Кумыкский мир

Культура, история, современность

Проблемы подготовки молодежи к труду и жизни в творческом наследии этнографа Д.-М.М. Шихалиева

фотоВ 1848 г. на страницах нескольких номеров газеты «Кавказ» увидел свет труд по этнографии кумыков – одного из автохтонных тюрко-язычных народов Дагестана. Работа носила название «Рассказ кумыка о кумыках» и автором её являлся штабс-капитан царской армии Девлет-Мирза Магомедович Шихалиев [1]. Он стал первым этническим кумыком, представившим на суд общественности довольно большое этнографическое сочинение о своем народе.

Воинскую службу Шихалиев завершил в звании подполковника. Некоторое время он трудился по административной части в разных ведомствах Кавказа.

После «Рассказа кумыка о кумыках» он написал и опубликовал еще несколько исследовательских трудов, но проблемы подготовки подрастающего поколения к трудовой самостоятельной жизни нашли отражение именно в главном его этнографическом труде.

В плане педагогического источника рассматриваемая работа Девлет-Мирзы Магомедовича практически остается не изученной. В этом отношении можно указать на нашу статью [2, с. 6-11], в которой предпринята, по существу, первая попытка осмысления значения основного труда Шихалиева и других этнографов Дагестана в изучении проблем обучения и воспитания подрастающего поколения Дагестана, подготовке юношей и девушек к трудовой самостоятельной жизни.

Намного шире изучен «Рассказ ...» в историко-этнографическом отношении, благодаря усилиям Дм. Трунова [3] и, в особенности, известного историка-этнографа С.Ш. Гаджиевой, труд Шихалиева получил должную известность и соответствующую оценку [4; 5, с. 389-394]. Достаточно внимания уделяется Шихалиеву и его труду в справочной литературе [6, с. 346].

В нашей статье предпринята попытка изучения значения и места работы Д.М. Шихалиева «Рассказ кумыка о кумыках» в постановке проблемы подготовки к труду и самостоятельной жизни подрастающего поколения Дагестана в XIX веке.

При изучении проблемы обращено внимание на оценку взглядов Шихалиева на проблемы воспитания и обучения юношей и девушек в своеобразных условиях Дагестана до активного влияния на данный процесс культуры и системы образования России.

Напомним, что работа Д.М. Шихалиева посвящена анализу этнографии и истории политического развития кумыкского народа с древнейших времен до середины XIX веке.

В этом отношении можно с полной уверенностью сказать, что «Рассказ кумыка о кумыках» является одним из первых исторических трудов по истории и этнографии народов Дагестана, в данном случае кумыков.

В рассказе Д.М. Шихалиева не рассматриваются специально проблемы образования и воспитания подрастающего поколения Дагестана. Однако отдельные замечания, мысли, наблюдения и высказывания талантливого этнографа позволяют исследователю составить определенное представление о системе обучения, воспитания подрастающего поколения Дагестана, подготовки его к труду и жизни.

Для процветания общества нужно, чтобы все его члены трудились, независимо от места в социальной иерархии. Эта первая мысль непосредственно связана, на наш взгляд, с проблемой подготовки подрастающего поколения к труду и жизни. Ее можно вывести из слов Шихалиева о том, что молодые кумыкские князья изнеженные, избалованные неопытными, но чересчур подобострастными пестунами «с ранних лет приучались не обращать внимания на особенное хозяйство и, относя это на попечение аталыков своих, безотчетно предавались развлечениям праздной жизни». В праздности образа жизни и пренебрежении к привитию навыков умелого хозяйствования подрастающему поколению ученый справедливо видит причину упадка, раздробления на маленькие ханства, а впоследствии и полной ликвидации государственности кумыков в лице шамхальства. «Не осталось у них и следов доблестных примеров их предков», – с горечью замечает этнограф.

Шихалиев выделяет у кумыков и народов Дагестана очень важную форму в системе подготовки молодежи к самостоятельной жизни. Смысл ее раскрывается словами этнографа о том, что «кумыки и вообще все горцы, при всем своем вспыльчивом характере, никогда не теряли уважения к особам князей или к лицам, покрытым сединами». Подрастающий горец, по утверждению этнографа, должен непременно уяснить себе закон, согласно канонам которого «младший должен уступить старшему». У молодых современников Шихалиева, по его мнению, «уважение к старшим было слишком глубоко, чтобы вмешательство их оставалось тщетным».

Указывая на нравы своего времени, в вопросах взаимоотношений молодежи и людей старшего поколения Шихалиев отмечает, что «вообще молодые люди любят стоять перед князем и старшим, особенно если последние ласково с ним обращаются и с удовольствием слушают их рассказы, почитая за дож прислужиться им чем-нибудь, т.е. подать огня на трубку, скинуть чевяки перед молитвой и проч., что не ставиться им в унижение, а напротив они дорожат, если старик скажет им спасибо». Причем такое отношение должно быть осознанным и основанным на взаимном уважении друг к другу. Убеждают в этом следующие слова из «Рассказа...»: «На Кавказе нет такого народа, который бы при подобных внутренних разделениях на разряды, был напитан вообще столько свободным духом, сколько кумыки. У них нет слепого послушания младших по разрядам к старшим, особенно если заметят повелительный тон последних».

Вызывает интерес еще одно наблюдение Шихалиева, которое имеет непосредственное отношение к проблеме подготовки подрастающего поколения к труду и жизни. Талантливый историк и наблюдательный этнограф обратил внимание на то, что «калым есть принадлежность жены, назначаемая ей на тот случай, если вздумается мужу со временем отказаться от нее». На этот калым родители невесты справляют дочери всю домашнюю принадлежность, с чем она является к мужу и в случае разводов увозит свои вещи назад, «так что кумыку ничего в доме не остается кроме оружия и боевых доспехов».

Заметим, что Шихалиев из числа всех обращавшихся к теме калыма исследователей наиболее достоверно показал его назначение. Это верное наблюдение весьма удачно в том смысле, что помогает восстановить подлинное значение одного из элементов воспитания и подготовки юношей и девушек к труду и самостоятельней жизни в дореволюционном Дагестане. Впрочем, на незатухающем поле борьбы послереволюционного периода тоже оказались обычаи подготовки молодежи к жизни, в том числе к семейной. Калым рисовался публицистами и учеными в их трудах по истории и этнографии Дагестана, как, впрочем, и других мусульманских республик бывшего Союза, как элемент «купли-продажи» невесты. Только в конце 80-х годов прошлого столетия на страницах печати начали появляться работы, в которых более или менее объективно показано предназначение калыма.

В указанном отношении представляет определенный интерес статья доктора педагогических наук С. Мягченкова «Не тесно на родной земле» [7], опубликованная на страницах газеты «Правда» еще в советское время. Ученый правильно отмечает, что на Кавказе, как и у других народов, брак и семья закреплены «тотальной ответственностью», освящены. Исключая крайние проявления, выверенная вековым опытом установка похвальна: «Прежде чем создать семью, надо быть готовым физически, морально, материально. Заранее готовятся средства, приданое, строится дом, чтобы молодая семья могла встать на ноги».

Таким образом, можно сказать, что в общественно-политической литературе и научных работах местных энтузиастов, к которым относился Д.М. Шихалиев, нашли отражение проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения Дагестана, подготовки молодежи к труду и самостоятельной жизни.

Долгое время в освещении проблем подготовки молодежи Дагестана к трудовой и самостоятельной жизни господствующей тенденцией оставалась версия, согласно которой горцы Кавказа и Дагестана представляли собой «толпу кровожадных дикарей», способных разве что на разбои и грабежи.

Однако, несмотря на наличие такого давления со стороны официальной историографии, из среды демократической интеллигенции Дагестана выходили отдельные представители, которые делали, порой небезуспешно, попытки объективного освещения жизни, быта, нравов, исторического прошлого народов Дагестана, системы обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки юношей и девушек Страны гор к трудовой и самостоятельной жизни. К их числу, несомненно, мы относим этнографов – кумыка Д.М. Шихалиева, лакца А. Омарова, аварца М. Хандиева, даргинца А. Амирова и некоторых других, взгляды которых на изучаемую проблему ждут своего пытливого исследователя,

И в заключение отметим, что жизнь сегодня настоятельно требует переосмысления и пересмотра роли мусульманской культуры и ее месте в обучении, воспитании и подготовке к труду и самостоятельной жизни подрастающего поколения Дагестана в прошлом. На это в свое время указывали Д.-М. Шихалиев и многие другие передовые люди Дагестана.

Труды Д.-М. Шихалиева и других передовых людей Дагестана прошлых столетий оказываются снова затребованными условиями, сложившимися в Дагестане. Республика, как известно, последние годы самым проблемным уголком Российской Федерации.

Выступая в средствах массовой информации и при встрече с населением временно исполняющий обязанности Президента Дагестана Р.Г. Абдулатипов [Конференция прошла 22 апреля 2013 г. – Прим. админ. сайта.] неоднократно говорил о скатывании сознания народов Дагестана сегодня до уровня эпохи феодализма. И выходить из этого состояния, очевидно, можно будет только с помощью норм и правил того периода. При рассмотрении наследия Д.-М. Шихалиева и других этнографов Дагестана XIX века в этом ключе, оно приобретает практическую значимость.

И если, как нам думается, при решении различных проблем и, прежде всего, вопросов молодежи в республике будут действовать с учетом накопленного во всех отношениях предшествующими поколениями положительного опыта, то многие «болячки» дагестанского общества можно будет успешно вылечить.

 

Литература

1. Шихалиев Д.М. Рассказ кумыка о кумыках // Кавказ. 1848. №39-44. В 1993 и начале 2013 г. работа вышла в книжном варианте.

2. Муцалханов М.С. Проблема подготовки подрастающего поколения к труду и жизни в общественной мысли дореволюционного Дагестана // История и география Дагестана: Тр. преподавателей. — Махачкала, 1996. Вып. 1.

3. Трунов Дм. Д.М. Шихалиев //Дагестанская правда. 1955.14 декабря.

4. Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историко-этнографические очерки. – М.: Наука, 1961. Переиздана в 2005 г. в 2 книгах.

5. Гаджиева С.Ш. Д.М. Шихалиев и его труд «Рассказ кумыка о кумыках (К 120-летию со дня выхода труда в свет)» // Уч. зап. Даг. филиала АН СССР. Серия: Обществ. науки. – Махачкала, 1970. Т.20.

6. Алиев К. Шейх-Али (Шихалиев) Девлет-Мирза Магомедович // Кумыкский энциклопедический словарь. Изд. 2, доп. – Махачкала, 2012.

7. Мягченков С. Не тесно на родной земле // Правда. – М., 1989. 16 мая.


Статья опубликована на 50-52 страницах книги «Европа: актуальные проблемы этнокультуры: Материалы IV Междунар. науч. конф., г. Минск, 22 апр. 2013 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: В.В. Тугай (отв. ред.), А.П. Житко, Г.А. Космач и др. – Минск: БГПУ, 2013. – 352 с.». ISBN 978-985-541-131-5

Размещено: 01.11.2013 | Просмотров: 2300 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.