не раз и свободно общался с народом на их родном языке, он на этот раз осуществлял с целью распространения хоровой культуры. С его непосредственным участием возрождалась в горах культура мужского ансамблевого исполнительства. Простуда, полученная в этой поездке, подорвала здоровье Мурадова и оказалась для него роковой.

В 1935 году он вместе с Т.-Б. Бейбулатовым, А. Ибрагимовым, Г. Гасановым и X. Ханукаевым организует Национальный ансамбль, впоследствии Ансамбль песни и танца. Этот первый профессиональный коллектив стал центром музыкального и хореографического искусства в республике - из него вышли многие выдающиеся артисты, для него создавали свои первые композиторские опыты сам Т. Мурадов, Г. Гасанов, а впоследствии Н. Дагиров.

Татам Мурадов обогатил кумыкскую песенную культуру красивейшими мелодиями, которые народ принял как свои народные, забыв об авторстве, - это ли не лучшая награда для творца! Он автор первой кумыкской оперетты "Бедная Умукюсюм" (1927 г.).

Сергей Агабабов назвал Т. Мурадова основоположником городской песенной культуры кумыков. Действительно, Мурадов внедрил в музыкальный быт кумыка гитару, сделав ее почти народным инструментом. Его яркий музыкальный стиль вобрал и общевосточную интонацию, и европейские приемы, и новую раскованную ритмику вальса и русского распева - все это органично вливается в кумыкскую интонационность. Этот стиль городского домашнего музицирования дал мощный толчок всей кумыкской профессиональной музыке, а не только городской песне. Осознанно или стихийно, но новая интонация получила развитие в исполнительском творчестве талантливой Бурлият Эльмурзаевой, народной артистки Дагестана. Другое продолжение она находит в современной молодежной кумыкской среде.

Неиссякаемый талантами род Мурадовых дал кумыкской культуре еще одно певческое дарование - Бурлият Ибрагимову! Звонкоголосую, как все Мурадовы, ее называют бюльбюль - соловей. Уже четыре десятка лет не устает слушать ее кумыкская публика, да и весь Дагестан. Звание народной артистки России Бурлият Акашимовна оправдывает всенародной любовью к себе. Она - знаток народной музыки и сама сочинитель многих популярных песен, виртуозно играет на народных инструментах. Природный артистизм и высокая культура исполнительства выделяют Ибрагимову на дагестанской эстраде. У нее огромный творческий багаж: исполнитель героико-исторических повествовательных йыров под собственный аккомпанемент на национальной гармонике, она также с безукоризненным вкусом исполняет современную кумыкскую эстрадную музыку с оркестром. С 50-х годов Б. Ибрагимова - солистка хора дагестанского радио и вместе с ним часто обращается к творчеству дагестанских композиторов. Как истинный художник она отражает в творчестве свое время - тот этап развития национальной культуры, где основу составляет фольклор.

Искусство народной артистки России, лауреата Государственной премии СССР Исбат Баталбековой взросло на волне бурного подъема музыкальной жизни послевоенной поры.

Незаурядные музыкальные данные обнаружились у Исбат случайно, когда она в 1938 году 16-летней девушкой пришла в Радиокомитет в качестве ... секретаря-машинистки. Ее направляют в Бакинскую консерваторию, по окончании которой таркинской девушке сулили большую оперную карьеру в Баку. Но она вернулась на родину. С 1950 года начинается упорная творческая работа, которая со стороны выглядит как легкое стремительное восхождение к славе. Звание заслуженной артистки ДАССР ей присваивают за участие в вечерах дагестанского искусства в Москве в 1950 г. В следующем году она поет на Всемирном фестивале молодежи в Берлине и удостаивается Почетного диплома. В 1952 г. ей присуждается Сталинская (Государственная) премия.

Исбат Баталбекова - певица новой вокальной природы. Ее поставленное для оперного исполнительства волнующее бархатное контральто звучало непривычно для национального слушателя, как и само интонационное содержание произведений Наби Дагирова, Г. Гасанова, К. Шамасова, исполняемых ею. Ее естественная, без натуги, манера исполнительства, как и строи новой композиторской музыки, мало-помалу стали отвоевывать свое место свою нишу в национальном сознании. Умело организованное музыкальное просветительство со временем дало результаты. Послевоенная эпоха, в особенности 60-70-е годы общего духовного подъема в стране, вырастила поколение, уже воспитанное на музыке наших авторов.

В развитии современной кумыкской профессиональной музыки немалую роль сыграли демократические жанры песни и театральной музыки. Сотрудничество кумыкского театра с лучшими музыкантами выразилось в качественном результате для кумыкской музыки. Звучавшие на подмостках театра песни и арии сразу после премьер подхватывались и множились в радиоэфире.

У всех на слуху были написанные Дагировым песни и арии Биби из пьесы "Черные розы" С. Джемала, песни Хочбара - Гасанова из одноименного спектакля, песни Гюлькъыз из спектакля "Айгази" с музыкой Гасанова и еще многое другое. Так новое музыкальное мышление, а с ним вместе новый оперный стиль Баталбековой постепенно входили в музыкальное сознание народа. Плодотворно работала в 50-70-е годы филармония. Полные любителями музыки залы для того времени были обычны, особенно, если пела Исбат, а в программе были любимые номера из театральной музыки.

Одним из рупоров музыкального просветительства было радиовещание (ворвавшаяся ныне к нам эпоха видео на порядок ниже по уровню информационного воздействия). Музыкальное вещание опиралось на двух китах: фольклор и композиторскую музыку. Сомневаюсь, что в 50-70-е годы не было музыкальной пошлятины в жизни, но музыкальный эфир был заслонен от нее профессионализмом работы. Звучала настоящая Музыка: Патимат Даниялова и Агай Капланов, хор артистов кумыкского театра с солистом Гаджи Бекбулатовым и Исбат Баталбекова, сарыны Издек Изиевой и хоры Наби Дагирова, театральная музыка в исполнении Саният и Барият Мурадовых и старинные йыры Патимат Салаховой. Ухо сельского труженика постепенно свыкалось с концертным, героико-патетическим исполнительским стилем Татама Мурадова, а мы, горожане, особенно дети, знавшие аул как экзотику, проникались к пульсу народной жизни через размеренную, полную горделивого достоинства эпику йыров Зайнутдина Алескендерова. Скольких же воспитала умелая, гибкая политика радиовещания, "причащая" нас, разных по жизненному укладу и вкусам, к родной музыке, к культуре!

Последовательный труд поколений кумыкских музыкальных деятелей, вместе с просветительской работой театра, филармонии, радио, педагогики и публицистики, сформировал в послевоенный период новую музыкальную культуру. Частью ее было и самодеятельное творчество, которое можно считать продолжением в новых исторических условиях традиции певцов-сказителей. Самые одаренные из них стали любимыми народом сочинителями: Аскер Аскерханов и Хизри Батыргишиев, оба получили общемузыкальное педагогическое образование, авторы многих популярнейших песен, инструментальных пьес и театральной музыки.

Наби Садыкович Дагиров музыкант, как говорится, от Бога: щедрая природа, умноженная основательным композиторским ремеслом, дала крупного композитора и деятеля культуры, педагога. Музыка для него - образ жизни: и сегодня, имея огромный творческий багаж, он продолжает удивлять новыми масштабными сочинениями.

Его творческая судьба заключает в себе все основные этапы развития кумыкской музыки советского и постсоветского времени, он пережил в музыке все исторические повороты, изломы этого непростого пути. Дата рождения - 1921 - символично совпадает с утверждением советской власти в нашем крае. Место рождения - Верхнее Казанище - проясняет главную черту его творчества - народную основу музыки, Соединение народного, крестьянского опыта с профессионализмом европейского типа, когда кумыкская интонация заключена в оболочку приемов и средств иной природы - эта черта музыки выделяла Дагирова даже в среде сподвижников - Г. Гасанова, М. Кажлаева, С. Агабабова. Составившие ядро композиторской школы республики вместе с Дагировым, они по рождению и воспитанию находились в известном отдалении от глубинно-народной стихии.

Дагиров сказал свое "первое слово" во многих жанрах. Он - основоположник дагестанского симфонизма. И хотя сочинения для оркестра писали и до него и параллельно с ним другие авторы тоже, он считается пионером симфонического жанра, доказавшим, что кумыкская интонация имеет закрепленную семантику и может лечь в основание длительного развития. Дагиров - автор трех симфоний, двух концертов - для скрипки с оркестром и агач-кумузома с оркестром, нескольких поэм, балета "Парту-Патима". Он сделал симфоническое переложение оперы Г. Гасанова "Хочбар". Наследие его во всех жанрах равноценно: фортепианные сочинения имеют большую художественную и педагогически-дидактическую ценность.

Особая область творчества, начало которой было положено оперой "Айгази", - театральная музыка: более чем к 30-ти спектаклям кумыкского, аварского, лезгинского и армянского театров. Оперный склад многих партий позволил театральной музыке обрести самостоятельную жизнь на эстраде. Сюда же относится оперетта "Проделки Хизри-Мизри" (1966 г.)

Хоровое и контатно-ораториальное творчество - результат работы в Ансамбле песни и танца Дагестана художественным руководителем. Совершенными образцами жанра стали "Летний день" на сл. Т. Хрюгского, "Утро Родины", хоровая пьеса "Колхозная весенняя". За хоровую музыку Дагиров дважды удостаивался Республиканской премии им. Г. Цадасы. Мягкий напевный мелодизм, тонкий колорит гармоний видны и в песенном творчестве: оригинальных произведениях и обработках народных тем, среди которых много мелодий других народов Дагестана. Разносторонность мастерства, высокая степень обобщенности народной интонации свойственны и камерной музыке: это два струнных квартета, инструментальные ансамбли.

Творчество Дагирова открывает новые горизонты развития кумыкской музыки. Заложенные им в собственном творчестве требования к профессионализму преемственно развиваются следующими поколениями композиторов: Казбеком Шамасовым, Аидой Джафаровой и юной Дженнет Шамасовой. К. Шамасов (род. в 1936 г.), написав несколько многообещающих сочинений, пока больше не проявил свои незаурядные творчески данные. Блеснувший на музыкальном небосклоне цикл детских хоровых песен, за который композитор получил Республиканскую премию им. Г. Цадасы, свежо и тонко интерпретировал кумыкскую лирику, вернул адресату нетронутые композиторами доселе пласты детского фольклора. А вокально-симфонические сцены на стихи дагестанских поэтов поразили мастерством лепки образов совсем противоположных - мощных по энергетике, лапидарно характеристичных.

Все более явственно обрисовывается творческое лицо Аиды Джафаровой (род. в 1958 г.). Интеллектуальность чувства, рефлексия и самоанализ, тонкая градация эмоций, изысканность и возвышенность поэтики - вот важная сфера чувств молодого автора, новая для национальной художественности. Вместе с тем, Аида уверенно работает в демократических, доступных каждому жанрах: у нее много сочинений на кумыкском языке, в том числе хоры для детей, популярные песни и романсы. Выросшая в городской среде, она все теснее сближается в своем творчестве с интонацией родной ей кумыкской музыки, чему помогает работа для Кумыкского и кукольного театров. Она - автор крупных симфонических и вокально-симфонических опусов: "Триптиха для оркестра", поэм, кантаты и вокальных циклов.

Обозревая кумыкскую музыку в исторической ретроспективе, надо отметить, что накопленный веками бесценный потенциал народной культуры нынешние поколения развили и преумножили.

 


Опубликовано:
журнал "Возрождение", 1999, №5. С.71-75.

Размещено: 10.09.2005 | Просмотров: 7255 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.