Кумыкский мир

Культура, история, современность

Классик дагестанской критики

К 100-летию Камиля Султанова

Фото

В дагестанской литературе имеется немало знаковых имен. Если ограничиваться XX веком, советским периодом, то и в этом случае можно составить внушительный ряд авторов, внесших свою, существенную лепту в общедагестанский художественный процесс.

Однако, выявляя «первых из первых», нельзя избежать эпохальные, эмблематичные явления. Сулейман Стальский - «Гомер XX века», Расул Гамзатов - поэт, обретший европейское признание, Ахмедхан Абу-Бакар вывел дагестанскую прозу на всесоюзный уровень. В этот ряд органично вписывается литературный критик Камиль Султанов, который около полувека являлся своего рода флагманом дагестанской литературной критики и может быть признан ее классиком.

Камиль Султанов (1911-2002), вместе с Э. Капиевым, Т.-Б. Бейбулатовым, Г. Гаджибековым и другими стоявший у истоков литературно-критической мысли Дагестана, начал свою деятельность в 1930-е годы. Примерно со второй их половины вплоть до 80-х годов он занимал лидирующие позиции, являлся ведущим литературным критиком Дагестана. В своих рецензиях, проблемных, обзорных статьях, творческих портретах писателей он регулярно освещал современный литературный процесс республики, да и всего Северного Кавказа, характеризовал его тенденции, смело критиковал авторов за упущения, недостатки произведений, по большому счету пропагандировал национальную словесность, подчеркивая ее непреходящую ценность.

Чтобы осознать значимость деятельности К. Султанова-критика, следует сказать, что литературная критика в советский период, в пору его творческой деятельности занимала привилегированное положение в том плане, что ей в русле доминировавшей официальной идеологии, соцреалистических доктрин вменялись в обязанность направляющие функции, отводилась роль регулятора художественного процесса. Однако не столько в этой связи (ведь вместе с ним на ниве критики трудились и иные авторы) он обрел высокий авторитет, обрел высокий статус, с которым нельзя было не считаться. Благодаря своему незаурядному художественному дарованию, аналитическому складу мышления, широкой эрудиции, отчасти и художественному чутью К. Султанову удавалось выявить суть современных ему художественных явлений, дать убедительную характеристику только что изданному произведению, книге или творческому наследию писателя, через незначительный на первый взгляд факт литературной жизни высветить тенденцию и т.д. В результате многолетней регулярной деятельности на поприще критика он обрел непререкаемый авторитет. Каждая его публикация вызывала повышенный интерес, в том числе писательского сообщества. Это свидетельствовало о многом: по нему строилась литература, его мнение невозможно было игнорировать.

Литературно-критическое дарование К. Султанова проявилось рано. В одной из первых статей «О кумыкской литературе», опубликованной в качестве предисловия к сборнику молодых национальных авторов «Ростки новой кумыкской литературы» на кумыкском языке, совсем молодого, только перешагнувшего двадцатилетний возрастной рубеж Камиля Султанова ярко проявились присущие ему высокий интеллектуальный уровень, аналитическое мышление, умение высветить из огромной череды произведений прошлого и настоящего наиболее значительные произведения, острота постановки проблем.

Последовавшие затем десятки публикаций на страницах периодики только за первую половину 1930-х годов (в основном на страницах газеты «Ленин ёлу») стали подтверждением того, что в кумыкскую литературу пришел критик, готовый взять на себя ответственность за ее современное состояние и будущность. Обращает на себя внимание широта жанрового диапазона его публикаций - это рецензии, обзорные, тематические, проблемные статьи, жанр очерка, творческого портрета.

Хронологическое рассмотрение наследия К. Султанова показывает, что в дальнейшем наряду с кумыкской литературой объектом его исследовательского внимания становится вся дагестанская литература. Вместе с этим происходит выход критика на общероссийский уровень. В начале сороковых годов его статьи печатаются уже в центральной прессе, такие, например, как: «Литература Страны гор» («Литературная газета»), «О дружбе и нелицеприятной критике» («Литература и искусство») и др. С этого момента, на наш взгляд, берет начало зрелый период творчества литературного критика.

Камиль Султанов находился, как говорится, на гребне волны. По существу такова природа литературно-критического творчества. Не всё сказанное всеми воспринимается однозначно, тем более острая критика. В ряду резонансных выступлений можно отметить статьи «Поэты и критика» («Дружба народов», 1968), «Для взлета нужны крылья» («Литература Дагестана и жизнь», 1963) и др. Наиболее значительные работы были изданы им отдельными книгами.

Первая книга являет собой очерк творчества Сулейман Стальского (1949), вторая - Гамзата Цадасы (1958). Символична книга «Поэты Дагестана» (1959) состоящая из творческих портретов дагестанских авторов прошлого и настоящего.

«Поэты Дагестана» видится определенным этапом творческой деятельности К. Султанова, так как в ней он попытался сквозь призму творчества отдельных авторов, характерные приметы их наследия отразить вехи литературного процесса в целом. Если учесть, что в этом же году были изданы дагестанскими литературоведами очерки отдельных литератур дореволюционного периода: аварской, даргинской, кумыкской и др., то можно предположить, что в этом факте выразилась здоровая конкуренция между критиком К. Султановым и учеными тогдашнего филиала Академии наук, являвшимися авторами этих очерков, дискуссии с которыми у него были нередки.

В следующей по времени издания книге К.Султанова «Литература кумыков» («Къумукъланы адабияты», 1964), предпринята попытка обстоятельного освещения родной литературы со времени возникновения по современность. К слову сказать, в то время это была первая работа, в которой история одной из литератур Дагестана рассматривалась бы в столь полном объеме; кроме того, она долгие годы оставалась первой историей, написанной на родном языке.

Одной из значительных работ К.Султанова является книга «Певцы разных народов» (1971). В ней сквозь призму излюбленного жанра - жанра очерка, иначе говоря, творческого портрета классиков прошлого, признанных мастеров, а также современных, порой совсем молодых авторов, он попытался отразить панораму литературной жизни всего Северного Кавказа. Это тоже было ново, оригинально.

О певцах разных народов К. Султанов пишет одинаково с любовью, приподнято, эмоционально, с теплотой. В этой связи писатели и сами как бы становятся ближе друг к другу, в той же степени вызывают симпатии и у читателей. Субъективная, личностная характеристика определяет задушевную тональность книги, подчеркивая достоинства, своеобразие его литературной критики.

Единственной книгой К. Султанова, изданной в Москве, является одна из последних его работ - «Этюды о литературах Дагестана» (1978). Символично само название: автор в характерной для себя манере через отдельные детали, через отдельные произведения избранных им авторов демонстрирует картину развития литератур нашего края. В данной книге автор как участник литературного процесса излагает свое видение литературной истории Дагестана, не скрывая своих субъективных оценок, приглашая тем самым читателя на откровенный разговор. Словом, поздняя критика К.Султанова в отдельных своих проявлениях обнаруживает доверительные интонации, открытость диалогу, искренность.

Естественно, наряду с изданием литературно-критических книг, К.Султанов активно выступал с критическими публикациями в прессе, оперативно откликаясь на события текущей литературной жизни.

Нельзя не сказать отдельно о поэтике его наследия. Так, в частности ему была свойственна цитация известных писателей и исследователей, классиков русской и мировой литератур во имя подтверждения своих суждений, горячее отстаивание своих принципов, полемичность и т. д.

Кроме того, у литературной критики как разновидности словесной культуры имеются свои характерные особенности. В этой связи видится целесообразным отметить, что Камиль Султанов по праву может быть признан классиком дагестанской критики не только потому, что в течение нескольких десятилетий, начиная с ее ранних этапов, с момента становления, был ее лидером (хотя это тоже важно). Он классик, прежде всего потому, что строго следовал классическим канонам литературной критики.

В ряду канонических ее черт, фигурирующих в его публикациях, можно назвать оперативность при освещении современной литературы, художественность, образность, субъективность, иначе - личностность, эмоциональность, избирательность и др. Именно этим критика отличается от научных трудов по литературе, от литературоведения. В силу исконных отличий эти две области знания решают свои определенные функции. Литературная критика успешно выполняет роль пропагандиста, популяризатора литературы.

Будучи профессионалом своего дела, К. Султанов как нельзя умело реализовывал возможности, заключенные в жанре, которым он оперировал. Своей неуемной деятельностью, своей любовью, верным служением избранному делу он способствовал тому, что литературно-критическая мысль заняла свою определенную нишу в истории дагестанской литературы. Его критические статьи написаны столь талантливо, что читаются, не менее увлекательно, чем художественные произведения, о которых они написаны.

В заключение отмечу, что наследие К. Султанова не ограничивается указанными произведениями. Он был также талантливым поэтом, издал около десяти поэтических книг, которые ждут своего исследователя.

К. Султанов занимал высокие должности. Он был ответственным секретарем: Союза писателей Дагестана, главным редактором альманаха «Дружба», директором Дагестанского книжного издательства. К. Султанов участвовал в съездах писателей РСФСР, СССР, удостаивался премии им. С. Стальского, звания заслуженного работника культуры РСФСР, награжден тремя орденами «Знак Почета».

Камиль Даниялович Султанов прожил долгую жизнь, более полувека участвовал в литературном процессе Дагестана. Его успешная литературно-критическая деятельность способствовала тому, что он был признан мэтром своего дела. Еще важнее то, что К. Султанов своей деятельностью способствовал утверждению литературной критики как отдельной составляющей национального художественного процесса, в широком аспекте, выходу дагестанской литературы на новые рубежи.


Источник: газета «Дагестанская правда». №22-23. 28.01.2012.

Размещено: 02.02.2012 | Просмотров: 2535 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.