Кумыкский мир

Культура, история, современность

Знаменитые хазары

Из истории Арабского Халифата

Раннесредневековая история кумыков и их предков, в данном случае хазар, изучена слабо и недостаточно персонифицирована. Иначе говоря, она, эта история, мало населена людьми. В имеющейся литературе, особенно отечественной, очень трудно что-либо найти конкретное о творцах их великой истории.

В течение многих лет я изучал и накапливал разнообразный фактологический материал по теме "Судьбы хазар". И ныне хотел бы предложить нашим читателям свои историко-биографические наброски о знаменитых хазарах, оставивших заметный след в истории Арабского Халифата.


 

Первые хазары среди приближенных арабских халифов появляются со времени прихода к власти халифа Абу Джафара ал-Мансура (754-775 гг.). Последний из первых халифов, у кого в свите впервые оказались тюрки хазары (См.: Джахиз. Фаза,ил ел-Этрак. Терджюме Р.Шешен: Хилафет Ордусунунун менкибелери ве Тюрклерин фазилетлери. ТКАЕ.ЗЗ.№3. Анкара.1967.с.29). Среди них данный источник называет Хаммата ал-Тюрки. При сыне ал-Мансура Мехти (775-785 гг.) выдвинулись Мубарак ат-Тюрки, Тунга ат-Тюрки, Шакир ат-Тюрки, Зухеир ат-Тюрки. Первый из них Мубарак ат-Тюрки халифом Мехти был назначен наместникомв г. Казвин (Иран); он является основателем здесь города Мубарак (Мадинат ал-Мубарак) (там же с.29-34). Его сын Абдулла бину Мубарак стал известным во всем мусульманском мире ученым.

Эти первые хазары, по всей вероятности, происходили из тех "10 тысяч хазар лучшей фамилии", попавших к арабам вместе с дочерью Хатун хазарского хакана Багатыра, выданной замуж за арабского правителя Закавказья (Армении и Азербайджана). С указанного же времени халифами практикуется формирование личных гвардий из хазар и других тюрок. Особенное распространение они получают при халифах ал-Мамнуне и ал-Муктасиме (833-842 гг.). Последний их разместил в предместье Багдада в Дижле, отстроенном по его приказу - в стиле хазарских городов.

Широко известными среди них стали хазары Апшин, Ашнас, Инак, Васиф, Абу Муса Буга младший и старший, Исхак бину Кундажык ал-Хазари. Афшин бину Хайдар Кавус известен как арабский полководец, подавивший восстание Бабека в 838 г в Азербайджане. Он же принес халифу ал-Муктассиму победу в войне с Византией в сражении под Анкарой. Усмирителем Армении, Азербайджана и Грузии стал полководец Абу Муса Старший, он же стал известен походами против своих "неверных" сородичей хазар и алан через Дербент и Дарьяльское ущелье во второй половине IX в. По его же инициативе часть хазар была переселена из Дагестана на территорию Халифата (Азербайджан), где специально для них им был построен город.

При халифах ал-Васике (ум.в 849 г.) и ал-Мутаваккиле (ум. В 861 г.) хазарским полководцам принадлежала вся военная власть. При последних аббасидских халифах высшего влияния в халифате достигли Буга (младший), Васиф и Хакан бину Фатих (Завоеватель). Хакан, отец Фатиха, был правителем абассидского халифата в Азербайджане и Армении, он же явился основателем государства Саджидов.

Дадим более детальные сведения о некоторых хазарах, отличившихся на службе у арабских халифов.
[в начало]

Исхак ибн Кундадж ал-Хазари

О нем Б.Н. Заходер написал следующее: "Это - известный командующий войсками арабского халифата конца IX в., по происхождению из хазар" (См.: Б.Н. Заходер. Указ. соч.С..173). Ему же посвящен панегирик арабского поэта Бухтури, являвшегося современником Исхака. Исхак ибн Кундаж, по словам поэта, к почести, которых он удостоился в Ираке, добавил к тем, которых был удостоен в Хамлидже (Анжи, или Баланджаре). В самом диване Бухтури дается его полное имя: Исхак ибн Кундадж ал Хазари.

В арабских источниках конца IX в. Исхак ибн Кундадж фигурирует как правитель Арабского халифата в Египте и Сирии. Он участвует и в дворцовых интригах на стороне ал-Муваффака против халифа (См.: Э. Мерчил. Мюслиман-Тюрк Девлетлери Тарихи. Анкара.1991. С.6). В союзе со своим сородичем Мухаммедом ал-Афшином, наместником Диярбакыра, он выступает против Хумаравейха, завоевывает Дамаск, Халеп, Димс и Антакью. Впоследствии ставший всемогущим этот полководец порывает и с Афшином и делает своим союзником недавнего своего противника Хумаравейха сына Тулуна, также тюркского происхождения. В 888 г. объединенные силы этих двух полководцев в местечке Сениет ал-Укаб под Дамаском столкнулись с войсками Афшина. Афшин в этом сражении был разгромлен и бежал в Багдад к халифу ал-Муваффаку.

По поводу узко-этнической принадлежности Исхака учеными высказываются самые различные предположения. Ряд исследователей (Б.Н. Заходер, Минорский В. и др) обращает внимание на имя его отца Кундадж/Кундажык и связывает его с термином (титулом) к.нд.р.. Последний Минорский В.Ф. находит в "Шахнаме", где к.нд..р. сражается в туранском войске справа от кагана (См.: Заходер Б.Н.Указ.соч.С.227). Есть и другие отождествления этого имени с: "к.нде" (Дефремери), "куда" (Ф. Экхартд), "кёндюр хакан", "к.нд.р.-хакан" (П. Голден). Становится очевидным, что имя отца Исхака, Кундадж свидетельствует о том, что последний был приближенным человеком хазарского хакана. Польский тюрколог А. Заянчковский переводит это имя как "глава", "судья". Э. Радлов и П. Голден - как "управляющий", А. Донук - как "военный министр". Мы же считаем наиболее убедительной этимологию казанского профессора Р.Г. Ахметьянова. Последний связывает это имя с "кюнде, кюнте" (в кумыкском - гюндеш) в значении "фаворит", "соперник" и возводит его к китайскому кюнгтадж (от хунтайджи) в значении "великий князь", "министр двора", "гофмейстер" (См.: Р.Г. Ахметьянов.0бщая лексика материальной культуры народов Среднего Поволжья. М. 1989. С.166). Как известно, "у хазар не было принято называть высокопоставленных лиц по имени... Наименования титулов и чинов у них употреблялись как имена собственные". (См.: В.Гукасян. Тюркизмы в "Истории албан" Моисея Утийского // Структура и история тюркских языков.М.1971.с.247). Употреблялось это имя у тюрков Северного Кавказа и в позднейшие эпохи в форме Контайджи/Кунтайджи.

Что же касается почестей, которые Исхак получил в Хамлидже и Беленджере, о которых сообщает его современник Бухтури, мы сказать ничего не можем. Ясно только одно: в конце IX в., когда Исхак ибн Кундадж ал-Хазари находился на службе у халифа, оба старинных хазарских центра на его родине в Хазарии (ныне территория Равнинного Дагестана) не утеряли своего значения. Возможно, что Исхак до перехода на службу к арабским халифам, был командующим хазарских войск в Кавказской Гуннии, т.е. в Хамлидже и Беленджере и удостоился высочайших почестей от хазарского хакана. Так или иначе, но ясно одно, что Кавказская Гунния с ее столицей Варачан была родиной его славных предков.
[в начало]

Сувар-Тегин.

По сведениям ат-Табари, в халифатских войсках, размещенных в пригороде Багдада Самарре, находилось много наемных хазарских воинов. Командующим армии халифата при Муктафи был Сувар-Тегин. В его же царствование эмиром Халепа был Сейфеттин Сувар ибн Ай-Тегин (См.: Шериф Баштав. Сабир тюрклери. Беллетен. Айры басым. Ист.1994. С.897). Других сведений в источниках мы о нем не нашли, но, как представляется, об узко-этнической принадлежности этой личности можно судить по его имени, образованному от этнонима савиров (суваров) и титула тегин (принц). Из этого вытекает, что он был принцем савирского царского дома в Кавказской Гуннии или же в Итильской Хазарии.
[в начало]

Инак ат-Тюрки (846 г.)

С этим именем в арабских источниках впервые мы встречаемся в связи с событиями, связанными с восстанием Бабека в Азербайджане в период халифатства ал-Муктасима.

На сегодня мы не располагаем по нему, как и по другим хазарам на службе у халифов, сколько-нибудь хронологически систематизированной и выверенной информацией. Разрозненные сведения об Инаке ат-Тюрки имеются у Йакуби, ат-Табари, ал-Кинди, Ибн ал-Асира, Масуди.

По ал-Кинди, период активной деятельности Инака приходится ко времени правления в халифате халифов ал-Муктасима (833-842 гг.), Васикаи Мутаваккиля (847 -861) (См.: Экрем Памукчу. Багдадта илк тюрклер.Анкара. 1994. С.144).

Остановимся, прежде всего, на его имени. Почти все источники его имя дают в форме Атах или Итах. И лишь ибн Тагриберди дает это имя в форме Инак. Последнее считается его исконно хазарским именем, ибо форма Итак в тюркских источниках не засвидетельствована (См.: Х. Д. Йылдыз. Инак //Тарих Энститюсю Дергиси. Ист.ЭД.Фак.11.52). Это имя, кстати, по "Дербенд-наме", еще в VIII в. носил сын хазарского Хакана, Башенк/Пашенек (правильнее - Баш-инак) в значении "молодой лидер", "молодой предводитель" (Ю.Бруцкус. Киевин Тюрк-Хазар меншеи.Терджюме // Анкара Университеси Дил ве Тарих Жографйа Дергиси. 1946. IV.С.353).

В сочинениях Ибн Мискавейха и ибн Тагриберди содержится прямое указание на то, что "Инак из хазар и один из великих воинов Хазар-хакана" (Цит.по: Э. Памукчу. Указ. соч. С. 146).

По сведениям арабских источников известно, что Инак был мевлою, т.е. освобожденным рабом визиря хаджиба халифа ал-Мехти (775-785 гг.) Саллама эл-Эбреша. Муктасим, будущий халиф, выкупил его в 884 г. у Эл-Эбреша, дал ему вольную и до самой своей смерти держал его в числе своих самых приближенных людей. Хотя источники и молчат о прошлом Инака в Хазарии, но по некоторым сведениям становится ясным, что на родине Инак имел весьма выскоий социальный статус. Об этом говорит тот факт, что Инак за очень короткий период делает в халифате сногсшибательную карьеру, возвысившись до сана Главнокомандующего халифатскими войсками. Ясно, что и на родине Инак был военачальником, полководцем.
[в начало]

Деяния Инака ат-Тюрки.

Свое первое назначение Инак получилв 837 году от халифа Муктасима. Халиф поручил ему командовать войсками, направленными в помощь другому полководцу Афшину Хайдару ибн Кавусу, занятому в Азербайджане подавлением восстания Бабека. Имя Инака фигурирует и в письме Бабека Византийскому императору, что свидетельствует о том значении, которое придавал Бабек его появлению во главе арабского войска в Азербайджане.

Тогда же византийский император Теофилос, воспользовавшись благоприятной для себя ситуацией совершает поход на приграничные земли халифата, захватывает и разрушает много городов и с большим числом плененных возвращается в свои пределы. Халиф Муктасим во главе многочисленного своего войска в 838 году организует ответный поход против императора Теофилоса, получивший название Аморионского. Правым крылом войска Муктасима командует Инак ат-Тюрки и играет значительную роль в успешном завершении этой акции арабов. После этого похода позиции Инака при дворе халифа еще более укрепились, что не могло не вызвать зависти и интриг ближайшего окружения халифа. В их числе оказался племянник Муктасима - Аббас бину Мемун, инициатор и организатор дворцового заговора Уджеф б. Анбесе против Муктасима. Первый удар со стороны заговорщиков был направлен именно против Инака, однако он потерпел неудачу. Заговор был раскрыт. Муктасим приказал исполнить смертный приговор над Аббасом б. Мемуном - Афшину, а над Анбесе - Инаку.

После этих событий Инак, как сообщает ат-Табари, назначается в 840 г. наместником в Йемен. В 841 году Инак во главе своего войска участвует в подавлении восстания Джафара ал-Курди в Мосуле. Последняя должность Инака в период правления Муктасмма - командующий войсками округа Самарра, непосредственно прилагавшегося к столице халифата - Багдаду.

В дальнейшем его карьера шла по восходящей. Больше сведений о нем принадлежит к эпохе халифаства Васика. При последнем он вновь назначается наместником в Йемен, под его управление тогда же в 844 г. передается и Хорасан, и Дженд. Однако Инак направил туда только своих полномочных представителей. В те же годы он назначается наместником в Египет и одновременно главнокомандующим абассидских войск (См.: Э.Памукчу.Указ.смоч.С.150) и, наконец, он - хаджиб, т.е. визирь халифа Васика.

При халифе Мутаваккиле Инака мы видим на самых высокопоставленных должностях и всемогущим вельможей халифата. В этот период он сосредотачивает в своих руках огромную власть. Командует армией, исполняет обязанности визиря, управляющего почтой, министра двора и одновременно является генеральным наместником Египта. Все это, конечно же, не давало покоя придворным интриганам. Над сосредоточенной в его руках властью стал задумываться и сам халиф и по поводу и без повода стал к нему придираться. Однажды Мутаваккиль под влиянием обуревающего его чувства наносит Инаку нестерпимое оскорбление. Инаку стоило это огромных усилий и воли, чтобы тут же не прикончить его. Мутаваккиль это хорошо понял, попросил прощения и сказал: "Ты же мой отец, ты вырастил, ты был моим пестуном". Эти слова содержатся как у Табари, так и у Ибн ал-Асира.

Ясно, что после этого случая оба (и халиф, и Инак) поняли: развязка близка. Но пока в руках Инака была сосредоточена эта огромная власть, пока он находился в центре и при полномочиях никто бы не осмелился что-либо предпринять против него. Зная это, халиф Мутаваккиль начал искать пути отдаления его от двора, однако чтобы усыпить бдительность его, халиф назначает Инака наряду с Египтом еще и наместником в Мекку, Медину, Хинжаз и Куфу. Одновременно халиф через своих подставных лиц внушает Инаку о необходимости совершить хадж, паломничество к могиле пророка. Инак в конце концов принимает эту идею и просит у халифа разрешения совершить хадж. Халиф только и ждал этого, отдает приказ, чтобы по пути его следования везде в мечетях читались хутбы в честь Инака, чтобы везде его встречали как подобает встречать султанов. Он же дарит ему роскошный обвешанный немыслимыми драгоценностями халат. Таким образом, 12 июня 849 года Инак покидает Самарру.

Не успевает Инак отбыть из Самарры, как халиф освобождает его от должности своего хаджиба и назначает на эту должность другого тюрка Васыфа. Источники также сообщают, что Инак на обратном пути из хаджа обманным путем был арестован и посажен под домашний арест без предъявления каких-либо обвинений. С ним вместе под арестом оказались и два его сына Мансур и Музаффар. По сути, этот дом был превращен в настоящую тюрьму. Инака и его сыновей здесь морили голодом, не давали пить, пытали, держали связанными по рукам и ногам.

25 декабря 849 года Инак ат-Тюрки, не выдержав истязаний, чинимых над собой, умер. Сыновей же его здесь держали до смерти самого халифа. Новый халиф дал им освобождение. Музаффар умер через три месяца после освобождения.

Так отплатил халиф Инаку за его верную службу и многие заслуги в деле защиты халифата от многочисленных внутренних и внешних угроз. Но и Мутаваккиль не достиг своей цели. После этого случая хазары, тюрки Самарры, являвшиеся его военной опорой, потеряли к нему свое доверие, ушли в оппозицию и в союзе с сыном его Мунтасиром в конце концов убрали его с престола, лишив прежде жизни.
[в начало]

Буга ал-Кабир ат-Тюрки

С этим известным полководцем в истории абасидских халифов мы встречаемся впервые в период правления халифа ал-Муктасима (833-842). Уже в этот период он упоминается в качестве командующего войсками халифа, что говорит о том, что еще задолго до этого халифа Буга (кум. Бугъа) находился, очевидно, на службе в халифате.

О его прошлом из источников что-либо узнать мало что возможно, кроме разве о его тюркском (хазарском) происхождении. Но известно, что он был женат на тёте халифа ал-Мутаваккиля и был доверенным человеком халифов Муктасима, Васика и Мутаваккиля. И в то же время Буга среди тюркских командующих арабских халифов был наиболее близким к семье халифов человеком. Это отмечает ат-Табари. По этой причине он занимался внутренними и внешними делами государства, влиял даже на престолонаследование в халифате.

Велика заслуга Буги в укреплении и развитии арабского халифата, подавлении всех антигосударственных сил. Он оставался всесильным вельможей до вступления в управление халифатом в 862 году Абу ал-Аббаса Ахмеда ал-Мустаина. Буга умер в том же году после продолжительной болезни в день, когда его навестил халиф Мустаин.

После его смерти все его гражданские и военные обязанности были возложены халифом на его сына Абу Муса б. Буга ал-Кабира.

Велики заслуги Буги в подавлении антихалифатских восстаний в 835-837 гг. в Азербайджане, 845-846 гг. в Хиджазе и Йемене. Для нас интересна деятельность Буги в Закавказье, в Армении. В 851 году Буга по приказу халифа Мутаваккиля во главе огромной армии прибыл в провинцию Арминийе Северного наместничества халифата и первым изолировал эмира Эрзена и Балиса Мусу б.Зураре, принявшего активное участие в антихалифатском восстании в Армении и закованным в кандалы отправил его в Самарру. После этого он направил войско под командованием Зирека ат-Тюрки к югу от озера Ван, а сам направился против Ашота Арцуруни (Ашот б. Хамза б. Хачик), арабского же ставленника, поднявшего восстание. Ашот в результате упорных боев в конце концов был захвачен в крепости, считавшейся неприступной, и также отправлен в Самарру, где был принародно казнен.

Буга оставался в Закавказье четыре года. За это время он восстановил здесь требуемый порядок, привел местных правителей в лояльность халифу, а в 852 году Буга вместе с Зиреком ат-Тюрки окружил Тифлис с вышедшим из под власти халифа эмиром Исхаком б. Исмаилом. Город во главе с эмиром сдался без боя. Исхак тут же был казнен, а жена, хазарская (сарирская) царевна, с детьми была отправлена в Багдад.

По сведениям источников известно, что Абу Муса Буга (старший) в 851 и 856 гг. совершил через Дарьяльское ущелье поход против "неверных" своих сородичей хазар и алан. В этом походе его активно поддерживали газии Дербента с юга. Буга одержал победу, наложил на хазар и алан подушную подать (джизью) (См.: Минорский В.Ф.указ соч.с.46). По сведениям источников мы также знаем, что Буга в бытность свою в Азербайджане восстановил разрушенный г. Шамхор, назвал его в честь халифа Мутаваккилией. Лишь впоследствии город этот принял свое прежнее имя (Ал-Истахри. Книга путей и государств //СМ0Ш1К.Тифлис.1901. Вып.29. С.65). Он же (Буга) в 854/855 году часть хазар, своих сородичей из Дагестана, принявших религию ислама, поселил в этом городе (Шамкуре) (Шарифли М.Х. Феодальные государства Азербайджана во второй половине IХ-ХI вв. Баку.1978. С..306; Ал-Балазури. Книга завоевания стран. Баку.1927,с.203).

Буга вернулся в Самарру только в 856 г. Халиф назначил его по возвращению эмиром пограничной с Византией полосы. Это было сделано для того, чтобы удалить его от двора и лишить влияния на внутригосударственные дела. Здесь он находился до 861 года.
[в начало]

Убейдуллах бину Йахйа б. Хакан ат-Тюрки. (ум.в 876 г).

Абу ал-Хасан Убейдуллах б.Яхья бину Хакан ат-Тюрки относится к выдающимся государственным деятелям абасидского халифата, долгие годы при халифах Мутаваккиле, Муктемиде и Мустаине занимавшим должность халифатского визиря, т.е., говоря современным языком, должность премьер-министра.

Об узко-этнической принадлежности Убейдуллаха в источниках сведений не сохранилось, но можно догадываться, что и он происходил из хазар. Об этом свидетельствует и его малая генеалогия, запечатленная в его фамилии, и его лакаб "ат-Тюрки". Ибо, как известно, этноним "тюрк" получил свое распространение еще среди племен Кавказской Гуннии. Уже в источниках раннего средневековья, например, в "Истории агван" (VII в.) этнонимы "тюрк", "гунн" или "хазар" употребляются как синонимы, а хазарское государство называется "Тюркистаном","Страной тюрков" (См.: Гукасян В.Л. Тюркизмы в албанских источниках. // Советская тюркология, 1977,№2.С.40). Аналогичное же употребление топонима "Тюркестан" имеется в "Армянской географии VII в.". (Гукасян В.Л. Закавказские источники и изучение истории азербайджанского языка // Советская тюркология. 1978. №2). Как синоним термина "Тюркестан" употребляется в этих источниках и название "Хунистан" (Гунния).

Арабы, приступившие к завоеванию Закавказья во второй половине VII в., особо не разбирались в тюркской этнонимике Кавказа или знали ее через посредство иранцев и армян. Поэтому в арабских источниках чаще используется не микроэтнонимы, а макроэтноним "тюрк", обозначавший в то время, надо полагать, просто принадлежность к гунно-хазарскому племенному союзу, составлявшему основу хазарского государства.

По сведениям источников, дед Убейдуллаха Хакан был одним из доверенных лиц халифа Мутасима. Возможно, что Хакан имел родственное отношение к матери Мутасима, Мариде, происходившей из хазар (Маридэ была хазарской пленницей, уведенной арабами во время одного из походов их на Хазарию. По свдениям источников, халиф Харун ар-Рашид взял его себе в жены. Она родила ему двух сыновей, будущих халифов ал-Мамуна и Мутасима). Отец же Убейдуллаха Яхъя бину Хакан долгие годы был секретарем главного визиря халифа Мутаваккиля, Хасана б.Сеха (См.: Памукджу Э..Указ.соч.с.167). При халифе Мутаваккиле последний ведал финансами двора.

Убейдуллах умер в 876 г. Намаз на его могиле творил сын халифа Мутаваккиля Абу Ахмед Муваффак. Его тело было предано земле в Самарре на хазарском кладбище. Сын Убейдуллаха Абу Али Мухаммат б. Убейдуллах и внук его Абу ал-Касым Абдуллах б. Мухаммат в период правления халифа Муктадира были его визирями. Другой же сын Убейдуллаха Абу Музахим Муса б. Убейдуллах был известным поэтом, специалистом по тажвиду и арабскому языку.
[в начало]

Абдулхамид Ибну ат-Тюрки ал-Гили

Абу ал-Фазл Абдулхамид б. Васи Ибну ат-Тюрки ал-Гили был прославленным ученым-математиком в исламском мире (Брокельман. Тариху ал-Эдебия-Араби. Терджюме Йакуб Бекир. Каир.1983.с.169).

Абу Мухаммед является его куньей, лакаб же его - Ибну ат-Тюрки - указывает на его этническую принадлежность. Некоторые источники дают и другой его лакаб: ал-Гили, ал-Джилли, но чаще всего встречается лакаб "ал-Хутталы". Однако в одном из рукописных книг, как считается, написанном его рукою, указывается лакаб "ал-Гилли" или "ал-Джилли". Априори исходным названием для этого лакаба считается название области Гилян на юге Каспия. Такой лакаб, действительно, носят некоторые личности, вышедшие из этой области. Но априори исходным можно считать и название древнего кумыкского селения Гели (Гьели). Это слово у тюрков средневековья встречается как в качестве этнонима (гиля-копон, гюла), так и в качестве имени собственного Гели (Гьели). Кстати, этот же лакаб носил и внук Абудулхамида, также крупный ученый, Абу Берзе б. Мухаммат б. Абдулхамид Ибну ат-Тюрки.

Мы не располагаем исчерпывающими сведениями о жизни и деятельности ал-Гили, но знаем, что он жил и творил в эпоху халифа Мамуна. Сохранившийся до наших дней его научный труд "Эд-Дарурат Фи’л Муктеранат мин Кибаби’л-Джебр ве’л Мукабеле" (по алгебре) в 1962 г. в Анкаре был переведен на турецкий и английский языки (Памукджу Э. Указ. соч. С.213).
[в начало]

Фатих бину Хакан (861 г.)

Полное его имя - Абу Мухаммат Фатих б. Хакан бину Ахмат бину Ортач Ат-Тюрки. Происходит он из рода тюркских (хазарских) каганов, и приходится сыном одному из приближенных людей халифа Мутасима, Хакану бину Ортачу (Ахмеду). Ибн Тагриберди об отце Фатиха дает следующее сообщение: "Отец Фатиха бину Хакана, Хакан, был неразлучным другом халифа Мутасима. Он происходил из тюркской аристократической семьи и халиф его очень высоко ценил. Фатих же рос и воспитывался при дворе халифа вместе с его детьми".

Очевидно, сам Фатих родился в Самарре. Считается, что все его детство прошло при дворе под покровительством самого халифа, заметившим в подростке недюжинные способности. По словам ал-Исфахани, халиф его с разрешения отца даже "усыновил". При халифах Мутасиме, Васике и Мутаваккиле Фатих б. Хакан возглавлял внутреннюю и внешнюю разведку халифата. По сведениям источников, Фатих был мужественным, добродушным, человеком огромного ума и познаний. Он проявил себя не только как государственный деятель, но и как высокоталантливый поэт, писатель, хатип и библиофил. Поэтому его дом былс воеобразным салоном, где часто встречались знаменитые ученые и поэты того времени. Он имел огромнейшую по тем временам библиотеку, где были собраны сокровища мусульманской и домусульманской литературы. Впоследствии эта его библиотека сослужила хорошую службу для многих ученых мусульманского мира. Многие ученые того времени (Джахиз, Абу Джафар Мухаммад б.Хабиб, ал-Бухтури, Мухаммад б.Харих и др.) свои труды написали, посвятив Фатиху б.Хакану. Джахиз, например, для него написал свой знаменитый труд "Фазаил’уль-Этрак" (Достоинства тюрков).

Фатих сам, будучи поэтом, помогал и своим собратьям. Так, благодаря его рекомендации во двор халифа Мутаваккиля попал ал-Бухтури, ставший впоследствии самым известнейшим поэтом арабо-мусульманского мира.

Последний, любивший Фатиха как своего брата, посвятил ему около 30 своих непревзойденных касыд.

Конец жизни Фатиха был трагическим. Он был убит вместе с халифом Мутаваккилем в результате дворцового переворота 10 декабря 861 года. Он заслонил собою халифа и принял первый удар заговорщиков во главе с сыном халифа Мунтасиром на себя. Ибн Тагриберди сообщает: "Тела Мутаваккиля и Фатиха, без совершения мусульманского омовения и на скорую руку были завернуты заговорщиками в один и тот же ковер и похоронены в общей могиле".

О литературном наследии Фатиха мы знаем, к сожаленью, лишь по названиям его произведений: Китаб Ахлак’л-Мюлюк; Китаб’с Сайд ве’л-Жевахир; Китабу’л-Равзе ве’з-Зухр; Дивану,ш-Шиир; Китабу’л-Бустан. Следует также отметить, что Китабу’л-Равза ве’з-Зухр содержал стихотворения самого Фатиха, а Китабу’л-Бустан же был его литературоведческим трудом. Об этом сообщает Масуди.

Как жаль, что многое из его литературного наследия безвозвратно утеряно и до нас дошли лишь отдельные стихи.

Размещено: 20.12.2005 | Просмотров: 6829 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.