Кумыкский мир

Культура, история, современность

Народ, ценящий свою историю, язык и культуру, никогда не пропадет

фотоВ редакции «Ёлдаш» состоялась встреча с известным ученым-востоковедом Гасаном Магомедрасуловичем Оразаевым. Он недавно вернулся со II Международной конференции – «Мир Бекира Чобанзаде», проходившей 22-24 мая в городе Карасубазар (ныне Белогорск, Крым). Разговор завязался именно об этом; содержание его, думается, интересно будет узнать и нашим читателям.

Р.И.: – Гасан Магомедрасулович, хотелось бы, чтобы вы, прежде всего, рассказали о самом Бекире Чобанзаде. Что это за личность, в честь которой проводится вторая уже международная конференция?

Г.О.: – Бекир Чобанзаде – мирового уровня ученый-тюрколог, активный период научной и общественной деятельности которого пришелся на 20 - 30-е гг. прошлого столетия. Он родился 15 мая 1893 г. в Карасубазаре. С раннего детства работал, помогая отцу, и только в 14 лет смог пойти в школу. За год усвоил всю программу начальной школы и выступил на экзаменах с выпускниками. Блестящие ответы поразили учителей, и в 1908 г. на средства местного благотворительного общества Бекир был отправлен на учебу в Турцию. В 1914 г. окончил словесное отделение лицея и параллельно 3-годичные высшие курсы арабского и французского языков при Стамбульском университете.

В 1914 г. он вернулся ненадолго в Крым, затем поехал в Одессу совершенствовать знание русского языка. В конце 1914 г. был принят на историко-филологический факультет Будапештского университета, окончил его в 1918 г. В мае 1919 г. защитил диссертацию на тему «Кажущиеся сингармонические несоответствия в «Кодексе Куманикусе»», преподавал турецкий язык в Восточной академии. В 1920 г. Б. Чобанзаде вернулся в Крым, преподавал на факультете востоковедения Таврического университета, был избран и утвержден профессором университета, заведовал татарским отделом народного образования. В Симферополе издаются книги Бекира Чобанзаде по крымскотатарской научной грамматике (1925), о религиозной реформе и культурной революции (1927 г.), о крымскотатарской литературе новейшего периода (1928 г.). Перу Бекира Чобанзаде принадлежало большое количество научно-исследовательских работ (более 120) и статей по вопросам алфавита, орфографии, терминологии применительно к тюркским языкам.

В 1928 г. против Бекира Чобанзаде развернулась клеветническая кампания в печати. Ученого обвиняли в пантюркизме, «буржуазном национализме». Несмотря на травлю в печати, Бекир Чобанзаде сохранил высокий авторитет в научных кругах. 28 января 1937 г., находясь на лечении в санатории «Горняк» в Кисловодске, Бекир Чобанзаде был арестован. 12 октября 1937 г. над ним состоялся суд, а уже 13 октября он был казнен.

Конференция, где я был участником, была посвящена 120-летию со дня рождения ученого-тюрколога и поэта на его малой родине – в городе Карасубазар. Туда были приглашены писатели, ученые, деятели культуры Крыма и было много гостей из других стран. Особенно из Турции, Узбекистана, Казахстана, Дагестана, Москвы и т. д. Самое интересное – можно было выступать на любом языке. Например: казахи – на казахском, узбеки – на узбекском, кумыки – на кумыкском…

– Какова была тема вашего доклада?

– Тема моего доклада – «Первые научные исследования по кумыкской литературе (Б. В. Чобанзаде в Дагестане и Азербайджане)».

– А как вы оцениваете вклад Б. Чобанзаде в изучение истории, языка и культуры кумыкского народа?

– Собственно говоря, он был одним из первых ученых советского периода, профессионально занявшихся изучением истории, языка и литературы нашего народа. В том числе и творчеством Йырчы Казака и других кумыкских поэтов и писателей. Йырчы Казака он сравнил с классиком туркменской поэзии Махтумкули, и даже ставил выше него. Б. Чобанзаде писал и о творчестве Абусуфьяна Акаева, назвав его «активнейшим кумыком». В 1925-1926 гг., анализируя труды А. Акаева, написал: «Он не только активный участник общественно-политических событий, культурных мероприятий Дагестана, но и по значимости А. Акаев сравнивается с общественным деятелем Ахмедом Мидхатом».

Кумыкскую литературу Б. Чобанзаде сравнивает с азербайджанской, туркменской, карачаево-балкарской, ногайской и др. литературами и приходит к очень примечательному выводу: «Среди других тюркских наречий и литератур, кумыкская литература имеет особое место. Несомненно, ей принадлежит прекрасная будущность. Она сыграет огромную роль в жизни тюркских народов Северного Кавказа». Б. Чобанзаде, по праву, можно считать основоположником научного исследования кумыкской литературы.

Отметим также, что Б. Чобанзаде считал кумыкскую литературу «младописьменной», зародившейся лишь во второй половине 19-го столетия. Однако современные исследователи не могут согласиться с таким его выводом. Вполне очевидно, что изученность кумыкской литературы в то время не была еще на должном уровне. Сведениями о Кобузе Абдулле (14 в.), Умму Камале (15 в.), Аманхоре (17 в.), Абдулкадир-Мурзе (18 в.), авторе «Анжи-наме», Мисгин Халимат и т. д. исследователи еще не владели. Б. Чобанзаде внес огромный вклад и в создание нового латинского алфавита для тюркских языков и, в частности, для кумыкского.

После своего выступления на конференции, на завершающихся мероприятиях, я подарил Кумыкский энциклопедический словарь (КЭС) Благотворительному фонду Бекира Чобанзаде, второй экземпляр – Крымскотатарской национальной библиотеке им. И. Гаспринского. Третий экземпляр передал в дар библиотеке Крымского инженерно-педагогического университета (г. Симферополь). Четвертый подарил Дому-музею И. Гаспринского (г. Бахчисарай), где в свое время работал Абусуфьян Акаев, изучал книгоиздательское дело.

– Кто были организаторами и спонсорами столь авторитетной конференции?

– Конференцию проводили две организации – Национальная библиотека им. Исмаила Гаспринского и Благотворительный фонд им. Бекира Чобанзаде. Это седьмая конференция, посвященная Бекиру Чобанзаде. Дело в том, что первые 5 конференций проводились на его малой родине, в г. Карасубазаре, без приглашения гостей, т. е. проводили сами. Потом решили организовать Международную конференцию. В прошлом году, оказывается, была I Международная конференция, и туда были приглашены гости из 27 стран. После нее был издан сборник докладов. И сейчас обещали издать такой сборник, а через 3-4 месяца отправить нам по адресам. И такие международные конференции собираются проводить ежегодно.

Благотворительный фонд Бекира Чобанзаде – общественный фонд. Удивительно, сколько людей было им приглашено, обеспечено питанием, размещено и т. д., кроме того, были организованы культурные мероприятия, возили на экскурсию в Бахчисарай. В одну из поездок было совершено восхождение в село Ак-Кая (Белая скала). Оно расположено на северной окраине Внутренней гряды Крымских гор, в долине Биюк-Карасу, на левом берегу реки. Действительно, когда на эту гору смотришь издалека, она кажется белой. Оказывается, здесь снимались многие голливудские фильмы.

Меня поразило, насколько крымские татары хорошо держатся. У них сильная вера, они духовно развиты и живут надеждой. Ведь в 30-е годы прошлого века они понесли большие потери. Были репрессированы и убиты многие деятели крымскотатарской культуры. А в 1944 году весь крымскотатарский народ выселили в Среднюю Азию. Они жили в Узбекистане и меньшее число – в Кыргызстане. В хрущевские времена, во время оттепели, им разрешили вернуться на родину. Но, к большому сожалению, там их не очень-то ждали. На их родине были поселены русские, украинцы, и все названия селений, городов поменяли. Там я купил одну интересную топографическую карту, на которой рядом с современными названиями Крыма в скобках указаны старые названия крымскотатарских городов и сел. Таким способом, после возвращения из ссылки, они стараются восстановить все потерянное. Не знаю, специально ли, после войны там было разрушено фактически все. Такое впечатление, будто их хотели вообще стереть с лица земли, чтобы не было никаких воспоминаний о крымских татарах. Слава Богу, им удалось вернуться, восстановиться, возродиться. Несколько лет назад установили скульптуру Бекира Чобанзаде. Она находится во дворе, где проводилась конференция. Мне чем-то напомнила памятник Й. Казака в Махачкале.

– Сколько дней и где проходила конференция? Кто является учредителем Благотворительного фонда им. Бекира Чобанзаде?

– Конференция проходила в течение трех дней. В первый день, 22-го мая, и в последний, 24-го мая, научные заседания состоялись в г. Карасубазаре.

А на второй день нас повезли в Бахчисарай. Там в Музее им. И. Гаспринского прошло второе заседание. После этого вернулись в г. Карасубазар, где и завершили конференцию.

Учредитель фонда – предприниматель и меценат Р. Р. Велиляев. Он сделал очень многое для того, чтобы восстановить крымскотатарскую культуру. Этот человек истинный патриот своего народа, душой болеет за него. Считаю, что он пример нашим кумыкским меценатам, которых и нет. Я поразился его деятельностью, один человек сколько может всего хорошего сделать для своего народа. К сожалению, у нас нет такого мецената, спонсора, чтобы проводить подобные конференции. Ведь и у нас есть такие деятели, как Б. Чобанзаде. Конечно, тут Р. Велиляеву помогает его старший брат Ремзи Рефатович Велиляев. У них есть большие торговые и развлекательные центры. Все свои доходы они направляют на развитие крымскотатарской культуры и Благотворительный фонд им. Б. Чобанзаде. В последний день, когда мы прощались, Р. Велиляев выступил так: «Я очень хочу, чтобы наш народ развивался, восстановился. Сам восстановил бы все свои культурные ценности. Их надо не только искать, но и уметь сохранять. У меня не так велико понимание филологии, но, тем не менее, хочу, чтобы эти науки развивались (история и мн. др.) у нашего народа. И сделаю все, чтобы развивать его культуру». Хочу сказать, что это хороший пример для нашего народа. Народ, ценящий свою историю, язык и культуру, никогда не пропадет.

– Гасан Магомедрасулович, спасибо вам, что пришли и рассказали нам о своей поездке в Крым и участии в столь авторитетной и интересной научной конференции!

– И вам спасибо за то, что выслушали!


«Ёлдаш/Времена», 14-06-213

Размещено: 15.06.2013 | Просмотров: 2044 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.