Кумыкский мир

Культура, история, современность

Тайна таркинской клинописи

По следам одной научной загадки

Клинопись была обнаружена в Тарках 346 лет назад и получила в науке название "Таркинская клинопись".

О ней русский востоковед И. Березин, посетивший Тарки в 1842 г. писал: "Эти надписи древнее походов Александра Македонского и имеют историческое значение и принадлежат большей частью к царским грамотам".

Однако с того времена наша наука в изучении данной надписи продвинулась немного. Она по сей день все еще остается недешифрованной.

Что же собой представляла эта почти забытая сегодня исследователями т.н. "Таркинская клинописная надпись" и какова история его обнаружения и изучения?

Она была выявлена неким немецким медиком в конце 1660-х гг. в Тарках и стала известна голландскому географу Николаю Корнелиссону Витсену, проживавшему в те годы в Москве и затем опубликовавшему надпись в своей книге "Северная и Восточная Тартария", имевшей несколько изданий и переведенной на несколько языков. В 1722 г. сопровождавший Петра I во время Каспийского похода Д. Кантемир зарисовал эту надпись, о чем сообщает Э.Бюрнуф, нашедший эту копию с припиской Ю.Клапрота: "Надпись из Тарку, по рисунку князя-Дмитрия Кантемира..." В 1820-х гг. этой надписью интересовались Г.Гротефенд, Сен-Мартен. В дальнейшем Э.Бюрнуф, дешифровавший в 1836 г. 32 знака древнеперсидской клинописи, сличил обе копии Таркинской надписи и пришел к выводу, что они воспроизводят одну и ту же надпись, а рисунок Кантемира не является копией с публикации Витсена. Ему же принадлежит заслуга прочтения на основе древне-персидской клинописи первых пяти знаков надписи как "Аршакид" (a-ra-sa-ku-ta), что дало повод Бюрнуфу для заключения о принадлежности Таркинской надписи "одному из Армянских Аршакидов, царю вроде Хосрова Великого, победившего Хазар в самой отчизне их и о котором мы знаем, что он повелел высечь надписи, долженствовавшие увековечить память его победы".

Поиски этой надписи, предпринятые в XIX в. и в наше время, не принесли желаемого результата. Однако, сомневаться в ее существовании и подлинности не приходится по той простой причине, что она была опубликована более чем за 100 лет до дешифровки древнеперсидской клинописи и первое ее слово ясно читается именно на основе этой системы письма.

Русский востоковед Н.В.Ханыков, опираясь на сообщение Витсена о том, что клинописные надписи, виденные немецким медиком, находятся "за Тарку, Буйнаком и Осмином" (соответственно совр. села Тарки, Уллубий-аул и Усемикент), локализовал Таркинскую надпись между Буйнаком и Дербентом. Л.И.Лавров неверно полагал, что Витсен перепутал место находки надписи, "которое на самом деле могло быть не в Дагестане, а на юге Закавказья". В.Г.Котович же считал возможным приурочить ее к городищу Таргу близ с.Усемикент, что вполне вероятно, учитывая и расположение здесь обрывистых скальных выходов возвышающегося к северу от городища плато, где и могла быть высечена надпись. Но, судя по тексту Витсена, в котором информации о надписях предшествует описание "города Тарку" и приписке Клапрота к зарисовке Кантемира, рассматриваемая надпись, скорее всего, могла находиться в районе Тарки (где выявлены поселение и могильник албано-сарматского времени), на обнажениях скал горы Тарки-тау. В свете изложенного инетерес представляют сведения этнографических источников. Как рассказывают, у въезда в старую резиденцию кумыкских шаухалов Тарки на склоне Тарки-тау (на Чагар ёл) еще в начале 50-х годов ХХ в. (вплоть до разработки этого участка под каменный карьер) находилась каменная глыба с "какими-то непонятными знаками-надписями", издавна называемая местными жителями "Язывлу яр" ("Тамгъалы таш").

Археолог М. С. Гаджиев (см.: работу "Между Европой и Азией".) считал возможным относить таркинскую надпись ко времени младших ветвей Аршакидов - армянской или мидийской (атропатенской), возникших в 60-х г. н.э. Однако, член-корр. РАН, проф. М.А. Дандамаев, обратил внимание на весьма специфический и загадочный характер таркинской клинописи. По его мнению, начало ее действительно читается A-ra-sa-ku-da, но, вопреки Бюрнуфу, не означает "Аршакид". Имя Аршак упоминается в одной древнеперсидской надписи на печати в форме A-ra-sa-kа. Таркинская надпись содержит также отдельные знаки древне персидской и поздневавилонской клиниписи (в том числе и надписей II-I вв. до н.э. и I в. н.э.), но чтению не поддается и считать ее вавилонской, если надпись скопирована верно, нельзя. Сказать что-либо относительно мидийского происхождения ее также невозможно, т.к. мидийские надписи пока не известны.

Таким образом, Таркинская клинописная надпись, имеющая важное значение для изучения НАШЕЙ истории, ныне ставит перед исследователями значительно больше вопросов, нежели дает ответов. Несомненно одно - эта надпись выступает еще одним показателем огромной центрообразующей роли и международного значения Тарков и притарковского региона на рубеже эр как в политическом, так и гео-экономическом и геокультурном аспектах.

Размещено: 08.02.2006 | Просмотров: 5648 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.