Кумыкский мир

Культура, история, современность

К истории фиксации и происхождения этноойконима Бойнак

Название Бойнак (Уллу Бойнак, Гиччи Бойнак) относится к одному из древнейших этнотопонимических памятников кумыков. Это имя издревле носила и носит не только резиденция кумыкских вице-шаухалов, но и река, гора, возле этого населенного пункта, высокий мыс на западном берегу Каспийского моря, напротив нынешнего с. Бойнак, а также населенные пункты и другие географические объекты в Западном Крыму (округ Бойнак в составе Крымского ханства, упоминаемый в переписи, произведенной по приказу хана Менгли-Герея II около 1740 г.[1]; озеро Мойнак, река Бойнак, отар Мойнак, Ялы Бойнак, горный проход Бойнак)[2], в Аксайском районе Ростовской области (п. Буйнако-Соловец), в Казахстане (г. Мойнак), в Киргизстане (перевал Таш Мойнок), на Алтае (озеро Бойнак на плато Укок, перевал Муйнох на северных отрогах Катунского хребта), в Каракалпакии (Буйнак), а также в Грузии и Турции в верховьях Куры и Чорука[3], у куман в Венгрии[4] и др.

Из выше написанного следует сделать следующие выводы:

1) повторяемость данного ойконима в ойконимии всего тюркского мира (от Алтая до Крыма) является одним из признаков его отэтнонимного происхождения;

2) отражение его в топонимии различных регионов расселения тюркских народов одновременно свидетельствует о древних взаимосвязях и этнокультурных отношениях тюркских племен и народов. Выводы эти подтверждаются и другими данными. Как свидетельствует источники, ойконим Бойнак различными народами, в том числе и самими кумыками, издревле использовался как в топонимическом, так и в этнонимическом, иначе говоря, в широком этноойконимическом значении.

По поводу происхождения названия Бойнак существуют различные версии, требующие, однако, критического отношения и более аргументированного обоснования. Нельзя согласиться, например, с этимологией, принадлежащей И.Г. Добродомову, А.Н. Баскакову и которой придерживается и местный наш историк-краевед Б. Атаев: бойнак (в русской адаптации Боняк) – от тюркского «Bojny aq» («его шея белая, белошеий > белошейка»[5].

Известно, что всякий этноним (имеется в виду самоназвание) образуется согласно грамматическим нормам языка носителей этого же этнонима. Этнонимы в тюркских языках образуются от этимона (корня) путем добавления аффикса собирательно-множественного числа (иногда с соединительными гласными – -ак, -ык, -ок, -ук, -ик). В данном случае, как представляется, рассматриваемый нами этноним образован от корня бой (др.-тюрк. бод) в значении «племя» путем добавления к нему аффикса собирательно-множественного числа с соединительным гласным - –ун, и плюс аффикс собирательно-множественного числа –ак, что дает значение «народ», а также “будун” в значении “люди”, “народ”, “войско”. Однако следует отметить, что, первоначально обозначая полноправных рядовых членов общества — «мужчин» (ср. беги и будун), слово бодун/будун в дальнейшем обозначало и «войско» и «подданных» («кара будун») и — лишь с учетом семантики вышеназванных слов — «народ», точнее, «население» (державы, страны, владения)[6].

В связи с приводимой выше древнетюркской формой бод отметим, что в литературе (XVIII в.), относящейся к Бойнаку, название это встречается и в форме буднак (отсюда – буднацкий[7]). Вполне возможно, что в раннем средневековье существовала и производная от бод/буд усеченная форма этого имени бун. К этому нас подводят сведения, имеющиеся в средневековых грузинских источниках о бунтюрках, под которыми принято подразумевать оседлых тюрков[8]. Самая древняя на сегодня грузинская хроника “Мокцевай Картлисай” (написана в середине VII в., отредактирована в IX в.), повествуя о событиях гуннского периода, упоминает о “свирепых племенах бунтурков, живших по течению реки Куры, в четырех городах с их предместьями”. Как далее следует из текста, эти “бунтурки”, в количестве “28,000 семей” (т.е. не менее 140-170 тыс. чел.) “облюбовали себе к западу от Мцхеты одно место, ... обустроили его, обвели мощной оградой и стало это место называться Саркине”. И жители именно этого города именовались “бунтурками”. Судя по названию города Саркине (искаженное тюркское Сарыкан, т.е. “белый хан”), которое явно связано с титулом семендерских (джинданских) царей[9], именно их грузинские летописцы именуют “бунтурками”, что вполне закономерно: они давно стали для населения Грузии “коренными турками”.

Таким образом, с учетом всего вышесказанного мы можем заключить, что Бойнак, очевидно, представляет собой кумыкский этноойконим, генетически связанный с названием родового подразделения бойнаклар у гуннов-кангаров[10], производным от древнетюркского термина бод/буд/бун в значении “люди”, “народ”, “войско”. Остановимся в этой связи на их истории.

Наиболее раннее упоминание этого ойконима в форме бойнак вообще у тюрков относится, очевидно, к концу XI-началу XII в. Это имя носит хорошо известный в русских и византийских источниках великий князь, предводитель днепровских половцев Бойнак-хан (в византийских летописях Maniak, русск. Боняк), прозванный некоторыми историками «Наполеоном степного мира Восточной Европы», отец Сююнча, основателя Сююнч-калы (ныне на этом месте – город Грозный), дед Басимака. В более позднее время в истории Украины известен царевич Буйнак, участвующий в походе на Литву[11]. Племя бойнак (мойнак) еще в XIV веке обитало и в Крыму и его имя отложилось в ряде топонимов в этом регионе[12].

Наиболее раннее упоминание данного ойконима у кумыков относится, скорее всего, к концу XVI в. Причем, ойконим этот упоминается собственно и как этноним, и как образованный от него топоним. Так, например, в османских источниках 1583-1584 гг. в Дагестане фигурирует правитель Бойнака Мехмед Бек (“Voynak Begi Mehmed Beg”), «народ, который называется бойнак» («вoynak dedikleri halk»)[13] . Этих бойнаков автор вышеуказанного источника турецкий историк Ф. Кырзыоглу относит к кипчакскому племени[14]. К концу XVI относятся сведения о владении Буйнакском в составе «Кумыцкой земли»[15]. А в последующие эпохи Бойнак часто фигурирует в различных источниках. Так, немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший среди кумыков в середине XVII в., использует этот термин в этнонимическом значении и называет это подразделение кумыков «бойнаками», а Корнелий де Брейн (начало XVIII в.) также отмечает, что в приморском Дагестане «на день пути от Дербента живут… бойнаки…»[16].

Племя бойнак в 30-е гг.XIX в. известно и среди азербайджанцев-кенгерлинцев в Закавказье (Нахичевань)[17]. Семья Ханов Нахичеванских принадлежит к тюркскому племени кенгерли[18]. Следует здесь отметить, что кангарли по числу родовых подразделений были самой крупной племенной общностью. Основным местом их пребывания считаются Нахичевань и Карабах. Первые сведения о родовых подразделениях кангарли в 30-х годах XIX в. принадлежат С. Г. Григорьеву: юрдчу, джумшудлу, караханбейли. агабейли, джагатайлы, караджаллы, билиджи, алиханлы, карабулак, кеджалар, парванлар, илабанлы, арияанлы, арафсалы, селейка, кызыллы-пиргасан, кызылкишлак, калфир карабаглар[19].

Другие сведения о родоплеменных делениях кангарлинцев в середине XIX в. принадлежат И. Шопену. Он перечисляет следующие родовые подразделения кангарли: кызыллы, сарванлар, халхаллы, пиргасанлы, салахлы, агабейли, карабейлер, джагатай, карахан, гаджилар, джемшидли, билиджи, кызылкышлак, гурдлар, карадагли, шабанлы, кялфир-арафсали, караджаллы, караковсарли, панахли, софулу, бекдили, алиакперли, данаварлы, болгарли, кюрдмахмудли, ариянли, зиядли, баргушадли[20].

Кроме того, некоторые родовые подразделения делились на еще более мелкие ответвления. По полевым данным, подразделение софулу состояло из ответвлений гаджиханлар, атакишилер, бойнаклар, бирказ-дозулар, бирказ-баллигая, бирказ-кечаллар, которые в разные времена образовали селения Салдаш, Гайял, Санджарли, Кире, Пурасад, Агбиз, Алышар, Даратук, Баллыгая, Мырыг, Муруз, Сарыджык, Хачаты, Хартикуз, Чарали, Явсуллу[21] и т. д.

Как видно, некоторые племенные и родовые подразделения кангарлинцев носят имена различных тюркских племен (болгарли, бекдили, джагатай, бойнаклар и др.).

Приводимые данные свидетельствуют о том, что предки кумыков и в частности бойнаков, занимавшие с раннего Средневековья Западный Прикаспий (Дагестан) и предгорья Кавказа, имели непосредственное отношение к гуннам-кангарам. Прямые указания на это мы находим и в сочинении Муслихитдина Лари «Мир-атуль-Эдвар ее Миркаатулъ Ахбар», написанном в 1566 г. в Иране, на сведения которого впоследствии опирался и Мюннеджим-баши. Согласно сведениям данных авторов, правители кумыков происходили из гуннов (канклы, кангар), коим Огуз-ханом было вменено в обязанность быть стражами Каспийских ворот. За ними здесь было определено особое владение «инжу» – Индыр-Таргы[22]. В соседстве с ними в тот же период жили гунны-кангары, с которыми, как пишет сирийский автор VI века Мар Аба I, в 542 году сражались персидские войска Хосрова Ануширвана (531—579). Н.В. Пигулевская отмечает, что сасанидские войска вели «войну с кангарами (kangaraye), одним из гуннских племен»[23]. Чуть раньше, а именно в 484 году, по сообщению армянского историка V века Лазаря Парпского, в долине реки Куры, в «Области Кангаров, под горой Кангар дислоцировалась объединённая армия аранцев, армян и грузин»[24]. Следовательно, во второй половине V века в Закавказье образовались тюркские этнотопонимы типа «Кангардаг», «Кангарли».

Секрет происхождения кангаров еще в ХIХ в. раскрыл русский ученый Иван Шопен. Проанализировав сведения, собранные на месте, с материалом византийских и арабских источников Средневековья, он заключил: «Кангарли суть народ общего Татарского или Турецкого племени, из коего часть до ныне обитает в Бухарии[25], «Кангарли – древние Канглы или Печенеги»[26]. Кангары и в XIX, и в XX столетии все еще сохранили облик своих далеких предков. Шопен писал, что «черты их лица, голубые глаза и белокурые волосы явно доказывают происхождение их с севера»[27], т.е. с Северного Кавказа. Кангары «были европеоиды по своему антропологическому типу, тюркоязычны, воинственны, но не агрессивны»[28] - приходит к такому выводу этнолог Л. Гумилев. Данный архетип сохранился у кумыков и кенгерлинцев в Нахичевани до настоящего времени. К этому добавим, что многие известные тюркологи и историки единодушны в том, что кангары – это масса тюркских племен, тождественная канглы, печенегам и кипчакам[29].

Таким образом, мы можем заключить, что в названии старинного кумыкского населенного пункта Бойнак отложилось название одного из подразделений гуннов-кангаров. С учетом того, что название это издревле встречается на территории расселения кипчакского этноса, можно предположить, что носители данного этнонима изначально представляли кипчакоязычный компонент в составе тюркских племен раннего Средневековья, а именно гунно-булгар. К такой мысли нас склоняет то, что упоминаемое с XI в. племенное объединение бурчевичей и известных в восточных источниках под наименованием бурджоглы, которое возглавлял великий князь Бойнак, по своему составу и происхождению считается булгарским. Этому подтверждением служит и то, что еще в раннем средневековье (VII в.) на территории современного Дагестана упоминается их царство Варачан, известное в более поздних (VII-IX вв.) арабских источниках под названием Бурджан (Бургар/Бурган/Бургаз и, наконец, - Булгар)[30]. Кроме того, в грузинских летописях в XI в. упоминаются «дербентские кипчаки»[31], под которыми, очевидно, подразумевались, прежде всего, остатки гунно-булгар, принявшие участие в этногенезе кумыков. Род князей бурчевичей (бюрчебийлер) был известен среди кумыков еще в ХIХ в.[32]

Примечания.

[1] Tunmann. Der Krimische Staat. Troppau. 1784. P. 32.

[2] Бушаков В.. Роль географiчнiх терминiв в утворенi топонiмiв Крыму// Схiднiй свiт. 2002.2.С.84-100.

[3] Kirzioglu Fahrettin. Yukari-Kur ve Coruk boylarinda Kipcaklar. Ankara. 1992. S.92-93.

[4] Rasonyi Laszlo. Tuna kopruleri. Ankara. 1984.S.125.

[5] См.: Баскаков А.Н. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». М., 1985. С. 83; а также: Атаев Б. Бойнак Великий. Махачкала. 1998.С.5.

[6] Кызласов И. Л. Об этнонимах хакас и татар и слове хоорай (ответ оппонентам) // Этнографическое обозрение. 1992. № 2. С. 69-76.

[7] См.: ДИРЗЕА. С. 181.

[8] В современной специальной литературе предпочтение отдается интерпретации, предложенной М. Броссе, по которой указанный этноним следует понимать как «коренные, истинные тюрки» (Вrоssеt М. Histoire de la Georgie, I partie, 1849, Р. 30—33; см. также Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. — Тб., 1959. С. 125; он же, Бунтюрки. — Грузинская советская энциклопедия, т. 2.С. 572; Джанашиа Н. С. К источникам «Жизни грузинских царей». — В кн.: Историко-источниковедческие очерки, — Тб., 1986, С. 96, прим. 10, на груз. яз.). Слово «бун» помимо указанного значения имеет и значение «оседлость»— мквидри (см. Абуладзе И. В. Словарь древнегрузинского языка. — Тб., 1973. С. 37). Для данного случая именно это значение кажется наиболее подходящим. Во-первых, по контексту, бунтюрки, действительно, являются оседлыми — они живут в городах. Для полноты сообщения о бунтюрках можно указать и на работу М. Сейидова «Опыт этимологического анализа слова Бунтурки/Бунтюрки» (Доклады АН Азер. ССР. 1969, т. XXV, № 8. С. 91—93), в котором слово «бун» связывается с тюркскими языками и этноним в целом толкуется как «тюркское племя».

[9] См.: Алиев К. Дорогой тысячелетий. Этнородственные связи кумыков. Махачкала.2004.С.24.

[10] См.: Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СПб., 1852 . С.535.

[11] М. Грушевський. Історія України-Руси. Том IX. Розділ VI. Стор. 10.

[12] Груббе В.В. Экскурсия в Мойнаки. Путеводитель. - Симферополь: Таврия, 1989. С. 19;см.также: Сумароков П.В. “Досуги крымского судьи”. Описание путешествия 1799-1801 гг. М., 1803.

[13] Kirzioglu Fahrettin. Osmanlilarin Kafkas Ellerin Fethi. 1475-1590. Ankara. 1993., S.312,467,

[14] Там же. С. 546.

[15] Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая пол.XVI – 30-е годы XVII века. М. . 1963. С.44.

[16] Дагестан в известиях русских и и западно-европейских авторов XIII-XVIII вв.Махачкала. 1992.С.118; см. также: Атаев Б. Бойнак Великий. Махачкала. 1998. С. 10.

[17] Шопен И.И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СПб. 1852. С. 535.; см.также Гейбуллаев Г. Топономия Азербайджана, 1986 г., стр-68-69.

[18] Нагдалиев Ф. Ханы Нахичеванские в Российской империи. М., 2006.С.7.

[19] Статистическое описание Нахичеванской провинции. СПб., 1833.С. 32.

[20] Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СПб., 1852.С.535.

[21] МИЭБГЗК. Тифлис. 1887.Т.2.С.24; см.также: Мамедов Н.Г. О некоторых этнотопонимах Малого Кавказа// История топонимических исследованийБаку.1992.С.135.

[22] Togan Z. V. A.g.e. S.106.

[23] См.: Н. В. Пигулевская. Map Аба I (К истории культуры VI в. я. э.) // «Советское востоковедение». V. М.—Л., 1948, C. 77.

[24] Об этом см.: В. Л. Гукасян. Значение закавказских источников в изучении истории азербайджанского языка дописьменного// периода «Советская тюркология», 1978, №2, C. 23.

[25] Шопен И.И. Некоторые замечания на карту «Обозрение российских владений за Кавказом». СПб., 1840.С.123.

[26] См.: Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СПб. 1852, . С.537-538..

[27] См.: Шопен И. И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СПб. 1852. С. 535.

[28] Гумилев Л. Там же.

[29] Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах…., т.2.М., 1951.С.229; Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и сведения об их численности// Живая старина, вып.3-4, год шестой, СПб., 1896.С.278-290; Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967.С.23-24.

[30] См.: Калинина Т. Сведения ранних ученых Арабского халифата. М., 1988.С.92; Полосин В.В. Этноним булгары в арабских источниках// Краткие сообщ.VII научной сессии ЛО ИВ АН СССР.Л., 1986.С.26-29.

[31] См.: Анчабадзе З.В. Кипчаки Северного Кавказа по данным грузинских летописей XI-XIV в. // «О происхождении балкарцев и карачавцев». Нальчик. 1960. С. 116.

[32] См.: Шихалиев (Шейх-Али) Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала. 1993.С.33.


Источник: Магомедов З. М. Великие Бойнаки. Истории в деталях. Махачкала. 2008.

Размещено: 11.02.2012 | Просмотров: 3441 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.