Кумыкский мир

Культура, история, современность

Этногенетические связи кумыков с другими народами Кавказа в свете исторических легенд и преданий.

В письменных источниках зафиксировано немало легенд и преданий об этногенетическом родстве и этнородственных связях кумыков с другими народами Кавказа. Ученые правильно указывают, что всякое этногенетическое предание содержит и свое определенное историческое зерно, имеет историческую подоснову - субстрат; вполне возможно, что в них отображены некогда имевшие место реальные исторические факты. С этой точки зрения представляет несомненный научный интерес содержание этногенетических преданий, сохранившихся в исторической памяти кумыков и других народов Кавказа, позволяющие проследить их этнические связи.

Кумыки и адыги

Согласно одному из кумыкских преданий, записанному в прошлом веке в сел. Эндирей, прародителем кумыков, карачаевцев, балкарцев, абазов, кабардинцев, ногайцев был "нарт Алпадыр" (Алп-Багатур!?), "властитель земель между Каспием и Черным морем". У Алпадыра были два сына и дочь: Араг-Алп (Алп-Араг), Алпан и Гёзекей. Алпан имел двух сыновей Кобана и Комука. Перед своей смертью отец завещал им никогда не ссориться, чтобы не стать игрушкой в руках врагов. Он поделил земли между Каспием и Черным морем между сыновьями. Кобану достались "земли за Тереком", а Комуку - "по эту сторону Терека". В этой связи интерес представляет тот факт, что согласно преданию, записанному известным кавказоведом Л. Лавровым во время его полевых экспедиций в Дагестане в 1949 году, кумыки считали своей прародиной "урочище Туба в Закубанье"(1).

От Комука происходят Доругу, Кабарт, Эрхан, Салар, Будак, Арпа, Айдак, а от Кобана - Малкар, Карасай, Малай, Абаз и Ногай. Интересно то, что кабардинские предания, записанные Ю. Клапротом в 1807/08 гг., среди сыновей прародителя адыгов Инала (а его тюркское (хазарское) - происхождение никем не оспаривается) наряду с Тау-Солтаном, Ахлау, Мударом, Бесланом упоминается и Комук (Къумукъу). Согласно "черкесских" родословий, от Комука и Беслана (Бий-Арслана) происходят князья Большой Кабарды, или собственно Кабарды(2). По преданиям прародителем известного осетинского рода Хетагуровых также является сын Инала, Хетаг(3).

Факт существования у кабардинцев преданий об их этногенетическом родстве зафиксирован еще в конце ХVIII в. Якобом Рейнеггсом. О кабардинцах он пишет: "Некоторые ведут свое происхождение от Чингизхана; другие считают себя потомками арабов и настаивают на том, что они много столетий назад жили в Дешт-и Кипчаке; третьи, напротив, говорят, что они происходят от кумыков и аварского (тюркского) происхождения"(4).

Шора Ногмов, кабардинский историк ХIХ в., в своем знаменитом труде "История адыгейского народа" уточнял: "По истреблении хазарского царства некоторые из этого народа нашли убежище между нами, что напоминает родовое прозвище некоторых уорков (князей. -К. А.). По преданиям известно, что некоторые из Маджар соединились с нашими предками"(5). Это подтверждается и грузинскими источниками, согласно которым некоторая часть кабардинцев происходят от хазар, выселившихся из Дагестана в Кабарду в 835 г.(6).

Аналогичные предания об этногенетическом родстве кумыков и адыгов мы встречаем и у адыгейцев. Одно из них гласит: "В стране Кэтай жили муж Кэтай и жена Кутай. У них был сын по имени Адыгэ. Когда он обзавелся семьей, у него родились 7 сыновей. Старшего назвали Кумык (Къумыкъу), а его братьев - Кабартай (Къэбертай), Карашай (Къэрэшай), Кемгуй (Къэмгуй), Абадзах, Бжедуг, Шапсыг... Братья эти со своими людьми расселились по всему Кавказу. Они заняли все пространство между Каспием и Черным морем"(7). Как правильно указывает современный историк, порофессор Н.Г Ловпаче, "современные адыги под названием "Къумукъу" (Кумык) представляют дагестанцев"(8). Следует лишь уточнить, что къумукъ (кумык) - это этническое самоназвание. Так называют самих себя на Кавказе только кумыки - тюркский народ. И так называли и называют их большинство народов-соседей(9). Адыги также на Северном Кавказе знали под этим именем, прежде всего, кумыков и через них - другие нетюркские народы Дагестана.

Кумыки, балкарцы и карачаевцы

По преданиям, записанным проф. Пфафом, "из разбитых арабами в Дагестане (в 737 г. - К. А.) хазар три колена спаслись в Кабарде, т. е. в Осетии и поселились на реке Чегем... Имя Казарского ущелья здесь от них". А согласно фамильным преданиям чегемского рода Балкаруковых, населением Чегемского ущелья в древние времена правил князь хазарского происхождения Берды-бий"(10). Также считается, что родоначальник балкарцев Мысака до переселения "жил где-то на Кумыкской равнине"(11). А по другим преданиям, прародители балкарцев Малкар и Мисака прибыли в Балкарию из некоей местности, называемой Бораган(12). Отметим также, что Бораган - это название одного из кумыкско-хазарских племен, занимавших в VII в. северокавказские степи и предгорья от Кисловодска и вплоть до Дербента. В золотоордынский период существовала целая административная область Бораган-Маджары. В карачаевско-балкарском фольклоре сохранились намеки на некогда существовавший город Бораган, который якобы являлся столицей ханства, объединявшего в своем составе предков кумыков. карачаевцев, балкарцев и другие тюркские племена Северокавказского и Черноморского ареала(13).

Согласно сказаниям об Ахтугане и кумыкском Шаухале, Ахтуган женился на дочери шаухала Керимхан "увозом", вопреки воле шаухала. В честь своей возлюбленной кумыкской княжны Керимхан Ахтуган построил в сел. Верхний Чегем башню, которую в народе называют "Сююв-къала" ("Башня любви"). Ахтуган и Керимхан являются родоначальниками Балкаруковых. С кумыками по своему происхождению, очевидно, был связан и другой карачаево-балкарский род Урусбиевых. Карта Северного Кавказа 1819 г. указывает на горном хребте Чалпак племя "кумыков-урусби"(14).

Кумыкские этнические корни имел знаменитый род карачаевских валиев (уалиев), т.е. верховных правителей Карачая - Крым-Шамхаловы. Русский кавказовед Г. Петров писал в 1879 г. про представителей этого рода: "Теперешние члены этой фамилии считают себя отраслями фамилии владетельных шамхалов Тарковских Дагестанской области..."(15).

Этот знаменитый карачаевский род в свою очередь был тесно связан родством и с осетинами. Так, согласно преданий осетин-дигорцев, княжеский, бадилятский род дигорцев - Тугановы, Кубатиевы, Караджаевы, Кабановы, Абисаловы, Чегемовы, Битуевы - происходят от брака Бадилы с карачаевской княжной из рода Крым-шаухаловых(16) (то есть: и балкарцы, и дигорцы из Маджара, родственники).

Кроме того, в Южной Осетии ряд фамилий (Абаевы, Джатиевы, Шавлуховы, Гаглоевы, Джиджоевы, Санакоевы, Тамаевы), составляющий ветвь другого рода Агузовых (от Огуза и имеющий репутацию уазданских, (узденских), т.е. (аристократических) родов, также является тюркским по происхождению(17).

По словам автора поэмы "Агузиани", Ивана Ялгузидзе, предок его, т. е. прародитель его рода Алгуз, т. е. Агуз, был "могущественным царем черкесов и других народов Северного Кавказа", связанным родством с правителями Овсского царства Х-ХII вв. н. э. - с осетинскими багратидами"(18). С того времени, по мнению проф. Пфафа, осетинские князья принимают татарский (тюркский) титул - Багатарь. Татарами (тюрками) по происхождению являются у осетин и Карабугаевы, Таймазовы и Кантемировы(19). Важным представляется отметить и то, что предания говорят и о том, что хазарин Инал, считающийся прародителем адыгов, был женат "на дочери осетинского князя Аша" и от этого брака происходят род князей у осетин(20).

Кумыки и абхазы

О происхождении влиятельного абхазского княжеского рода Ачба предание гласит, что "род Ачба прежде именовался Карымшаквалом ("Карымшакуал")" и происходил от переселенца, который являлся выходцем, по одной легенде из Кабарды, а по другой, более общего характера - с Северного Кавказа(21). С высокой степенью вероятности можно считать, что этот княжеский абхазский род находился в этногенетическом родстве или с кумыкскими Крым-шаухалами, или с карачаевскими князьями Крым-Шаухаловыми.

Кумыки и грузины (сваны)

По преданиям кумыкские этногенетические корни имел и род сванских князей Дадешкелиани (Отарша). Согласно этногенетическим сведениям, записанным кавказоведом М. М. Ковалевским и другими авторами, родоначальник этого старинного сванского рода Отар Дадешкелиани (ок. 1570 г.) "был из тарковских кумыков, и его потомство захватило власть в свои руки и постепенно подчинило себе все общество княжеской Сванетии по нижнему и верхнему течению р. Ингури". Центром княжеского рода Дадешкелиани были сел. Барши и Ингури. Представители этого рода правили в Западной части Сванетии в 1570-1857 годы. Эту же информацию подтверждает и английский путешественник Фрешфиельд, гостивший в 1868-1890 годы не раз бывавший в Сванетии. Правда, господствовавшую среди сван династию эту он называет, видимо по ошибке, кабардинской, "переселившейся с севера"(22). Однако исторические факты говорят о том, что князья Дадешкелиани были этнически ориентированы на связи с кумыками и балкарцами и еще в Х1Х веке продолжали поддерживать, например, аталыческие связи, направленные на поддержание и возрождение ослабевавших родственных и политических отношений. Хорошие связи существовали между сванским князем Отаром Дадешкелиани и кумыкским князем Агалар-ханом. Они оба в 1715 г. по приглашению балкарцев, вместе участвовали на общебалкарском сходе, созванном для рассмотрения особо важных дел - спорных земельных вопросов между балкарскими обществами.

В княжеской Сванетии, как и среди кумыков, балкарцев, карачаевцев, существовал обычай аталычества, левирата. Князья Дадешкелиани отдавали своих детей на воспитание в "Черкесскую сторону", балкарцам. Так, в 1850-х годах одна из ветвей княжеской фамилии Дадешкелиани - Отар Дадешкелиани - приняла ислам. Князья эти вступали в браки с балкарками. Браки с балкарками по приказу кн. Дадешкелани заключали и их поданные - сванские крестьяне(23).

История свидетельствует, что потомки князей Дадешкелиани в ХIХ- начале ХХ века служили в Дагестане и поддерживали тесные дружеские связи с шамхалами Тарковскими. Так, в 1914-1916 гг. военным губернатором Дагестанской области был полковник, кн. Джансох Тенгизович Дадешкелиани(24).

* * *

Обобщая, можно сказать, что приведенные выше этногенетические предания позволяют полагать, что легенды о происхождении кумыков, балкарцев, карачаевцев, кабардинцев, адыгов, сванов, абхазов, их аристократических кланов от одного корня субстратны и восходят к языку и культуре гунно-булгарских, гунно-хазарских племен Кавказской Гуннии (Хазарии) первого тысячелетия н. э. и характеризуют их этническую память.


Литература.

  • (1) Лавров Л. И. Этнография Кавказа. Л. 1982. С. 94
  • (2) Адыги, балкарцы, кабардинцы в известиях европейских авторов. Нальчик. 1994. С.259
  • (3) Хетагуров К. Л. Собр. соч., М,. 1960. Т.4. С..317
  • (4) Цит. по: Аталиков В. М. Страницы истории. Нальчик. 1987. Приложение. С. 143
  • (5) Ногмов Шора. История адыгейского народа. Пятигорск. 1891. С. 21
  • (6) См.: ССКГ, 1871. Т.V. С.72
  • (7) Бранто Зачерый. "Адыгэм ыльачыр" ("Корни адыгов")., 1920 г.
  • (8) Ловпаче Н. Г. Этническая история Западной Черкессии. Майкоп. 1997. С.13
  • (9) Волкова Н. Г. Названия кумыков в кавказских языках // Этническая ономастика. М. 1984, С. 28, 29
  • (10) Ковалев М. Закон и обычай на Кавказе. М. Т. 1. С. 253
  • (11) Мизиев И. М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая ХIII-ХVIII вв. 1993, Нальчик. С. 156
  • (12) Соттаев А.Х. Некоторые вопросы балкарского языка // Уч. записи КБНИИ. Нальчик, 1959 Т.5. С. 252
  • (13) Карачаевцы и балкарцы: Этнография, история, археология. М., 1999. C. 5
  • (14) Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1983. С.101
  • (15) Петров Г. Верховья Кубани - Карачай // Кубанские областные ведомости. Екатеринодар.1879. №3. C.3
  • (16) Пфаф. Материалы для истории осетин // ССКГ, 1871. Т. V. C. 85; Ковалев М. Закон и обычай на Кавказе. М. 1890. T.1-2. C.249
  • (17) Валеев З. Народное предание о происхождении осетин. Сталинири. 1956. С.5
  • (18) Там же C. 9, 10
  • (19) Пфаф. Указ. раб., с.18
  • (20) Там же.C.84
  • (21) Инал-Ипа Ш. Д. Страницы исторической этнографии абхазов. Сухуми. 1971. С.235
  • (22) См.: Tavkul, Ufuk. Ingiliz Dagci Douglas W.Freshfield'in 1868-1890 Yillari Arasindaki Kafkasya Izlenimlerinden Notlar //Tarih. Istanbul. Mayis 2003-197, s. 43, 42-47
  • (23) Стоянов А.И. Путешествие по Сванетии - ЗКОРГО. 1876. Кн. Х.с. 334; Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов Горного Кавказа в общественном быту (ХIХ - начало ХХ в.) // КЭС. 1ХМ. 1989, с. 174
  • (24) См.: ЦГА РД. Ф. 2, оп. 7, д. 33-а


ИСТОЧНИК:
Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее и будущее. Тезисы докладов Международной научной конференции, посвященной 80-летию ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала. 2004. С. 65-69.

Размещено: 15.02.2006 | Просмотров: 9946 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.