Кумыкский мир

Культура, история, современность

Вновь запрос на нацию

По мне, народы-нации, как и моря, образуются, постепенно накапливаясь из многих-многих источников в течение веков.

Иначе их можно назвать высоко консолидированными суперэтносами. Некоторые из источников иногда усыхают, исчезают. Но моря-нации остаются, аккумулируя и преобразуя в себе свои родниковые этнические начала...

Такой нацией, суперэтносом-морем являются и тюрки, неотъемлемой частью которых выступают на Северном Кавказе кумыки, балкарцы, карачаевцы, ногайцы.

Моря-нации отличаются друг от друга своими языками, историей и культурой, своей психогенетикой. Отдельные индивидуумы и даже общности (этногруппы) в силу тех или других объективных причин, как это бывало не раз в истории, могут выпасть из своей этносреды, этносферы и, ассимилируясь (добровольно или нет), приобрести себе новую идентичность. Бывало и так, что у когда-то ранее ассимилированных в чужой этносфере групп в силу каких-то (или тех же?) причин просыпался так называемый «аварийный ген» памяти, и такие группы переживали этническое возрождение. Тюрки как суперэтнос в своей многовековой истории, конечно же, имели как приобретения, так и потери. Причем, надо сказать, немалые.

На одной из недавних международных конференций в Турции я имел возможность пообщаться с профессором-лингвистом из Каирского университета, который выступил на ней с докладом о тюркизмах в египетском диалекте арабского языка. В завязавшейся с ним беседе я напомнил ему о тюрках-мамлюках, преобладающая часть которых, как известно, были выходцами из Северного Кавказа и Крыма. Согласившись со мной, он сослался на результаты научных исследований, согласно которым «более 20 процентов современного египетского народа по своему происхождению являются ассимилировавшимися в арабской среде ранними и позднесредневековыми тюрками». Профессор знал, что говорил... Вплоть до завоевания Египта Султаном Селимом в 1517 г. официальным названием государства на земле Египта было «Тюркие», а правителями его были хазаро-кипчакские тюрки, выходцы из северокавказских и крымских земель (Дешт-и Хазар и Дешт-и Кипчак) Золотой Орды. То есть, иначе говоря, сородичами и соплеменниками нынешних кумыков, балкарцев, карачаевцев, крымских татар... И язык их был тюркский - западно-кипчакской группы, как и язык, например, кумыков, который сохраняет в себе черты как хазаро-булгарских, так и кипчакских языков. Правда, после османского завоевания Египта здесь расселились и родственные им османские турки (огузы).

И что же стало с этими кипчакскими и османскими тюрками?.. Понятно, что растворились (переварились) в арабском этническом «плавильном котле». И их тюркская идентичность для дня сегодняшнего всего лишь «историческая реминисценция».

То же самое можно сказать и о тюрках, растворившихся среди русских, украинцев, поляков, грузин и армян. С другой стороны, разве мало иноязычных групп растворилось в течение веков среди тех же османских турков, среди нас, кумыков, приняв тюркский язык, культуру и религию?! Они теперь - часть турков, кумыков. Пришли, поселились и сроднились. И, конечно, если не забыли, вправе помнить, знать и любить своих сородичей на родине. Все это - естественно. Все это — наше богатство и источник силы, а не слабости.

Ведь каждый этнос свою «особость» - свой «мёд» собирал, словно рабочая пчела из разных цветов своей родины. И это прекрасно. Такова наша многосоставная и единая тюркская нация. Таков неисчерпаемый, как мировой океан, наш Тюркский мир...

Такова, в сути своей, и российская «полиэтническая нация», национальными составляющими которой, кроме русских, выступают коренные народы, исторически сложившиеся на своих этнических территориях и образовавшие в 1922 г. Российскую Советскую Федеративную Республику.

Такова и «полиэтническая дагестанская нация», сложившаяся в границах первой на Востоке тюрко-мусульманской республики Российской Федерации и являющаяся союзом и суммой этнокультурных наций: аварской, даргинской, кумыкской, лезгинской, лакской, табасаранской и многих других... Не потому ли легитимный глава республики здесь должен быть главой не какого-то от дельно взятого, пусть даже самого многочисленного или «богоизбранного», народа, а «отцом» всех без исключения дагестанцев.

Основа существования РД как единого многонационального гособразования - это союз народов и территорий. Ее судьба зависит от дальнейшего укрепления этого союза, дальнейшего сближения и единения (но не слияния) ее народов.

Вот почему необходимо нам в республике четко и определенно сформулировать, какие долговременные задачи мы перед собой ставим. Если целями национально-государственного развития Дагестана ставятся реальное сохранение этносов, его населяющих, создание им благоприятных условий для саморазвития, то государственные ориентиры должны быть избраны несколько иные, типологически более индивидуализированные, нежели унифицированные. Ибо Дагестан исторически и фактически многосоставное, многосубъектное образование, состоящее из десятка коренных этносов, идентифицирующих себя своими автоэтнонимами и в рамках своих исторически сложившихся территорий. И Дагестан является единственным местом в мире, где они могут и должны самосохраниться и саморазвиваться.

И теперь мы подходим к главному заключительному нашему тезису. Способны ли мы сегодня в неумолимо и динамично изменяющемся мире и перед лицом нависших угроз сохраниться и сохранить свою исконную идентичность?

Да, мы - кумыки, мы - тюрки, и таковыми останемся, наверное, до скончания времен и конца мировой истории. И кумыки никогда не станут аварцами, как и аварцы - даргинцами, а лезгины - азербайджанцами... Оставаясь самими собой и мусульманами по религии, они никогда не станут ни арабами, ни русскими. Почему? Потому что мы все - народы с завершившимися процессами этногенеза. То есть, если хотите, народы - давно (или уже) самоопределившиеся, впрочем, как и русские, татары, башкиры и т.д., на что совершенно правильно указывает В. Путин в своей недавней статье. Это, на мой взгляд, тот фундамент, на котором устойчиво могут стоять многочисленные колонны нашего государственного здания - многоэтажного небоскреба. И если хотим укреплять наше образование, следует, прежде всего, образно говоря, постоянно укреплять его фундамент, не давая ему размыться.

Я не сделаю никакого социологического открытия, если скажу, что здоровый национализм (национальное самосознание) в каждом из наших народов в силу вышесказанного столь естественный, что никогда никаким интернационализмом из них его не выбить.

Во все времена выживали народы сильные самосознанием, культурой и патриотизмом, а не народы-космополиты и альтруисты.

Правы те теоретики и политики-практики, которые считают, что сегодня в ответ на внутренние вызовы или потребности начинается очередной цикл формирования новых политических наций. При этом исторический запрос на нацию, на самоидентификацию - это, прежде всего, исторический запрос на сохранение власти народа, его самосохранение и саморазвитие. И сегодня мы - дагестанцы, мы - россияне можем предпринять еще одну попытку стать интегральной политической нацией.

А вы что думаете об этом? Высказывайтесь! Нас ведь приглашают к разговору...


"Ёлдаш/Времена", 10-02-2012

Размещено: 12.02.2012 | Просмотров: 3280 | Комментарии: 11

Комментарии на facebook

 

Комментарии

MBuinak оставил комментарий 13.02.2012, 12:46
Comment
Хорошая статья. Однако есть момент, который я не понимаю. Почему автор (да и многие другие авторы) делают акцент на том, что мы тюрки? Что нам кумыкам даёт осознание данного факта. Сомневаюсь в том, что другие тюркоязычные народы уделяют этому историческому факту столько внимания.
Мы народ с численностью более полумиллиона, а проблем у нас еще больше. Теряем язык, культуру. Нет экономики, политики. Что с нами будет через 100 лет? У кого нибудь есть уверенность, что будем существовать? Долгий путь начинается с маленького шага. Мне кажется нужно начинать с решения маленьких проблем. У меня как у обывателя вот такой взгляд на положение дел.
chagar оставил комментарий 16.02.2012, 15:23
Comment
для М.Вuinak: другие тюркоязычные народы действительно не уделяют столько внимания данному историческому факту. Но ведь другие народы не живут в столь тесном /и даже черезчур/ окружении соседних "братских" народов.
MBuinak оставил комментарий 17.02.2012, 11:02
Comment
По поводу тюрков: безусловно, профессионалам (к коим относится и автор настоящей статьи) лучше знать тюрки мы или нет. Хотел бы лишь отметить, что иногда очень сложно найти нечто общее с другими тюркоязычными. С трудом верится, что у нас общие корни.
С точки зрения прагматики: хорошо все, что нам поможет выжить. Если чтобы выжить нужно быть тюрками - давайте будем, если арабами - давайте арабами, если друидами - станем и ими.
Blcan оставил комментарий 17.02.2012, 11:51
Comment
для MBuinak: это не вопрос веры.Мнения и наблюдения могут быть разные. Читайте и др. материалы сайта,другую литературу.
MBuinak оставил комментарий 17.02.2012, 13:28
Comment
Сожалею, что оказался неправильно понят. В моем комменте речь идет не о вере, а о вещах которые автор предлагает сам обсудить.
БУЛ оставил комментарий 17.02.2012, 18:24
Comment
Отвечая на вопрос автора,конечно мы однозначно сохранимся и сохраним свою исконную идентичность.Однако не имея своей автономии.а тем более государства необходимо активно участвовать во всех обшетюркских форумах для продвижения и решения наших проблем через тюркскиий мир.Кстати этим уже занялся Юрий Шевчук, упоминая о КУМЫКАХ в своей песни.
Blcan оставил комментарий 18.02.2012, 08:41
Comment
БУЛ,подскажи,пожалуйста,что за песня Ю.Шевчукаи где ее послушать?
БУЛ оставил комментарий 18.02.2012, 09:11
Comment
Я услышал её концовку.Песня о том,что надо жить без войн и т.д.Упоминаются разные народы К сожалению BIcan названия не знаю.(исполняли на радио ЗЕНИТ)
sadr оставил комментарий 18.02.2012, 10:31
Comment
Наберите "ддт-кумыки" в строке поиска на http://www.mp3poisk.ru
Everlast оставил комментарий 19.02.2012, 03:21
Comment
Песня называется Россияне. Кстати, от того же полутатарина, который предпочел исламу провославие (это так, для справки ;-) ). Студентом бывало заслушивался ДДТ, Наутилусом и другими представителями отечественного рока. Наткнулся на этот тречо и тоже был приятно удивлен, но..... Но, раскинул мозгами, и понял в чем дело. Так вот, постараюсь растолковать, чтоб мы с вами, друзья мои, в дальнейшем не обольщались по поводу данной композиции. Припев после первого куплета таков - 1. "Эх, россияне - татары, чуваши, евреи, кумыки, Что нам рядиться, когда наши степи свободой омыты! Хватит на всех весеннего солнца, озимого хлеба, На всех одно время, бедовая память да синее небо." Здесь понятно, что основой текста припева являются следующие строки - "Эй, россияне...", "Что нам рядиться, когда наши степи свободой омыты", ну и так далее. Вот я себя представил вместо автора. И у меня есть основа припева и мне надо восполнить пробелы в припеве национальностями нашего российского социума после "Эй, россияне.." Ммм, начнем с татаров (мать татарка всё-таки), итак - "Эй, россияне - татары..." Добавим чувашей - "Эй, россияне, татары, чуваши..." Ааа, евреи (как это без них то, без них земля не крутится), и - "Эй, россияне, татары, чуваши, евреи...". А вот теперь будет сложнее, потому что надо найти такой народ, да так чтоб рифмовалось со словом "омыты", и вот он обращается к энциклопедии "Народы России". В алфавитном порядке доходит до буквы "К" и вот... Можно подобрать калмыков и кумыков. "Калмыки-омыты, кумыки-омыты". Не особо, но ничего, сойдет. Зато в отличии от калмыков мы "удостоились чести" присутствовать в первом припеве. Ну и понеслась - "Эй, россияне, татары, чуваши, кумыки...." ))))) Ну и остальные два припева строятся по той же схеме - 2. "Эй, россияне - вайнахи, марийцы, эвенки, башкиры, Что нам рядиться, когда наша степь от пустынь до Пальмиры."......... 3. "Эх, россияне - славяне, лезгины, буряты, калмыки, Что нам рядиться, когда наши степи свободой омыты!".........
БУЛ оставил комментарий 19.02.2012, 09:25
Comment
Я и не ободьшаюсь..Правда с таким фундаментальным подходом можно любое произведение ,любую песню .....Учитывая,что нас особо не балуют вниманием на федеральном уровне,упоминание в песни радует.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.